В целях исполнения пункта 30 Государственной программы по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017 — 2021 годах в «Год активных инвестиций и социального развития», утвержденной Указом Президента Республики Узбекистан от 17 января 2019 года № УП-5635, Кенгаш Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан и Кенгаш Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан постановляют:
1. Внести в Положение о порядке подачи электронных коллективных обращений посредством веб-портала «Mening fikrim» и их рассмотрения, утвержденное Совместным постановлением Кенгаша Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан и Кенгаша Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 2 апреля 2018 года № 1600–III/ПК-322–III, изменения и дополнения, утвердив его новую редакцию согласно приложению № 1.
2. В целях обеспечения открытости, прозрачности, беспристрастности и объективности рассмотрения электронных коллективных обращений образовать Рабочую комиссию в составе депутатов Законодательной палаты, членов Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан, представителя Кабинета Министров Республики Узбекистан и сотрудников Института проблем законодательства и парламентских исследований при Олий Мажлисе Республики Узбекистан согласно приложению № 2.
3. Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан внести соответствующие изменения и дополнения в технические и функциональные параметры работы веб-портала «Mening fikrim» с учетом требований утвержденного Положения.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
к Совместному постановлению Кенгаша Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан и Кенгаша Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 2 февраля 2019 года № 2310-III/ПК-503-III
к Совместному постановлению Кенгаша Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан и Кенгаша Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 2 февраля 2019 года № 2310-III/ПК-503-III
1. Настоящее Положение определяет порядок подачи электронных коллективных обращений в компетентные государственные органы посредством веб-портала «Mening fikrim» и их рассмотрения.
2. Действие настоящего Положения не распространяется на электронные коллективные обращения, порядок рассмотрения которых установлен гражданским процессуальным, уголовно-процессуальным, уголовно-исполнительным, экономическим процессуальным законодательством, законодательством об административной ответственности, об административном судопроизводстве и иными законодательными актами.
электронное коллективное обращение (обращение) — обращение, поданное в электронной форме в компетентные государственные органы посредством веб-портала «Mening fikrim»;
веб-портал «Mening fikrim» — специальный веб-портал, обеспечивающий реализацию конституционных прав граждан на электронное коллективное обращение в компетентные государственные органы;
компетентные государственные органы — Законодательная палата и Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, Кабинет Министров Республики Узбекистан, а также Жокаргы Кенес Республики Каракалпакстан, областные, Ташкентский городской, районные (городские) Кенгаши народных депутатов;
инициатор электронного коллективного обращения (инициатор обращения) — гражданин Республики Узбекистан, обратившийся в компетентный государственный орган посредством веб-портала «Mening fikrim», достигший восемнадцати лет ко дню подачи электронного коллективного обращения;
модератор — Институт проблем законодательства и парламентских исследований при Олий Мажлисе Республики Узбекистан;
рабочая комиссия — орган, образованный на общественных началах из числа представителей компетентных государственных органов и модератора для предварительного рассмотрения вопроса о размещении или об отказе в размещении электронного коллективного обращения на веб-портале «Mening fikrim».
5. Электронные коллективные обращения, набравшие необходимое количество голосов в соответствии с настоящим Положением, независимо от их количества, имеют равное значение.
8. В обращении должны быть указаны персональные данные инициатора обращения (фамилия, имя, отчество, сведения о месте жительства, адрес электронной почты, номер контактного телефона).
9. Персональные данные инициатора обращения используются модератором исключительно в служебных целях, и не могут быть переданы третьим лицам без согласия инициатора обращения.
посягающие на нравственные ценности общества, порочащие честь и достоинство или деловую репутацию граждан;
о пропаганде войны, насилия, жестокости, разжигании межнациональной, расовой, религиозной вражды, экстремизма, сепаратизма и фундаментализма;
о призыве к совершению террористических актов, других действий, влекущих за собой уголовную и иную ответственность в соответствии с законом;
о чрезвычайных и срочных мерах по обеспечению общественного порядка, здоровья и безопасности населения;
входящие в полномочия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, дознания и следствия, судов;
по содержанию и смыслу совпадающие с поступившими, размещенными на веб-портале обращениями, либо по которым уже принято решение компетентного государственного органа, с момента принятия которого не истек годичный срок;
12. Обращения, размещенные на веб-портале «Mening fikrim», могут использоваться для изучения и отражения общественного мнения.
13. Гражданам гарантируется право на обращение к компетентным государственным органам посредством веб-портала «Mening fikrim».
14. Право на обращение реализуется добровольно. Никто не может быть принужден к участию в действиях по защите каких-либо обращений либо против них.
15. Осуществление права на обращение не должно нарушать права, свободы и законные интересы других лиц, а также интересы общества и государства.
16. Не допускается дискриминация при использовании права на обращение в зависимости от пола, расы, национальности, языка, религии, социального происхождения, убеждений, личного и общественного положения граждан.
17. Компетентные государственные органы обязаны соблюдать требования Конституции и законов Республики Узбекистан при рассмотрении обращений, принимать меры для их полного, объективного и своевременного рассмотрения, принимать в пределах своих полномочий меры по обеспечению восстановления нарушенных прав, защиты законных интересов и свобод граждан.
18. Обращение подлежит обязательному принятию и рассмотрению, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2, 6 и 11 настоящего Положения.
Несоблюдение требований пункта 8 настоящего Положения также может повлечь отказ от размещения обращения на веб-портале «Mening fikrim».
19. При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений о частной жизни инициатора обращения без его согласия.
21. Для подачи обращения в компетентный государственный орган гражданин регистрируется на веб-сайте id.gov.uz и формирует обращение на веб-портале «Mening fikrim».
22. Веб-портал «Mening fikrim» отправляет специальную ссылку инициатору обращения для сбора голосов в его поддержку группой в составе не менее пяти человек.
В случае набора необходимого количества голосов поддержки, обращение принимается для экспертизы модератором на предмет соответствия требованиям, установленным пунктами 2, 6, 8 и 11 настоящего Положения.
Рабочая комиссия после экспертизы модератора принимает решение о размещении или об отказе в размещении обращения на веб-портале «Mening fikrim». Рабочая комиссия вправе привлекать к своей работе специалистов и экспертов различных областей знаний.
24. Модератор имеет право редактировать текст обращения, исходя из требований правил правописания в целях единообразного понимания смысла обращения, исключающего возможность различного его толкования.
Инициатор обращения уведомляется модератором о результатах редактирования текста обращения до его размещения на веб-портале «Mening fikrim».
25. На основании положительного решения Рабочей комиссии обращение размещается модератором на веб-портале «Mening fikrim» в течение одного рабочего дня.
26. При отказе в размещении обращения на веб-портале «Mening fikrim», инициатору обращения направляется соответствующее уведомление с разъяснением причин отказа в течение одного рабочего дня.
В целях обеспечения открытости и прозрачности своей деятельности модератор вправе размещать на веб-портале «Mening fikrim» обращения, в размещении которых было отказано, с разъяснением причин отказа.
27. Датой начала всеобщего голосования по обращению является дата его размещения на веб-портале «Mening fikrim».
28. Всеобщее голосование проводится в течение девяноста дней со дня размещения текста обращения на веб-портале «Mening fikrim».
Всеобщее голосование по обращению считается завершенным после набора необходимого количества голосов поддержки.
30. Обращение, адресованное палатам Олий Мажлиса Республики Узбекистан и Кабинету Министров Республики Узбекистан должно набрать не менее десяти тысяч голосов поддержки, Жокаргы Кенесу Республики Каракалпакстан, областным, Ташкентскому городскому Кенгашам народных депутатов — не менее пяти тысяч голосов поддержки, районным, городским Кенгашам народных депутатов — не менее одной тысячи голосов поддержки.
31. Обращение, не набравшее необходимого количества голосов поддержки, по истечении сроков проведения голосования считается неподдержанным и переносится в архив веб-портала «Mening fikrim».
32. Обращение, набравшее необходимое количество голосов поддержки, направляется модератором в компетентный государственный орган не позднее следующего рабочего дня.
33. Порядок рассмотрения и принятия решения по обращению регулируется соответствующими нормативно-правовыми актами, регламентирующими деятельность компетентных государственных органов.
34. На заседание компетентного государственного органа по рассмотрению обращения может приглашаться инициатор обращения.
35. Срок рассмотрения и принятия решения по обращению, набравшему необходимое количество голосов поддержки, не должен превышать шестидесяти дней с момента его поступления в компетентный государственный орган.
36. Решение, принятое компетентным государственным органом по результатам рассмотрения обращения, размещается модератором на веб-портале «Mening fikrim».
37. Споры, возникающие при подаче и рассмотрении обращения, разрешаются в порядке, установленном законодательством.
38. Лица, виновные в нарушении норм настоящего Положения, несут ответственность в порядке, установленном законодательством.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
к Совместному постановлению Кенгаша Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан и Кенгаша Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 2 февраля 2019 года № 2310-III/ПК-503-III
к Совместному постановлению Кенгаша Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан и Кенгаша Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 2 февраля 2019 года № 2310-III/ПК-503-III
Комментарий LexUz
В приложение № 2 внесено изменение Совместном постановлением Кенгаша Законодательной Палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан и Кенгаша Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 10 марта 2022 года № 1931-IV/СП-318-IV. Cм. текст на узбекском языке.