В связи с принятием Закона Республики Узбекистан «О безопасности гидротехнических сооружений» Кабинет Министров постановляет:
Положение о декларировании безопасности гидротехнических сооружений и государственной экспертизе декларации безопасности согласно приложению № 1;
2. Установить, что контроль и надзор за техническим состоянием и безопасностью работы гидротехнических сооружений I, II и III класса капитальности осуществляется Государственной инспекцией «Госводхознадзор», а гидротехнических сооружений ниже третьего класса капитальности — Министерством сельского и водного хозяйства, Министерством энергетики и электрификации Республики Узбекистан по принадлежности сооружений.
См. последующую редакцию.
3. Министерству сельского и водного хозяйства, Министерству энергетики и электрификации Республики Узбекистан, Государственной инспекции «Госводхознадзор» совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан на утверждение перечень гидротехнических сооружений по классам капитальности, а также порядок создания и использования аварийных материально-технических резервов по обеспечению безопасности работы гидротехнических сооружений.
См. последующую редакцию.
4. Государственному комитету по архитектуре и строительству совместно с Министерством сельского и водного хозяйства, Министерством энергетики и электрификации, Министерством по чрезвычайным ситуациям, Министерством внутренних дел Республики Узбекистан, Государственной инспекцией «Госводхознадзор» в течение 2000 года внести изменения в строительные нормы и правила для учета требований Закона Республики Узбекистан «О безопасности гидротехнических сооружений» и настоящего постановления.
5. Министерству сельского и водного хозяйства, Министерству энергетики и электрификации Республики Узбекистан, организациям, на балансе которых находятся гидротехнические сооружения:
См. последующую редакцию.
обеспечить соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, реконструкции, ремонте, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации;
поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения и незамедлительно информировать об угрозе аварий гидротехнического сооружения органы государственной власти на местах, Государственную инспекцию «Госводхознадзор», Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан;
осуществлять финансирование мероприятий по эксплуатации гидротехнических сооружений, обеспечение их безопасности, а также работы по предупреждению и ликвидации последствий аварий гидротехнических сооружений;
создавать аварийные материально-технических резервы для обеспечения безопасности гидротехнических сооружений;
представлять на утверждение Государственной инспекции «Госводхознадзор» декларации безопасности гидротехнических сооружений;
обеспечивать контроль (мониторинг) технического состояния гидротехнических сооружений и воздействия на них природных и техногенных факторов, на основании полученных данных своевременно выполнять разработку и реализацию мер по предотвращению аварий на сооружениях.
6. Внести изменения и дополнения в некоторые постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан согласно приложению № 3.
См. последующую редакцию.
7. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Б.М. Алимджанова.
1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом Республики Узбекистан «О безопасности гидротехнических сооружений», определяет содержание, порядок составления деклараций безопасности гидротехнических сооружений (далее именуется — декларация безопасности) и осуществления их государственной экспертизы.
2. Декларирование безопасности гидротехнических сооружений является обязательным при их проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации, а также после реконструкции, капитального ремонта, восстановления или консервации.
Декларированию подлежат гидротехнические сооружения (далее — ГТС) I, II, III классов капитальности, находящиеся в государственной собственности, входящие в республиканскую, региональную водохозяйственную и энергетическую системы, а также гидротехнические сооружения ниже ΙΙΙ класса капитальности, представляющие повышенную опасность при чрезвычайных ситуациях, перечень которых определяется декларирующей организацией по согласованию с Государственной инспекцией «Госводхознадзор».
См. последующую редакцию.
3. Декларация безопасности ГТС является документом, в котором обосновывается безопасность гидротехнических сооружений, устанавливается их соответствие критериям безопасности, проекту, действующим строительным нормам и правилам, а также определяется характер и масштаб возможных аварийных ситуаций и меры по обеспечению их безопасной эксплуатации с учетом класса капитальности сооружения.
4. Декларация безопасности эксплуатируемых ГТС составляется эксплуатирующей организацией, а проектируемых и строящихся гидротехнических сооружений — организациями, выполняющими функции заказчика (далее именуется — декларанты).
К разработке декларации и отдельных ее разделов могут привлекаться на договорной основе другие организации и отдельные специалисты.
5. Декларация безопасности ГТС составляется в 3-х экземплярах и представляется в Государственную инспекцию «Госводхознадзор» (далее — орган надзора), в областной хокимият, на территории которого расположено гидротехническое сооружение. Первый экземпляр декларации хранится у эксплуатирующей организации.
полноты и достоверности выполненных расчетов по анализу опасностей, всестороннего полного учета всех факторов, влияющих на результаты расчетов;
достаточности планируемых мер безопасности и их соответствия положениям действующих нормативных и правовых документов.
7. При разработке декларации безопасности следует учитывать требования Закона Республики Узбекистан «О безопасности гидротехнических сооружений» и других нормативных актов.
8. Составлению декларации безопасности гидротехнических сооружений должны предшествовать натурные наблюдения за техническим состоянием сооружения и его обследование. Для вновь вводимых сооружений используются данные наблюдений строительного периода.
а) титульный лист, на котором приводятся следующие сведения: регистрационный номер декларации, гриф утверждения (регистрации) декларации, наименование объекта декларации;
б) общую информацию, включающую данные о ГТС и природных условиях района их расположения, меры по обеспечению безопасности, предусмотренные проектом, правилами эксплуатации и предписаниями органа надзора, основные сведения об эксплуатирующей организации;
в) анализ и оценку безопасности ГТС, включая определение возможных источников опасности и его готовности к недопущению или снижению последствий чрезвычайных ситуаций;
г) результаты натурных наблюдений за техническим состоянием сооружений с определением критериев безопасности для отдельных конструктивных элементов и уровня безопасности сооружения в целом;
е) порядок информирования населения, органов надзора, областных хокимиятов о возможных и возникших на ГТС аварийных ситуациях;
ж) заключение, включающее оценку уровня безопасности отдельных узлов и гидротехнического сооружения в целом, а также перечень необходимых мероприятий по обеспечению безопасности;
б) план размещения сооружений с прилегающими территориями, попадающими в зону затопления в случае прорыва напорного фронта ГТС;
ж) план инженерно-технических и организационных мероприятий, направленных на обеспечение безопасности ГТС.
10. Декларация безопасности подписывается руководителем эксплуатирующей организации, который несет ответственность за полноту и достоверность представленной в ней информации.
11. Декларация безопасности эксплуатируемых ГТС представляется декларантом в органы надзора не реже одного раза в 5 лет, а также по решению органа надзора или по инициативе декларанта в следующих случаях:
при возникновении опасности снижения уровня надежности сооружения, ухудшении условий предотвращения чрезвычайных ситуаций — в течение трех месяцев с момента обнаружения опасности;
при изменении действующих требований (норм и правил) в области безопасности, локализации и ликвидации чрезвычайных ситуации — в срок не позднее 6 месяцев после введения в действие соответствующих нормативных актов;
после реконструкции, капитального ремонта, восстановления или консервации гидротехнических сооружений — до приемки соответствующих строительно-монтажных работ.
12. Декларация безопасности проектируемых гидротехнических сооружений представляется в орган надзора в период проведения государственной экспертизы проекта.
См. последующую редакцию.
13. Декларация безопасности строящихся ГТС представляется в орган надзора не позднее 4 месяцев до установленного срока сдачи сооружения во временную или постоянную эксплуатацию.
См. последующую редакцию.
а) дополнительные требования к содержанию деклараций безопасности и методику их составления, учитывающие особенности декларирования безопасности ГТС различных видов в зависимости от их назначения, класса капитальности, особенности конструкции, условий эксплуатации и специальных требований к безопасности;
См. последующую редакцию.
16. Целью государственной экспертизы декларации безопасности является установление полноты и достоверности сведений, указанных в декларации, в части:
достаточности предусмотренных мер по обеспечению безопасности ГТС и соответствия этих мер нормам и правилам.
17. Государственная экспертиза деклараций безопасности ГТС проводится Экспертным советом Государственной инспекции «Госводхознадзор». Экспертный совет формирует экспертные комиссии, к участию в работе которых могут привлекаться как отдельные специалисты, так и научно-исследовательские и проектные организации.
18. Государственная экспертиза декларации безопасности проводится за плату на основании сметы расходов и счета, направляемых Экспертным советом декларанту.
19. Срок проведения государственной экспертизы декларации безопасности не должен превышать 3-х месяцев со дня оплаты декларантом счета за проведение экспертизы.
20. Экспертный совет устанавливает квалификационные требования к специалистам, включенным в состав экспертных комиссий, определяет порядок формирования и регламент работы экспертных комиссий, организует обучение экспертов и обмен опытом их работы.
21. Экспертный совет в установленный срок направляет заключение Экспертной комиссии в орган надзора. Заключение экспертной комиссии приобретает статус заключения государственной экспертизы декларации безопасности после его утверждения органом надзора.
22. В случае принятия Экспертной комиссией отрицательного заключения декларант вправе потребовать проведения повторной государственной экспертизы. Орган надзора рассматривает соответствующее мотивированное заявление декларанта и сообщает ему свое решение в 2- х месячный срок со дня поступления заявления, за исключением случаев, указанных в пункте 25 настоящего Положения.
23. Орган надзора рассматривает декларацию безопасности и заключение Экспертной комиссии и выносит решение об утверждении или отказе в утверждении в месячный срок со дня поступления этих документов в орган надзора.
Комментарий LexUz
В пункт 23 внесено изменение постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 13 января 2024 года № 26. Cм. текст на узбекском языке.
24. В случае, если при рассмотрении органом надзора декларации безопасности и заключения Экспертной комиссии выявляются обстоятельства, свидетельствующие о снижении уровня безопасности, орган надзора проводит инспекторскую проверку ГТС и рассматривает представленную декларацию безопасности с учетом результатов проверки. При этом срок рассмотрения и утверждения декларации безопасности может быть увеличен до 4-х месяцев.
25. При снижении уровня безопасности ГТС, а также невыполнении мероприятий по обеспечению их безопасности орган надзора вправе сократить срок действия декларации безопасности.
26. Декларация безопасности, утвержденная органом надзора, является основанием для внесения ГТС в кадастр и выдачи этим органом разрешений на эксплуатацию, ввод и вывод из эксплуатации, реконструкцию, консервацию и ликвидацию ГТС.
27. Отрицательное заключение государственной экспертизы декларации безопасности ГТС и также решения об отказе утверждения декларации может быть обжаловано в судебном порядке.
28. Орган надзора формирует и ведет базу данных декларации безопасности, контролирует сроки представления деклараций безопасности.
1. Кадастр гидротехнических сооружений (далее — ГТС) Республики Узбекистан ведется в соответствии с Законом Республики Узбекистан «О безопасности гидротехнических сооружений» в целях учета и оценки технического состояния сооружений, обеспечения их безопасной работы.
2. Кадастр ГТС представляет собой систему сведений и документов о природных условиях, местоположении, технических, качественных и количественных характеристиках сооружения, сроке службы, владельце и других данных.
3. Объектом Кадастра являются ГТС, находящиеся в государственной собственности, а также гидротехнические сооружения предприятий, входящие в республиканскую и региональную водохозяйственную и энергетическую системы.
4. Кадастр ГТС ведется с целью всестороннего изучения и оценки технического состояния, учета качественных, количественных характеристик и уровня эксплуатации сооружений.
5. Основной задачей Кадастра ГТС является постоянное совершенствование технологии разработки, систематизации, хранения, обновления данных и представления информации об объекте.
6. Основными принципами ведения Кадастра ГТС являются охват гидротехнических сооружений, представляющих опасность риска возникновения чрезвычайных ситуаций, единство методики ведения, достоверность кадастровой информации.
7. Кадастр ГТС предназначен для обеспечения заинтересованных органов информацией о безопасности ГТС, организации правильной эксплуатации, оценки технического состояния в целях предотвращения возможных аварий.
8. Ведение Кадастра ГТС обеспечивается проведением обследований, топогеодезических изысканий, гидрологических, геологических, гидрогеологических, геофизических, натурных и других специальных исследований, а также регистрацией ГТС в специальном реестре.
10. Кадастром ГТС предусматривается регистрация сооружения в специальном реестре с присвоением каждому сооружению кадастрового номера, систематизация, учет качественных, количественных характеристик и внесение данных по сооружению в соответствующие формы, хранение, обновление и выдача информации для использования.
11. В Кадастр ГТС вносятся общие сведения по сооружению, характеристика гидрологических, геологических, гидрогеологических, литологических условий, состав сооружений, водохозяйственные, водо-энергетические, технико-экономические показатели, результаты обследований, натурных наблюдений, имеющиеся дефекты, определяющие состояние сооружения с приложением конструктивных чертежей, схем, графиков.
12. Формы по содержанию Кадастра ГТС утверждаются Государственной инспекцией «Госводхознадзор» по согласованию Министерством сельского и водного хозяйства, Министерством энергетики и электрификации Республики Узбекистан применительно к виду конкретного ГТС (водохранилище, насосная станция, гидроузел, канал, коллектор и другие).
См. последующую редакцию.
13. Ведение Кадастра ГТС I, II, III классов капитальности, находящихся в государственной собственности, а также входящих в республиканскую и региональную водохозяйственную и энергетическую системы, осуществляется Государственной инспекцией «Госводхознадзор», а по другим ГТС ниже III класса капитальности — Министерством сельского и водного хозяйства, Министерством энергетики и электрификации Республики Узбекистан, по принадлежности сооружений.
См. последующую редакцию.
14. Органы, на которые возложено ведение Кадастра ГТС, обеспечивают контроль (мониторинг) за техническим состоянием и безопасностью ГТС.
15. При обновлении кадастровых данных ГТС выявляются и регистрируются изменения, происходившие в результате реконструкции, капитального ремонта и других воздействий, влияющих на характеристики и техническое состояние сооружения. Владельцы сооружения в месячный срок обязаны представить в органы, на которые возложены введение Кадастра ГТС, информацию об указанных изменениях.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
к постановлению Кабинета Министров от 16 ноября 1999 г. № 499
к постановлению Кабинета Министров от 16 ноября 1999 г. № 499
См. последующую редакцию.
1. Раздел «Государственные и отраслевые кадастры» приложения № 1 к Положению о порядке создания и ведения Единой системы государственных кадастров Республики Узбекистан, утвержденному постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 17 июля 1996 года № 255 (СП РУ, 1996 г., № 7, ст. 21) дополнить словами:
2. Приложение № 3 к постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан от 23 декабря 1997 года № 558 «О государственной системе предупреждения действий в чрезвычайных ситуациях Республики Узбекистан» дополнить разделом следующего содержания:
Организация и проведение мониторинга за состоянием гидротехнических сооружений, природными и техногенными воздействиями на них.
Диагностика технического состояния и оценка безопасности гидротехнических сооружений I, II и III классов капитальности водохозяйственных и энергетических объектов.
Организация службы надзора за состоянием безопасности гидротехнических сооружений I, II и III классов капитальности, находящихся в государственной собственности, а также входящих в республиканскую и региональную водохозяйственную и энергетическую системы».
См. последующую редакцию.
3. В приложении № 2 к постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан от 30 марта 1999 года № 143 «О вопросах организации и деятельности Государственной инспекции по контролю и надзору за техническим состоянием и безопасностью работы крупных и особо важных водохозяйственных объектов при Кабинете Министров Республики Узбекистан (Госводхознадзор):
в содержании текста Положения о Государственной инспекции по контролю и надзору за техническим состоянием и безопасностью работы крупных и особо важных водохозяйственных объектов при Кабинете Министров Республики Узбекистан (Госводхознадзор) указания на крупные и особо важные водохозяйственных объекты заменить указаниями на гидротехнические сооружения;
«организует проверку состояния гидротехнических сооружений и соответствие их состояния декларациям безопасности гидротехнических сооружений;
См. последующую редакцию.