Во исполнение Указа Президента Республики Узбекистан от 19 июля 2018 года № УП-5484 «О мерах по развитию атомной энергетики в Республике Узбекистан», а также в целях создания долгосрочной и прочной системы развития атомной энергетики в республике как новой высокотехнологичной энергетической отрасли:
1. Принять к сведению, что Агентством по развитию атомной энергетики при Министерстве энергетики Республики Узбекистан (далее — Агентство «Узатом») совместно с причастными министерствами и ведомствами осуществляются мероприятия «Дорожной карты» по реализации в 2018 — 2021 годах Соглашения между Правительством Республики Узбекистан и Правительством Российской Федерации о сотрудничестве в строительстве на территории Республики Узбекистан атомной электростанции, утвержденной постановлением Президента Республики Узбекистан от 4 декабря 2018 года № ПП-4048 «О мерах по ускорению строительства на территории Республики Узбекистан атомной электростанции».
а) Концепцию развития атомной энергетики в Республике Узбекистан на период 2019 — 2029 годов (далее — Концепция) согласно приложению № 1, предусматривающую реализацию следующих основных приоритетных направлений:
развитие национальной ядерной инфраструктуры, включая формирование нормативно-правовой базы, участие Республики Узбекистан в глобальном режиме ядерной безопасности, обеспечение деятельности эксплуатирующей организации атомной электростанции (далее — АЭС), создание регулирующей основы атомной энергетики, обеспечение прозрачности и открытости для общественности ядерно-энергетической программы, обеспечение квалифицированными кадрами;
сооружение первой АЭС, включая выбор площадки и лицензирование размещения, проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию АЭС;
организация безопасного и экономически эффективного ядерного топливного цикла, включая долгосрочное обеспечение атомной энергетики ядерным топливом, создание условий для безопасного обращения с отработавшим топливом, организацию его переработки и утилизацию отходов;
обеспечение долгосрочного развития атомной энергетики, включая развитие атомной науки и технологий, приобретение отечественными организациями проектных, конструкторских, экологических и других знаний и опыта для поддержки строительства и эксплуатации АЭС, изучение тенденций ядерных технологий для выбора референтной технологии будущих АЭС;
б) «Дорожную карту» по реализации Концепции развития атомной энергетики в Республике Узбекистан на период 2019 — 2029 годов (далее — «Дорожная карта») согласно приложению № 2, включающую выполнение мероприятий по:
присоединению или имплементации положений международных конвенций в области ядерной безопасности в законодательство Республики Узбекистан, а также разработке и принятию норм и правил в сфере использования атомной энергии в мирных целях;
выбору площадки и лицензированию размещения АЭС, проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию АЭС и объектов ее внешней инфраструктуры;
охране окружающей среды и радиационной защите, включая вывоз и хранение отработавшего ядерного топлива, а также обращение со свежим и отработавшим ядерным топливом;
развитию атомной науки и технологий, а также неэнергетических ядерных технологий для отраслей экономики и социальной сферы, ядерной медицины и радиохимии;
соответствующих заместителей Премьер-министра Республики Узбекистан — за эффективную организацию и координацию деятельности ответственных министерств и ведомств по реализации мероприятий, предусмотренных «Дорожной картой», а также организацию ежеквартального критического обсуждения хода ее выполнения;
руководителей ответственных министерств и ведомств — за своевременное выполнение мероприятий, предусмотренных «Дорожной картой», с широким привлечением независимых экспертов (консультантов), в том числе зарубежных;
руководителей научно-исследовательских и образовательных учреждений — за обеспечение развития фундаментальной и прикладной науки, а также подготовки квалифицированных кадров для атомной энергетики в рамках мероприятий, предусмотренных «Дорожной картой».
4. Министерству энергетики, Государственному комитету промышленной безопасности, Академии наук, Министерству юстиции совместно с другими заинтересованными ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан план по разработке и утверждению первоочередных нормативно-правовых актов, подлежащих принятию в 2019 — 2021 годах и направленных на реализацию Концепции с указанием конкретных сроков внесения и ответственных исполнителей.
5. Национальному информационному агентству Узбекистана, Национальной телерадиокомпании Узбекистана, Агентству информации и массовых коммуникаций регулярно организовывать публикации и тематические передачи в средствах массовой информации по освещению целей и задач утвержденной Концепции.
6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан А.Н. Арипова, руководителя Администрации Президента Республики Узбекистан З.Ш. Низомиддинова и министра энергетики Республики Узбекистан А.С. Султанова.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
к постановлению Президента Республики Узбекистан от 7 февраля 2019 года № ПП-4165
к постановлению Президента Республики Узбекистан от 7 февраля 2019 года № ПП-4165
Удовлетворение растущих энергетических потребностей мировое сообщество связывает, наряду с развитием возобновляемых источников энергии (солнце, ветер и вода), с развитием атомной энергетики, которая уже превысила 11 процентов от общего энергетического производства. В 5 странах атомная энергетика обеспечивает более 40 процентов потребности в электрической энергии — Франции, Словакии, Украине, Венгрии и Бельгии.
Атомная энергия является экологически чистым видом энергии. При производстве электрической и тепловой энергии на атомных электростанциях (далее — АЭС), в отличие теплоэлектростанций традиционных видов, работающих на угле, мазуте и газе, не образуются загрязняющие окружающую среду вредные вещества, такие как оксиды азота, сера, углерод, зола и др.
Одним из основных экономических аргументов в пользу развития атомной энергетики является ее способность гарантировать стабильность цены вырабатываемой электрической энергии на весь срок службы АЭС, который составляет не менее 60 лет с возможностью его продления.
Атомная энергия используется в 31 стране мира, в которых функционируют более 450 энергоблоков общей мощностью около 400 ГВт. В настоящее время ведется строительство 60 новых энергоблоков, из которых 39 — приходятся на азиатский регион.
В целях удовлетворения растущих потребностей экономики республики в электрической энергии (117 миллиардов кВт/ч к 2030 году) между Правительством Республики Узбекистан и Правительством Российской Федерации 7 сентября 2018 года в городе Москве заключено Соглашение о сотрудничестве в строительстве на территории Узбекистана атомной электростанции.
Данным Соглашением предусматривается сооружение в Республике Узбекистан современной и безопасной референтной АЭС поколения III+ в составе двух энергоблоков установленной мощностью 1,2 ГВт каждый, а также создание национальной ядерной инфраструктуры, системы государственного регулирования безопасности, подготовки кадров, осуществление сотрудничества по вопросам поставки ядерного топлива, обращения с отработавшим ядерным топливом.
1. Настоящая Концепция развития атомной энергетики в Республике Узбекистан на период 2019 — 2029 годов определяет основные принципы национальной политики в сфере атомной энергетики, цели и приоритетные направления развития атомной энергетики, а также мероприятия по их реализации, основные риски развития атомной энергетики, прогнозные источники финансирования, механизм осуществления мониторинга и контроля реализации основных мероприятий.
2. Структурная схема Концепции развития атомной энергетики в Республике Узбекистан на период 2019 — 2029 годов приведена в приложении к настоящей Концепции.
защита людей и охрана окружающей среды от потенциального вредного воздействия ионизирующего излучения;
4. Основными целями развития атомной энергетики в Республике Узбекистан на период 2019 — 2029 годов являются:
обеспечение страны к 2030 году надежным, безопасным, экономически эффективным и экологически чистым источником электроэнергии путем создания национальной ядерной энергетики с развитой инфраструктурой, сооружения и начала безопасной эксплуатации АЭС общей мощностью 2,4 ГВт;
обеспечение устойчивого развития атомной науки, технологий, ядерных неэнергетических технологий, инфраструктуры безопасного использования атомной энергии с подготовкой квалифицированных национальных кадров.
5. Для достижения основных целей необходимо обеспечить реализацию следующих основных приоритетных направлений:
развитие национальной ядерной инфраструктуры, включая формирование нормативно-правовой базы, участие Республики Узбекистан в глобальном режиме ядерной безопасности, обеспечение деятельности эксплуатирующей организации АЭС, создание регулирующей основы атомной энергетики, обеспечение прозрачности и открытости для общественности ядерно-энергетической программы, обеспечение квалифицированными кадрами;
сооружение первой АЭС, включая выбор площадки и лицензирование АЭС, проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию АЭС;
обеспечение охраны окружающей среды и радиационной защиты населения при использовании атомной энергии;
организация безопасного и экономически эффективного ядерного топливного цикла, включая долгосрочное обеспечение атомной энергетики ядерным топливом, создание условий для безопасного обращения с отработавшим топливом, организация его переработки и утилизации отходов;
обеспечение долгосрочного развития атомной энергетики, включая развитие атомной науки и технологий, приобретение отечественными организациями проектных, конструкторских, экологических и других знаний и опыта для поддержки строительства и эксплуатации АЭС, изучение тенденций ядерных технологий для выбора референтной технологии будущих АЭС.
6. Достижение целей в области развития атомной энергетики зависит от исключения или минимизации влияния следующих основных рисков:
ухудшение мировой экономической ситуации, в том числе в странах, участвующих в финансировании ядерно-энергетической программы Республики Узбекистан;
ухудшение национальной экономической ситуации, связанной с вероятным резким и долгосрочным снижением мировых цен на основные экспортные товары Республики Узбекистан;
недостаточная оценка необходимого объема финансирования проектов развития атомной энергетики, включая развитие национальной ядерной инфраструктуры, за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан;
прекращение или приостановка ядерно-энергетической программы вследствие социальной напряженности из-за недостаточной работы с населением в области общественной приемлемости атомной энергетики;
непредвиденные расходы в связи с необходимостью замены выбранной площадки вследствие обнаружения в ходе изысканий новых, непредвиденных ранее, запрещающих или опасных факторов, в том числе экологических и водоохранных;
увеличение стоимости сооружения АЭС в связи с задержками подготовки нормативно-правовых актов, обеспечивающих оптимальную стоимость АЭС как референтного объекта;
задержка процессов лицензирования, проектирования и строительства в связи с недостаточным развитием и кадровым потенциалом эксплуатирующей организации АЭС и регулирующего органа;
задержка ввода АЭС в эксплуатацию в связи с недостаточным обеспечением эксплуатирующей организации АЭС эксплуатационным персоналом требуемой квалификации;
7. Выявление и оценка рисков развития ядерно-энергетической программы, а также выработка мероприятий по исключению рисков и предупреждению их влияния являются важными элементами успешной работы участников проекта.
8. Финансирование строительства первой АЭС мощностью 2,4 ГВт за счет собственных средств Республики Узбекистан и государственного кредита Российской Федерации.
9. Финансирование строительства объектов внешней инфраструктуры АЭС из средств Государственного бюджета Республики Узбекистан, Фонда развития атомной энергетики Агентства по развитию атомной энергетики при Министерстве энергетики Республики Узбекистан (далее — Фонд развития атомной энергетики), средств инвесторов и других источников, не запрещенных законодательством.
10. Финансирование проектов по развитию национальной ядерной инфраструктуры из средств Фонда развития атомной энергетики, Государственного бюджета Республики Узбекистан, частично — средств государственного кредита Российской Федерации и других источников, не запрещенных законодательством.
11. Финансирование проектов по развитию человеческих ресурсов, включая подготовку кадров и реализацию стратегии набора и сохранения квалифицированного персонала, за счет средств Фонда развития атомной энергетики, грантов иностранных организаций и услуг по обучению, предоставляемых Российской Федерацией на безвозмездной основе или в рамках проектов по развитию ядерной инфраструктуры, средств Государственного бюджета Республики Узбекистан и других источников, не запрещенных законодательством.
12. Финансирование проектов по развитию научного и технологического потенциала за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан, Фонда развития атомной энергетики, грантов иностранных организаций и других источников, не запрещенных законодательством.
13. Для успешной реализации национальной ядерно-энергетической программы предусматривается развитие в Республике Узбекистан ядерной инфраструктуры по следующим основным направлениям:
присоединение Республики Узбекистан или имплементация положений международных конвенций в области ядерной безопасности в законодательство Республики Узбекистан;
изучение возможностей для имплементации некоторых положений законодательства страны-поставщика ядерных технологий в законодательство Республики Узбекистан с целью минимизации издержек в связи с отклонениями от референтной АЭС;
принятие норм и правил в области использования атомной энергии в соответствии с международными договорами;
принятие (имплементация, адаптация, разработка) стандартов, ведомственных норм, регламентов, инструкций, положений и др., необходимых для проектирования, строительства и эксплуатации АЭС;
организация диалога с соседними государствами, чьи интересы может затрагивать ядерно-энергетическая программа Республики Узбекистан при эксплуатации АЭС;
обеспечение консультаций в интересах безопасности путем осуществления сотрудничества с заинтересованными в этом странами, авторитетными иностранными и международными организациями;
осуществление сотрудничества с МАГАТЭ с целью получения консультаций по вопросам безопасности, использования международного опыта эксплуатации, а также для учета извлеченных уроков;
обеспечение соблюдения норм МАГАТЭ и участия в международных рассмотрениях вопросов безопасности, качества получаемых услуг по вопросам безопасности на базе норм безопасности МАГАТЭ;
принятие мер по вхождению эксплуатирующей организации АЭС во Всемирную ассоциацию операторов атомных электростанций (WANO);
участие в международных сетевых сообществах, в которых в полной мере необходимо изучение для применения в Республике Узбекистан опыта строительства и эксплуатации АЭС;
установление ответственности эксплуатирующей организации АЭС за ядерную безопасность, выбор площадки и всех подрядчиков, проектные решения, качество строительства, дальнейшую эксплуатацию, финансовое обеспечение ответственности и другие важнейшие аспекты сооружения и эксплуатации АЭС, включая ответственность за ущерб;
участие эксплуатирующей организации АЭС в процессе сооружения АЭС с установления требований к площадке;
долгосрочное развитие национального органа государственного регулирования безопасности с предоставлением ему специальных полномочий в области регулирования безопасности атомной энергетики;
развитие нормативно-правовой базы регулирования использования атомной энергии, основанное на регулирующих требованиях страны-поставщика ядерных технологий, нормах МАГАТЭ и опыте международных и зарубежных регулирующих организаций;
соблюдение требований законодательства и норм МАГАТЭ в области регулирования безопасности атомной энергетики;
обеспечение долгосрочного доступа органов государственного регулирования безопасности к достаточным финансовым ресурсам для надлежащего исполнения ими своих обязанностей;
совершенствование процесса лицензирования деятельности в области использования атомной энергии и экспертиз безопасности;
создание и развитие системы подготовки и повышения квалификации кадров для органов государственного регулирования безопасности;
обеспечение широкого взаимодействия национальных органов государственного регулирования безопасности с международными и зарубежными организациями, в ответственность которых входит регулирование безопасности атомной энергетики;
развитие национального сектора экспертной поддержки органов государственного регулирования безопасности, в том числе с привлечением иностранных инвестиций;
открытие при поддержке Российской Федерации информационных центров атомной отрасли в городе Ташкенте и регионе, в котором будет размещена площадка для строительства АЭС;
организация системной работы в области популяризации атомной энергетики в Республике Узбекистан и информирования населения страны о современных ядерно-энергетических технологиях, а также их безопасности и экологичности;
организация общественных слушаний по рассмотрению проектов решений в отношении развития атомной энергетики;
организация и проведение международных конференций и выставок в сфере ядерно-энергетических технологий, а также проведение конференций, семинаров, «круглых столов», в том числе с привлечением международных экспертов;
участие в международных конференциях, выставках, семинарах в области атомной энергетики и ядерных технологий, проводимых партнерами за рубежом, использование этих площадок в качестве информационного источника для донесения до населения информации о безопасности технологий;
создание при Агентстве по развитию атомной энергетики при Министерстве энергетики Республики Узбекистан (далее — Агентство «Узатом»), эксплуатирующей организации АЭС и органе государственного регулирования безопасности собственных средств массовой информации;
участие в международных культурных и просветительских проектах, организуемых международными и иностранными организациями атомной отрасли и способствующих открытости в области атомной энергетики;
определение совокупности знаний и опыта, требующихся в областях, связанных с ядерной и радиационной безопасностью, и необходимой численности персонала;
разработка и утверждение стратегии привлечения, обучения и сохранения достаточного числа специалистов для удовлетворения потребностей всех организаций, участвующих в ядерно-энергетической программе;
организация подготовки персонала эксплуатирующей организации АЭС к способности проверять качество конструкций, систем и элементов в соответствии с обязанностями по обеспечению безопасности, независимо от типа контракта, управлять процессом лицензирования на своем уровне;
обеспечение наличия у эксплуатирующей организации АЭС экспертных ресурсов для потребностей, связанных с подготовкой к эксплуатации АЭС в части радиационной безопасности, включая обучение и проверку знаний;
разработка программ подготовки персонала для АЭС и ядерной инфраструктуры, в том числе программ стажировок специалистов в зарубежных странах;
обучение узбекских студентов в зарубежных высших образовательных учреждениях, а также направление узбекских специалистов в зарубежные страны для подготовки, переподготовки и повышения квалификации в сфере атомной энергетики и смежных областях;
открытие соответствующих направлений обучения в филиале Национального исследовательского ядерного университета МИФИ в г. Ташкенте, Национальном университете Узбекистана имени Мирзо Улугбека, Ташкентском государственном техническом университете имени Ислама Каримова, Самаркандском государственном университете и других образовательных учреждениях для подготовки кадров в сфере атомной энергетики;
15. Реализация мероприятий в области охраны окружающей среды и радиационной защиты в связи с развитием национальной ядерно-энергетической программы осуществляется в соответствии с законодательством Республики Узбекистан.
16. Организация безопасного и экономически эффективного ядерного топливного цикла состоит из следующих этапов:
вывоз отработавшего ядерного топлива на переработку или организация долговременного хранения отработавшего ядерного топлива как ценного энергетического материала;
развитие национального сектора поддержки эксплуатации АЭС, привлечение инвестиций, в том числе иностранных, включая создание совместных предприятий в области научно-технического сотрудничества и оказания экспертных услуг;
изучение тенденций мирового развития ядерных технологий для выбора референтной технологии будущих АЭС;
18. Мониторинг и контроль выполнения мероприятий, предусмотренных Концепцией, обеспечивается путем разработки и внедрения системы трехуровневого контроля:
уровень 1 — еженедельная оперативная отчетность Агентства «Узатом» перед Кабинетом Министров Республики Узбекистан;
уровень 2 — ежемесячная отчетность Министерства энергетики Республики Узбекистан перед Премьер-министром Республики Узбекистан о ходе реализации Концепции;
уровень 3 — ежеквартальная отчетность Министерства энергетики Республики Узбекистан перед Президентом Республики Узбекистан по стратегическим и актуальным направлениям развития ядерно-энергетической программы.
ПРИЛОЖЕНИЕ
к Концепции развития атомной энергетики в Республике Узбекистан на период 2019 — 2029 годов
к Концепции развития атомной энергетики в Республике Узбекистан на период 2019 — 2029 годов
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
к постановлению Президента Республики Узбекистан от 7 февраля 2019 года № ПП-4165
к постановлению Президента Республики Узбекистан от 7 февраля 2019 года № ПП-4165