Комментарий LexUz
Настоящее типовое положение утратило силу в соответствии с приказом директора Агентства «Узархив» Республики Узбекистан от 6 сентября 2021 года № 316 «О признании утратившими силу Типового положения о постоянно действующей Экспертной комиссии (ЭК) предприятия, учреждения, организации независимо от формы собственности, а также изменений к нему» (рег. № 897-3 от 11.09.2021 г.).
1.1. На основании Закона Республики Узбекистан «Об архивах» от 15 апреля 1999 года для организации и проведения работы по экспертизе ценности документов, включая управленческую (делопроизводственную), научно-техническую и другую специальную документацию, и подготовки их к передаче на архивное хранение на предприятии, в учреждении, организации независимо от формы собственности* за исключением субъектов малого предпринимательства, являющихся юридическим лицом и зарегистрированных в установленном порядке, создается постоянно действующая экспертная комиссия (ЭК).
См. последующую редакцию.
1.2. ЭК является совещательным органом. Ее решения вступают в силу после утверждения их руководителем организации, а в необходимых случаях — и соответствующего архивного учреждения.
1.3. ЭК назначается приказом руководителя организации из наиболее квалифицированных специалистов под председательством одного из руководящих работников. В состав комиссии в обязательном порядке включаются работник делопроизводственной службы и заведующий архивом организации или лицо, ответственное за архив, представитель соответствующего архивного учреждения. Секретарем комиссии, как правило, назначается работник делопроизводственной службы или заведующий архивом организации (лицо, ответственное за архив).
См. предыдущую редакцию.
1.4. ЭК в своей деятельности руководствуется Законом Республики Узбекистан «Об архивах» и другими актами законодательства.
(пункт 1.4 в редакции приказа генерального директора Агентства «Узархив» от 9 апреля 2008 года № 9 (рег. № 897-1 от 23.04.2008 г.) — СЗ РУ, 2008 г., № 17, ст. 140)
См. последующую редакцию.
1.5. В соответствии с настоящим Типовым положением организация разрабатывает свое положение об ЭК, утверждаемое руководителем и согласованное с соответствующим архивным учреждением.
2.1. Проводит совместно с делопроизводственной службой и архивом ежегодный отбор документов организации для дальнейшего хранения и к уничтожению, осуществляет контроль за постановкой и ведением делопроизводства в организации.
2.2. Рассматривает и выносит решения об одобрении и представлении на утверждение в установленном порядке:
сводных описей дел (годовых разделов) постоянного и описей дел долговременного (свыше 10 лет) хранения, в том числе дел по личному составу;
2.3. Принимает участие в подготовке и рассмотрении номенклатуры дел организации, методических пособий по ведению делопроизводства, экспертизе ценности и подготовке документов для последующего хранения.
2.4. Рассматривает предложения об отнесении документов к Национальному архивному фонду Республики Узбекистан или исключении документов из него, об изменении сроков хранения отдельных документов, установленных действующими перечнями, и определении сроков хранения документов, не предусмотренных перечнями, и выносит решения на утверждение соответствующего архивного учреждения.
2.5. Обеспечивает проведение инструктажа и консультаций работников организаций по вопросам ведения делопроизводства, экспертизы ценности документов и подготовки их к передаче на дальнейшее хранение.
3.1. В соответствии с установленными требованиями давать указания структурным подразделениям, соответствующим работникам, отвечающим за ведение дел, по вопросам организации документов в делопроизводстве, экспертизы их ценности и подготовки к передаче на архивное хранение.
3.2. Требовать от руководителей структурных подразделений организации розыска отсутствующих дел, подлежащих передаче на хранение в государственный архив, и представления письменного объяснения в случае их утраты.
3.3. Запрашивать от структурных подразделений организации сведения и заключения, необходимые для определения ценностей и сроков хранения документов.
3.4. Заслушивать на своих заседаниях информации руководителей делопроизводственной службы и архива организации о качестве оформления документов и формировании дел в делопроизводстве, состоянии учета и сохранности дел постоянного и долговременного хранения.
3.5. Приглашать на заседания ЭК в качестве консультантов и экспертов специалистов соответствующих организаций, а в случае необходимости — работников архивных учреждений.
3.6. Принимать участие в проведении отраслевых и региональных общественных смотров и проверок состояния делопроизводства архива.
4.1. Экспертная комиссия осуществляет свою деятельность в непосредственном контакте с ЦЭК вышестоящей организации и экспертно-проверочной (экспертно-проверочной, методической) комиссией (ЭПК, ЭПМК) соответствующего архивного учреждения, получает от нее необходимые организационно-методические указания.
4.2. ЭК работает по плану, утвержденному руководителем организации, и отчитывается перед ней о своей работе.
4.3. Вопросы, относящиеся к деятельности и компетенции ЭК, рассматриваются на ее заседаниях, которые проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в год.
4.4. Решения ЭК принимаются большинством голосов по каждому вопросу отдельно. Заседания ЭК протоколируются.
4.5. Обязательному утверждению соответствующим архивным учреждением подлежат: решения ЭК об одобрении описей на деле постоянного и долговременного (свыше 10 лет) хранения; предложения об установлении сроков хранения документов, не предусмотренных действующими перечнями и примерными номенклатурами дел, предложения об отнесении документов к Национальному архивному фонду Республики Узбекистан.