Комментарий LexUz
Настоящее постановление утратило силу в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 22 сентября 2000 года № 365 «О совершенствовании аудиторской деятельности и повышении роли аудиторских проверок».
В соответствии с Законом Республики Узбекистан «Об аудиторской деятельности» и в целях усиления действенности независимого финансового контроля, оказания квалифицированной помощи в области управленческой деятельности, бухгалтерского учета и финансов предприятиям, объединениям, концернам, ассоциациям, совместным предприятиям, общественным организациям и другим формированиям Кабинет Министров постановляет:
1. Ввести аудиторские формы финансового контроля за деятельностью хозрасчетных предприятий, определив основными принципами этого вида контроля проведение ревизий, проверок и оказание консультационных услуг на договорной платной основе аудиторскими фирмами.
2. Установить обязательные аудиторские формы контроля для обслуживания межотраслевых объединений, концернов, ассоциаций, акционерных обществ и предприятий, арендных и совместных предприятий, коммерческих банков, общественных и других организаций, не имеющих вышестоящих органов управления.
Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и г. Ташкента оказывать содействие в организации хозрасчетных аудиторских фирм по контролю за деятельностью межотраслевых, акционерных, арендных, совместных предприятий и кооперативов, имеющихся на соответствующей территории.
4. Министерствам, ведомствам, концернам, ассоциациям, Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и г. Ташкента до 20 мая 1993 года обеспечить пересмотр и отмену ранее изданных ими нормативных актов, противоречащих настоящему постановлению.
5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Б.С. Хамидова.
1. Аудит вводится по территориальному признаку в первую очередь для осуществления финансового контроля за деятельностью межотраслевых, совместных, арендных, акционерных объединений, концернов, ассоциаций и предприятий, не имеющих вышестоящих министерств, ведомств или других органов отраслевого управления.
2. Аудиторы (аудиторские фирмы) являются юридическими лицами, имеют собственный счет в учреждениях банков и печать. Уставы аудиторских фирм утверждаются их учредителями. Государственная регистрация аудиторов (аудиторских фирм) производится в Министерстве юстиции Республики Узбекистан. В целях развития конкуренции допускается создание на территории одного региона нескольких аудиторских фирм.
3. В своей деятельности аудиторы (аудиторские фирмы) руководствуются Законом Республики Узбекистан «Об аудиторской деятельности», действующим законодательством Республики Узбекистан, приказами и инструкциями Министерства финансов Республики Узбекистан и Главного государственного налогового управления, поддерживают тесный контакт с финансовыми, налоговыми и другими государственными контролирующими органами.
4. Аудиторы (аудиторские фирмы) работают на принципах полного хозяйственного расчета и самофинансирования за счет средств, перечисленных заказчиками их услуг в соответствии с заключенными договорами.
5. Объем работ аудиторов (аудиторских фирм) в целом определяется как сумма договоров с заказчиками на проведение оказываемых услуг. Взаимоотношения аудиторов (аудиторских фирм) с бюджетом осуществляется на основе действующего законодательства. Хозрасчетный доход, за вычетом налогов, остается в распоряжении аудитора (аудиторской фирмы) и изъятию не подлежит.
1. Целью деятельности аудитора (аудиторской фирмы) является осуществление независимой экспертизы и анализа финансово-хозяйственной деятельности, проверки полноты, реальности, соответствия требованиям, предъявляемым к ведению бухгалтерского учета, а также контрольно-ревизионной работы, разработка предложений и заключений по улучшению деятельности предприятий, предоставление консультаций по вопросам финансов, учета и контроля предприятиям и организациям на договорной (платной) основе.
2. Деятельность аудитора (аудиторской фирмы) должна способствовать повышению эффективности производства, увеличению накоплений, улучшению взаиморасчетов, рациональному использованию и сохранности материальных и финансовых ресурсов, финансовому оздоровлению предприятий и организаций в соответствующих отраслях народного хозяйства республики.
1. Аудиторская проверка производится на основании договора между аудитором (аудиторской фирмой) и хозяйствующим субъектом, предусматривающего предмет, сроки и место проведения проверки, размер и порядок оплаты, ответственность сторон.
2. Договорами могут быть предусмотрены проведение как комплексных, так и различных тематических ревизий и проверок, анализов, обследований, подготовка независимых заключений о реальности баланса и финансового положения.
3. Между аудиторами (аудиторскими фирмами) и заказчиками их услуг могут быть подписаны долгосрочные договоры об аудиторском обслуживании. В этом случае аудитор (аудиторская фирма) берет на себя обязательство разрабатывать заключение о законности и экономической целесообразности хозяйственных операций обслуживаемого предприятия за отчетный период, его платежеспособности и достоверности данных баланса.
4. При невыполнении предусмотренных договором обязательств аудитор (аудиторская фирма) и заказчик их услуг несут материальную ответственность. При этом, в случае некачественного и несвоевременного выполнения работ аудитор (аудиторская фирма) возвращает заказчику средства и выплачивает штрафные санкции в размере, предусмотренном договором.
5. Наряду с выполнением договоров с непосредственными заказчиками их услуг аудиторы (аудиторские фирмы) производят ревизии и проверки по заказам государственных правоохранительных и отраслевых органов управления. В этом случае вопрос о возмещении расходов решается государственными заказчиками услуг аудиторских фирм.
1. Право работы аудитором (в аудиторских фирмах) имеют специалисты с высшим образованием, не менее чем с пятилетним опытом практической работы в области бухгалтерского учета и финансового контроля, имеющие лицензию, дающую право на занятие аудиторской деятельностью.
2. Занятие аудиторской деятельностью лицами, не имеющими лицензии на право занятия этой деятельностью, не допускается.
Права и обязанности аудиторов (аудиторских фирм) регулируются Законом Республики Узбекистан «Об аудиторской деятельности».
действует от имени фирмы, представляет ее интересы во всех государственных, кооперативных и общественных организациях, учреждениях и на предприятиях. В соответствии с действующим законодательством распоряжается имуществом и финансовыми средствами, открывает в учреждениях банка расчетные и другие счета;
в пределах своей компетенции издает приказы, обязательные для всех работников фирмы, в соответствии с трудовым законодательством принимает, увольняет работников и налагает взыскания на них;
организует выполнение обязательств, вытекающих из договоров с заказчиками, создает условия для выполнения высокопроизводительной работы сотрудников, обеспечивает соблюдение трудовой дисциплины;
отчитывается перед учредителями о ходе выполнения плана и договорных обязательств и результатах финансово-хозяйственной деятельности.
За нарушение положений Закона Республики Узбекистан «Об аудиторской деятельности» и других законодательных актов Республики Узбекистан при проведении аудиторских проверок аудитор (аудиторская фирма) несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Узбекистан.
1. Аудиторская фирма ведет бухгалтерский учет и представляет статистическую отчетность в Министерство финансов Республики Узбекистан и другие органы в установленном порядке.
1. Палата аудиторов (далее именуется «Палата») является независимой общественной организацией аудиторов, создаваемой на добровольных началах ведущими специалистами в области финансов, экономики и хозяйствования, призванной содействовать развитию, совершенствованию, унификации аудиторской деятельности на территории Республики Узбекистан.
2. Палата является юридическим лицом, имеет собственный счет в учреждении банка и печать. Устав Палаты утверждается их учредителями. Государственная регистрация Палаты производится в Министерстве юстиции Республики Узбекистан.
3. В своей деятельности Палата руководствуется Законом Республики Узбекистан «Об аудиторской деятельности», действующим законодательством Республики Узбекистан и настоящим Положением.
4. Палата обеспечивает взаимопонимание, сотрудничество и взаимодействие аудиторских фирм и аудиторов.
5. Палата содействует защите прав и интересов своих членов, координации их деятельности, повышению уровня профессиональной подготовки.
1. Содействие разработке основных направлений развития аудита на территории Республики Узбекистан на единой методологической основе.
2. Координация аудиторской деятельности, создание постоянных комитетов, временных комиссий и рабочих групп по вопросам профессиональной деятельности аудиторов.
3. Осуществление исследований рынка аудиторских услуг, содействие обеспечению потребности в этих услугах.
4. Изучение, обобщение и распространение передового опыта аудиторской деятельности, издание информационных и учебно-методических материалов, проведение конференций и семинаров.
6. Осуществление страхования профессиональных рисков как физических аудиторов, так и аудиторских фирм.
7. Подготовка предложений и рекомендаций по вопросам развития аудита и осуществление в этом направлении законодательной инициативы.
8. Совместно с Министерством финансов Республики Узбекистан и другими заинтересованными организациями разрабатывает и утверждает программу и процедуру квалификационных экзаменов для приобретения прав на получение лицензии аудитора.
9. Осуществление сотрудничества и взаимодействия с другими государственными органами, отечественными и зарубежными организациями аудиторов и бухгалтеров.
10. Утверждение Кодекса профессиональной этики аудиторов и рассмотрение претензий по их деятельности, в случае необходимости Палата вносит в аудиторскую фирму предложения о привлечении к дисциплинарной ответственности аудиторов, допустивших нарушения.
11. Разработка форм аудиторского заключения и стандартов проведения аудита на основе международных стандартов.
1. Индивидуальными членами Палаты могут быть аудиторы, получившие, в установленном порядке, лицензии на право заниматься профессиональной аудиторской деятельностью.
2. Прием членов Палаты осуществляется на основе письменного заявления вступающего в Палату и утверждается коллегией Палаты.
3. Члены Палаты уплачивают вступительные и членские взносы. Размеры, порядок и сроки уплаты вступительных и членских взносов определяются коллегией Палаты.
3. Способствовать распространению и применению методических рекомендаций Палаты по вопросам бухгалтерской и аудиторской деятельности.
1. Управление деятельностью Палаты осуществляется коллегией, ежегодно избираемой на собрании учредителей. Коллегия из своего состава избирает председателя и заместителей. Количество членов коллегии определяется собранием учредителей Палаты.
2. Председатель коллегии планирует и организует всю работу Палаты, действует от имени Палаты, представляет ее интересы во всех государственных, кооперативных и общественных организациях, учреждениях и на предприятиях. В соответствии с действующим законодательством распоряжается имуществом и финансовыми средствами, открывает в учреждениях банка расчетные и другие счета. В пределах своей компетенции издает приказы и в соответствии с трудовым законодательством принимает, увольняет, поощряет и налагает взыскания на них.
3. Председатель отчитывается о своей деятельности, о работе коллегии и об итогах деятельности Палаты перед общим собранием учредителей.
4. Ревизия работы Палаты проводится ревизионной комиссией, избираемой на общем собрании учредителей, а результаты докладываются общему собранию одновременно с отчетом председателя коллегии о своей работе.