За истекший период в стране проведена значительная работа по внедрению качественно новой системы охраны общественного порядка, профилактики правонарушений и борьбы с преступностью, обеспечению надежной защиты прав, свобод и законных интересов граждан на основе тесного взаимодействия государственных органов и институтов гражданского общества.
В данной деятельности особое место занимает внедрение эффективной системы ведения уголовно-правовой статистики и анализа преступлений, позволяющей определять наиболее точную криминогенную ситуацию в стране, выявлять актуальные проблемы и недостатки действующих механизмов профилактики правонарушений и борьбы с преступностью, а также вырабатывать всесторонне продуманные перспективы их совершенствования.
Вместе с тем, изучение проводимых работ в сфере ведения статистики состояния преступности свидетельствует о необходимости усовершенствования действующих механизмов сбора и обработки информации путем установления системного анализа и качественного контроля, внедрения современных информационных технологий, обеспечивающих точность, достоверность и более квалифицированную обработку данных в осуществлении прокурорского надзора.
В целях повышения эффективности борьбы с преступностью путем совершенствования системы уголовно-правовой статистики, обеспечения прозрачности учета преступлений, а также целевого анализа причин их совершения:
1. Установить, что с 1 декабря 2018 года ведение единого учета преступлений, лиц, их совершивших, и движения уголовных дел осуществляется Генеральной прокуратурой Республики Узбекистан (далее — Генеральная прокуратура).
См. последующую редакцию.
2. Согласиться с предложением Генеральной прокуратуры и Министерства внутренних дел Республики Узбекистан о разработке и внедрении Единой информационной системы «Электронная уголовно-правовая статистика» (далее — Единая информационная система), предусматривающей:
ведение единого учета информации по уголовным делам, материалам доследственной проверки, результатам судебного разбирательства дел и исполнения судебных решений, а также по участникам, привлеченным в качестве обвиняемого и потерпевшего, путем формирования электронных форм статистических карточек;
введение электронной формы обмена информацией органов предварительного следствия и дознания между органами прокуратуры, судами и другими государственными органами, в том числе путем интеграции информационных систем и баз данных;
оптимизацию процедур ведения уголовно-правовой статистики и исключения человеческого фактора в процессе ее формирования.
статистические данные по выявленному, раскрытому преступлению или другим результатам расследования, а также лицам, совершившим преступления, вводятся в Единую информационную систему, в которой формируется электронная статистическая карточка;
номера уголовных дел и материалов доследственной проверки присваиваются исключительно при вводе соответствующих статистических данных в Единую информационную систему;
информация о результатах судебного разбирательства дел и исполнения судебных решений, а также по участникам, привлеченным в качестве обвиняемого и потерпевшего, формируется судами и государственными органами, осуществляющими исполнение судебных решений, путем заполнения электронной статистической карточки;
информационный обмен данными в Единой информационной системе осуществляется через защищенные каналы связи, исключающие несанкционированный доступ к имеющейся информации.
совместно с Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан разработать и ввести в эксплуатацию с 10 января 2019 года пилотную версию Единой информационной системы и с 1 марта 2019 года запустить в действие ее полноценную версию;
в двухмесячный срок утвердить Положение о порядке ведения Единой информационной системы «Электронная уголовно-правовая статистика»;
обеспечивать постоянное сопровождение и интеграцию с другими информационными системами, бесперебойное функционирование и информационную безопасность Единой информационной системы.
Установить, что до введения в эксплуатацию пилотной версии Единой информационной системы используется бумажная форма документов, до запуска в действие ее полноценной версии — одновременно бумажная и электронная формы документов.
5. Утвердить «Дорожную карту» по внедрению Единой информационной системы «Электронная уголовно-правовая статистика» согласно приложению № 1*.
Установить, что приобретение оборудования, компьютеров, техники IP-телефонии, технических средств, программных продуктов и других материально-технических ресурсов, необходимых для создания, функционирования и модернизации Единой информационной системы, а также работы с ней, осуществляется за счет средств Фонда развития Бюро принудительного исполнения в порядке исключения:
с освобождением от таможенных платежей (за исключением сборов за таможенное оформление) в срок до 1 октября 2021 года, согласно перечням, утверждаемым в установленном порядке.
6. Верховному суду Республики Узбекистан и государственным органам, уполномоченным проводить доследственную проверку и предварительное следствие обеспечить:
своевременный ввод в Единую информационную систему информации по уголовным делам, материалам доследственной проверки, результатам судебного разбирательства дел и исполнения судебных решений, а также по участникам, привлеченным в качестве обвиняемого и потерпевшего;
интеграцию по запросу Генеральной прокуратуры информационных систем и ресурсов, необходимых для полноценного формирования уголовно-правовой статистической информации и функционирования Единой информационной системы.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
а) Генеральной прокуратуры — Управление уголовно-правовой статистики (далее — Управление), прокуратур Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента — отделы уголовно-правовой статистики с закреплением их работников за соответствующими районами (городами), определив их основными задачами:
осуществление надзора за соблюдением законности в сфере уголовно-правовой статистики, а также полноты и достоверности ввода информации в Единую информационную систему;
осуществление статистического анализа состояния преступности, в том числе в разрезе территорий и по видам преступлений;
б) Академии Генеральной прокуратуры — Центр системного анализа и исследования причин совершения преступлений (далее — Центр), определив его основными задачами:
изучение и диагностику причин и условий совершения преступлений, анализ состояния профилактики правонарушений, в том числе предупреждения отдельных видов преступлений;
криминологическое прогнозирование изменения состояния преступности, а также методологическое и консультативное обеспечение деятельности по профилактике правонарушений;
разработку научно-обоснованных предложений и рекомендаций по предупреждению и устранению правонарушений, а также мониторинг их выполнения;
проведение научно-практических исследований по видам преступлений, личностям преступника и потерпевшего.
8. Генеральной прокуратуре организовать деятельность экспертно-аналитических групп по системному анализу причин совершения преступлений, осуществляющих деятельность на общественных началах под руководством прокуроров районов (городов), в порядке эксперимента в Шайхантахурском районе, с 1 февраля 2019 года — в других районах города Ташкента, с 1 июля 2019 года — по всей республике с учетом результатов проведенного эксперимента.
9. Упразднить с 1 декабря 2018 года Информационный центр Министерства внутренних дел Республики Узбекистан и его территориальные подразделения с направлением высвобождаемых 258 штатных единиц для формирования, в том числе вновь создаваемых, подразделений Генеральной прокуратуры.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
10. Одобрить предложение Генеральной прокуратуры и Министерства внутренних дел Республики Узбекистан о создании Оперативно-справочного управления министерства (далее — Оперативно-справочное управление) и его территориальные подразделения, формируемых за счет высвобождаемых штатных единиц упраздняемых информационных центров органов внутренних дел, определив их основными задачами:
организацию и ведение оперативно-справочных учетов для использования в предупреждении, выявлении, раскрытии и расследовании правонарушений;
обеспечение объявления лиц в местный и межгосударственный розыск, ведения архивно-справочного и специального фондов органов внутренних дел;
сбор, обобщение, обработку, накопление и предоставление сведений об административных правонарушениях с их интегрированием в централизованные информационные системы органов внутренних дел и других государственных органов;
ведение автоматизированного банка данных об автотранспортных средствах, гражданском и служебном оружии, разыскиваемых лицах и предметах, а также других сведений, способствующих эффективной профилактике правонарушений и борьбе с преступностью.
Возложить персональную ответственность за организацию эффективной деятельности Оперативно-справочного управления на первого заместителя министра внутренних дел Республики Узбекистан.
предоставлению правовой статистической информации при содействии Управления в Межгосударственный информационный банк стран Содружества Независимых Государств, предусмотренной международными договорами;
См. последующую редакцию.
хранению архива правовой статистической информации, накопленной за отчетные периоды до 1 января 2019 года.
Министерству внутренних дел в месячный срок утвердить обновленную структуру и Положение об Оперативно-справочном управлении Министерства внутренних дел Республики Узбекистан.
См. предыдущую редакцию.
финансирование формируемых штатных единиц, в том числе вновь создаваемых, подразделений Генеральной прокуратуры осуществляется за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан;
(абзац второй пункта 12 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 24 ноября 2020 года № УП-6118 — Национальная база данных законодательства, 25.11.2020 г., № 06/20/6118/1562)
сотрудникам Оперативно-справочного управления и его территориальных подразделений выплачивается ежемесячная денежная надбавка за счет внебюджетных средств Министерства внутренних дел Республики Узбекистан (вне зависимости от установленных других доплат и надбавок) в размере 30 процентов от их должностного оклада.
См. последующую редакцию.
13. Министерству финансов совместно с Генеральной прокуратурой и Министерством внутренних дел обеспечить внесение изменений в сметы расходов и штатные расписания Генеральной прокуратуры и Министерства внутренних дел Республики Узбекистан в соответствии с настоящим Указом.
в месячный срок обеспечить оснащение вновь создаваемых подразделений и вводимых штатных единиц мебелью, средствами связи и иными необходимыми материально-техническими ресурсами;
в двухмесячный срок укомплектовать вновь создаваемые подразделения органов прокуратуры квалифицированными кадрами, в первую очередь из числа сотрудников упраздняемых информационных центров органов внутренних дел;
изучить эффективность реализации настоящего Указа по итогам первого полугодия 2019 года и, при необходимости, внести предложения по дальнейшему совершенствованию системы уголовно-правовой статистики.
15. Внести изменения и дополнения в некоторые акты Президента Республики Узбекистан согласно приложению № 2.
16. Министерству внутренних дел в месячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающие из настоящего Указа.
17. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан А.Н. Арипова, руководителя Администрации Президента Республики Узбекистан З.Ш. Низомиддинова и первого заместителя советника Президента Республики Узбекистан Б.М. Мавлонова.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
к Указу Президента Республики Узбекистан от 31 октября 2018 года № УП-5566
к Указу Президента Республики Узбекистан от 31 октября 2018 года № УП-5566
1. В Указе Президента Республики Узбекистан от 18 апреля 2017 года № УП-5019 «Об усилении роли органов прокуратуры в реализации социально-экономических реформ и модернизации страны, обеспечении надежной защиты прав и свобод человека»:
блок «Старший помощник (помощник) Военного прокурора по надзору за исполнением законодательства в органах национальной безопасности 2» заменить блоком «Старший помощник (помощник) Военного прокурора по надзору за исполнением законодательства в органах Службы государственной безопасности 2».
2. В пункте 4 Указа Президента Республики Узбекистан от 29 мая 2017 года № УП-5059 «О мерах по дальнейшему укреплению платежной дисциплины в сфере поставки и потребления электрической энергии и природного газа, а также коренному совершенствованию системы исполнительного производства»:
«осуществлять проверки фактов незаконного подключения к электрическим, газотранспортным, газораспределительным сетям, умышленной порчи приборов учета, а также вмешательства в приборы учета извне с целью изменения их показателей»;
«Установить, что требования настоящего пункта также распространяются на другие предоставляемые коммунальные услуги, обеспечение полноты и своевременности платежей за которые возложено на Бюро и его территориальные подразделения».
3. В Указе Президента Республики Узбекистан от 8 мая 2018 года №.УП-5438 «О мерах по коренному совершенствованию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров органов прокуратуры»:
«изучение и диагностику причин и условий совершения преступлений, анализ состояния профилактики правонарушений, в том числе предупреждения отдельных видов преступности;
криминологическое прогнозирование изменения состояния преступности, а также методологическое и консультативное обеспечение деятельности по профилактике правонарушений»;
См. последующую редакцию.
4. Позицию 17 графы «Проверки (контрольные функции)» приложения № 2 к Указу Президента Республики Узбекистан от 27 июля 2018 года № УП-5490 «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательства» изложить в следующей редакции:
«Проверки фактов незаконного подключения к электрическим, газотранспортным, газораспределительным сетям, системам водоснабжения и водоотведения, умышленной порчи приборов учета, а также вмешательства в приборы учета извне с целью изменения их показателей».
8. В постановлении Президента Республики Узбекистан от 14 марта 2017 года № ПП-2833 «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы профилактики правонарушений и борьбы с преступностью»:
9. Пункт 16 Положения о порядке прохождения службы в органах внутренних дел, утвержденного постановлением Президента Республики Узбекистан от 29 ноября 2017 года № ПП-3413, изложить в следующей редакции:
«16. Кандидат, не прошедший один из видов предварительного отбора или итоговый отбор, не допускается к их повторной пересдаче».