Политической партией является добровольное объединение граждан Республики Узбекистан, образованное на основе общности взглядов, интересов и целей, стремящееся к осуществлению политической воли определенной части общества в формировании органов государственной власти и принимающее участие через своих представителей в управлении государственными и общественными делами.
Комментарий LexUz
Политические партии осуществляют свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Узбекистан, настоящим Законом, другими актами законодательства, а также на основе своих уставов.
Политические партии создаются и действуют в целях реализации прав и свобод граждан на основе свободного волеизъявления, добровольности вступления и выхода из партии, равноправия своих членов, самоуправления, законности и гласности.
выступающих против суверенитета, целостности и безопасности Республики Узбекистан, конституционных прав и свобод ее граждан;
Любые ограничения прав гражданина, а равно предоставление ему льгот или преимуществ по признакам партийной принадлежности запрещаются.
Президент Республики Узбекистан, являясь гарантом соблюдения прав и свобод всех граждан республики, обязан приостановить или прекратить свое членство либо участие в политической партии на срок исполнения президентских полномочий.
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
(абзац четвертый части четвертой статьи 4 в редакции Закона Республики Узбекистан от 18 февраля 2019 года № ЗРУ-522 — Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2019 г., № 2, ст. 47)
См. последующую редакцию.
Государство гарантирует защиту прав и законных интересов политических партий, создает им равные правовые возможности выполнения ими своих уставных целей и задач.
Органам государственной власти и управления, предприятиям, учреждениям, организациям и их должностным лицам запрещается вмешиваться по внутренние дела политических партий либо препятствовать в той или иной форме их деятельности, если она осуществляется в соответствии с законом и их уставами.
Вмешательство политических партий в деятельность государственных органов и должностных лиц не допускается.
Мероприятия организаций политических партий осуществляются в основном в нерабочее время их членов и за счет средств этих партий. Частным работодателям запрещается требовать от своих работников заниматься политической деятельностью от имени партии во время исполнения ими трудовых обязанностей.
На работников аппарата политических партий распространяется законодательство о труде, социальном обеспечении и социальном страховании.
См. предыдущую редакцию.
Для создания политической партии необходимо наличие не менее двадцати тысяч подписей граждан, проживающих в не менее восьми территориальных субъектах (областях), включая Республику Каракалпакстан и город Ташкент, и намеренных объединиться в партию.
(часть первая статьи 6 в редакции Закона Республики Узбекистан от 12 декабря 2003 года № 568-II — Ведомости Олий Мажлиса, 2004 г., № 1-2, ст. 18)
Инициаторы создания политической партии в количестве не менее пятидесяти человек должны сформировать организационный комитет по подготовке учредительных документов партии, формированию ее членского состава и созыву учредительного съезда или конференции.
Организационный комитет обязан не позднее чем в семидневный срок со дня своего образования письменно информировать Министерство юстиции Республики Узбекистан о своей инициативе, составе, руководителе (лидере), месте нахождения комитета и дате созыва учредительного съезда или конференции.
Учредительный съезд или конференция принимает устав и программу партии, образует ее выборные органы.
компетенцию и порядок образования (созыва) руководящих органов партии и ее организаций, сроки их полномочий;
См. предыдущую редакцию.
документ банка, подтверждающий оплату государственной пошлины в размере, установленном законодательством;
(абзац шестой части второй статьи 8 в редакции Закона Республики Узбекистан от 31 декабря 2008 года № ЗРУ-197 — СЗ РУ, 2008 г., № 52, ст. 513)
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
материалы, подтверждающие выполнение требований настоящего Закона, в том числе список двадцати тысяч граждан Республики Узбекистан, выразивших желание объединиться в эту партию, с их подписями, сведения о членах выборных органов (фамилия, имя, отчество, год рождения, место жительства и работы, номер телефона), решение высшего органа партии о придании полномочий членам руководящего органа с наделением их правом представлять партию в процессе регистрации либо в случае споров в суде.
(абзац седьмой части второй статьи 8 в редакции Закона Республики Узбекистан от 12 декабря 2003 года № 568-II — Ведомости Олий Мажлиса, 2004 г., № 1-2, ст. 18)
См. предыдущую редакцию.
Заявление о регистрации политической партии рассматривается в месячный срок со дня его поступления. По результатам рассмотрения принимается решение о регистрации политической партии или отказе в регистрации. Решение выдается либо направляется по почте руководящему органу политической партии не позднее чем в трехдневный срок со дня его принятия.
(часть третья статьи 8 в редакции Закона Республики Узбекистан от 20 августа 1999 г., № 832-I — Ведомости Олий Мажлиса, 1999 г., № 9, ст. 229)
Политическая партия приобретает права юридического лица и может осуществлять свою деятельность со дня регистрации.
Изменения и дополнения уставов политических партий подлежат регистрации в порядке и сроки, предусмотренные настоящей статьей для регистрации уставов.
Комментарий LexUz
См. Положение о порядке государственной регистрации негосударственных некоммерческих организаций, утвержденное постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 10 марта 2014 года № 57.
Не подлежат регистрации политическая партия, если ее устав, цели, задачи и методы деятельности противоречат Конституции Республики Узбекистан, настоящему Закону и другим актам законодательства либо ранее зарегистрирована политическая партия или общественное движение с аналогичным названием.
В случае отказа зарегистрировать политическую партию, Министерство юстиции Республики Узбекистан письменно информирует об этом полномочного члена руководящего органа партии со ссылкой на положения законодательства, которым противоречат представленные документы. Полномочные члены руководящего органа политической партии имеют право в течение месяца со дня получения отказа в регистрации повторно обратиться в Министерство юстиции Республики Узбекистан с заявлением о регистрации партии при условии приведения документов в полное соответствие с Конституцией Республики Узбекистан и законодательством.
Отказ в регистрации политической партии может быть обжалован в Верховный суд Республики Узбекистан в установленном порядке.
Комментарий LexUz
См. пункты 25 – 28 «Положения о порядке государственной регистрации негосударственных некоммерческих организаций», утвержденное постановлением Кабинета Министров от 10 марта 2014 года № 57.
При нарушении политической партией Конституции Республики Узбекистан, настоящего Закона, других актов законодательства или своего устава Министерство юстиции Республики Узбекистан информирует об этом в письменной форме руководящие органы партии с указанием, какие нормы законодательства или устава нарушены, и устанавливает срок для устранения этих нарушений. Если в установленный срок нарушения не устраняются, деятельность политической партии может быть приостановлена на срок до шести месяцев Верховным судом Республики Узбекистан по представлению Министерства юстиции или Генерального прокурора Республики Узбекистан.
При приостановлении деятельности политической партии ей запрещается на этот период пользоваться всеми средствами массовой информации, вести агитацию и пропаганду, участвовать в выборах.
самороспуском партии в соответствии с ее уставом, о чем высший орган партии в трехдневный срок информирует Министерство юстиции Республики Узбекистан;
решением Верховного суда Республики Узбекистан по представлению Министерства юстиции или Генерального прокурора Республики Узбекистан в случаях совершения партией действий, предусмотренных частью второй статьи 3 настоящего Закона, или повторного в течение года совершения действий, за которые ее деятельность была приостановлена.
Прекращение деятельности политической партии наступает со дня опубликования об этом официального сообщения Министерства юстиции Республики Узбекистан в средствах массовой информации.
свободно распространять информацию о своей деятельности, пропагандировать свои дела, цели и решения;
участвовать через своих представителей в выборных государственных органах в подготовке соответствующих решений;
участвовать в установленном законом порядке в выборах Президента Республики Узбекистан, органов государственной власти;
Комментарий LexUz
См. Избирательный кодекс Республики Узбекистан.
в порядке, предусмотренном законодательством, учреждать средства массовой информации и пользоваться другими средствами массовой информации;
Комментарий LexUz
вступать в союзы (блоки) с политическими партиями Республики Узбекистан, в договорные отношения с ними и другими общественными объединениями.
Комментарий LexUz
См. ст. 251 Закона Республики Узбекистан от 12 декабря 2002 года № 434-II «О Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан».
Политические партии могут иметь и иные права, предусмотренные настоящим Законом и другими законодательными актами Республики Узбекистан.
См. предыдущую редакцию.
Фракции политических партий в Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан образуются на учредительных собраниях депутатов, выдвинутых от политических партий, для организованного проведения политики своих партий. Фракции регистрируются Законодательной палатой Олий Мажлиса на основании соответствующего заявления руководителя фракции и учредительных документов.
Комментарий LexUz
См. ст. 24 Закона Республики Узбекистан от 12 декабря 2002 года № 434-II «О Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан».
Фракция политической партии в Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан имеет право:
См. предыдущую редакцию.
обращаться к Президенту Республики Узбекистан с инициативой об освобождении от должности Премьер-министра Республики Узбекистан;
(часть вторая статьи 13 дополнена абзацем третьим Законом Республики Узбекистан от 11 апреля 2007 года № ЗРУ-90 — СЗ РУ, 2007 г., № 15, ст. 153)
на гарантированное предоставление слова представителю фракции в прениях по каждому вопросу повестки дня заседания Законодательной палаты;
на обращение с запросом соответственно к Спикеру Законодательной палаты Олий Мажлиса и Правительству Республики Узбекистан, к министрам, а также руководителям других государственных органов;
См. предыдущую редакцию.
вносить предложения по кандидатурам заместителей Спикера, председателей комитетов и комиссий Законодательной палаты;
(абзац шестой части второй статьи 13 в редакции Закона Республики Узбекистан от 11 апреля 2007 года № ЗРУ-90 — СЗ РУ, 2007 г., № 15, ст. 153)
распространять мнение фракции по обсуждаемому на заседании Законодательной палаты вопросу среди депутатов;
осуществлять другие функции, предусмотренные законодательством для депутатов Законодательной палаты.
Комментарий LexUz
См. ст. 25 Закона Республики Узбекистан от 12 декабря 2002 года № 434-II «О Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан».
Руководитель фракции политической партии входит в состав Кенгаша Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан.
Организационное, техническое и иное обслуживание деятельности фракций обеспечивается аппаратом Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан.
(статья 13 в редакции Закона Республики Узбекистан от 30 апреля 2004 г., № 621-II — СЗ РУ, 2004 г., № 25, ст. 287)
См. предыдущую редакцию.
Фракция политической партии, получившая большинство мест в Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан, составляет парламентское большинство.
См. предыдущую редакцию.
Парламентское большинство могут составить также несколько фракций политических партий и депутатов, избранных от Экологического движения Узбекистана, создающих блок исходя из близости или совпадения своих программных целевых задач.
Фракции политических партий, а также депутаты, избранные от Экологического движения Узбекистана, не разделяющие курс и программу вновь сформированного правительства или отдельные ее направления, могут объявить себя оппозиционными.
(части вторая и третья статьи 131в редакции Закона Республики Узбекистан от 25 декабря 2008 года № ЗРУ-194 — СЗ РУ, 2008 г., № 52, ст. 510)
См. последующую редакцию.
Объединение фракций политических партий в блок не ограничивает их самостоятельности в осуществлении прав, предусмотренных законом.
Фракция политической партии, объявившая себя парламентской оппозицией, наряду с предусмотренными законом для фракций полномочиями имеет право:
на внесение альтернативной редакции проекта закона одновременно с докладом по соответствующему вопросу ответственного комитета Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан;
на занесение в протокол пленарного заседания Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан своего особого мнения по обсуждаемым вопросам;
на гарантированное участие ее представителей в согласительной комиссии по отклоненному Сенатом Олий Мажлиса Республики Узбекистан закону.
Гарантированные законом права парламентской оппозиции не могут быть ущемлены парламентским большинством.
Комментарий LexUz
См. ст. 251 Закона Республики Узбекистан от 12 декабря 2002 года № 434-II «О Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан».
(статья 131 введена Законом Республики Узбекистан от 11 апреля 2007 года № ЗРУ-90 — СЗ РУ, 2007 г., № 15, ст. 153)
См. предыдущую редакцию.
Статья 14. Партийные группы в Жокаргы Кенесе Республики Каракалпакстан и Кенгашах народных депутатов
Партийная группа — депутатское объединение, создаваемое депутатами, выдвинутыми от политической партии, в целях выражения интересов партии в Жокаргы Кенесе Республики Каракалпакстан, Кенгаше народных депутатов и зарегистрированное в установленном порядке.
Депутат, выдвинутый от политической партии и избранный в Жокаргы Кенес Республики Каракалпакстан или Кенгаш народных депутатов, может быть членом партийной группы только этой партии.
Партийные группы в Жокаргы Кенесе Республики Каракалпакстан и Кенгашах народных депутатов образуются на учредительных собраниях депутатов, выдвинутых от политических партий. Партийные группы регистрируются соответственно Жокаргы Кенесом Республики Каракалпакстан, Кенгашами народных депутатов на основании соответствующего заявления руководителя партийной группы и учредительных документов.
См. предыдущую редакцию.
Партийные группы в Жокаргы Кенесе Республики Каракалпакстан, Кенгашах народных депутатов образуются при условии объединения в них не менее трех депутатов, избранных в Жокаргы Кенес Республики Каракалпакстан или Кенгаши народных депутатов областей, города Ташкента, а также районов и городов от соответствующей политической партии.
(часть четвертая статьи 14 в редакции Закона Республики Узбекистан от 18 апреля 2018 года № ЗРУ-476 — Национальная база данных законодательства, 19.04.2018 г., № 03/18/476/1087)
уменьшения числа депутатов, входящих в партийную группу, ниже предела, необходимого для ее образования;
(статья 14 в редакции Закона Республики Узбекистан от 20 января 2014 года № ЗРУ-365 — СЗ РУ, 2014 г., № 4, ст. 45)
См. предыдущую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
участвовать в формировании повестки дня сессии соответствующего представительного органа государственной власти;
вносить предложения по кандидатурам председателей, заместителей председателей и членов комитетов или комиссий соответствующего представительного органа государственной власти;
на гарантированное предоставление слова представителю партийной группы в прениях по каждому вопросу повестки дня сессии соответствующего представительного органа государственной власти;
на обращение с запросом соответственно к председателям Жокаргы Кенеса и Совета Министров, министрам и руководителям других государственных органов Республики Каракалпакстан, хокимам, заместителям хокимов, руководителям управлений, отделов и других подразделений хокимиятов, а также к руководителям предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории соответствующего Кенгаша народных депутатов;
на внесение предложений о заслушивании на сессиях Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, Кенгаша народных депутатов отчета или информации руководителя государственного органа, расположенного на соответствующей территории, в том числе должностных лиц местных органов исполнительной власти по вопросам их деятельности, а также о рассмотрении вопросов социально-экономического развития. Решение при этом принимается при условии поддержки более половины депутатов;
распространять мнение партийной группы среди депутатов по обсуждаемому вопросу на сессии соответственно Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан или Кенгаша народных депутатов;
представлять в Жокаргы Кенес Республики Каракалпакстан, хокиму области или города Ташкента заключение о неудовлетворительной деятельности хокима района (города), а также должностных лиц соответствующих местных органов исполнительной власти.
(часть первая статьи 141 в редакции Закона Республики Узбекистан от 18 апреля 2018 года № ЗРУ-476 — Национальная база данных законодательства, 19.04.2018 г., № 03/18/476/1087)
Партийные группы в Кенгашах народных депутатов областей и города Ташкента имеют право инициировать представление Президенту Республики Узбекистан обоснованных заключений о неудовлетворительной деятельности лиц, утвержденных на должность хокима области и города Ташкента.
Предложение партийных групп по вопросам, вносимым соответственно в Жокаргы Кенес Республики Каракалпакстан и Кенгаш народных депутатов, подлежит обязательному рассмотрению.
Организационное, техническое и иное обслуживание деятельности партийных групп в Жокаргы Кенесе Республики Каракалпакстан обеспечивается аппаратом Жокаргы Кенеса, а партийных групп в Кенгашах народных депутатов — соответствующими структурными подразделениями хокимиятов.
(статья 141 введена Законом Республики Узбекистан от 20 января 2014 года № ЗРУ-365 — СЗ РУ, 2014 г., № 4, ст. 45)
См. предыдущую редакцию.
По согласованию с депутатом Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан политической партией может быть выделен представитель, работающий на общественных началах, из числа сотрудников территориального отделения партии в соответствующем избирательном округе.
регистрирует поступившие на имя депутата обращения физических и юридических лиц в избирательном округе и информирует об этом депутата;
содействует приему депутатом физических лиц и представителей юридических лиц, а также организации встреч депутата с избирателями;
по поручению депутата организует работу, связанную с осуществлением его полномочий на территории избирательного округа;
(статья 142 введена Законом Республики Узбекистан от 18 апреля 2018 года № ЗРУ-476 — Национальная база данных законодательства, 19.04.2018 г., № 03/18/476/1087)
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
Политические партии могут иметь в собственности здания, сооружения, оборудование, издательства, транспортные средства, а также иное имущество, необходимое для осуществления уставных задач.
Финансирование политических партий осуществляется в соответствии с Законом Республики Узбекистан «О финансировании политических партий».
Политические партии в порядке, определяемом законодательством, осуществляют предпринимательскую деятельность лишь в целях выполнения уставных задач. Результаты предпринимательской деятельности политической партии должны быть отражены в ее финансовом отчете.
Доходы от предпринимательской деятельности политических партий не могут перераспределяться между членами партии и используются только для выполнения уставных задач.
Политические партии ежегодно публикуют свои бюджеты для всеобщего сведения и в установленном порядке представляют в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан или уполномоченному ею органу отчеты об источниках финансирования своей деятельности.
Комментарий LexUz
Также см. пункт 47 Положения о порядке государственной регистрации негосударственных некоммерческих организаций, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 10 марта 2014 года № 57.
(статья 15 в редакции Закона Республики Узбекистан от 30 апреля 2004 г., № 621-II — СЗ РУ, 2004 г., № 25, ст. 287)
См. предыдущую редакцию.
(статья16 утратила силу в соответствии с Законом Республики Узбекистан от 30 апреля 2004 г., № 621-II — СЗ РУ, 2004 г., № 25, ст. 287)
Контроль за соответствием деятельности политических партий Конституции Республики Узбекистан, законодательству и их уставам осуществляется Министерством юстиции Республики Узбекистан.