В условиях углубляющейся глобализации мировой экономики, развития международного рынка труда и расширения трансграничных потоков рабочей силы, трудовая миграция является объективно обусловленным социально-экономическим процессом, обеспечивающим занятость и доходы значительного числа трудоспособных граждан и членов их семей. В последнее время в стране предприняты меры по урегулированию процессов трудовой миграции. На межгосударственном уровне подписаны и реализуются документы, предусматривающие соблюдение социальных и трудовых прав граждан Узбекистана, работающих за пределами республики.
Вместе с тем, значительное число граждан выезжают на работу за рубеж самостоятельно, на автотранспорте сопредельных государств, подвергая себя значительным рискам по пути следования. В республике практически нет автотранспортных пассажирских перевозчиков, осуществляющих международные рейсы. Стоимость пассажирских автоперевозок, осуществляемых перевозчиками сопредельных государств приграничной с Узбекистаном территории, в 2,5 — 4 раза ниже цен пассажирских тарифов АО «Узбекистон темир йуллари» и НАК «Узбекистон хаво йуллари».
В целях создания благоприятных условий, способствующих обеспечению безопасного следования граждан Республики Узбекистан к месту осуществления временной трудовой деятельности за пределами республики, предотвращения дорожно-транспортных происшествий по пути следования:
1. Для увеличения мощности и пропускной способности железнодорожного и авиационного транспорта по перевозке граждан, выезжающих за пределы республики в целях осуществления временной трудовой деятельности:
а) АО «Узбекистон темир йуллари» совместно с Государственной инспекцией Республики Узбекистан по надзору за безопасностью железнодорожных перевозок обеспечить:
до 1 мая 2018 года — введение новых направлений железнодорожного сообщения в города, где наблюдается высокая или растущая концентрация граждан, выезжающих за пределы республики для осуществления временной трудовой деятельности;
до 1 июня 2018 года — введение новых пассажирских составов и увеличение количества плацкартных и общих вагонов по направлениям, востребованным гражданами, выезжающими за рубеж для осуществления временной трудовой деятельности, в том числе с начальной станцией отправления с региональных железнодорожных узлов;
до 1 июля 2018 года — обеспечение, при необходимости, допуска иностранных железнодорожных компаний к пассажирским перевозкам граждан, выезжающих за пределы республики для осуществления временной трудовой деятельности, с движением пассажирских составов иностранных железнодорожных компаний от региональных железнодорожных узлов Республики Узбекистан до станций назначения в Российской Федерации и Республике Казахстан;
б) НАК «Узбекистон хаво йуллари» до 1 мая 2018 года внести в Кабинет Министров конкретные предложения по созданию низкобюджетной авиакомпании (лоукостера) при НАК «Узбекистон хаво йуллари», осуществляющей авиационные перевозки по сниженным тарифам граждан, выезжающих за пределы республики для осуществления временной трудовой деятельности;
в) Узбекскому агентству автомобильного и речного транспорта и Национальному банку ВЭД Республики Узбекистан в трехмесячный срок принять меры по:
созданию в установленном порядке Специализированной компании по организации международных автобусных пассажирских перевозок (далее — Специализированная компания) с долевым участием Узбекского агентства автомобильного и речного транспорта в размере 51 процента и Национального банка ВЭД в размере 49 процентов;
стимулированию создания отечественных автотранспортных компаний, выполняющих международные перевозки, и оптимизации условий их лицензирования;
обеспечению допуска на рынок автомобильных транспортных услуг иностранных транспортных компаний, осуществляющих международные автомобильные пассажирские перевозки, с использованием автотранспортных средств, отвечающих требованиям безопасности, экологических и социальных стандартов;
осуществлению совместно с Государственной службой безопасности дорожного движения и Главным управлением пожарной охраны Министерства внутренних дел, Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан предрейсового технического осмотра автобусов, осуществляющих международные автобусные перевозки, непосредственно на территориях автовокзалов, а также, при необходимости, обеспечению видеонаблюдения автобусов на протяжении всего маршрута следования.
2. Согласиться с предложениями Узбекского агентства автомобильного и речного транспорта, Национального банка ВЭД, Министерства занятости и трудовых отношений и Министерства финансов Республики Узбекистан:
о приобретении в 2018 году для Специализированной компании не менее 100 пассажирских автобусов, соответствующих требованиям международных пассажирских перевозок, с последующим увеличением парка автотранспорта за счет рефинансируемых кредитов иностранных банков (далее — проект) под Государственную гарантию Республики Узбекистан;
об открытии Национальным банком ВЭД кредитной линии Специализированной компании в размере 20 млн. долларов США сроком на 7 лет с маржей рефинансирующего банка в размере 0.5 процента.
3. Разрешить, в порядке исключения, Узбекскому агентству автомобильного и речного транспорта и создаваемой Специализированной компании совместно с Национальным банком ВЭД Республики Узбекистан, до утверждения технико-экономического расчета проекта приобретения пассажирских автобусов для Специализированной компании, открывать финансирование по импортным контрактам на приобретение пассажирских автобусов, прошедшим в установленном порядке экспертизу в уполномоченных органах, а также по контрактам, заключенным с отечественными подрядными организациями и поставщиками.
реализация проекта приобретения пассажирских автобусов для Специализированной компании осуществляется в одностадийном порядке с разработкой технико-экономического расчета;
исполнительным органом, ответственным за целевое и эффективное использование привлекаемого кредита, является создаваемая Специализированная компания:
расходы, связанные с погашением привлекаемого кредита, выплатой процентов и комиссий по нему, осуществляются в рамках реализации проекта за счет текущих доходов Специализированной компании и средств Фонда развития автомобильного транспорта Узбекского агентства автомобильного и речного транспорта.
Предоставить Национальному банку ВЭД право в дальнейшем реализовать другим инвесторам долю в уставном фонде создаваемой Специализированной компании по рыночной стоимости.
4. Узбекскому агентству автомобильного и речного транспорта совместно с Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и г. Ташкента:
в 15-дневный срок разработать и представить на утверждение в Кабинет Министров Республики Узбекистан дислокацию базовых автовокзалов (автостанций) и распределение приобретаемых Специализированной компанией пассажирских автобусов для осуществления перевозок граждан, выезжающих за пределы республики для осуществления временной трудовой деятельности:
создать в 2018 году в регионах автотранспортные организации и автовокзалы (автостанции), для организации международных автобусных рейсов, прежде всего, в Российскую Федерацию и Республику Казахстан, в том числе с привлечением иностранных инвесторов, предусмотрев использование на эти цели до 10 процентов средств перевыполнения утвержденных параметров доходов местного бюджета.
5. Уполномочить министра финансов Республики Узбекистан выдать в установленном порядке государственные гарантии Республики Узбекистан по платежным обязательствам Национального банка ВЭД перед иностранными банками, а также вновь создаваемой Специализированной компании перед Национальным банком ВЭД, без взимания платы за предоставление гарантий.
Министерству юстиции Республики Узбекистан в установленном порядке выдать юридическое заключение по Государственной гарантии по форме, предусмотренной заемными соглашениями.
6. Хокимияту города Ташкента совместно с Государственным комитетом по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции. Узбекским агентством автомобильного и речного транспорта в месячный срок внести в Кабинет Министров предложения о выделении создаваемой Специализированной компании зданий и производственных площадей с последующей их передачей в уставной фонд компании в счет доли государства в лице Узбекского агентства автомобильного и речного транспорта.
Министерства занятости и трудовых отношений о создании в структуре районных (городских) центров содействия занятости секторов по работе с гражданами, выезжающими за пределы республики для осуществления временной трудовой деятельности, с общей штатной численностью 300 единиц, за счет снижения численности инспекторов по трудоустройству, в пределах фонда оплаты труда;
Агентства по внешней трудовой миграции при Министерстве занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан (далее — Агентство по внешней трудовой миграции) об обязательной регистрации граждан, выезжающих за рубеж и приобретающих железнодорожные и авиабилеты в порядке, предусмотренном в абзаце седьмом настоящего пункта, для осуществления временной трудовой деятельности, в электронной базе данных Агентства по внешней трудовой миграции и о создании при Агентстве по внешней трудовой миграции специализированных касс по реализации гражданам, выезжающим за рубеж для осуществления временной трудовой деятельности, билетов по льготным тарифам.
АО «Узбекистон темир йуллари», НАК «Узбекистон хаво йуллари» совместно с Министерством занятости и трудовых отношений в недельный срок разработать и внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан порядок определения стоимости железнодорожных и авиабилетов с учетом льготных тарифов, предусмотренных настоящим постановлением.
АО «Узбекистон темир йуллари» и НАК «Узбекистон хаво йуллари» обеспечить с 1 апреля 2018 года предоставление скидки в размере 20 процентов к цене железнодорожных билетов на плацкартные и общие вагоны, а также на авиабилеты экономического класса для граждан, выезжающих за рубеж для осуществления временной трудовой деятельности, и зарегистрированных в электронной базе данных Агентства по внешней трудовой миграции;
См. последующую редакцию.
Министерства финансов, Министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан об увеличении уставного капитала АК «Алокабанк» на сумму 100 миллиардов сум за счет средств Министерства финансов и Фонда развития информационно-коммуникационных технологий, равными долями по 50 миллиардов сум, для повышения финансовой устойчивости и ликвидности банка;
АК «Алокабанк» о выпуске и обслуживании банковских пластиковых карт «VISA-migrant» с упрощенными условиями открытия, минимальной комиссией за обслуживание и нулевой суммой страхового депозита, а также частичного возмещения в 2018-2019 годах расходов приобретения железнодорожных и авиабилетов до 300 тыс. сум единовременно один раз в год для граждан, выезжающих за рубеж для осуществления временной трудовой деятельности, при условии их регистрации в электронной базе данных Агентства по внешней трудовой миграции.
8. Определить, что реализация железнодорожных и авиабилетов гражданам, выезжающим за рубеж и приобретающим железнодорожные и авиабилеты в порядке, предусмотренном в абзаце шестом пункта 7 настоящего постановления, для осуществления временной трудовой деятельности, осуществляется по схеме согласно приложению.
См. последующую редакцию.
9. Агентству по внешней трудовой миграции совместно с АО «Узбекистон темир йуллари» и НАК «Узбекистон хаво йуллари» в месячный срок обеспечить открытие специализированных касс и их подключение к системам реализации билетов АО «Узбекистон темир йуллари» и НАК «Узбекистон хаво йуллари», предусматривающее предоставление скидок к цене железнодорожных и авиабилетов и их реализацию по льготным тарифам для граждан, выезжающих за пределы республики для осуществления временной трудовой деятельности.
10. Одобрить предложения АКИБ «Ипотека-банк» о широком внедрении схем кредитования, в эквиваленте до 1000 долларов США на оплату транспортных и других расходов граждан, выезжающих за рубеж для осуществления временной трудовой деятельности, во время их проезда, оформления необходимых документов и трудоустройства за рубежом, с применением гибких механизмов зачисления и оплаты кредитов через международные системы платежей (Western Union. Contact и др.).
11. Агентству по внешней трудовой миграции обеспечить организацию курсов, в том числе бесплатных, по обучению русскому языку и производственным профессиям для граждан, выезжающих для осуществления временной трудовой деятельности за рубежом, на базе подведомственных Министерству занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан профессиональных колледжей и центров профессионального обучения.
Определить, что до 1 января 2021 года налогооблагаемая прибыль Агентства по внешней трудовой миграции уменьшается на сумму расходов, направляемых на обучение и организацию курсов, включая приобретение учебного оборудования, проведение реконструкции и ремонта учебных помещений.
12. Министерству иностранных дел совместно с Министерством финансов, Министерством внутренних дел, Министерством занятости и трудовых отношений в месячный срок внести в Кабинет Министров предложения о введении в консульских учреждениях Республики Узбекистан в Российской Федерации, Республике Казахстан, Турецкой Республике и Республике Корея штаты сотрудников по вопросам трудовой миграции и социально-правовой защите граждан, выезжающих за рубеж для осуществления временной трудовой деятельности.
открыть в Российской Федерации свои представительства в качестве страхового агента российских страховых компаний по комплексной страховой защите граждан, выезжающих в Российскую Федерацию для осуществления временной трудовой деятельности;
б) АО «Узагросугурта», АО «Страховая компания «Кафолат»» и другим страховым компаниям в двухмесячный срок:
разместить в специализированных кассах по реализации железнодорожных и авиабилетов по льготным тарифам на постоянной основе страховых агентов для оформления страхования жизни и здоровья граждан, выезжающих за рубеж для осуществления временной трудовой деятельности;
внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения о введении механизма страхования ответственности национального перевозчика перед гражданами, выехавшими за рубеж для осуществления временной трудовой деятельности.
14. Министерству здравоохранения, Министерству занятости и трудовых отношений, Министерству иностранных дел Республики Узбекистан, Агентству по внешней трудовой миграции в трехмесячный срок подготовить проект Соглашения с уполномоченными органами Российской Федерации по вопросу признания выданных учреждениями здравоохранения Республики Узбекистан документов медицинского освидетельствования граждан, выезжающих в Российскую Федерацию для осуществления временной трудовой деятельности, при получении патента и разрешения на осуществление трудовой деятельности в Российской Федерации.
15. Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и г. Ташкента, Министерству занятости и трудовых отношений, другим ответственным министерствам и ведомствам продолжить системное и регулярное осуществление разъяснительной работы среди граждан о соблюдении правил безопасности при передвижении граждан на автомобильном транспорте и пребывании за рубежом, а также об организованном наборе для трудоустройства за рубежом.
16. Министерству занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающие из настоящего постановления.
17. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан А.Ж. Раматова, министра занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан А.А. Хаитова, начальника Агентства автомобильного и речного транспорта Д.Т. Дехканова, и.о. генерального директора НАК «Узбекистон хаво йуллари» Б.И. Хакимова и первого заместителя председателя АО «Узбекистон темир йуллари» А.С. Шукурова.
ПРИЛОЖЕНИЕ
к постановлению Президента Республики Узбекистан от 5 марта 2018 года № ПП-3584
к постановлению Президента Республики Узбекистан от 5 марта 2018 года № ПП-3584