В целях осуществления наблюдения за состоянием земельного фонда для своевременного выявления изменений, оценки земель, предупреждения и устранения последствий негативных процессов, информационного обеспечения ведения государственного земельного кадастра, землепользования, землеустройства, государственного контроля за целевым и рациональным использованием земельного фонда, охраной земель Кабинет Министров постановляет:
См. предыдущую редакцию.
2. Министерству финансов, Министерству экономики Республики Узбекистан предусмотреть на 2001 и последующие годы выделение необходимых средств из государственного бюджета для покрытия расходов по осуществлению Государственным комитетом по земельным ресурсам Республики Узбекистан мониторинга земель.
См. последующую редакцию.
(пункт 2 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 28 февраля 2003 г. № 112 — СЗ РУз, 2003 г., № 4, ст. 42)
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Т. Холтоева.
ПРИЛОЖЕНИЕ
к постановлению Кабинета Министров от 23 декабря 2000 г. № 496
к постановлению Кабинета Министров от 23 декабря 2000 г. № 496
1. Мониторинг земель представляет собой систему наблюдений за состоянием земельного фонда в целях своевременного выявления изменений, оценки земель, предупреждения и устранения последствий негативных процессов.
2. Объектом мониторинга являются все земли Республики Узбекистан, независимо от их правового режима, целевого назначения и характера использования.
3. Мониторинг проводится с учетом целевого назначения земель и подразделяется на подсистемы, соответствующие категориям земельного фонда:
организация и проведение системы наблюдений за своевременным выявлением изменений состояния земельного фонда, их оценка, прогноз и выработка рекомендаций по предупреждению и устранению негативных процессов;
информационное обеспечение ведения государственного земельного кадастра, землепользования, землеустройства, государственного контроля за целевым и рациональным использованием земельного фонда, охраной земель и иных функций государственного управления земельными ресурсами.
5. В зависимости от территориального охвата осуществляется республиканский, региональный и локальный мониторинг земель.
Региональный мониторинг охватывает территории, ограниченные физико-географическими, административными и иными границами.
Локальный мониторинг охватывает территорию отдельных земельных участков и ландшафтно-экологических комплексов.
6. Содержание мониторинга земель составляют специально организованные систематические наблюдения (съемки, обследования и изыскания) за состоянием земельного фонда, выявление изменений, оценка и прогноз:
состояния землевладений, землепользований, угодий, полей, участков, ландшафтно-экологических комплексов;
процессов (факторов), влияющих на изменение плодородия почв, их деградацию и деструкцию (аридизация и опустынивание, активизация водной, ирригационной и ветровой эрозии, изменение содержания гумуса, изменение почвенной структуры, гипсированность, засоренность сорняками, засоление, закустаренность сельскохозяйственных угодий, загрязнение почв пестицидами, тяжелыми металлами, радионуклидами и другими токсичными веществами, промышленными, бытовыми и иными отходами);
процессов, связанных с изменением состояния растительного покрова естественных кормовых угодий (изменение состава, структуры, урожайности, качества и питательности растений);
состояния береговых линий рек, Аральского моря, озер, водохранилищ, ирригационных и гидротехнических сооружений;
процессов, вызванных образованием оврагов и промоин, оползнями, селевыми потоками, землетрясениями, паводками, «дегишем», карстовыми, просадочными и другими экзогенными и эндогенными процессами и антропотехногенными явлениями;
состояния земель населенных пунктов, объектов нефте- и газодобычи, очистных сооружений, навозохранилищ, свалок, складов горюче-смазочных материалов, удобрений, ядохимикатов, мест захоронения токсичных промышленных отходов и радиоактивных материалов, а также других промышленных объектов.
7. Оценка состояния земель выполняется путем анализа ряда последовательных наблюдений (периодических, сезонных, суточных) направленности и интенсивности изменений, сравнения полученных показателей с нормативами качественного состояния земель. Показатели оценки состояния земель выражаются как в абсолютных, так и в относительных значениях (величинах), на определенный период или дату.
8. По результатам оценки состояния земель составляются оперативные сводки, доклады, прогнозы и рекомендации с приложением тематических карт, картограмм, таблиц и диаграмм, характеризующих динамику, направленность и интенсивность изменений, особенно негативных.
9. Мониторинг земель осуществляется Государственным комитетом по земельным ресурсам, Главным управлением геодезии, картографии и государственного кадастра при Кабинете Министров Республики Узбекистан и Государственным комитетом по охране природы Республики Узбекистан при участии Министерства сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан, Государственного комитета по архитектуре и строительству Республики Узбекистан, Главного управления по гидрометеорологии при Кабинете Министров Республики Узбекистан, Государственного комитета Республики Узбекистан по геологии и минеральным ресурсам, других заинтересованных министерств и ведомств Республики Узбекистан.
Координация деятельности министерств и ведомств, обобщение данных мониторинга земель осуществляются Государственным комитетом по земельным ресурсам Республики Узбекистан.
См. последующую редакцию.
10. Мониторинг земель ведется по единым методикам, разрабатываемым и утверждаемым Государственным комитетом по земельным ресурсам Республики Узбекистан с участием заинтересованных министерств, государственных комитетов и ведомств, которые являются обязательными для всех предприятий и организаций, осуществляющих работы по оперативным и систематическим наблюдениям за состоянием земель, проведением изысканий, обследований или картированием.
См. последующую редакцию.
11. Предприятия, учреждения и организации, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, осуществляющие тематическое картографирование земель и наблюдение за их состоянием, безвозмездно передают соответствующим службам по земельным ресурсам в пределах их компетенции копии материалов по указанным работам для включения сведений о количественном и качественном состоянии земель в доклады (отчеты) по мониторингу земель и государственному земельному кадастру.
В свою очередь службы по земельным ресурсам также безвозмездно передают предприятиям, учреждениям и организациям, осуществляющим тематическое картографирование земель и наблюдение за их состоянием, необходимые материалы по их запросам.
См. последующую редакцию.
12. Ведение мониторинга земель осуществляется с соблюдением принципа совместимости разнородных данных, основанного на применении единых классификаторов, кодов, системы метрических единиц, стандартных форматов данных и нормативно-технической базы, государственной системы координат и высот.
14. В зависимости от сроков и периодичности осуществляются три группы наблюдений за состоянием земель:
базовые (исходные, фиксирующие фактическое состояние объектов наблюдения в начальной стадии ведения мониторинга земель);
оперативные (фиксирующие текущие изменения), выполняемые регулярно с промежутками менее года или единовременно.
15. Базовые (первичные) данные, полученные при непосредственных наблюдениях за состоянием земельных угодий, полей, участков, ландшафто-экологических комплексов, обобщаются по районам, городам, поселкам, областям, Республике Каракалпакстан и по Республике Узбекистан в целом, а также по отдельным природным комплексам.
в Республике Каракалпакстан и областях — управлениями по земельным ресурсам Республики Каракалпакстан и областей;
17. Оперативный (дежурный) мониторинг земель ведется с использованием данных базового и периодического мониторинга:
в городах и поселках — районными и городскими службами государственного кадастра недвижимости Узгеодезкадастра;
18. Управления по земельным ресурсам Республики Каракалпакстан и областей, управление государственного кадастра недвижимости г. Ташкента ежегодно, не позднее 1 февраля, совместно с территориальными органами Госкомприроды представляют в местные органы государственной власти, Госкомзем, Госкомприроды Республики Узбекистан доклады (отчеты) о состоянии земель в регионе, а при выявлении особо опасных и предельно допустимых процессов направляют оперативные сводки.
См. последующую редакцию.