В соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 10 апреля 2017 года № УП–5005 «О мерах по коренному повышению эффективности деятельности органов внутренних дел, усилению их ответственности за обеспечение общественного порядка, надежной защиты прав, свобод и законных интересов граждан», а также в целях коренного совершенствования деятельности органов внутренних дел по осуществлению ранней профилактики и предупреждения правонарушений:
1. Считать важнейшей задачей Министерства внутренних дел Республики Узбекистан и его территориальных подразделений реализацию следующих основных направлений повышения эффективности профилактики правонарушений:
первое — установление качественно нового порядка организации работы республиканских, средних и низовых подразделений профилактики правонарушений, предусматривающего четкое определение и разграничение их основных задач, функций и ответственности, недопущение возложения на инспекторов по профилактике несвойственных им функций;
второе — организация профилактической работы в тесном взаимодействии с населением, органами самоуправления граждан и другими институтами гражданского общества, направленной, в первую очередь, на обеспечение раннего предупреждения правонарушений, повышение правовой культуры в обществе, привитие гражданам уважения к закону и нетерпимости к любым проявлениям нарушений законодательства;
третье — развитие системы работы с несовершеннолетними и молодежью, направленной на воспитание их в духе любви к Родине, патриотизма, уважительного отношения к национальным и общечеловеческим ценностям, защиту подрастающего поколения от идей терроризма, религиозного экстремизма, насилия и жестокости;
четвертое — усиление персональной ответственности инспекторов по профилактике за надлежащее исполнение возложенных обязанностей, в том числе путем систематического представления общественности отчетов о своей деятельности, искоренение фактов их поверхностного отношения к волнующим население проблемам;
пятое — введение действенных критериев оценки эффективности деятельности инспекторов по профилактике, прежде всего, предусматривающих учет общественного мнения, уровня удовлетворенности граждан результатами их работы и взаимодействия с населением;
шестое — широкое внедрение современных информационно-коммуникационных технологий в данную сферу, повышение уровня знаний и профессиональной подготовки инспекторов по профилактике, создание для них достойных условий работы, обеспечение их служебным жильем непосредственно на закрепленной территории, внедрение механизмов материального стимулирования за результативность выполнения возложенных задач.
утверждения инспекторов по профилактике в должности решением районного (городского) Кенгаша народных депутатов, принимаемым по результатам обсуждений с участием представителей соответствующих органов самоуправления граждан;
См. последующую редакцию.
Определить, что по итогам заслушиваний отчетов инспекторов по профилактике критически обсуждаются принимаемые меры и результаты работы по выполнению возложенных задач, дается персональная оценка эффективности их деятельности, а также принимаются рекомендации о соответствии или несоответствии занимаемой должности.
Положение о Главном управлении профилактики правонарушений Министерства внутренних дел Республики Узбекистан согласно приложению № 1;
См. последующую редакцию.
5. Министерству финансов Республики Узбекистан обеспечить выделение по обоснованным расчетам средств на реализацию мероприятий, предусмотренных настоящим постановлением.
6. Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента в срок до 1 января 2018 года обеспечить инспекторов по профилактике служебным жильем на закрепленной территории.
совместно с Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента в месячный срок утвердить обновленную дислокацию опорных пунктов органов внутренних дел, категорированных с учетом криминогенной ситуации, численности населения и особенностей территорий;
в месячный срок внести в Кабинет Министров предложения по размещению и обустройству вновь образуемых опорных пунктов органов внутренних дел, в том числе предусмотрев включение в типовые проекты зданий комплексов «Центр махалли» и сходов граждан отдельных помещений для инспекторов по профилактике, строительство которых осуществляется в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 3 февраля 2017 года № УП–4944 «О мерах по дальнейшему совершенствованию института махалли»;
принять меры по увеличению количества лиц, обучающихся в Академии Министерства внутренних дел Республики Узбекистан по специальности «Деятельность по профилактике правонарушений» на основе критического пересмотра системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации сотрудников подразделений профилактики правонарушений органов внутренних дел с учетом современных требований и передового зарубежного опыта;
См. последующую редакцию.
совместно с Республиканским советом по координации деятельности органов самоуправления граждан в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения по внедрению эффективных критериев отбора (на конкурсной основе) и назначения на должность руководителей общественных формирований «Махалла посбони» приоритетно лиц, прошедших действительную военную службу, с целью формирования резерва кадров для органов внутренних дел;
в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления;
в трехмесячный срок привести ведомственные нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим постановлением.
8. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан А.Н. Арипова и Государственного советника Президента Республики Узбекистан О.Б. Муродова.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
к постановлению Президента Республики Узбекистан от 18 апреля 2017 года № ПП–2896
к постановлению Президента Республики Узбекистан от 18 апреля 2017 года № ПП–2896
1. Главное управление профилактики правонарушений Министерства внутренних дел Республики Узбекистан (далее — Главное управление) является структурным подразделением Министерства внутренних дел (далее — МВД) Республики Узбекистан, обеспечивающим в соответствии с законодательством методическое руководство и координацию деятельности подразделений профилактики правонарушений органов внутренних дел.
2. Главное управление в своей деятельности руководствуется Конституцией, законами «Об органах внутренних дел», «О профилактике правонарушений», «О профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних» и другими законами Республики Узбекистан, постановлениями палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, указами, постановлениями и распоряжениями Президента Республики Узбекистан, постановлениями и распоряжениями Кабинета Министров, приказами и распоряжениями министра внутренних дел Республики Узбекистан, а также настоящим Положением.
Отделение профилактики правонарушений Управления обеспечения общественной безопасности на транспорте МВД Республики Узбекистан;
управления профилактики правонарушений МВД Республики Каракалпакстан, Главного управления внутренних дел (далее — ГУВД) города Ташкента и управлений внутренних дел (далее — УВД) областей;
отделы (отделения, группы) профилактики правонарушений районных (городских) управлений (отделов) внутренних дел, отделов обеспечения общественной безопасности на транспорте;
4. Главное управление имеет бланк и печать с изображением Государственного герба Республики Узбекистан и своим полным наименованием, штамп, а также может иметь учреждаемую министром внутренних дел Республики Узбекистан символику, отражающую специфику деятельности Главного управления.
комплексный и системный анализ информации о криминогенной ситуации в стране, оценка эффективности использования имеющихся сил и средств в профилактике правонарушений, а также устранение причин их совершения и условий, им способствующих;
организация, координация и методическое обеспечение деятельности подразделений профилактики правонарушений, в том числе по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и молодежи, обеспечение на постоянной основе укрепления кадрового потенциала;
осуществление контроля в установленном порядке за деятельностью по исполнению наказаний, не связанных с лишением свободы, а также мер пресечения, не связанных с заключением под стражу, в подразделениях профилактики правонарушений;
выработка предложений по дальнейшему совершенствованию законодательства, правоприменительной практики, а также форм и методов профилактики правонарушений;
организация взаимодействия по профилактике правонарушений с другими подразделениями органов внутренних дел, иными государственными органами и организациями, институтами гражданского общества.
а) в сфере комплексного и системного анализа информации о криминогенной ситуации в стране, оценки эффективности использования имеющихся сил и средств в профилактике правонарушений, а также устранения причин их совершения и условий, им способствующих:
истребование из нижестоящих и других подразделений органов внутренних дел информации о криминогенной ситуации в разрезе областей, районов и городов, а также ее обобщение;
осуществление на системной основе изучения получаемой информации о криминогенной ситуации, выявление недостатков и упущений в расстановке имеющихся сил и средств органов внутренних дел, а также факторов, способствующих совершению правонарушений;
изучение состояния воспитательной работы с несовершеннолетними в образовательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных учреждениях, иных организациях страны;
организация перспективного и текущего планирования мероприятий, направленных на профилактику правонарушений, устранение причин их совершения и условий, им способствующих, в том числе проводимых совместно с другими государственными органами и организациями, институтами гражданского общества;
представление руководству МВД Республики Узбекистан предложений по повышению эффективности профилактики правонарушений, рациональной расстановки и перераспределения сил и средств;
внесение представлений руководителям государственных, общественных и иных организаций по устранению причин совершения правонарушений и условий, им способствующих, в том числе развитию соответствующей инфраструктуры;
формирование справочно-информационного фонда, централизованных учетов, ведение статистической отчетности в сфере профилактики правонарушений;
б) в сфере организации, координации и методического обеспечения деятельности подразделений профилактики правонарушений, в том числе по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и молодежи, обеспечения на постоянной основе укрепления кадрового потенциала:
оказание практической помощи подразделениям профилактики правонарушений органов внутренних дел, разработка методических и иных материалов для эффективной организации их работы;
проведение проверок по фактам нарушения сотрудниками подразделений профилактики правонарушений требований законодательства, служебной дисциплины и правил служебной этики, а также других действий, подрывающих авторитет работников органов внутренних дел;
выработка и реализация комплексных мер, направленных на укрепление законности в деятельности подразделений профилактики правонарушений органов внутренних дел, недопущение совершения их сотрудниками злоупотреблений и иных противоправных действий;
мониторинг и контроль за исполнением подразделениями профилактики правонарушений органов внутренних дел законодательства, государственных и иных программ по профилактике правонарушений;
осуществление в установленном порядке подбора и расстановки кадров подразделений профилактики правонарушений с целью укрепления их кадрового потенциала;
совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации сотрудников подразделений профилактики правонарушений органов внутренних дел, широкое использование современных образовательных технологий, методик интенсивного обучения;
выработка мер по обеспечению материально-технического оснащения и развития инфраструктуры опорных пунктов органов внутренних дел, создание достойных условий службы для инспекторов по профилактике;
в) в сфере осуществления контроля в установленном порядке за деятельностью по исполнению наказаний, не связанных с лишением свободы, а также мер пресечения, не связанных с заключением под стражу, в подразделениях профилактики правонарушений:
осуществление инспектирования деятельности подразделений профилактики правонарушений по исполнению наказаний, не связанных с лишением свободы, а также мер пресечения, не связанных с заключением под стражу;
принятие в пределах своих полномочий необходимых мер по недопущению нарушений прав, свобод и законных интересов граждан при исполнении наказаний, не связанных с лишением свободы, а также мер пресечения, не связанных с заключением под стражу подразделениями профилактики правонарушений;
разработка мер по широкому внедрению современных технологий в деятельность органов внутренних дел по исполнению наказаний, не связанных с лишением свободы, а также мер пресечения, не связанных с заключением под стражу;
совершенствование профилактической работы с лицами, состоящими на профилактическом учете органов внутренних дел, с целью их исправления и предупреждения совершения повторного правонарушения;
г) в сфере выработки предложений по дальнейшему совершенствованию законодательства, правоприменительной практики, а также форм и методов профилактики правонарушений:
инициирование и непосредственное участие в разработке проектов нормативно-правовых и ведомственных актов, а также иных документов по вопросам организации профилактики правонарушений;
обеспечение внедрения в профилактику правонарушений современной криминалистической техники, информационно-коммуникационных технологий, криминалистических и оперативно-справочных баз данных, внесение предложений по совершенствованию методов профилактики правонарушений;
подготовка информационно-аналитических материалов, обзоров и рекомендаций по вопросам повышения эффективности деятельности по профилактике правонарушений;
изучение, обобщение и распространение положительного опыта в области профилактики правонарушений, эффективно используемого в деятельности органов внутренних дел, в том числе зарубежных стран;
выработка совместно с высшими образовательными, научно-исследовательскими учреждениями и другими организациями эффективных форм и методов, единых принципов работы по организации профилактики правонарушений.
д) в сфере организации взаимодействия по профилактике правонарушений с другими подразделениями органов внутренних дел, иными государственными органами и организациями, институтами гражданского общества:
выполнение функции рабочего органа Республиканской межведомственной комиссии по профилактике правонарушений и борьбе с преступностью;
проведение совместно с государственными органами, образовательными учреждениями и учреждениями здравоохранения, общественными объединениями мероприятий по обучению и социально-правовой защите несовершеннолетних, организации их досуга, выработка единых подходов в работе с несовершеннолетними и молодежью;
содействие органам государственной власти на местах в развитии предпринимательства и обеспечении занятости населения как основного условия повышения уровня жизни населения, снижения социальной напряженности, устранения причин и условий совершения правонарушений;
организация в образовательных учреждениях мероприятий, направленных на повышение правового сознания и правовой культуры граждан с привлечением специалистов органов внутренних дел, иных государственных органов и организаций;
запрашивать и получать от подразделений МВД Республики Узбекистан и иных государственных органов и организаций документы (их копии), справочные и иные материалы, необходимые для принятия управленческих решений, подготовки информационно-аналитических и отчетных сведений;
знакомиться с документами и материалами подразделений профилактики правонарушений органов внутренних дел, получать необходимые сведения об их исполнении;
вносить руководству МВД Республики Узбекистан предложения о направлении в государственные органы и иные организации, должностным лицам обязательные для исполнения представления об устранении причин совершения правонарушений и условий им способствующих;
требовать от других подразделений органов внутренних дел оказания содействия в осуществлении мероприятий, возложенных на подразделения профилактики правонарушений органов внутренних дел;
использовать базы данных органов внутренних дел с целью решения задач, возложенных на подразделения профилактики правонарушений органов внутренних дел;
изучать состояние соблюдения законности и служебной дисциплины в подразделениях профилактики правонарушений органов внутренних дел;
принимать соответствующие меры по установленным фактам нарушения сотрудниками подразделений профилактики правонарушений органов внутренних дел законности и служебной дисциплины;
вносить предложения по улучшению материально-технического обеспечения, повышению квалификации и переподготовки сотрудников подразделений профилактики правонарушений органов внутренних дел.
принимать в пределах своих полномочий необходимые меры по защите прав, свобод и законных интересов граждан, собственности физических и юридических лиц, безопасности личности, общества и государства;
готовить и представлять руководству МВД Республики Узбекистан необходимые сведения о работе подразделений профилактики правонарушений органов внутренних дел.
9. Главное управление несет ответственность за эффективное выполнение возложенных на него задач и функций.
10. Главное управление возглавляет начальник, назначаемый на должность министром внутренних дел по согласованию с аппаратом Президента Республики Узбекистан.
См. последующую редакцию.
11. Начальник Главного управления имеет двух заместителей, назначаемых и освобождаемых от должности министром внутренних дел Республики Узбекистан в установленном порядке.
См. последующую редакцию.
осуществляет непосредственное руководство деятельностью Главного управления и несет персональную ответственность за надлежащее выполнение возложенных на Главное управление задач, функций и обязанностей;
распределяет функциональные обязанности между своими заместителями, осуществляет контроль исполнения ими возложенных на них обязанностей;
издает в пределах своей компетенции указания и вносит руководству МВД Республики Узбекистан проекты приказов и распоряжений, обязательных для выполнения всем личным составом подразделений профилактики правонарушений органов внутренних дел;
координирует взаимодействие с другими подразделениями органов внутренних дел в ходе профилактики правонарушений;
организует подбор, расстановку, перемещение и профессиональную подготовку кадров, соблюдение служебной дисциплины, в установленном порядке направляет сотрудников подразделений профилактики правонарушений органов внутренних дел на переподготовку и повышение квалификации;
представляет в установленном порядке руководству МВД Республики Узбекистан предложения о присвоении специальных званий, поощрении сотрудников Главного управления, в том числе награждении, наложении на них дисциплинарных взысканий;
организует и обеспечивает в установленном порядке мобилизационную готовность в Главном управлении, а также выполнение мероприятий гражданской защиты;
отвечает за организацию соблюдения режима секретности, включая мероприятия по технической защите информации в подразделениях Главного управления;
в пределах своей компетенции принимает участие в отборе и расстановке руководящих кадров подразделений профилактики правонарушений органов внутренних дел;
непосредственно и через своих заместителей осуществляет контроль деятельности подразделений профилактики правонарушений органов внутренних дел;
обеспечивает в установленном порядке проверку правомерности действий сотрудников подчиненных подразделений профилактики правонарушений органов внутренних дел по обращениям физических и юридических лиц, а также по каждому выявленному факту нарушения законности сотрудниками;
вносит предложения о перераспределении штатной численности подразделений профилактики правонарушений органов внутренних дел;
13. Сотрудники Главного управления, за исключением рядового состава, назначаются и освобождаются от должности министром внутренних дел Республики Узбекистан по представлению начальника Главного управления, а сотрудники отделения профилактики правонарушений Управления обеспечения общественной безопасности на транспорте МВД Республики Узбекистан — министром внутренних дел Республики Узбекистан по представлению начальника Управления обеспечения общественной безопасности на транспорте по согласованию с начальником Главного управления.
14. Начальники управлений профилактики правонарушений МВД Республики Каракалпакстан, ГУВД города Ташкента, УВД областей назначаются и освобождаются от должности министром внутренних дел Республики Узбекистан по представлению соответственно министра внутренних дел Республики Каракалпакстан, начальников ГУВД города Ташкента и УВД областей.
См. последующую редакцию.
15. Сотрудники управлений профилактики правонарушений МВД Республики Каракалпакстан, ГУВД города Ташкента, УВД областей назначаются и освобождаются от должности министром внутренних дел Республики Каракалпакстан, начальником ГУВД города Ташкента и УВД областей по представлению соответствующих начальников управлений профилактики правонарушений МВД Республики Каракалпакстан, ГУВД города Ташкента, УВД областей.
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
См. последующую редакцию.
16. Заместитель начальника Главного управления внутренних дел города Ташкента по вопросам молодежи, заместители начальников управлений координации деятельности органов внутренних дел районов (городов) по вопросам молодежи, заместители начальников управлений (отделов) внутренних дел районов (городов) по вопросам молодежи — начальники отделов (отделений) по профилактике правонарушений назначаются на должность министром внутренних дел Республики Узбекистан на основе рекомендации председателя Центрального Совета Союза молодежи Узбекистана.
(пункт 16 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 1 июня 2018 года № УП-5454 — Национальная база данных законодательства, 01.06.2018 г., № 06/18/5454/1290)
17. Контроль за деятельностью Главного управления осуществляется министром внутренних дел Республики Узбекистан.
18. Делопроизводство и мероприятия по режиму секретности осуществляются Главным управлением самостоятельно в установленном порядке.
19. Оснащение подразделений профилактики правонарушений органов внутренних дел вооружением, специальной техникой и иными материально-техническим средствами и имуществом осуществляется в установленном порядке.
См. последующую редакцию.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
к постановлению Президента Республики Узбекистан от 18 апреля 2017 года № ПП–2896
к постановлению Президента Республики Узбекистан от 18 апреля 2017 года № ПП–2896
1. Настоящее Положение определяет задачи и организационно-правовые основы деятельности опорных пунктов органов внутренних дел (далее — опорный пункт), полномочия, права и обязанности инспекторов по профилактике, порядок их взаимодействия с государственными и иными организациями, институтами гражданского общества и населением в сфере профилактики правонарушений.
2. Опорные пункты являются основным низовым звеном управлений (отделов) внутренних дел районов (городов), создаваемым в целях обеспечения взаимодействия органов внутренних дел с общественностью и непосредственного обеспечения охраны общественного порядка, безопасности граждан, профилактики правонарушений, борьбы с преступностью в кишлаках, аулах и махаллях.
Опорные пункты осуществляют свою деятельность в составе старших инспекторов по профилактике и инспекторов по профилактике (далее — инспектора по профилактике).
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
Для организации деятельности опорных пунктов могут привлекаться другие подразделения органов внутренних дел.
организация профилактики правонарушений, особенно среди несовершеннолетних и молодежи, выявление, изучение и устранение причин совершения правонарушений, условий, им способствующих;
См. предыдущую редакцию.
участие в выявлении, пресечении и раскрытии преступлений, розыске лиц, уклоняющихся от следствия суда и исполнения судебных актов, а также без вести пропавших граждан;
(абзац третий пункта 3 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 15 февраля 2018 года № УП-5343 — Национальная база данных законодательства, 15.02.2018 г., № 06/18/5343/0703)
непосредственное осуществление работы с несовершеннолетними и молодежью, направленной на воспитание их в духе любви к Родине, патриотизма, уважительного отношения к национальным и общечеловеческим ценностям, защиту подрастающего поколения от идей терроризма, религиозного экстремизма, насилия и жестокости;
налаживание открытого прямого диалога с населением в решении его насущных проблем, вопросов снижения социальной напряженности;
обеспечение социальной реабилитации и адаптации потерпевших от правонарушений, лиц с антисоциальным поведением, склонных к совершению правонарушений, а также совершивших правонарушения;
осуществление взаимодействия с другими подразделениями органов внутренних дел, государственными органами, организациями, органами самоуправления граждан, средствами массовой информации по вопросам профилактики правонарушений, повышения правовой культуры граждан.
4. На должности инспекторов по профилактике назначаются лица, имеющие высшее образование, подготовленные в профессиональном, морально-психологическом и физическом отношении, владеющие практическими навыками использования форм и методов профилактики правонарушений.
На должности старших инспекторов по профилактике назначаются лица, имеющие стаж работы в подразделениях профилактики правонарушений органов внутренних дел не менее пяти лет.
5. Назначение и освобождение от должности инспектора по профилактике осуществляется министром внутренних дел Республики Каракалпакстан, начальниками Главного управления внутренних дел (далее — ГУВД) города Ташкента, управлений внутренних дел (далее — УВД) областей.
См. последующую редакцию.
Инспектор по профилактике считается вступившим в должность с момента утверждения его в должности решением соответствующего районного (городского) Кенгаша народных депутатов и принятия на его заседании присяги следующего содержания:
См. последующую редакцию.
«Я, (фамилия, имя, отчество), вступая в должность инспектора по профилактике опорного пункта № ____, клянусь честно, добросовестно выполнять свой долг и возложенные на меня обязанности по защите конституционных прав граждан, укреплению мира, спокойствия, безопасности и общественного порядка на вверенной мне территории».
6. Лица, впервые назначаемые на должность инспектора по профилактике, а также проработавшие на данной должности три года, проходят соответственно курсы профессиональной подготовки и повышения квалификации в установленном порядке.
7. За инспектором по профилактике, впервые назначенным на данную должность, закрепляется наставник из числа опытных инспекторов по профилактике сроком на один год в порядке, определяемом министром внутренних дел Республики Узбекистан.
См. последующую редакцию.
8. Инспектора по профилактике один раз в три года проходят аттестацию в целях оценки их служебной деятельности и достигнутых результатов, укрепления дисциплины и законности в их работе в порядке, определяемом министром внутренних дел Республики Узбекистан.
См. последующую редакцию.
формирование положительного общественного мнения о деятельности опорного пункта, его роли в решении задач по обеспечению правопорядка и безопасности граждан;
своевременность и полнота выявления правонарушений и установления лиц, их совершивших, а также обеспечения соблюдения принципа неотвратимости ответственности;
действенность и комплексность мер по профилактике правонарушений, повышению правовой культуры и правосознания населения;
уровень взаимодействия с государственными, иными организациями и населением в профилактике правонарушений.
См. последующую редакцию.
10. Главное управление профилактики правонарушений МВД Республики Узбекистан, управления профилактики правонарушений МВД Республики Каракалпакстан, ГУВД города Ташкента и УВД областей ежеквартально рассматривают, обобщают и оценивают результаты работы инспекторов по профилактике, по итогам которого разрабатывают предложения и реализуют меры, направленные на повышение эффективности их деятельности.
См. последующую редакцию.
11. За высокие профессиональные навыки и правовую культуру, доблестный труд, мужество и проявленную самоотверженность инспектора по профилактике поощряются в установленном порядке.
12. Для реализации задач, возложенных на опорные пункты, инспектора по профилактике осуществляют следующие полномочия:
изучают криминогенную обстановку в кишлаках, аулах и махаллях, причины совершения правонарушений и условия, им способствующие, а также, по итогам изучения, представляют соответствующую информацию и предложения в вышестоящие органы внутренних дел;
осуществляют специальные профилактические мероприятия по выявлению, пресечению правонарушений, устранению причин совершения правонарушений и условий, им способствующих, а также профилактическую работу с лицами, склонными к совершению правонарушений;
производят контроль за посещением учащимися образовательных учреждений, проводят профилактическую работу с несовершеннолетними и молодежью, находящимися в социально опасном положении и не посещающими образовательные учреждения, а также родителями такой категории лиц;
выявляют лиц, причастных к деятельности запрещенных организаций и групп террористической, экстремистской и иной противоправной и деструктивной направленности;
ведут в установленном порядке профилактический учет, в том числе учет правонарушений, лиц, их совершивших, и потерпевших от правонарушений;
См. предыдущую редакцию.
оказывают содействие в проведении оперативно-розыскных мероприятий по выявлению и раскрытию преступлений, розыску лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия суда и исполнения судебных актов, уклоняющихся от уголовного наказания, без вести пропавших и иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством, а также установлению личности неопознанных трупов;
(абзац седьмой пункта 12 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 15 февраля 2018 года № УП-5343 — Национальная база данных законодательства, 15.02.2018 г., № 06/18/5343/0703)
организуют регулярные встречи с населением, направленные на изучение имеющихся проблем и определение наиболее оптимальных путей их решения;
вносят предложения в органы государственной власти на местах и органы самоуправления граждан, другие заинтересованные организации, направленные на устранение причин совершения правонарушения и условий, им способствующих, в том числе по развитию инфраструктуры, организации досуга молодежи;
вносят представления руководителям государственных, общественных и иных организаций по устранению причин совершения правонарушений и условий, им способствующих;
реализуют меры, направленные на оказание правовой, социальной, психологической, медицинской, педагогической и иной помощи потерпевшим от правонарушений, лицам с антисоциальным поведением, склонным к совершению правонарушений, совершившим правонарушения, а также привитие им принятых в обществе норм и правил поведения;
проводят мероприятия по профилактике правонарушений, повышению правового сознания и правовой культуры граждан, привитию им уважения к закону, в том числе с привлечением представителей государственных органов и организаций, институтов гражданского общества;
принимают физических лиц и представителей юридических лиц, рассматривают их обращения, в том числе сообщения о готовящихся или совершенных правонарушениях в порядке, установленном законодательством;
выявляют и ведут учет лиц, длительно отсутствующих по месту жительства, осуществляют регулярную работу с их родственниками по уточнению места и сроков пребывания за границей, проводят профилактическую работу с лицами, вернувшимися из-за границы после длительного проживания;
проводят обход и изучение каждой семьи на закрепленной территории, выявляют неблагополучные семьи, проводят с ними профилактическую работу, в том числе путем оказания, совместно с органами самоуправления граждан, содействия в решении бытовых и других проблемных вопросов;
осуществляют контроль, в установленном порядке, за лицами, осужденными к уголовным наказаниям, не связанным с лишением свободы, а также в отношении которых применены меры пресечения, не связанные с заключением под стражу, проводит с ними профилактическую работу;
осуществляют меры воспитательно-профилактического воздействия на лиц, освободившихся из учреждений по исполнению наказаний и поставленных на административный надзор органов внутренних дел, применение к ним ограничений, предусмотренных законодательством;
организуют разъяснительную работу среди граждан, особенно среди несовершеннолетних и молодежи, по вопросам соблюдения требований законодательства, профилактики правонарушений, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности;
выявляют лиц, проживающих без постоянной и временной прописки или без учета по месту пребывания, либо с иными нарушениями требований паспортно-визового режима, проверяют наличие договоров аренды или безвозмездного пользования жилого помещения граждан;
См. последующую редакцию.
принимают меры по соблюдению собственниками жилья и товариществами частных собственников жилья правил безопасности при эксплуатации жилищного фонда и придомовой территории, в том числе безопасности чердачных и подвальных помещений многоквартирных домов и других подсобных зданий и помещений;
принимают меры по выявлению бесхозяйных жилых помещений и присмотру за их сохранностью в порядке, установленном законодательством;
осуществляют мероприятия по предупреждению незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, их употребления, незаконного производства и реализации алкогольной и табачной продукции;
проводят мероприятия по пресечению распространения продукции порнографического содержания, проституции, ВИЧ/СПИД, особенно среди несовершеннолетних и молодежи, содержания притонов, координации работы отраслевых служб органов внутренних дел в данном направлении;
вносят в соответствующие органы и учреждения предложения о применении в отношении несовершеннолетних, совершивших правонарушения, мер воздействия, предусмотренных законодательством;
информируют в установленном порядке соответствующие организации о фактах безнадзорности, беспризорности, правонарушений несовершеннолетних, а также способствующих им причинах и условиях;
изучают состояние воспитательной работы с несовершеннолетними в образовательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных учреждениях, иных организациях (кружки, клубы и др.);
содействуют органам опеки и попечительства в устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
обеспечивают координацию и взаимодействие с органами самоуправления граждан, комиссиями по делам несовершеннолетних, общественными формированиями «Махалла посбони» и средствами массовой информации по вопросам профилактики правонарушений;
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
обеспечивают взаимодействия подразделений профилактики правонарушений с другими подразделениями органов внутренних дел по выявлению, пресечению и предупреждению преступлений;
участвуют в реализации мер по соблюдению законодательства в области санитарии, охраны окружающей природной среды, благоустройства и пожарной безопасности;
обеспечивают общественный порядок при ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных происшествий.
См. последующую редакцию.
13. Старший инспектор по профилактике, наряду с полномочиями, перечисленными в пункте 12 настоящего Положения, также организует и осуществляет общее руководство деятельностью опорного пункта органов внутренних дел и инспекторов по профилактике.
требовать от граждан и должностных лиц соблюдения законодательства, прекращения противоправных действий;
проверять, при осуществлении своих полномочий, у граждан документы, удостоверяющие личность, а при наличии оснований полагать, что они имеют при себе запрещенные предметы и средства, производить личный досмотр и досмотр их вещей, при выявлении предметов и документов, являющихся орудием или непосредственным предметом правонарушения, изымать их в соответствии с законодательством;
составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях, подведомственные им в соответствии с Кодексом Республики Узбекистан об административной ответственности;
проводить в установленном порядке проверки обращений и сообщений о правонарушениях, посещать государственные и иные организации, запрашивать и получать от них соответствующие сведения;
вызывать граждан и должностных лиц для получения необходимых объяснений, сведений и документов в целях выяснения обстоятельств по делам и материалам, находящимся в их производстве;
привлекать граждан, с их согласия, к оказанию содействия в реализации мер по профилактике правонарушений;
принимать в пределах своих полномочий необходимые меры по защите прав, свобод и законных интересов человека, собственности юридических и физических лиц, обеспечению безопасности личности, общества и государства;
незамедлительно прибыть на место совершения преступления, административного правонарушения или иного происшествия, пресекать противоправные деяния, устранять угрозы безопасности граждан, документировать обстоятельства и обеспечивать сохранность следов совершения преступления, административного правонарушения или иного происшествия;
организовать оказание первой медицинской или иной помощи гражданам, пострадавшим на месте совершения преступления, административного правонарушения или иного происшествия, а также лицам, находящимся в беспомощном состоянии;
не разглашать без согласия граждан сведения, касающиеся их частной жизни, затрагивающие их честь и достоинство, обеспечивать конфиденциальность и сохранность служебной информации, а также сведений, составляющих коммерческую и иную охраняемую законом тайну, которые стали ему известны в связи с исполнением своих служебных обязанностей;
обеспечивать безопасность жизни и здоровья граждан, имущества юридических и физических лиц при проведении мероприятий по профилактике правонарушений;
обеспечивать на соответствующей территории исполнение определений суда, постановлений прокурора, следователя или дознавателя о принудительном приводе лиц, уклоняющихся от явки по их вызову;
На инспекторов по профилактике могут быть возложены и иные обязанности в соответствии с законодательством.
16. Инспектора по профилактике несут ответственность за надлежащее и эффективное выполнение возложенных на них задач и функций.
17. Организация взаимодействия инспекторов по профилактике с государственными, иными организациями и населением осуществляется посредством:
планирования и проведения совместных мероприятий по профилактике правонарушений, выявлению, устранению причин и условий, им способствующих;
информирования органов государственной власти на местах и органов самоуправления граждан о результатах деятельности по профилактике правонарушений;
Исходя из степени, круга и специфики взаимодействия, могут осуществляться и иные мероприятия в соответствии с законодательством.
18. Государственные органы и учреждения, органы самоуправления граждан, негосударственные некоммерческие и иные организации, в пределах полномочий, могут оказывать учебно-методическую, информационную, консультативную и организационную поддержку инспекторам по профилактике.
19. Обмен информацией осуществляется на основании письменных запросов. Ответ на запрос должен быть предоставлен в срок, не позднее пятнадцати дней со дня его получения, если иное не предусмотрено законодательством.
20. Инспектора по профилактике взаимодействуют с сходами граждан при проведении мероприятий местного значения, разрешении вопросов семейно-бытовых конфликтов, защите прав, свобод и законных интересов человека, принятии мер по пресечению деятельности незаконных религиозных организаций, обеспечению соблюдения прав граждан на свободу совести и вероисповедания, недопущению принудительного насаждения религиозных взглядов.
21. Инспектора по профилактике ежемесячно представляют отчет органам самоуправления граждан о состоянии профилактики и предупреждения правонарушений.
См. последующую редакцию.
22. Инспектора по профилактике совместно с председателями (аксакалами) схода граждан осуществляют меры по:
См. последующую редакцию.
выявлению бесхозяйных жилых помещений и присмотру за их сохранностью в порядке, установленном законодательством;
организации и проведении обсуждений правонарушений, совершенных на семейно-бытовой почве, в том числе со стороны женщин, несовершеннолетних и молодежи, принимают меры по устранению причин совершения этих правонарушений и условий, им способствующих;
вопросам подачи заявления о признании гражданина ограниченно дееспособным вследствие злоупотребления спиртными напитками, наркотическими средствами и психотропными веществами или признании гражданина недееспособным вследствие психического расстройства (душевной болезни или слабоумия) в суд.
Инспектора по профилактике совместно с председателями (аксакалами) схода граждан могут осуществлять и иные меры в соответствии с законодательством.
См. последующую редакцию.
23. Инспектора по профилактике взаимодействуют с общественными формированиями «Махалла посбони» в обеспечении общественного порядка и безопасности граждан на закрепленной территории, а также повышении их активности и бдительности в данных вопросах.
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
24. Инспектора по профилактике взаимодействуют со специалистами по работе с женщинами и укреплению духовно-нравственных ценностей в семьях комитетов женщин районов (городов) в вопросах:
См. последующую редакцию.
пропаганды среди населения, в особенности женщин, несовершеннолетних и молодежи, здорового образа жизни, организации разъяснительных работ, направленных на повышение правовой культуры и активности граждан по оздоровлению духовно-нравственного климата;
проведения профилактическо-разъяснительной работы в семьях, в которых имеется вероятность физического и психологического насилия по отношению к женщинам и несовершеннолетним, оказания содействия в защите их прав и законных интересов;
оказания всестороннего содействия женщинам и несовершеннолетним, ставшим жертвами торговли людьми, с целью их адаптации в социальную жизнь;
изучения причин и условий, а также принятия профилактических мер, в том числе индивидуального характера, по недопущению фактов ранних браков, самоубийств, преступлений и правонарушений среди женщин и несовершеннолетних;
внесения предложений о помиловании женщин, отбывающих наказание в учреждениях по исполнению наказания, на основании гарантий комитетов женщин и сходов граждан;
См. последующую редакцию.
осуществления профилактических работ и оказания содействия близким родственникам лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы либо освобожденных из учреждений по исполнению наказания, в том числе попавших под влияние идей религиозного экстремизма.
(пункт 24 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 3 мая 2018 года № УП-5428 — Национальная база данных законодательства, 04.05.2018 г., № 06/18/5428/1158)
25. Инспектора по профилактике взаимодействуют с примирительными комиссиями схода граждан в вопросах:
См. последующую редакцию.
предотвращения фактов попадания граждан под влияние чуждых идей, алкогольной зависимости и наркомании, семейных конфликтов, а также безответственного отношения к воспитанию молодежи;
принятия мер по предотвращению конфликтов между родственниками и соседями и восстановлению их взаимоотношений;
осуществления профилактических работ с лицами, находящимися на учете органов внутренних дел, особенно ранее судимых, совершающих правонарушения и попавших под влияние чуждых идей;
26. Инспектора по профилактике взаимодействуют с комиссиями по работе с женщинами схода граждан в вопросах:
ведения учета женщин, выезжающих в иностранные государства и вернувшихся из них, с последующим осуществлением соответствующей профилактической работы.
27. Инспектора по профилактике взаимодействуют с комиссиями по вопросам просвещения и духовности схода граждан в вопросах:
изучения причин религиозного экстремизма, фундаментализма и миссионерства, разъяснения их негативных последствий, а также реализации мер, направленных на их предотвращение и призыв населения к бдительности;
принятия мер по пресечению деятельности незарегистрированных религиозных организаций, обеспечению соблюдения прав граждан на свободу вероисповедания, недопущению принудительного насаждения религиозных взглядов, рассмотрению иных вопросов, связанных с соблюдением законодательства о свободе совести и религиозных организациях.
См. последующую редакцию.
28. Инспектора по профилактике взаимодействуют с комиссиями по вопросам несовершеннолетних, молодежи и спорта схода граждан в вопросах:
духовно-просветительского воспитания несовершеннолетних и молодежи, привлечения к занятию спортом и обеспечения их прав и свобод;
изучения образа жизни и поведения несовершеннолетних, родители которых состоят на профилактическом учете органов внутренних дел;
предоставления в органы опеки и попечительства информации о детях-сиротах, детях, оставшихся без попечения родителей либо находящихся в обстановке, представляющей опасность для их жизни или здоровья, либо не отвечающей требованиям к их содержанию, воспитанию и образованию, а также содействия устройству таких детей в соответствующие государственные учреждения.
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
29. Инспектора по профилактике взаимодействуют с комиссиями органов самоуправления граждан по экологии и охране окружающей среды, благоустройству и озеленению в вопросах:
(абзац первый пункта 29 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 1 июня 2018 года № УП-5454 — Национальная база данных законодательства, 01.06.2018 г., № 06/18/5454/1290)
развития экологической культуры населения, принятия мер для рационального использования природных ресурсов;
подготовки предложений по заслушиванию сходом граждан отчетов руководителей организаций, расположенных на закрепленной территории, в части охраны окружающей среды, санитарного состояния, благоустройства.
См. последующую редакцию.
30. Инспектора по профилактике взаимодействуют с негосударственными некоммерческими организациями в вопросах:
См. последующую редакцию.
участия в осуществлении духовного, нравственного, правового, физического, трудового воспитания граждан, особенно молодежи;
содействия в социальной реабилитации и социальной адаптации лиц, освобожденных из учреждений по исполнению наказаний или вернувшихся из специализированных учебно-воспитательных учреждений;
укрепления идей межнационального, межкультурного и гражданского согласия, возрождения и сохранения многовековых, традиционных духовно-нравственных и историко-культурных ценностей.
31. Инспектора по профилактике могут взаимодействовать с органами схода граждан и негосударственными некоммерческими организациями и по иным вопросам в соответствии с законодательством.
32. Взаимодействие инспекторов по профилактике с государственными органами, иными организациями и гражданами осуществляется путем их участия в профилактике правонарушений посредством оказания содействия и необходимой помощи.
33. Инспектора по профилактике могут вносить предложения в районные и городские органы внутренних дел о поощрении граждан за активное участие в профилактике правонарушений или отдельные их заслуги.
34. Инспектора по профилактике могут проводить совместные мероприятия, в том числе путем организации «круглых столов», семинаров и социологических опросов, направленных на профилактику правонарушений.
35. Опорный пункт создается и упраздняется в установленном законодательством порядке с учетом криминогенной обстановки, плотности населения и других условий, связанных с обеспечением надлежащего общественного порядка и безопасности граждан на местах.
служебного помещения для сотрудников других служб органов внутренних дел, привлекаемых на службу в опорный пункт;
служебного помещения для представителя общественного формирования «Махалла посбони» и других общественных объединений;
См. последующую редакцию.
37. Выделение земельных участков, зданий, строительство, реконструкция и капитальный ремонт, а также оснащение мебелью опорных пунктов осуществляется хокимиятами городов и районов за счет средств, выделяемых из местного бюджета.
Опорный пункт находится на балансе хокимията города, района, здание опорного пункта не подлежит продаже или передаче другим органам, предприятиям, учреждениям и организациям, без согласия Главного управления профилактики правонарушений МВД Республики Узбекистан.
38. Оснащение опорных пунктов необходимыми техническими средствами, наглядными пособиями, служебной документацией и автотранспортными средствами осуществляется МВД Республики Узбекистан за счет средств, выделяемых из Государственного бюджета Республики Узбекистан.
39. В целях обеспечения постоянного и плодотворного взаимодействия органов внутренних дел с общественными объединениями, опорные пункты располагаются в одном здании либо вблизи с органами самоуправления граждан.
40. Лица, виновные в нарушении требований настоящего Положения, несут ответственность в соответствии с законодательством.
См. последующую редакцию.