Во исполнение постановления Президента Республики Узбекистан от 14 ноября 2017 года № ПП-3386 «О мерах по совершенствованию конкурентной среды, искоренению условий для злоупотребления и хищений в сфере обеспечения топливно-энергетическими ресурсами и другой высоколиквидной продукции, укреплению платежной дисциплины, сокращению дебиторской и кредиторской задолженности», а также в целях кардинального сокращения перечня и видов монопольной продукции, обеспечения перехода на международные принципы антимонопольного регулирования Кабинет Министров постановляет:
Положение о порядке определения монопольно высоких и монопольно низких цен на товары (работы, услуги), реализуемые на товарном рынке, согласно приложению № 1;
Перечень социально значимых и стратегических видов товаров (услуг), цены (тарифы) на которые подлежат государственному регулированию, согласно приложению № 2.
См. последующую редакцию.
2. Установить, что государственное ценовое регулирование (декларирование, утверждение, установление фиксированных или предельных цен (тарифов), регулирующего коэффициента, наценок и предельного уровня рентабельности и другие методы ценового регулирования) осуществляется исключительно на товары (услуги):
3. Внести изменения в некоторые решения Правительства Республики Узбекистан согласно приложению № 3.
4. Государственному комитету Республики Узбекистан по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в месячный срок привести принятые ими нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим постановлением.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан — председателя Государственного комитета Республики Узбекистан по инвестициям С.Р. Холмурадова и председателя Государственного комитета Республики Узбекистан по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции Р.А. Гулямова.
См. последующую редакцию.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
к постановлению Кабинета Министров от 30 марта 2018 года № 249
к постановлению Кабинета Министров от 30 марта 2018 года № 249
1. Настоящее Положение в соответствии с Законом Республики Узбекистан «О конкуренции» предусматривает порядок определения монопольно высоких и монопольно низких цен на реализуемые товары (работы, услуги) хозяйствующими субъектами, включенными в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном или финансовом рынке (далее — субъект), по которым положение данного субъекта признано доминирующим.
2. Требования настоящего Положения не распространяются на хозяйствующих субъектов, производящих товары (работы, услуги) (далее — товар), цены на которые подлежат государственному регулированию.
3. Монопольно высокой ценой товара является цена товара, устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке, если эта цена:
направлена на компенсацию необоснованных затрат или получение дополнительной прибыли в результате снижения качества товара.
Цена товара не признается монопольно высокой ценой в случае, если она сложилась по итогам биржевых торгов. При этом, нормы настоящего Положения распространяются на применение цен на биржевых торгах в качестве стартовых.
4. Монопольно низкой ценой товара является цена товара, устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке в качестве продавца или покупателя, на уровне ниже его себестоимости и приносящая убытки от продажи данного товара, результатом установления которой является ограничение конкуренции.
5. Определение монопольно высоких и монопольно низких цен на товары субъектов, по которым положение данного субъекта признано доминирующим, осуществляется в соответствии со схемой, приведенной в приложении к настоящему Положению.
6. Хозяйствующие субъекты, включенные в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном или финансовом рынке, ежеквартально до 10 числа первого месяца квартала представляют в антимонопольный орган информацию о применяемых ценах на товары, по которым они включены в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном или финансовом рынке.
7. Государственный комитет Республики Узбекистан по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции и его территориальные органы (далее — антимонопольный орган) в целях отслеживания динамики изменения цен на товары субъектов регулярно анализируют:
В абзац первый пункта 7 внесено изменение постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 19 декабря 2019 года № 1014. См. текст на узбекском языке.
ежеквартально предоставляемую субъектами информацию о применяемых ценах на товары, по которым они включены в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном или финансовом рынке;
материалы по результатам осуществляемых в установленном порядке контрольных функций (акты проверок и справки по результатам изучений, выданные предписания и другие);
8. В случаях выявления изменений цен на товары субъектов или поступления обращений от физических и юридических лиц о фактах применения монопольно высоких или низких цен, антимонопольный орган в течение трех дней направляет письменный запрос в государственные органы, хозяйствующие субъекты и другие организации для получения:
расчетных и подтверждающих документов, необходимых для проведения изучения (анализа) на предмет выявления признаков изменения цены, а также для определения необходимых расходов и прибыли, непосредственно связанных с производством и реализаций товара, в соответствии с пунктами 12 и 13 настоящего Положения;
9. Государственные органы, хозяйствующие субъекты и их должностные лица обязаны по требованию антимонопольного органа предоставлять ему, в установленном порядке, на безвозмездной основе необходимые документы и информацию. Информация представляется в антимонопольный орган в течение пятнадцати дней со дня получения запроса.
10. Антимонопольным органом в течение одного месяца со дня получения информации осуществляется изучение полученных данных и по их результатам выявляются признаки установления монопольно высоких цен на товар, выраженные в:
установлении цены на товар в размере, значительно превышающем цену на такой же товар, в том числе на взаимозаменяемые товары других субъектов рынка;
повышении установленной цены на товар более чем на 10 процентов, не поддающемся объяснению экономическими и технологическими факторами;
необоснованном повышении цены на товар по сравнению с соответствующими темпами роста цен на сопоставимом товарном рынке на 10 процентов;
повышении или сохранении цены на товар путем значительного снижения физических характеристик (вес или количество единицы товара, изменение качества) товара;
11. Признаком установления монопольно низкой цены является применение цены на товар, которая не покрывает стоимость расходов, необходимых для производства товара, и не подразумевает получение прибыли, результатом чего может стать:
12. Для выявления признаков изменения цены на товар субъекта и влияющих на данные изменения факторов проводится анализ:
13. При определении необходимых расходов и прибыли, непосредственно связанных с производством и реализацией товара, по которому положение субъекта признано доминирующим, учитываются:
материальные расходы, входящие в себестоимость, определяемые исходя из цен, предусмотренных в подтверждающих документах (договоры, счета-фактуры) и физического объема материальных ресурсов, исходя из применяемых норм расхода сырья, материалов, топлива, энергии, материальных ресурсов на выпуск единицы товара и их годовых норм;
расходы по оплате труда персонала, включая выплаты доплат и надбавок за условия труда, предусмотренные системой оплаты труда в соответствии с трудовым законодательством;
амортизационные отчисления, определяемые с использованием метода, предусмотренного учетной политикой субъекта;
14. Прибыль определяется как разница между доходом от производства и реализации товара, по которому положение субъекта признано доминирующим, и обоснованными расходами, необходимыми для производства и реализации товара, а также фактически уплаченными налогами.
15. Величина необходимой прибыли, требуемой для развития субъекта, должна отражать особенности производимого и реализуемого товара, специфику товарного рынка и условия функционирования субъекта, а также учитывать:
инвестиции в создание новых активов, расширение, обновление, реконструкцию и техническое перевооружение существующих активов;
уровень рисков (сезонный характер производства или потребления, высокая зависимость от климатических факторов);
16. При оценке необходимых расходов и прибыли субъекта на единицу товара при необходимости применяется метод сравнительного анализа аналогичных затрат и прибыли других участников рынка.
17. В ходе осуществления анализа во внимание принимается наличие государственного регулирования цен на товарном рынке, а также наличие исключительного права государства на производство, реализацию или покупку какого-либо товара на соответствующим рынке.
18. При определении монопольно высокой цены товара учитывается факт установления субъектом цены, превышающей сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли от цены, сформировавшейся в условиях конкуренции на товарном рынке:
а) путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:
расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;
состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;
условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению уровня цены товара;
спрос и (или) предложение на товар остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара;
б) путем поддержания или неснижения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:
состав продавцов или покупателей товара обуславливает возможность изменения цены товара в сторону уменьшения;
условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, обеспечивают возможность изменения цены товара в сторону уменьшения;
изменение спроса и (или) предложения по товару обуславливает изменения цены товара в сторону уменьшения.
19. При определении монопольно низкой цены товара учитывается факт установления субъектом цены, не покрывающей необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли, ниже цены, сформировавшейся в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке:
а) путем снижения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:
расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;
состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;
условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара;
спрос и (или) предложение по товару остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара;
б) путем поддержания или неповышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:
состав продавцов или покупателей товара обусловливает возможность изменения цены товара в сторону увеличения;
условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, обеспечивают возможность изменения цены товара в сторону увеличения;
изменение спроса и (или) предложения по товару обуславливает изменения цены товара в сторону увеличения.
ее установление продавцом товара не повлекло или не могло повлечь за собой ограничение конкуренции в связи с сокращением числа хозяйствующих субъектов, не входящих с продавцами или покупателями товара в одну группу лиц на соответствующем товарном рынке.
21. При установлении признаков применения монопольно высокой или монопольно низкой цены по итогам проведенного анализа антимонопольный орган в течение трех дней после завершения изучения принимает меры в соответствии с Положением о порядке возбуждения и рассмотрения дел о нарушениях законодательства о конкуренции, о естественных монополиях, о защите прав потребителей и о рекламе, утвержденным постановлением Кабинета Министров от 12 октября 2005 г. № 225.
В соответствии с вышеуказанным Положением возбуждаемое дело в отношении субъекта, нарушившего законодательство о конкуренции, рассматривается специальной комиссией антимонопольного органа. По итогам рассмотрения принимается решение о выдаче предписания или об отсутствии правонарушения.
22. При выявлении монопольно высокой или монопольно низкой цены ущерб (упущенная выгода), нанесенный применением такой цены, может взыскиваться хозяйствующими субъектами-конкурентами или потребителями (контрагентами) в судебном порядке.
23. За непредставление или несвоевременное представление антимонопольному органу информации, представление недостоверных или ложных сведений хозяйствующие субъекты, их должностные лица несут ответственность в соответствии с законодательством.
24. Лица, виновные в нарушении требований настоящего Положения, несут ответственность в соответствии с законодательством.
ПРИЛОЖЕНИЕ
к Положению о порядке определения монопольно высоких и монопольно низких цен на товары (работы, услуги), реализуемые на товарном рынке
к Положению о порядке определения монопольно высоких и монопольно низких цен на товары (работы, услуги), реализуемые на товарном рынке
См. последующую редакцию.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
к постановлению Кабинета Министров от 30 марта 2018 года № 249
к постановлению Кабинета Министров от 30 марта 2018 года № 249
См. предыдущую редакцию.
(пункт 1 утратил силу постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 14 октября 2019 года № 866)
См. предыдущую редакцию.
(пункт 2 утратил силу постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 14 октября 2019 года № 866)
См. предыдущую редакцию.
(пункт 3 утратил силу постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 18 марта 2019 года № 229 — Национальная база данных законодательства, 19.03.2019 г., № 09/19/229/2786)
4. Социально значимые лекарственные средства и изделия медицинского назначения (по специально утверждаемому перечню).
5. Сжиженный газ для потребления в быту и природный газ, реализуемые через АО «Узтрансгаз» и/или его территориальные филиалы.
6. Бензин автомобильный (марки Аи-80 и Аи-91), реализуемый населению, а также по прямым договорам бюджетным организациям и автозаправочным станциям.
См. последующую редакцию.
7. Дизельное топливо, реализуемое по прямым договорам бюджетным организациям, фермерским хозяйствам, производящим хлопок-сырец и зерно по государственному заказу, АО «Узбекистон темир йуллари», АО «Тошшахартрансхизмат», государственным предприятиям по сбору и вывозу бытовых отходов, а также в розницу прочим потребителям.
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
(пункт 9 утратил силу постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 18 марта 2019 года № 229 — Национальная база данных законодательства, 19.03.2019 г., № 09/19/229/2786)
13. Уголь, реализуемый по прямым договорам населению, бюджетным организациям и предприятиям АО «Узбекэнерго», в том числе через управление «Темирйулёнилгитаъмин» АО «Узбекистон темир йуллари».
См. последующую редакцию.
14. Продукция, изготавливаемая из специальных видов бумаги, имеющей степень защиты (ценные бумаги, паспорт, проездной документ и т.д.) в Государственном производственном объединении «Давлат белгиси».
16. Услуги по перевозке пассажиров в городском пассажирском транспорте (за исключением маршрутного и линейного такси).
17. Услуги трансляции телевизионных, радиовещательных программ, ретрансляции спутниковых телерадиопрограмм, услуги радиосвязи.
20. Услуги инкассации денежных средств хозяйствующих субъектов и перевозки денежных средств и других ценностей между банками.
См. предыдущую редакцию.
(пункт 21 утратил силу постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 18 марта 2020 года № 170)
В перечень внесено дополнение постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 8 декабря 2018 года № 996. См. текст на узбекском языке.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
к постановлению Кабинета Министров от 30 марта 2018 года № 249
к постановлению Кабинета Министров от 30 марта 2018 года № 249
См. последующую редакцию.
1. В постановлении Кабинета Министров от 28 октября 2010 г. № 239 «О мерах по дальнейшему совершенствованию порядка декларирования (утверждения) и установления регулируемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги)» (СП Республики Узбекистан, 2010 г., № 10, ст. 53):
«1. Установить, что государственному регулированию подлежат цены (тарифы) на товары (работы, услуги) (далее — товары):
производимые хозяйствующими субъектами, включенными в Государственный реестр субъектов естественных монополий;
являющиеся социально значимыми и стратегическими, подлежащими государственному ценовому регулированию, производимые хозяйствующими субъектами, в том числе включенными в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном или финансовом рынке;
регулирование которых органом ценового регулирования предусмотрено решениями Президента Республики Узбекистан»;
«1. Настоящее Положение определяет порядок формирования, декларирования (утверждения) цен (тарифов) на товары (работы, услуги) (далее — товары) хозяйствующих субъектов, предприятий-монополистов, субъектов естественных монополий и государственного контроля за их применением»;
«4. Настоящее Положение применяется при формировании и декларировании (установлении, утверждении) цен (тарифов) на товары:
являющиеся социально значимыми и стратегическими, цены (тарифы) на которые подлежат государственному ценовому регулированию;
регулирование цен органом ценового регулирования которых предусмотрено решениями Президента Республики Узбекистан»;
установления органом ценового регулирования и в пределах своей компетенции органами государственной власти на местах фиксированных или предельных цен (тарифов) и наценок на социально значимые и стратегические товары, подлежащие государственному ценовому регулированию;
декларирования цен (тарифов) или их предельных уровней, регулирующего коэффициента, наценок или предельной рентабельности (далее — декларирование цен (тарифов)) на товары, производимые и реализуемые предприятиями-монополистами, являющиеся социально значимыми и стратегическими, цены (тарифы) на которые подлежат государственному ценовому регулированию;
утверждения органом ценового регулирования цен (тарифов) или их предельных уровней, регулирующего коэффициента, наценок или предельной рентабельности (далее — утверждение цен (тарифов)) на товары, производимые и реализуемые субъектами естественных монополий;
согласования с органом ценового регулирования или установления фиксированных или предельных цен (тарифов) и наценок на отдельные товары в соответствии с решениями Президента Республики Узбекистан.
В соответствии с законодательством могут применяться и другие методы государственного регулирования цен (тарифов).
«51. Хозяйствующий субъект (в т.ч. предприятие-монополист, субъект естественной монополии) имеет право самостоятельно снижать задекларированную (утвержденную, установленную) цену (тариф). При этом:
снижение цен (тарифов) осуществляется одновременно для всех потребителей, с последующим информированием органа ценового регулирования»;
субъектом естественной монополии на товар, производство которого осуществляется в условиях естественной монополии, а также предприятием-монополистом на товар, подлежащий государственному ценовому регулированию, в месячный срок со дня получения уведомления о его включении в соответствующий Государственный реестр;
хозяйствующим субъектом на товар, подлежащий государственному ценовому регулированию, до ее реализации;
при повышении цены (тарифа), наценки, предельной рентабельности и изменении регулирующего коэффициента на вышеуказанные товары»;
«9. Хозяйствующие субъекты (в т.ч. предприятия-монополисты и субъекты естественной монополии), осуществляющие экспорт товаров, расчеты по ним производят по договорным (свободным) ценам, за исключением случаев, предусмотренных законодательством»;
«Порядок формирования и установления органом ценового регулирования и в пределах своей компетенции органами государственной власти на местах фиксированных или предельных цен (тарифов) и наценок на социально значимые и стратегические товары, подлежащие государственному ценовому регулированию, а также на отдельные товары, регулирование цен на которые предусмотрено решениями Президента Республики Узбекистан, осуществляется в соответствии с разделами III и IV настоящего Положения.
Хозяйствующие субъекты, производящие и реализующие товары, цены (тарифы) на которые подлежат регулированию в соответствии с решениями Президента, обязаны осуществлять утверждение (согласование) цен (тарифов) в органе ценового регулирования:
при повышении цены (тарифа), наценки, предельной рентабельности и изменении регулирующего коэффициента»;
«41. При установлении фактов применения субъектом естественной монополии, предприятием-монополистом цен (тарифов) без осуществления их декларации (утверждения), необоснованно полученные средства (доходы) определяются как разница между ценой (тарифом), действовавшей на дату включения предприятия в соответствующий Государственный реестр, и ценой, сложившейся в результате ее последующего повышения, умноженная на объем реализации товара за период с даты включения предприятия в соответствующий Государственный реестр.
При установлении фактов применения хозяйствующим субъектом цен (тарифов), подлежащих государственному ценовому регулированию без осуществления их утверждения в органе ценового регулирования, необоснованно полученные средства (доходы) определяются как разница между ценой (тарифом), действовавшей на дату утверждения в органе ценового регулирования, и ценой, сложившейся в результате ее последующего повышения, умноженная на объем реализации товара за весь период с указанной даты.
При установлении фактов применения хозяйствующим субъектом цен (тарифов) без осуществления утверждения (согласования) органом ценового регулирования в случаях, если их регулирование предусмотрено решениями Президента Республики Узбекистан, необоснованно полученные средства (доходы) определяются как разница между ценой (тарифом), действовавшей на дату утверждения (согласования) в органе ценового регулирования, предусмотренного решением Президента Республики Узбекистан, и ценой, сложившейся в результате ее последующего повышения, умноженная на объем реализации товара за весь период с указанной даты».
2. В Положении о порядке признания доминирующего положения хозяйствующего субъекта или группы лиц на товарном или финансовом рынке и ведения Государственного реестра хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном или финансовом рынке, утвержденном постановлением Кабинета Министров от 20 августа 2013 г. № 230 (СП Республики Узбекистан, 2013 г., № 8, ст. 60):
«43. Хозяйствующий субъект или группа лиц, включенных в Реестр по производству товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые подлежат государственному ценовому регулированию, осуществляют утверждение данных цен (тарифов) в органе ценового регулирования в порядке, установленном законодательством»;
«УВЕДОМЛЕНИЕ № ____ | ||||
_____________________________________________________________________________________ | ||||
(наименование антимонопольного органа) | ||||
о включении______________________________________________________________________________________, | ||||
(наименование хозяйствующего субъекта и (или) группы лиц) | ||||
расположенного по адресу___________________________________________________________________________, | ||||
(почтовый адрес) | ||||
с «____» ________ 20____ года в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном или финансовом рынке, на основании приказа___________________________________________________________________________________________ | ||||
(наименование антимонопольного органа) | ||||
от «____» ________ 20___ года № _______. | ||||
Виды и наименования товаров (услуг), включенных в Реестр: | ||||
1. ________________________________________________________________________________________________ | ||||
2. ________________________________________________________________________________________________ | ||||
В связи с данным уведомлением Вам необходимо в течение 30 дней продекларировать в ___________________________ | ||||
(наименование органа ценового регулирования) | ||||
на указанный монопольный товар (услугу) (или переоформить ранее утвержденную декларацию), а также проводить декларирование каждого их последующего повышения.* | ||||
В связи с данным уведомлением Вам необходимо ежеквартально до 10 числа первого месяца квартала представлять в_________________________________________________________________________________________ | ||||
(наименование антимонопольного органа) | ||||
цены на вышеуказанные товары**. | ||||
В случае несвоевременного или ненадлежащего исполнения данного уведомления к Вам будут применены меры, предусмотренные законодательством о конкуренции. | ||||
___________________________ | _______________________________(расшифровка подписи) |