В целях усиления стимулирования создания и дальнейшего ускоренного развития малого и среднего бизнеса, дехканских и фермерских хозяйств, расширения доступа их к финансовым, материально-техническим и сырьевым ресурсам Кабинет Министров постановляет:
См. последующую редакцию.
1. Госкомимуществу Республики Узбекистан, Палате товаропроизводителей и предпринимателей Узбекистана, Ассоциации дехканских и фермерских хозяйств, Фонду поддержки частного предпринимательства и малого бизнеса, коммерческим банкам оказывать всемерную поддержку вновь создаваемым предприятиям малого бизнеса, фермерским и дехканским хозяйствам в формировании их первоначального (стартового) капитала.
не менее 50 процентов кредитных ресурсов Бизнес-фонда, формируемых за счет средств от приватизации государственного имущества, а также не менее 50 процентов кредитных ресурсов Фонда поддержки дехканских и фермерских хозяйств ежегодно направляются на открытие в коммерческих банках целевых кредитных линий для формирования первоначального (стартового) капитала микрофирм и малых предприятий, дехканских (со статусом юридического лица) и фермерских хозяйств;
кредиты микрофирмам, малым предприятиям, дехканским (со статусом юридического лица) и фермерским хозяйствам на формирование первоначального (стартового) капитала выдаются только вновь открываемым предприятиям, подавшим соответствующие заявки на получение кредита в период не позднее 6 месяцев после их государственной регистрации;
первоначальный (стартовый) капитал, полученный за счет указанных целевых кредитных линий, может быть направлен на формирование оборотных средств для начала деятельности субъектов малого бизнеса, дехканских и фермерских хозяйств, разработку технико-экономического обоснования инвестиционного проекта, приобретение оборудования.
См. последующую редакцию.
2. Установить, что выдача кредитов для формирования первоначального (стартового) капитала осуществляется:
по льготной процентной ставке в размере 1/6 части ставки рефинансирования Центрального банка на срок до 3 лет без права пролонгации в размере до 150 минимальных заработных плат для микрофирм и дехканских хозяйств (со статусом юридического лица) и до 300 минимальных заработных плат — для малых предприятий и фермерских хозяйств;
с предоставлением отсрочки по выплате процентов на 12 месяцев и началом возврата основного долга через 18—24 месяца после получения кредита.
Центральному банку, Министерству финансов, Министерству труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан, Палате товаропроизводителей и предпринимателей, Ассоциации дехканских и фермерских хозяйств, Бизнес-фонду в десятидневный срок внести в установленном порядке соответствующие изменения и дополнения в Порядок кредитования индивидуальных предпринимателей, субъектов малого и среднего бизнеса коммерческими банками за счет кредитных линий внебюджетных фондов.
3. Принять предложение Министерства финансов и Госкомимущества Республики Узбекистан об отсрочке возврата средств от разгосударствления и приватизации, направленных Бизнес-фонду в соответствии с установленным порядком по состоянию на 1 июля 2001 года, с целевым использованием их на открытие кредитных линий в коммерческих банках для формирования первоначального (стартового) капитала микрофирм и малых предприятий.
См. последующую редакцию.
4. Рекомендовать хозяйственным судам принимать иски внебюджетных фондов по взысканию долгов с субъектов малого и среднего предпринимательства с отсрочкой оплаты государственной пошлины с последующим взысканием ее с виновной стороны.
См. последующую редакцию.
5. В целях расширения кредитных ресурсов Бизнес-фонда и Фонда поддержки дехканских и фермерских хозяйств установить с 1 января 2002 года на период до 31 декабря 2005 года ставку налога на доходы Бизнес-фонда и Фонда поддержки дехканских и фермерских хозяйств в размере 50% от действующей с целевым направлением высвобожденных средств на финансовую поддержку малого и среднего бизнеса.
См. последующую редакцию.
6. Предоставить с 1 октября 2001 года микрофирмам и малым предприятиям сферы материального производства и услуг, фермерским хозяйствам, а также дехканским хозяйствам со статусом юридического лица отсрочку по уплате таможенных платежей (за исключением сборов за таможенное оформление) на импортируемые для собственных нужд оборудование, сырьевые и материальные ресурсы сроком на 90 дней без взимания процентов.
в разрабатываемых балансах производства отдельных видов продукции и сырья ежегодно предусматривать их выделение для обеспечения субъектов малого и среднего бизнеса;
совместно с Госкомимуществом Республики Узбекистан, акционерной компанией «Узулгуржисавдо», Палатой товаропроизводителей и предпринимателей, Ассоциацией дехканских и фермерских хозяйств в двухмесячный срок разработать и внедрить рыночные механизмы реализации субъектам малого и среднего бизнеса указанных материально-технических и сырьевых ресурсов на биржевых и аукционных торгах.
См. последующую редакцию.
8. Республиканскому координационному совету по стимулированию развития малого и частного предпринимательства (Азимов Р.С.) изучить ход выполнения настоящего постановления и по итогам I полугодия 2002 года внести предложения о дополнительных мерах по увеличению ресурсов, направляемых для формирования первоначального (стартового) капитала микрофирмам и малым предприятиям.
9. Госкомимуществу, Министерству юстиции Республики Узбекистан совместно с Госкомпечати, Палатой товаропроизводителей и предпринимателей Узбекистана, Ассоциацией дехканских и фермерских хозяйств, другими заинтересованными министерствами и ведомствами обеспечить до конца 2001 года переиздание сборников законодательных и нормативных актов в области малого и среднего бизнеса, частного предпринимательства, дехканских и фермерских хозяйств. При этом иметь в виду, что в новые сборники должны быть включены все вновь принятые решения, исходя из того, что в деле развития малого и среднего бизнеса все вопросы имеют исключительно важное значение и нет второстепенных задач.
Для подготовки и издания указанных сборников образовать специальную комиссию в составе согласно приложению № 1*.
Переизданные сборники законодательных и нормативных актов довести, в первую очередь, до субъектов малого и среднего бизнеса, дехканских и фермерских хозяйств, а также до органов государственной правовой системы, хозяйственных судов и всех контролирующих органов.
10. Министерству юстиции Республики Узбекистан ввести в практику осуществление постоянного мониторинга за утверждаемыми, принимаемыми, внедряемыми законодательными и нормативно-правовыми актами в области малого и среднего бизнеса.
См. последующую редакцию.
11. Внести изменения и дополнения в постановление Кабинета Министров от 25 октября 1997 года № 486 «Об утверждении Положения о фонде поддержки дехканских и фермерских хозяйств и порядка аккумулирования и использования его средств» согласно приложению № 2.
Министерству юстиции Республики Узбекистан в месячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях в действующее законодательство, вытекающие из настоящего постановления.
См. последующую редакцию.
12. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителей Премьер-министра Республики Узбекистан Р.С. Азимова и У.К. Исмаилова.
«5 процентов от суммы земельного налога, взимаемого с дехканских хозяйств, и 2,5 процента от суммы единого земельного налога, взимаемого с фермерских хозяйств»;
«выделение кредитов сроком до 3 лет вновь созданным дехканским и фермерским хозяйствам для формирования их первоначального (стартового) капитала»;
абзац тринадцатый раздела IV дополнить словами «за исключением долевого участия в формировании уставных фондов дехканских и фермерских хозяйств в случаях, предусмотренных разделом III настоящего Положения».
2. В Порядке аккумулирования и использования средств Фонда поддержки дехканских и фермерских хозяйств (приложение № 2 к постановлению):
«5 процентов от суммы земельного налога, взимаемого с дехканских хозяйств, и 2,5 процента от суммы единого земельного налога, взимаемого с фермерских хозяйств»;
«Перечисление предназначенных Фонду средств в размере 5,5 процента выручки от реализации на аукционе земельных участков в пожизненное наследуемое владение граждан, 5 процентов средств от суммы земельного налога, взимаемого с дехканских хозяйств, и 2,5 процента от единого земельного налога, взимаемого с фермерских хозяйств, а также контроль за ними осуществляются в следующем порядке.
Госкомимущество Республики Узбекистан заключает договор с Фондом о порядке и условиях передачи средств в размере 5,5 процента от средств, поступающих от продажи на аукционе земельных участков в пожизненное наследуемое владение граждан. На основании указанного договора Госкомимущество и его территориальные подразделения ежемесячно, до 10 числа, следующего за отчетным месяца перечисляют, средства в размере 5,5 процента на спецсчет Фонда. Госкомимущество и Фонд в целях обеспечения контроля за ходом взаиморасчетов ежемесячно производят выверку причитающихся и фактически перечисленных в Фонд средств.
Исчисление размера и порядок расчета земельного налога с дехканских хозяйств и единого земельного налога с фермерских хозяйств производятся в соответствии с действующим налоговым законодательством.
Налогоплательщики — фермерские хозяйства уплачивают причитающиеся Фонду средства в порядке и сроки, определенные для уплаты единого земельного налога. В расчетах по единому земельному налогу, который они представляют в налоговые органы, средства в размере 2,5%, подлежащие взносу в Фонд, отражаются отдельной строкой. Фермерские хозяйства перечисляют единый земельный налог по двум платежным поручениям — одно на средства 97,5% от суммы налога, причитающейся уплате в бюджет, второе — на средства в размере 2,5% от суммы налога, причитающейся уплате в Фонд.
Налогоплательщики — дехканские хозяйства, являющиеся юридическими лицами, уплачивают земельный налог аналогично фермерским хозяйствам, перечисляя средства по двум платежным поручениям, одно — на средства в размере 95 процентов от суммы налога, причитающейся уплате в бюджет, второе — на средства в размере 5 процентов от суммы налога, причитающейся уплате в Фонд.
Налогоплательщики — дехканские хозяйства, не являющиеся юридическими лицами, уплачивают земельный налог и отчисления в Фонд за занимаемые ими земельные участки на основании извещений, выписываемых государственными налоговыми органами. При этом для уплаты налога одновременно выписываются две квитанции: одна — на сумму причитающегося уплате в бюджет налога (95% от начисленной суммы земельного налога), вторая — на сумму, подлежащую уплате в Фонд (5% от начисленной суммы земельного налога).
Средства, перечисляемые в Фонд в размере 5 процентов от суммы земельного налога и 2,5 процента от суммы единого земельного налога, приравниваются к обязательным платежам в бюджет и подлежат исполнению в соответствии с действующим налоговым законодательством.
В целях обеспечения контроля за правильностью поступления средств Государственный налоговый комитет и Фонд 2 раза в год — по состоянию на 1 января и по состоянию на 1 июля производят выверку причитающихся и фактически перечисленных в Фонд средств».
См. последующую редакцию.