В стране особое внимание уделяется всесторонней поддержке и стимулированию активного предпринимательства, внедрению инновационных идей и технологий, созданию необходимых условий для ускоренного развития науки и инновационной деятельности, способствующих повышению социально-экономического потенциала территорий и устойчивому росту уровня жизни и благосостояния населения.
Вместе с тем, результаты проведенного анализа свидетельствуют о наличии ряда системных проблем, препятствующих дальнейшему улучшению условий для развития активного предпринимательства и инновационной деятельности в стране, в числе которых:
первое, не налажен системный анализ передовых и современных инновационных разработок, технологических проектов-стартапов и рынка инноваций с учетом имеющейся ресурсной базы и потенциала регионов;
второе, не осуществляется должным образом привлечение инвестиций в инновационные проекты-стартапы, содействие и координация деятельности талантливых предпринимателей, осуществляющих активное внедрение инноваций в сферу производства и оказания услуг;
третье, сохраняется низкий уровень деловой среды в сфере инновационного развития, особенно на местах, а также дефицит предпринимателей, имеющих необходимые навыки по разработке и продвижению инновационных и успешных технологических проектов-стартапов;
четвертое, отсутствует база данных инновационных идей, разработок и технологий, остается неразвитой практика создания новых ресурсов и передачи опыта бизнес-структурам;
пятое, слабо разработаны механизмы поддержки рынка инновационных разработок, отсутствует координация эффективного использования инновационных идей, а качество инновационных разработок не отвечает требованиям рынка;
шестое, не уделяется должное внимание привлечению выпускников технических высших образовательных учреждений и талантливой молодежи в сферу инновационных разработок, технологических проектов-стартапов, а также созданию бизнес-инкубаторов;
седьмое, неэффективно проводится работа по популяризации среди населения инновационного предпринимательства, сохраняются технические и психологические барьеры при вовлечении в разработку и продвижение инновационных продуктов и услуг.
В целях устранения имеющихся проблем и создания благоприятных правовых и организационных условий для развития активного предпринимательства, формирования и функционирования рынка инноваций, а также продвижения местных и зарубежных инновационных разработок в реальный сектор экономики:
См. предыдущую редакцию.
1. Согласиться с предложением Министерства инновационного развития Республики Узбекистан о создании с привлечением средств внебюджетных фондов инновационного развития государственных организаций, грантов и/или займов международных финансовых институтов, средств и инвестиций зарубежных инвесторов центров инновационных идей, разработок и технологий в Республике Каракалпакстан, областях и городе Ташкенте (далее — центры), осуществляющих разработку, апробацию и освоение инновационных проектов-стартапов, трансфер и коммерциализацию результатов инновационной деятельности.
(абзац первый пункта 1 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 1 апреля 2021 года № УП-6198 — Национальная база данных законодательства, 02.04.2021 г., № 06/21/6198/0269)
См. предыдущую редакцию.
Инновационные центры с участием двух и более лиц могут создаваться в акционерных и других организационно-правовых формах. В таких случаях в его учредительных документах четко указываются его организационно-правовая форма, условия и обязанности участников.
(пункт 1 дополнен абзацем вторым Указом Президента Республики Узбекистан от 1 апреля 2021 года № УП-6198 — Национальная база данных законодательства, 02.04.2021 г., № 06/21/6198/0269)
Определить, что центры осуществляют свою деятельность на коммерческой основе и с момента создания освобождаются сроком на пять лет от уплаты всех видов налогов.
глубокое исследование потенциала и ресурсных баз регионов с целью создания новых и современных видов производства и услуг;
развитие инновационного менеджмента с целью оказания поддержки инновационным идеям, разработкам и технологиям;
разработку, апробацию и освоение инновационных проектов-стартапов по производству новой и востребованной продукции (работ, услуг), в том числе с использованием передовых методов и технологий, применяемых за рубежом;
проведение маркетинговых исследований рынка инноваций, формирование рынков сбыта производимой инновационной продукции (работ, услуг), разработку рекомендаций для их ориентации и адаптации к требованиям рынка;
организацию работ по поиску инвесторов и потребителей инновационной продукции (работ, услуг), в том числе путем развития кооперации между субъектами инновационной инфраструктуры;
консультирование широкого круга заинтересованных лиц по вопросам осуществления инновационной деятельности, организацию рекламных и выставочных мероприятий, направленных на популяризацию среди населения и субъектов предпринимательства инновационных идей, разработок и технологий;
развитие инновационного сотрудничества с производственными предприятиями, научно-исследовательскими и образовательными учреждениями, стартапами и другими партнерами в приоритетных отраслях промышленности и сельского хозяйства с целью реализации совместных инновационных проектов;
продвижение и коммерциализацию разработанных и успешно апробированных результатов инновационной деятельности.
См. предыдущую редакцию.
(абзац первый пункта 3 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 1 апреля 2021 года № УП-6198 — Национальная база данных законодательства, 02.04.2021 г., № 06/21/6198/0269)
земельные участки, пустующие помещения, необходимые для создания центров и строительства сопутствующей инфраструктуры (наличие транспортных развязок, автостанций, автостоянок и т.п.), выделяются частным партнерам безвозмездно, в порядке исключения, на основе прямых переговоров;
См. последующую редакцию.
выбор земельных участков для строительства зданий центров производится в установленном порядке органами государственной власти на местах по согласованию с Министерством инновационного развития Республики Узбекистан;
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
(абзацы четвертый — седьмой пункта 3 исключены Указом Президента Республики Узбекистан от 1 апреля 2021 года № УП-6198 — Национальная база данных законодательства, 02.04.2021 г., № 06/21/6198/0269)
См. предыдущую редакцию.
местные хокимияты обязуется содействовать созданию условий по стимулированию внедрения инноваций в отрасли экономики, в том числе расширению возможности коммерциализации выпускаемой продукции в рамках государственных закупок;
(абзац восьмой пункта 3 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 1 апреля 2021 года № УП-6198 — Национальная база данных законодательства, 02.04.2021 г., № 06/21/6198/0269)
См. предыдущую редакцию.
права и обязанности сторон договора о создании центра определяются договорами, заключенными с согласия Министерства инновационного развития.
(абзац девятый пункта 3 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 1 апреля 2021 года № УП-6198 — Национальная база данных законодательства, 02.04.2021 г., № 06/21/6198/0269)
См. последующую редакцию.
4. Принять к сведению, что Указом Президента Республики Узбекистан от 22 января 2018 года № УП-5308 «О Государственной программе по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017 — 2021 годах в «Год поддержки активного предпринимательства, инновационных идей и технологий» на срок до 1 января 2023 года от уплаты всех видов налогов и обязательных платежей, за исключением единого социального платежа, освобождены:
создаваемые венчурные фонды, софинансирующие высокотехнологичные предпринимательские проекты-стартапы;
научно-исследовательские учреждения, инновационные центры, проектно-конструкторские бюро по доходам, полученным от продажи (передачи в пользование) предпринимателям собственных новых технологий;
организации по трансферу новых технологий в отечественное предпринимательство по доходам от указанной деятельности.
См. предыдущую редакцию.
В целях создания, производства новых инновационных продуктов и налаживания услуг для государственных и общественных целей органы государственного управления, хозяйственные объединения, образовательные и научно-исследовательские учреждения, негосударственные организации и частные предприниматели могут финансировать деятельность центров.
(абзац шестой пункта 4 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 1 апреля 2021 года № УП-6198 — Национальная база данных законодательства, 02.04.2021 г., № 06/21/6198/0269)
для центров предусматривается резервирование средств Фонда поддержки инновационного развития и новаторских идей в размере не менее 10 процентов от общего объема финансирования инновационных проектов;
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
(абзацы третий — пятый пункта 5 исключены Указом Президента Республики Узбекистан от 1 апреля 2021 года № УП-6198 — Национальная база данных законодательства, 02.04.2021 г., № 06/21/6198/0269)
См. предыдущую редакцию.
подведение к строящимся зданиям центров всех необходимых внешних инженерно-коммуникационных сетей, коммунальной инфраструктуры осуществляется за счет АО «Узбекэнерго» — в части электрической энергии, АО «Узтрансгаз» — в части газоснабжения, АК «Узбектелеком» — в части телекоммуникационных сетей, Республиканского дорожного фонда при Кабинете Министров Республики Узбекистан — в части строительства автомобильных дорог, средств бюджета Республики Каракалпакстан, местных бюджетов областей и города Ташкента — в части водоснабжения, канализации и строительства автостанций;
(абзац шестой пункта 5 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 1 апреля 2021 года № УП-6198 — Национальная база данных законодательства, 02.04.2021 г., № 06/21/6198/0269)
по мере ввода в эксплуатацию зданий центров органы государственной власти на местах организуют удобные транспортные маршруты и ритмичную работу пассажирского транспорта.
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
(пункт 6 утратил силу Указом Президента Республики Узбекистан от 12 декабря 2019 года № УП-5893 — Национальная база данных законодательства, 13.12.2019 г., № 06/19/5893/4150)
См. предыдущую редакцию.
7. Министерству инновационного развития и Министерству инвестиций и внешней торговли Республики Узбекистан обеспечить:
(абзац первый пункта 7 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 1 апреля 2021 года № УП-6198 — Национальная база данных законодательства, 02.04.2021 г., № 06/21/6198/0269)
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
в двухмесячный срок поиск потенциальных инвесторов и заключение с ними соглашений о создании центров на условиях, определенных настоящим постановлением;
(абзац второй пункта 7 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 1 апреля 2021 года № УП-6198 — Национальная база данных законодательства, 02.04.2021 г., № 06/21/6198/0269)
См. предыдущую редакцию.
совместно с Министерством иностранных дел Республики Узбекистан на постоянной основе привлечение представителей зарубежных государств к участию в создании центров, а также с целью выделения грантовых и спонсорских средств — проведение переговоров с представителями международных и зарубежных организаций, финансовых институтов;
(абзац третий пункта 7 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 1 апреля 2021 года № УП-6198 — Национальная база данных законодательства, 02.04.2021 г., № 06/21/6198/0269)
См. предыдущую редакцию.
(абзац четвертый пункта 7 исключен Указом Президента Республики Узбекистан от 1 апреля 2021 года № УП-6198 — Национальная база данных законодательства, 02.04.2021 г., № 06/21/6198/0269)
См. предыдущую редакцию.
совместно с Национальной телерадиокомпанией Узбекистана, Национальным информационным агентством Узбекистана, Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента широкое освещение и доведение до населения и субъектов предпринимательства о деятельности центров.
(абзац пятый пункта 7 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 1 апреля 2021 года № УП-6198 — Национальная база данных законодательства, 02.04.2021 г., № 06/21/6198/0269)
См. предыдущую редакцию.
Разрешить Министерству инновационного развития Республики Узбекистан создавать центры в районах (городах) с участием иностранных инвесторов или спонсоров с применением условий настоящего постановления.
(абзац шестой пункта 7 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 1 апреля 2021 года № УП-6198 — Национальная база данных законодательства, 02.04.2021 г., № 06/21/6198/0269)
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
8. Кабинету Министров Республики Узбекистан, Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента в трехмесячный срок обеспечить по заявкам инициаторов выделение для создания центров земельных участков или пустующих зданий, в том числе высвобождаемых за счет оптимизации средних специальных, профессиональных образовательных учреждений либо предусмотреть их размещение в зданиях центров государственных услуг, сооружаемых по типовым проектам.
(пункт 8 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 1 апреля 2021 года № УП-6198 — Национальная база данных законодательства, 02.04.2021 г., № 06/21/6198/0269)
9. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан А.Н. Арипова, заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан С.Р. Холмурадова, Генерального прокурора Республики Узбекистан О.Б. Муродова и министра инновационного развития Республики Узбекистан И.Ю. Абдурахмонова.