от 28.04.2017 г. № ПП-2935
Акт на состоянии 02.05.2017
Перейти на действующую версию
 Комментарий LexUz
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
к
постановлению Президента Республики Узбекистан от 28 апреля 2017 года № ПП-2935

п/п

Наименование мероприятий

Форма реализации

Срок исполнения

Источники финансирования

Ответственные исполнители

I. Совершенствование законодательства в области стандартизации, метрологии и сертификации

1.

Разработка и внесение проекта Закона Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан» (Законы Республики Узбекистан «О техническом регулировании», «О сертификации продукции и услуг» и другие).

проект Закона Республики Узбекистан

I квартал 2018 г.

Агентство «Узстандарт», Минздрав, Минобороны, Минфин, Минэкономики, Минюст, Госархитектстрой, Госкомэкологии

2.

Разработка и внесение проекта Закона Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «О метрологии» (новая редакция)».

проект Закона Республики Узбекистан

II квартал 2018 г.

Агентство «Узстандарт», заинтересованные министерства и ведомства

3.

Разработка и внесение проекта постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан «О применении единиц величин».

проект решения Правительства

IV квартал 2017 г.

Агентство «Узстандарт», заинтересованные министерства и ведомства

4.

Утверждение перечня средств измерений и средств испытаний медицинского назначения, подлежащих метрологическому контролю.

Ведомственный нормативно-правовой акт

сентябрь 2017 г.

Агентство «Узстандарт», Минздрав

5.

Инвентаризация нормативных документов по стандартизации с учетом передового зарубежного опыта, предусмотрев отмену неэффективных, устаревших и подменяющих рыночные механизмы нормы.

Ведомственные акты исполнителей

по графику, утверждаемому ежегодно до 1 февраля

Агентство «Узстандарт», Минздрав, Госархитектстрой, Госкомэкологии, министерства и ведомства

6.

Подготовка предложений по совершенствованию деятельности Научно-исследовательского института стандартизации, метрологии и сертификации с учётом международного опыта.

План мероприятий

IV квартал 2017 г.

Агентство «Узстандарт»

II. Совершенствование деятельности и повышение эффективности работы агентства «Узстандарт»

7.

Дальнейшая модернизация и переоснащение подведомственных организаций Агентства «Узстандарт» современным высокоточным измерительным и испытательным оборудованием, с выделением средств рассчётно на сумму 37,4 млрд. сум, в том числе:

Ведомственный акт (программа модернизации и переоснащения)

ежегодно

Специальный фонд Агентства «Узстандарт», собственные средства

Агентство «Узстандарт», его подведомственные организации

10,3 млрд. сум;

2017 г.

9,2 млрд. сум;

2018 г.

8,8 млрд. сум;

2019 г.

9,1 млрд. сум.

2020 г.

8.

В целях дальнейшего внедрения в отраслях экономики поэтапное принятие 2066 единиц международных стандартов, согласно приложению № 1 к Комплексным мерам, с увеличением их доли в общем количестве нормативных документов по стандартизации с 13 % до 22 %, в том числе:

Ведомственные акты исполнителей

ежегодно

собственные средства исполнителей

Агентство «Узстандарт», министерства, ведомства и хозяйственные объединения

492 ед. стандартов (доведение до 14,5%);

2017 г.

509 ед. стандартов (доведение до 17,5%);

2018 г.

526 ед. стандартов (доведение до 20,0%);

2019 г.

539 ед. стандартов (доведение до 22,6%).

2020 г.

9.

Внедрение на 9 158 предприятиях систем менеджмента качества, соответствующих международным стандартам, согласно приложениям № 2 и к Комплексным мерам, с увеличением их количества к 2020 году в 4,6 раза, в том числе:

Совместные решения исполнителей (сетевые графики)

ежегодно

собственные средства исполнителей

Совет Министров Республики Каракалпакстан, Хокимияты областей и г. Ташкента; министерства, ведомства и хозяйственные объединения; Агентство «Узстандарт»

2096 предприятий;

2017 г.

2216 предприятий;

2018 г.

2387 предприятий;

2019 г.

2459 предприятий.

2020 г.

10.

Повышение экспортного потенциала 80 предприятий, специализирующихся на переработке плодоовощной продукции путём внедрения системы менеджмента безопасности пищевой продукции, в соответствии с международным стандартом ISO 22000, в том числе:

Совместные решения исполнителей (сетевые графики)

ежегодно

собственные средства исполнителей

ХК «Узбекозик-овкатсаноатхолдинг», АК «Узпахтаёг», ХК «Узвинсаноат-холдинг», Агентство «Узстандарт», Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и г. Ташкента

25 предприятий;

2017 г.

16 предприятий;

2018 г.

18 предприятий;

2019 г.

21 предприятий.

2020 г.

11.

Поэтапное снижение затрат на энергоресурсы в 67 энергоёмких предприятиях промышленности, путём внедрения системы энергетического менеджмента в соответствии с международным стандартом ISO 50001, в том числе

Совместные решения исполнителей (сетевые графики)

ежегодно

собственные средства исполнителей

АК «Узавтосаноат», АК «Узэлтехсаноат», НХК «Узбекнефтегаз», АК «Узбекэнерго», АК «Узкурилишматериаллари», АК «Уздонмахсулот», ХК «Узпахтасаноатэкспорт», АК «Узбекенгилсаноат», ХК «Узвинсаноат-холдинг», ХК «Озиковкатсаноатхолдинг», АК «Узфармсаноат», Агентство «Узстандарт»

23 предприятий;

2017 г.

22 предприятий;

2018 г.

12 предприятий;

2019 г.

10 предприятий

2020 г.

12.

Создание условий для международного признания результатов испытаний 12 лабораторий подведомственных организаций Агентства «Узстандарт», путём их аккредитации организациями, признанными на международном уровне, в том числе:

Свидетельство об аккредитации

собственные средства

Территориальные центры испытаний и сертификации Агентства «Узстандарт»

ГП «Бухарский ЦИС» (химическая продукция), ГП «Сурхандарьинский ЦИС» (пищевая продукция), ГП «Наманганский ЦИС» (текстильная продукция), ГП «Самаркандский ЦИС» (автотранспортные средства);

2017 г.

ГП «Каракалпакский ЦИС» (химическая продукция), ГП «Андижанский ЦИС» (продукция машиностроения), ГП «Самаркандский ЦИС» (орган сертификации СМК), ГП «Андижанский ЦИС» (орган сертификации СМК);

2018 г.

ГП «Навоийский ЦИС» (электротехническая продукция), ГП «Ферганский ЦИС» (химическая продукция);

2019 г.

ГП «Чирчикский ЦИС» (физико-химические испытания), ГП «Хорезмский ЦИС» (пищевая продукция).

2020 г.

13.

Создание благоприятных условий населению, проживающих в 19-ти отдаленных районах регионов республики, путем организации пунктов приема бытовых приборов учета энергоресурсов (газ, электроэнергия, вода), в том числе:

Совместные решения исполнителей (сетевые графики)

ежегодно

собственные средства исполнителей

Агентство «Узстандарт», Совет Министров Республики Каракалпакстан, Хокимияты областей и г. Ташкента

Кургантепинский р-н. Андижанской обл., Каракульский р-н. Бухарской обл., Пахтакорский и Мирзачульский р-н. Джизакской обл., Шерабадский р-н. Сурхандарьинской обл., Гузарский р-н. Кашкадарьинской обл., Кувинский р-н. Ферганской обл., Хазараспский р-н. Хорезмской обл.;

2017 г.

Пешкуйский р-н. Бухарской обл., Шоватский р-н. Хорезмской обл., Куйи-Чирчикский р-н. Ташкентской обл.;

2018 г.

Дустликский р-н., Джизакской обл., Миришкорский р-н. Кашкадарьинской обл., Околтинский р-н. Сырдарьинской обл., Чустский р- н. Наманганской обл.;

2019 г.

Берунийский р-н. Республики Каракалпакстан, Кумкурганский р-н. Сурхандарьинской обл., Учкурганский р-н. Наманганской обл., Баликчинский р-н. Андижанской обл.

2020 г.

III. Укрепление материально-технической базы

14.

Завершение строительства нового здания ГП «Каракалпакский ЦИС» Агентства «Узстандарт»

Ввод в эксплуатацию

1 сентября 2017 г.

Специальный фонд Агентства «Узстандарт», собственные средства

Агентство «Узстандарт», Республиканский ЦИС, Каракалпакский ЦИС

15.

Завершение строительства испытательного комплекса машиностроительной продукции ГП «Андижанский ЦИС» Агентства «Узстандарт»

Ввод в эксплуатацию

II квартал 2017 г.

Специальный фонд Агентства «Узстандарт», собственные средства

Агентство «Узстандарт», Республиканский ЦИС, Андижанский ЦИС

16.

Оснащение газохроматографическим оборудова­нием лабораторий за контролем качества этилового спирта Управлений стандартизации и метрологии Андижанской и Ташкентской областей.

Ведомственные акты исполнителей

III квартал 2017 г.

Специальный фонд Агентства «Узстандарт»

Агентство «Узстандарт»

17.

Привлечение грантов для создания современных испытательных (измерительных) лабораторий.

Подготовка предложений

2017-2020 гг.

Агентство «Узстандарт»

18.

Оснащение архива Агентства «Узстандарт» современным оборудованием.

Подготовка предложений

II квартал 2018 г.

Специальный фонд Агентства «Узстандарт»

Агентство «Узстандарт»

19.

Создание лаборатории по поверке и калибровке приборов для измерения точки росы природного газа (влагомер).

Межведомственный акт исполнителей

III квартал 2018 г.

собственные средства исполнителей

Агентство «Узстандарт», АК «Узтрансгаз»

20.

Переоборудование лаборатории эталона массы и температуры современной системой контроля климата.

Подготовка предложений

III квартал 2018 г.

Специальный фонд Агентства «Узстандарт»

Агентство «Узстандарт»

21.

Создание лаборатории по изготовлению поверочных газовых смесей на базе АО «Махаm-Chirchiq».

Межведомственный акт исполнителей

I квартал 2019 г.

собственные средства исполнителей

АО «Узкимёсаноат», Агентство «Узстандарт»

22.

Международная аккредитация испытательных лабораторий ООО «Уз-Корам Ко», СП «Автосаноат-Сепла», СП «Уз-Кор-Газ Кемикал».

Получение свидетельства об аккредитации

III квартал 2017 г.

собственные средства исполнителей

НХК «Узбекнефтегаз», АК «Узавтосаноат», Агентство «Узстандарт»

23.

Разработка и осуществление плана мероприятий по научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам, направленным на создание эталонов единиц величин и средств измерений наивысшей точности, для дальнейшего включения в государственные научно-технические программы.

Межведомственный акт исполнителей

2017-2018 гг.

Агентство по науке и технологиям, Агентство «Узстандарт», заинтересованные министерства и ведомства

IV. Развитие международного сотрудничества

24.

Проработка вопроса присоединения Республики Узбекистан к Метрической конвенции (20 мая 1875 г., г. Париж) и по результатам внесения соответствующих предложений в Кабинет Министров Республики Узбекистан.

Проект решения правительства

2017-2018 гг.

Специальный фонд Агентства «Узстандарт»

Агентство «Узстандарт», Минэкономики, Минфин, МИД

25.

Проработка вопроса вступления ГП «Узбекский центр аккредитации» в международные (региональные) организации по аккредитации.

Подготовка заявки на вступление

IV квартал 2018 г.

Специальный фонд Агентства «Узстандарт»

Агентство «Узстандарт», Минэкономики, Минфин, МИД

26.

Аккредитация лаборатории массы в соответствии с требованиями BIPM (Международное бюро мер и весов).

Свидетельство об аккредитации

2017-2018 гг.

Специальный фонд Агентства «Узстандарт»

Агентство «Узстандарт»

27.

Внесение предложений в межправительственные комиссий по подписанию двухсторонних соглашений по взаимному признанию результатов работ по оценке соответствия.

Проект соглашения

2017-2018 гг.

Агентство «Узстандарт», МИД

V. Развитие внедрения информационно-коммуникационных технологий

28.

Увеличение количества интерактивных услуг в сфере стандартизации, метрологии и оценки соответствия.

Разработка и внедрение программного обеспечения

2017- 2018 гг.

собственные средства

Агентство «Узстандарт»

29.

Совершенствование системы каталогизации продукции, выпускаемой отечественными предприятиями.

Создание Национальной поисковой системы нормативных документов по стандартизации.

Создание Национальной поисковой системы товаров по штриховому коду, зарегистрированных в Государственном реестре штриховых кодов товаров, производимых в Республике Узбекистан.

Разработка и внедрение программного обеспечения

2017- 2018 гг.

собственные средства

Агентство «Узстандарт»

30.

Внедрение системы оценки эффективности деятельности государственных инспекторов по надзору за стандартами и средствами измерений

Приказ Агентства «Узстандарт»

II квартал 2017 г.

Агентство «Узстандарт»

31.

Подготовка предложений по включению предмета «Техническое регулирование, стандартизация, метрология, сертификация и аккредитация» в учебные планы при подготовке специалистов в Туринском политехническом университете в г.Ташкенте.

План мероприятий

2017-2018 гг.

АК «Узавтосаноат», Минвуз, Минэкономики, Агентство «Узстандарт»

32.

Создание условий для бесплатного пользования национальными стандартами путем размещения их на официальном веб-сайте Агентства «Узстандарт».

Размещение на официальном веб-сайте www.standart.uz

начиная с 2017 г.

Специальный фонд Агентства «Узстандарт»

Агентство «Узстандарт»

33.

Формирование единой информационной базы данных о некачественной продукции в целях защиты прав потребителей.

План совместных действий

I квартал 2018 г.

Агентство «Узстандарт», Минздрав, Минсельводхоз, Мининфоком, ГНК, ГТК, Госкомэкологии, Госархитектстрой

VI. Подготовка кадров и повышение их квалификации

34.

Повышение уровня практической подготовки специалистов в области технического регулирования, стандартизации, метрологии, сертификации и аккредитации. Проведение стажировок специалистов в ведущих институтах зарубежных стран.

График обучения

ежегодно

собственные средства

Агентство «Узстандарт», МИД

35.

Организация обучения специалистов с привлечением международных экспертов.

Семинары и тренинги

ежегодно

средства международных (зарубежных) организаций

Агентство «Узстандарт», министерства, ведомства и хозяйственные объединения

Наименование организации

2017 г.

2018 г.

2019 г.

2020 г.

Общее количество по комплексам Кабинета Министров

492

509

526

539

I.

Комплекс по вопросам развития экспортного потенциала и машиностроения, автомобильной и электротехнической промышленности, стандартизации продукции

114

152

153

157

1.

АК «Узавтосаноат»

3

10

5

6

2.

АК «Узэлтехсаноат»

53

65

68

70

3.

Агентство «Узстандарт»

58

77

80

81

II.

Комплекс по вопросам геологии, ТЭК, химической, нефтехимической и металлургической промышленности

116

91

91

92

1.

ГИ «Саноатгеоконтехназорат»

22

15

13

13

2.

ГП «Навоийский ГМК»

13

2

1

1

3.

АО «Алмалыкский ГМК»

13

2

1

1

4.

ХК «Узбекнефтегаз»

23

25

27

28

5.

АО «Узбекэнерго»

20

22

23

24

6.

АО «Узкимёсаноат»

25

25

26

25

III.

Комплекс по вопросам комплексного развития территорий и коммунальной сферы, транспорта, капитального строительства и стройиндустрии

41

46

50

52

1.

Государственный комитет по архитектуре и строительству

28

32

35

36

2.

Агентство «Автомобильного и речного транспорта»

13

14

15

16

IV.

Комплекс по вопросам сельского и водного хозяйства, переработки сельскохозяйственной продукции и потребительских товаров

149

150

156

158

1.

ХК «Узпахтасаноатэкспорт»

5

5

6

7

2.

АО «Узпахтаёг»

9

10

11

10

3.

АК «Уздонмахсулотлари»

12

13

14

13

4.

Минсельводхоз

15

18

22

23

5.

ХК «Узбекозиковкатхолдинг»

41

50

56

58

6.

АО «Узбекенгилсаноат»

36

34

30

30

7.

ХК «Узвинсаноат-холдинг»

9

5

4

4

8.

Ассоциация «Узбекчармпойабзали»

22

15

13

13

V.

Комплекс по вопросам образования и науки, молодежной политики, культуры, информационных систем и телекоммуникаций

22

23

24

25

1.

Министерство по развитию информационных технологий и телекоммуникаций

22

23

24

25

VI.

Комплекс по вопросам здравоохранения, экологии и охраны окружающей среды, физической культуры и спорта

50

47

52

55

1.

Госкомприроды

20

10

12

13

2.

Главное управление по контролю качества лекарственных средств и медицинской техники Министерства здравоохранения

30

37

40

42

Наименование комплексов Кабинета Министров

Количество организаций

в том числе:

2017 г.

2018 г.

2019 г.

2020 г.

Всего

446

96

105

121

124

1.

Комплекс по вопросам развития экспортного потенциала и машиностроения, автомобильной и электротехнической промышленности, стандартизации продукции

67

10

14

21

22

2.

Комплекс по вопросам геологии, ТЭК, химической, нефтехимической и металлургической промышленности

33

5

8

10

10

3.

Комплекс по вопросам комплексного развития территорий и коммунальной сферы, транспорта, капитального строительства и стройиндустрии

27

5

6

8

8

4.

Комплекс по вопросам сельского и водного хозяйства, переработки сельскохозяйственной продукции и потребительских товаров

301

71

74

77

79

5.

Комплекс по вопросам образования и науки, молодежной политики, культуры, информационных систем и телекоммуникаций

4

1

1

1

1

6.

Комплекс по вопросам здравоохранения, экологии и охраны окружающей среды, физической культуры и спорта

14

4

2

4

4

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
к
постановлению Президента Республики Узбекистан от 28 апреля 2017 года № ПП-2935
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
к
постановлению Президента Республики Узбекистан от 28 апреля 2017 года № ПП-2935
ПРИЛОЖЕНИЕ № 4
к
постановлению Президента Республики Узбекистан от 28 апреля 2017 года № ПП-2935
ПРИЛОЖЕНИЕ № 4а
к
постановлению Президента Республики Узбекистан от 28 апреля 2017 года № ПП-2935

п/п

Территориальные управления

Общая предельная численность персонала

в том числе:

управленческий персонал

вспомогательный персонал

Всего:

127

93

34

в том числе:

1.

Управление стандартизации и метрологии Республики Каракалпакстан

8

6

2

2.

Управление стандартизации и метрологии Андижанской области

9

7

2

3.

Управление стандартизации и метрологии Бухарской области

8

6

2

4.

Управление стандартизации и метрологии Джизакской области

8

6

2

5.

Управление стандартизации и метрологии Кашкадарьинской области

8

6

2

6.

Управление стандартизации и метрологии Навоийской области

8

6

2

7.

Управление стандартизации и метрологии Наманганской области

8

6

2

8.

Управление стандартизации и метрологии Самаркандской области

10

7

3

9.

Управление стандартизации и метрологии Сурхандарьинской области

8

6

2

10.

Управление стандартизации и метрологии Сырдарьинской области

8

6

2

11.

Управление стандартизации и метрологии Ферганской области

11

8

3

12.

Управление стандартизации и метрологии Хорезмской области

8

6

2

13.

Управление стандартизации и метрологии Ташкентской области

11

8

3

14.

Управление стандартизации и метрологии города Ташкента

14

9

5

ПРИЛОЖЕНИЕ № 5
к
постановлению Президента Республики Узбекистан от 28 апреля 2017 года № ПП-2935

п/п

Наименование эталонов и средств измерений наивысшей точности

Диапазон измерения

Погрешность

Кол-во

(шт)

Год приобретения

Расчетная стоимость

(тыс. долл.) *

Расчетное количество поверяемых средств измерений (шт)

образцовых

рабочих

1.

Образцовая мера длины штриховая

1 — 1000 мм

(0,1 + 0,2L) мкм

1

2018 г.

80,0

800

12 000

2.

Эталон единицы абсолютного давления

1 10-8 — 4 105 Па

0,3102-0,3 Па

1

2018 г.

160,0

151

1 500

3.

Платиновые термометры сопротивления эталонного назначения

0-630,74 °С

0,01 °С

1

2018 г.

100,0

14

27 000

4.

Эталон единицы давления

0,007 — 7МРа

3 10-4Мра

1

2018 г.

160,0

247

1 900

5.

Образцовая силоизмерительная установка

50 — 500 кН

0,20%

1

2018 г.

210,0

58

1 500

6.

Образцовая интерференционная установка для аттестации штриховых мер длины

до 1000 мм

1 разряд

1

2018 г.

170,0

23

2 000

7.

Эталон единицы температуры — Кельвина

0 — 660,323 °С

(2 10-4 — 1 10-2) °С

1

2019 г.

355,0

176

2 500

8.

Контрольно-поверочная установка для аттестации и поверки расходомеров всех типов

до 6000 м3

0,25%

1

2019 г.

370,0

500

15 000

9.

Образцовая установка для поверки уровнемеров всех типов

до 5 м

0,001 м

1

2019 г.

620,0

45

2 700

10.

Образцовая установка для колориметрических и спектрофотометрических измерений

200÷900 нм (0÷100)% ф

1 разряд

1

2019 г.

147,0

10

2 000

11.

Лампа температурная образцовая

800 — 2000 °С

1 разряд

1 комп.

2020 г.

36,0

25

2 500

12.

Эталон единицы постоянного напряжения — Вольта

10-9- 1000 в

510-8 В

1

2020 г.

350,0

21

180

13.

Эталон-динамометр

50 — 500 кН

0,10%

1

2020 г.

90,0

7

1 870

14.

Эталон времени и частоты с GPS приемник-компаратор ЧК7-54

2,048; 1; 5; 10 МГц

1 10-13 с

1

2021 г.

550,0

35

1 750

15.

Комплекс средств измерений наивысшей точности для воспроизведения, хранения и передачи размера параметра электрической цепи — единицы электрического сопротивления постоянного и переменного тока (Ом)

10-4 — 1017Ом

4,510-9 Ом

1

2021 г.

480,0

10

220

Итого:

15

3 878,0

2 122

74 620

ПРИЛОЖЕНИЕ № 6
к
постановлению Президента Республики Узбекистан от 28 апреля 2017 года № ПП-2935

Розукулов У.У.

заместитель Премьер-министра Республики Узбекистан, руководитель рабочей группы

Хаитов А.А.

генеральный директор Агентства «Узстандарт», заместитель руководителя рабочей группы

Бекенов С.Х.

первый заместитель министра экономики

Мирзаев М.М.

заместитель министра финансов

Сайдалиев С. С.

заместитель министра здравоохранения

Вахабов А.Д.

первый заместитель министра сельского и водного хозяйства

по должности

заместитель председателя Государственного комитета по экологии и охране окружающей среды

Шадиев Ш.Ш.

заместитель председателя Госархитектстроя

Юлдашев А.А.

первый заместитель председателя Государственного налогового комитета

Рахимов Б.Я.

первый заместитель председателя Государственного таможенного комитета

по должности

заместитель председателя Государственного комитета по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции

Шайхов А.Э.

председатель Торгово-промышленной палаты

Рафиков А.В.

заведующий Информационно-аналитическим департаментом по вопросам развития машиностроения, автомобильной и электротехнической промышленности, стандартизации продукции

Мирсаидов Ж.Г.

заместитель генерального директора Агентства «Узстандарт», ответственный секретарь Специальной рабочей группы

КОММЕНТАРИЙ
к
Постановлению Президента Республики Узбекистан от 28.04.2017 г. № ПП-2935 «О мерах по совершенствованию деятельности Узбекского агентства стандартизации, метрологии и сертификации»

Одним из важных факторов обеспечения качества отечественной продукции и ее конкурентоспособности на зарубежных рынках является уровень соответствия национальной нормативно-правовой базы в области стандартизации, метрологии и сертификации международным требованиям, а также состояние материально-технической базы испытательных и измерительных лабораторий республики.

В Республике Узбекистан за последние годы осуществляется последовательная реализация целенаправленных комплексных мер в указанных областях и сферах деятельности.

В частности, в рамках совершенствования законодательной базы вновь принятые законы Республики Узбекистан «О техническом регулировании» (2009 г. ) и «Об оценке соответствия» (2013 г. ), разработанные с учетом международных правил и практики, создали правовую основу для обеспечения защиты внутреннего рынка от некачественной продукции и признания на международном уровне результатов испытаний, осуществленных лабораториями республики.

Внесены изменения и дополнения в законы Республики Узбекистан «О стандартизации», «О сертификации продукции и услуг» и «О метрологии», направленные на создание благоприятных условий для субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства в части упрощения процедур сертификации, а также принятия и внедрения стандартов.

В целях создания благоприятных условий субъектам предпринимательства значительно сокращен перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, с исключением обязательной сертификации продукции, поставляемой на экспорт, отменена процедура лицензирования деятельности по изготовлению, реализации и прокату средств измерений.

Исключены нормы по применению в отношении хозяйствующих субъектов экономических санкций за нарушение правил сертификации и стандартизации с усилением административной ответственности должностных лиц. Также за счет принятия 23 технических регламентов более 700 обязательных стандартов переведены в разряд добровольных.

Вместе с тем анализ положения дел в данной отрасли показывает наличие ряда нерешенных вопросов, связанных с деятельностью агентства «Узстандарт» в качестве уполномоченного государственного органа.

Первое. Организационная структура агентства не соответствовала международным требованиям и не обеспечивала эффективное выполнение возложенных задач.

Второе. Не на должном уровне была организована работа по принятию стандартов международной организации ISO, доля которых в национальном фонде нормативных документов по стандартизации составляла всего 13 процентов.

Третье. Агентством было слабо организовано методическое содействие предприятиям республики по внедрению международных систем управления качеством.

Четвертое. Существующая эталонная база республики не позволяла в полной мере охватить метрологическим контролем высокоточные приборы, используемые в отдельных отраслях промышленности.

Для решения вышеперечисленных задач принято постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по совершенствованию деятельности Узбекского агентства стандартизации, метрологии и сертификации».

Постановлением определены приоритетные задачи и направления деятельности Узбекского агентства стандартизации, метрологии и сертификации, направленные на:

обеспечение соответствия отечественной продукции современным требованиям и повышение ее конкурентоспособности на внешних рынках путем активного внедрения международных стандартов и технических регламентов при ее производстве;

широкое внедрение современных систем управления качеством продукции, в первую очередь на предприятиях-экспортерах, и проведение сертификации промышленной продукции на соответствие международным стандартам;

создание благоприятных условий предприятиям-экспортерам в вопросах сертификации продукции, активизации взаимодействия с международными организациями, направленного на обеспечение признания национальных сертификатов и результатов работ по оценке соответствия на основных экспортных рынках;

дальнейшее развитие систем технического регулирования и метрологии, повышение их эффективности в обеспечении системного контроля безопасности реализуемой продукции;

внедрение современных информационно-коммуникационных технологий, расширение видов интерактивных государственных услуг, оказываемых субъектам предпринимательства и населению;

организацию переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере технического регулирования, стандартизации, метрологии, сертификации и аккредитации.

Документом одобрена Программа комплексных мер по дальнейшему совершенствованию деятельности и повышению эффективности работы агентства «Узстандарт» на 2017 — 2020 годы, предусматривающая:

совершенствование законодательной базы в области стандартизации, метрологии и сертификации;

дальнейшую модернизацию и переоснащение испытательных лабораторий и региональных центров агентства «Узстандарт» современным высокоточным измерительным и испытательным оборудованием;

поэтапное принятие более двух тысяч международных стандартов с увеличением их доли в национальном фонде нормативных документов по стандартизации в два раза;

внедрение систем менеджмента качества, соответствующих международным стандартам, на более чем девяти тысячах предприятий с увеличением их количества к 2020 году в 4,6 раза;

создание условий для международного признания результатов испытаний, проводимых лабораториями агентства «Узстандарт», путем их аккредитации организациями, признанными на международном уровне;

развитие международного сотрудничества в области стандартизации, метрологии и сертификации, а также совершенствование кадрового потенциала агентства «Узстандарт» и расширение внедрения информационно-коммуникационных технологий в его деятельность.

Документом утверждена обновленная организационная структура агентства «Узстандарт», предусматривающая создание при агентстве «Узстандарт» государственных предприятий «Узбекский центр аккредитации органов оценки соответствия» и «Узбекский национальный институт метрологии», а также реорганизацию государственного предприятия «Республиканский центр испытаний и сертификации».

Дальнейшее развитие эталонной базы республики предусматривается за счет финансирования из Государственного бюджета приобретения эталонов и средств измерений наивысшей точности, согласно утверждаемому перечню.

В целях обеспечения эффективной реализации утвержденной программы мер образована Специальная рабочая группа по развитию стандартизации, метрологии, сертификации и координации внедрения систем менеджмента качества продукции.

Реализация данного постановления позволит:

во-первых, повысить конкурентоспособность отечественной продукции и устранить технические барьеры во внешней торговле за счет приведения национальных стандартов в соответствие с международными требованиями и широкого внедрения современных систем менеджмента качества;

во-вторых, создать основу для признания за рубежом результатов измерений и испытаний, осуществляемых национальными лабораториями при экспорте отечественной продукции;

в-третьих, в полной мере охватить метрологическим контролем высокоточные приборы, используемые в отраслях промышленности и снизить зависимость отечественных предприятий от зарубежных метрологических институтов за счет приобретения ряда эталонов и средств измерений наивысшей точности.