В соответствии с Законом Республики Узбекистан «О лесе» и постановлением Кабинета Министров от 21 июля 1999 года № 356 Кабинет Министров постановляет:
2. Главному управлению лесного хозяйства при Министерстве сельского и водного хозяйства совместно с Госкомприродой Республики Узбекистан, Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и заинтересованными органами определить до 1 марта 2001 года категории защитности лесов на всей территории республики и внести в установленном порядке на утверждение в Кабинет Министров.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Секретариат агропромышленного комплекса Кабинета Министров Республики Узбекистан.
1. Настоящее Положение разработано в соответствии со статьей 10 Закона Республики Узбекистан «О лесе» в целях установления единого порядка, условий и отличительных признаков при определении категории защитности лесов в соответствии с их целевым назначением и выполняемыми функциями.
2. Определение категории защитности лесов возлагается на предприятия лесного хозяйства, за которыми закреплены земли лесного фонда, управления лесного хозяйства Республики Каракалпакстан и областей.
См. последующую редакцию.
Контроль за соблюдением установленного порядка определения категории защитности лесов и обобщения материалов в целом по республике осуществляет Главное управление лесного хозяйства при Министерстве сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан.
См. последующую редакцию.
3. При определении категории защитности лесов необходимо обеспечивать тщательный подбор насаждений, наиболее отвечающих основному назначению выделяемой категории защитности, с учетом экономического и социального значения земель лесного фонда, воздействия лесов на состояние экологического равновесия и на все компоненты природной среды, влияния на гидрологический режим рек, снижения испарения влаги, регулирования поверхностного стока дождевых и талых вод, снижения скорости ветра и влияния на климат.
4. Определенная категория защитности лесов устанавливает границы участков земель государственного лесного фонда, включающих как покрытые, так и не покрытые лесом площади, выделенных по особым защитным, водоохранным, санитарно-гигиеническим, рекреационным, научным, историческим или иным специальным назначениям для использования преимущественно в одной из указанных целей. Все леса, выделяемые в установленном порядке для использования в одинаковых целях, относятся к одной категории защитности.
5. Границы категории защитности лесов подлежат совмещению с границами лесхозов и лесных кварталов, обозначенных на местности и отраженных на картографических материалах лесоустройства.
6. Режим ведения лесного хозяйства и пользования лесом устанавливается в зависимости от категории защитности лесов в соответствии с Законом Республики Узбекистан «О лесе» и определяются законодательством.
7. Согласно Закону Республики Узбекистан «О лесе» леса Узбекистана в зависимости от народнохозяйственного значения, их местоположения и выполняемых ими функций подразделяются на следующие категории защитности:
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
8. В государственных заповедниках и национальных природных парках, заповедных лесных участках, лесах, имеющих научное или историческое значение, городских лесах и лесопарках другие категории защитности не выделяются.
См. последующую редакцию.
9. Леса, произрастающие на одной территории и выполняющие одновременно несколько защитных функций, относятся к той категории защитности, для которой установлен более строгий режим ведения лесного хозяйства и пользования лесом.
10. К запретным полосам лесов по берегам рек, озер, водохранилищ и других водных объектов относятся леса, выполняющие водоохранно-защитные функции, расположенные по берегам рек, озер, водохранилищ и других водных объектов, примыкающие непосредственно к руслу реки или берегу водоема.
Запретные полосы лесов выделяются вдоль рек, вокруг водохранилищ и озер площадью более 100 га на землях государственного лесного фонда, независимо в чьем ведении или пользовании они находятся.
Вдоль рек с четко выраженной поймой ширина запретных полос слагается из ширины поймы и прилегающей к ней полосы.
В горных районах склоны крутизной более 30 градусов, примыкающие к большим рекам, полностью включаются в запретную полосу лесов.
Внешняя граница запретных полос лесов при их установлении по возможности должна совмещаться с естественными рубежами или с квартальными просеками, границами выделов и спрямляться.
Конкретные размеры ширины запретных полос лесов по берегам водных объектов определяются органами Главного управления лесного хозяйства при Министерстве сельского и водного хозяйства по согласованию с органами Госкомприроды.
См. последующую редакцию.
Вокруг озер и водохранилищ ширина запретных полос лесов устанавливается равной выделенным полосам по впадающим в них рекам.
В районах, подверженных эрозионным процессам, по основным руслам рек ширина запретных лесных полос может устанавливаться и на основании специальных исследований.
Установленные величины запретных лесов по берегам рек, озер, водохранилищ и других водных объектов могут при необходимости изменяться в порядке, установленном законодательством, на основании специальных исследований.
11. К запретным полосам лесов, защищающих нерестилища ценных промысловых рыб, относятся леса, расположенные по берегам рек, озер и других водных объектов, являющихся местами нереста ценных промысловых рыб, и примыкающие непосредственно к руслу реки или берегу водоема.
Целью выделения этой категории защитности лесов является охрана промысловых рыб и обеспечение для них благоприятных условий.
12. К противоэрозионным лесам относятся естественные и искусственно созданные леса в оврагах, балках, легко развеваемых песках, каменистых россыпях, леса, расположенные в селеопасных местах, участки леса на крутых горных склонах, а также могут относиться естественно и искусственно созданные леса на рекультивированных землях карьеров и отвалов, если они имеют важное противоэрозионное и защитное значение.
Основная цель этой категории — защита земель от водной и ветровой эрозии, в первую очередь сельскохозяйственных угодий.
13. К защитным полосам лесов вдоль железных дорог относятся естественные и искусственно созданные леса, примыкающие к действующим и строящимся железным дорогам, шириной до 300 м в каждую сторону от полотна железной дороги.
В песчаных зонах ширина защитных полос в необходимых случаях может быть увеличена на основании специальных изысканий до размеров, обеспечивающих надежную сохранность железных дорог и безопасность движения поездов.
Конкретная ширина защитных полос лесов вдоль железных дорог определяется органами Главного управления лесного хозяйства при Министерстве сельского и водного хозяйства по согласованию с органами железнодорожного транспорта.
См. последующую редакцию.
К защитным полосам лесов вдоль автомобильных дорог относятся леса, примыкающие к действующим автомобильным дорогам республиканского и областного значения, шириной 20—50 м. в каждую сторону от края обочины дороги.
В песчаных зонах на дорогах республиканского и областного значения ширина защитных полос лесов в необходимых случаях может быть увеличена на основании специальных изысканий до размеров, обеспечивающих сохранность автомобильных дорог и безопасность движения транспорта.
Защитные полосы лесов вдоль железных и автомобильных дорог выделяются в целях защиты путей транспорта от неблагоприятных погодных условий, засыпания песком и снегом, размывания, от обвалов, климатических осыпей и селей, а также для улучшения условий их эксплуатации.
14. К лесам пустынных и полупустынных зон относятся естественные и искусственно созданные леса, лесные участки или массивы, расположенные в пустынных и полупустынных районах, выполняющие важные защитные функции.
Леса, расположенные в пустынных и полупустынных зонах, служат для защиты сельскохозяйственных угодий, населенных пунктов и других объектов от неблагоприятных природных условий (засыпание песком).
15. К городским лесам и лесопаркам относятся леса, находящиеся в границах утвержденной в установленном порядке городской черты городов и городских поселков.
Городские леса выделяются при установлении (изменении) границ территории городов, городских поселков и других населенных пунктов городского типа. К лесопаркам относятся леса, находящиеся в ведении городских хокимиятов, расположенные за пределами городской черты городов.
Городские леса и лесопарки используются в первую очередь в культурно-оздоровительных целях и для отдыха населения. В этих лесах запрещается заготовка древесины в порядке рубок главного пользования и другие лесные пользования, если они не совместимы с проведением отдыха населения.
16. К лесам зеленых зон вокруг городов, других населенных пунктов и промышленных центров относятся леса, расположенные за пределами городской черты вокруг городов, населенных пунктов и промышленных объектов, выполняющие важные защитные, санитарно-гигиенические, экологические и другие функции, обеспечивающие оздоровление, повышение трудоспособности и отдых населения, очищающие воздушное пространство городов и населенных пунктов от загрязнения.
См. последующую редакцию.
17. К лесам зон санитарной охраны источников водоснабжения относятся леса, находящиеся в границах утвержденных в установленном порядке зон санитарной охраны источников водоснабжения.
Леса зон санитарной охраны источников водоснабжения служат для очистки, охраны, сохранения и повышения качества вод в местах потребления воды для питьевых нужд.
В лесах зон санитарной охраны источников водоснабжения допускаются только рубки ухода за лесом и санитарные рубки в строго установленных границах.
18. К лесам округов санитарной охраны курортов относятся леса, находящиеся в границах округов санитарной охраны курортов, определенных в установленном порядке.
См. последующую редакцию.
Эти леса регулируют климат, санитарно-гигиенические условия и защиту почв и вод, способствуют отдыху и оздоровлению людей.
19. К особо ценным лесным массивам относятся высокопроизводительные леса, а также леса из реликтовых и эндемичных пород, ценных своим генетическим значением.
20. К лесам орехово-промысловых зон относятся естественные и искусственно созданные леса и плантации, имеющие важное значение в качестве сырьевой базы для заготовки грецкого ореха, фисташки и миндаля, созданные со сладкими, культурным формами для сбора плодов.
21. К лесоплодовым насаждениям относятся естественные или искусственно созданные леса и плантации на землях государственного лесного фонда, в составе которых произрастают ценные плодово-ягодные породы деревьев и кустарников в количестве, имеющем хозяйственное значение.
22. К лесам государственных заповедников относятся все леса, находящиеся на территории государственных заповедников, образованных решением правительства республики.
Основной целью заповедных лесов является обеспечение наблюдения за состоянием и динамикой растительного и животного мира в условиях естественной природной среды, сохранение генофонда имеющих особую ценность реликтовых и эндемичных видов растительного и животного мира. Сохранение в естественном состоянии типичных или уникальных территорий.
См. последующую редакцию.
23. К лесам государственных национальных природных парков относятся леса, находящиеся на территории государственных национальных природных парков, образованных решением правительства республики.
Основной задачей национальных природных парков является сохранение природных комплексов, имеющих особую экологическую, историческую и эстетическую ценность.
24. К лесам, имеющим научное или историческое значение, относятся участки леса или отдельные лесные массивы, находящиеся на территории историко-культурных заповедников, местах, связанных с важными историческими событиями, имеющие особую ценность и подлежащие сохранению, а также леса, служащие для научных наблюдений.
25. Материалы по определению категории защитности лесов и переводу из одной категории в другую подготавливаются органами Главного управления лесного хозяйства при Министерстве сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан и согласовываются с органами государственной власти на местах, Государственным комитетом Республики Узбекистан по охране природы и другими заинтересованными органами.
Предложения по определению категории защитности лесов и переводу из одной категории в другую вносятся Главным управлением лесного хозяйства при Министерстве сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан в Кабинет Министров Республики Узбекистан для утверждения.
К предложению прилагаются научно-технические и экономические обоснования о переводе из одной категории защитности лесов в другую, картографические, учетные и другие необходимые материалы и документы.
См. последующую редакцию.