к Указу Президента Республики Узбекистан от 8 октября 2019 года № УП-5847
к Концепции развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года
№ | Наименование показателей | Единица измерения | По годам | Ответственные исполнители | ||||
2019 | 2020 | 2023 | 2025 | 2030 | ||||
1. | Уровень охвата высшим образованием | в процентах (по отношению к количеству выпускников) | 20 | 25 | 30 | 35 | 50 | Министерство высшего и промышленности, Министерство финансов |
2. | Негосударственные образовательные учреждения, в том числе на основе условий государственно-частного партнерства | количество негосударственных образовательных учреждений | 5 | 10 | 20 | 28 | 35 | Министерство высшего Министерство инвестиций и внешней торговли, Министерство иностранных дел, Государственная инспекция Агентство по развитию государственно-частного партнерства |
3. | Организация обучения на основе программ зарубежных высших образовательных учреждений (за исключением совместных образовательных программ) | количество высших образовательных учреждений, образованных на основе зарубежных программ | 23 | 26 | 31 | 36 | 45 | Министерство высшего Государственная инспекция образования |
4. | Доля студентов, обучающихся | в процентах (по отношению к общему количеству студентов) | 25 | 28 | 35 | 40 | 50 | Министерство экономики и промышленности, Министерство высшего образования, Министерство финансов |
5. | Студенты, принятые на специальности магистратуры из числа выпускников направлений образования бакалавриата | в процентах (по отношению к выпускникам направлений образования бакалавриата) | 7 | 10 | 15 | 17 | 22 | Министерство высшего образования, Министерство экономики и промышленности, Министерство финансов |
6. | Доля профессоров-преподавателей, повысивших квалификацию | в процентах (по отношению | 2 | 4 | 10 | 15 | 20 | Министерство высшего иностранных дел, Фонд «Эл-юрт умиди» |
7. | Доля зарубежных профессоров-преподавателей, привлеченных в высшие образовательные учреждения республики (за исключением зарубежных высших образовательных учреждений) | в процентах (по отношению | 1 | 2 | 5 | 8 | 12 | Министерство высшего иностранных дел, Фонд «Эл-юрт умиди» |
8. | Доля профессоров-преподавателей, преподающих на курсах повышения квалификации, повысивших свою квалификацию за рубежом | в процентах к количеству профессоров-преподавателей, преподающих на курсах повышения квалификации) | 5 | 15 | 40 | 60 | 80 | Министерство высшего Фонд «Эл-юрт умиди» |
9. | Высшие образовательные учреждения, в которых будет внедрена кредитно-модульная система | в процентах | 2 | 5 | 16 | 57 | 85 | Министерство высшего |
10. | Доля практических занятий по предметам специальности, учебные планы которых направлены на повышение практических навыков | в процентах занятий) | 35 | 45 | 55 | 70 | 80 | Министерство высшего образования |
11. | Наличие учебной и научной литературы в электронной форме | в процентах | 20 | 30 | 50 | 70 | 90 | Министерство высшего Министерство по развитию информационных технологий |
12. | Внедрение информационной системы управления образовательными процессами | в процентах | 20 | 30 | 80 | 100 | 100 | Министерство высшего Министерство по развитию информационных технологий |
13. | Контроль за процессами обеспечения качества образования через систему управления электронным образованием | в процентах | отсутст-вует | 20 | 50 | 100 | 100 | Министерство высшего образования |
14. | Высшие образовательные учреждения, в которых внедрены цифровые технологии обучения, в частности электронная платформа «E-MINBAR», онлайн, вебинарные технологии | в процентах (по отношению | отсутст-вуют | 10 | 40 | 80 | 100 | Министерство высшего Министерство по развитию информационных технологий |
15. | Научный потенциал высших образовательных учреждений (доля профессоров-преподавателей, имеющих научную степень) | в процентах к количеству профессоров-преподавателей) | 36 | 38 | 40 | 60 | 70 | Министерство высшего Министерство инновационного развития, Высшая аттестационная комиссия |
16. | Ориентация выпускников специальностей магистратуры на научную деятельность | в процентах к количеству выпускников специальностей магистратуры) | 15 | 29 | 32 | 38 | 45 | Министерство высшего Академия наук, Министерство инновационного развития, Министерство финансов |
17. | Статьи в журналах, индексируемые в «Scopus», «ScienceDirect», | количество статей | 750 | 1 200 | 2 500 | 4 000 | 7 000 | Министерство высшего Министерство инновационного развития, Академия наук |
18. | Научные журналы высших образовательных учреждений, включенные в «Scopus», «ScienceDirect», «Web of Science» | количество научных журналов | отсутст-вуют | 2 | 10 | 30 | 45 | Министерство высшего Министерство инновационного развития |
19. | Профессора-преподаватели с индексом «Хирш» (h-индексом) | количество профессоров-преподавателей | 142 | 171 | 295 | 460 | 900 | Министерство высшего Министерство инновационного развития |
20. | Доля иностранных студентов | в процентах | 1 | 3 | 6 | 10 | 15 | Министерство высшего Министерство иностранных дел |
к Указу Президента Республики Узбекистан от 8 октября 2019 года № УП-5847
№ | Наименование мероприятий | Механизм реализации | Сроки | Ответственные исполнители |
1. | Совершенствование порядка организации совместных образовательных программ с зарубежными высшими образовательными учреждениями. | 1. Разработка проекта решения Правительства, определяющего порядок организации совместных образовательных программ с зарубежными высшими образовательными учреждениями. 2. Внесение в Кабинет Министров проекта решения Правительства в установленном порядке. | Ноябрь 2019 года
| Министерство высшего |
2. | Расширение деятельности по оказанию образовательных услуг негосударственными высшими образовательными учреждениями, в том числе на основе условий государственно-частного партнерства. | 1. Оказание правовой и методической помощи лицам, выразившим желание организовать деятельность негосударственных высших образовательных учреждений, в том числе на основе условий государственно-частного партнерства. 2. Привлечение прямых зарубежных инвестиций для организации деятельности негосударственных высших образовательных учреждений. | В течение 2019 года | Министерство высшего и среднего специального образования (Маджидов И.), министерства и ведомства, в структуре которых имеются высшие образовательные учреждения |
3. | Внедрение вариативных учебных планов и программ, разработка специальных образовательных программ, принимая во внимание интересы учащихся. | 1. Изучение передового зарубежного опыта по вариативным учебным планам и программам, специальным образовательным программам. 2. Разработка на основе зарубежного опыта вариативных учебных планов и образовательных программ, специальных образовательных программ. 3. Определение высших образовательных учреждений и образовательных направлений для апробации разработанных учебных планов и программ. | Октябрь 2019 года Ноябрь 2019 года
| Министерство высшего и среднего специального образования (Маджидов И.), министерства и ведомства, в структуре которых имеются высшие образовательные учреждения |
4. | Расширение подготовки кадров по естественным и инженерно-техническим сферам. | 1. Выявление потребности в кадрах по естественным и инженерно-техническим сферам. 2. Формирование параметров государственного заказа по приему в высшие образовательные учреждения на 2020/2021 учебный год по естественным и инженерно-техническим сферам. | Декабрь 2019 года | Министерство высшего и среднего специального образования (Маджидов И.), Министерство экономики и промышленности (Юлдашев Б.) |
5. | Пересмотр нормативов соотношения предельного количества студентов по отношению к одному преподавателю на дневной (очной) форме обучения. | 1. Разработка проекта решения Правительства, предусматривающего, начиная с 2019/2020 учебного года, предельное количество студентов к одному преподавателю в соотношении 1:12 путем пересмотра учебных планов и образовательных программ на основе зарубежного опыта исходя из особенностей дневной формы обучения направлений и специальностей высшего образования с дальнейшим поэтапным повышением соотношения до 1:16, а также предоставляющего право советам высших образовательных учреждений изменять в необходимых случаях данное соотношение до 50 процентов. 2. Внесение проекта решения Правительства в Кабинет Министров в установленном порядке. | Октябрь 2019 года | Министерство высшего и среднего специального образования (Маджидов И.), Министерство финансов (Ишметов Т.), Министерство экономики и промышленности (Ходжаев Б.) |
6. | Внедрение цифровых технологий в процесс обучения. | 1. Изучение передового опыта зарубежных высших образовательных учреждений в области внедрения электронной платформы «Е-MINBAR», онлайн и вебинарных технологий. 2. Разработка технического задания по созданию электронной платформы | Октябрь 2019 года
| Министерство высшего и среднего специального образования (Маджидов И.), Национальное агентство проектного управления (Ли Д.), министерства и ведомства, в структуре которых имеются высшие образовательные учреждения |
7. | Организация деятельности и повышение роли попечительских советов в высших образовательных учреждениях республики. | 1. Проведение инвентаризации попечительских советов высших образовательных учреждений республики. 2. По результатам инвентаризации внести на утверждение в Кабинет Министров предложения по попечительским советам высших образовательных учреждений. | Ноябрь 2019 года
| Министерство высшего и среднего специального образования (Маджидов И.), министерства и ведомства, в структуре которых имеются высшие образовательные учреждения |
8. | Совершенствование системы формирования резерва современных управленческих кадров высших образовательных учреждений, подготовки достойных кандидатов | Разработка и внесение в Кабинет Министров проекта нормативно-правового акта, предусматривающего: требования к кандидатурам, вносимым в резерв управленческих кадров высших образовательных учреждений по их профессиональным компетенциям; выявление уровня интеллектуальных, психологических, организаторских и управленческих способностей кандидатов, порядок их оценки путем применения элементов социометрического опроса; целевое обучение кандидатов, рекомендованных на руководящие должности, развитие их профессиональных компетенций и механизмы повышения их знаний в соответствующих сферах. | Декабрь 2019 года | Министерство высшего и среднего специального об�азования (Маджидов И.), Академия государственного управления (Азизов Х.), министерства и ведомства, в структуре которых имеются высшие образовательные учреждения |
9. | Разработка и внедрение в практику системы оценки деятельности руководящих кадров высших образовательных учреждений на основе ключевых показателей результативности — KPI. | 1. Изучение передового международного опыта оценки деятельности руководящих кадров высших образовательных учреждений на основе ключевых показателей результативности — KPI. 2. Разработка ключевых показателей результативности руководящих кадров высших образовательных учреждений республики и порядка их определения. | Октябрь 2019 года
2019 года | Министерство высшего и среднего специального образования (Маджидов И.), министерства и ведомства, в структуре которых имеются высшие образовательные учреждения |
10. | Принятие мер по повышению научного потенциала высших образовательных учреждений в престижных международных научно-технических базах данных. | 1. Определение научных журналов высших образовательных учреждений с высоким потенциалом, проведение организационных работ для включения их в престижные международные научно-технические базы данных. 2. Проведение инвентаризации данных о высших образовательных учреждениях и профессорах-преподавателях, имеющихся в престижных международных научно-технических базах данных, введение данных о незарегистрированных высших образовательных учреждениях республики, формирование их ресурсов. 3. Целевое направление научных журналов высших образовательных учреждений для включения в престижные международные научно-технические базы данных исходя из распределения по отраслям статей, публикуемых учеными. | В течение 2019 года | Министерство высшего и среднего специального образования (Маджидов И.), министерства и ведомства, в структуре которых имеются высшие образовательные учреждения |
11. | Эффективная организация практики студентов высших образовательных учреждений. | 1. Эффективная организация практики студентов в организациях и на предприятиях заказчиков кадров, создание условий для прохождения практики и разработка проекта решения Правительства, предусматривающего усовершенствование данного процесса. 2. Внесение в установленном порядке в Кабинет Министров проекта решения Правительства. | Декабрь 2019 года | Министерство высшего и среднего специального образования (Маджидов И.), министерства и ведомства, в структуре которых имеются высшие образовательные учреждения |
12. | Повышение осведомленности граждан о деятельности высших образовательных учреждений, в том числе привлечение молодежи для обучения в высшие образовательные учреждения, исходя из их интересов. | 1. Создание веб-портала с систематическим обновлением информации о направлениях образования и специальностях магистратуры высших образовательных учреждений, их научном потенциале, профессорах-преподавателях, инфраструктуре и достижениях. 2. Проведение высшими образовательными учреждениями пропагандистской работы среди учащихся школ, профессиональных колледжей и академических лицеев о направлениях образования, учебно-лабораторных базах и других условиях, утверждение мер по организации деятельности «летних школ» при высших образовательных учреждениях. | Декабрь 2019 года | Министерство высшего и среднего специального образования (Маджидов И.), министерства и ведомства, в структуре которых имеются высшие образовательные учреждения |
13. | Направление выпускников высших образовательных учреждений на работу по специальности. | 1. Анализ трудоустройства по специальности выпускников высших образовательных учреждений. 2. Разработка плана мероприятий по направлению выпускников на работу по специальности в сотрудничестве с заказчиками кадров. | Октябрь 2019 года Декабрь 2019 года | Министерство высшего и среднего специального образования (Маджидов И.), министерства и ведомства, в структуре которых имеются высшие образовательные учреждения |
14. | Совершенствование деятельности по организации духовно-просветительской и воспитательной работы в системе высшего образования. | 1. Привлечение студентов к литературе, искусству и спорту, здоровому образу жизни, формирование у них эстетического вкуса и профессиональной этики, культуры информационного анализа, разработка плана духовно-просветительских мероприятий и обеспечение его исполнения во всех высших образовательных учреждениях по формированию у студентов чувства самоотверженности, любви и сопричастности с судьбой Родины. 2. Повышение социальной активности девушек-студенток, организация и ведение систематической работы по их подготовке как специалистов практичной профессии. | В течение 2019 года | Министерство высшего и среднего специального образования (Маджидов И.), министерства и ведомства, в структуре которых имеются высшие образовательные учреждения |