Отметить, что, несмотря на принимаемые меры, на местах остается низким уровень поступления в кассы коммерческих банков наличных денежных средств от розничной торговли и сферы услуг из-за неприменения контрольно-кассовых машин и расчетных терминалов. В результате, значительная часть наличной выручки отвлекается во внебанковский оборот.
В целях дальнейшего совершенствования системы безналичных расчетов в сфере розничной торговли и оказания платных услуг населению, обеспечения полноты учета и вовлечения в банковский оборот наличных денежных средств, неукоснительного соблюдения прав и интересов потребителей:
1. Установить порядок, в соответствии с которым с 1 марта 2017 года субъекты предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, в сфере розничной торговли и оказания платных услуг не имеют права осуществлять свою деятельность без обязательного их оснащения расчетными терминалами, обеспечивающими прием платежей от населения посредством пластиковых карточек.
См. предыдущую редакцию.
Субъекты электронной коммерции, реализующие товары или услуги посредством электронной коммерции, включая интернет-магазины и электронные торговые площадки, имеют право осуществлять свою деятельность с использованием виртуальных терминалов (Е-Р0S), обеспечивающих направление электронного чека или иного подтверждающего документа о приеме оплаты;
(пункт 1 дополнен абзацем вторым Указом Президента Республики Узбекистан от 12 июля 2018 года № УП-5476 — Национальная база данных законодательства, 14.07.2018 г., № 06/18/5476/1504)
Государственному налоговому комитету Республики Узбекистан совместно с коммерческими банками, Ассоциацией банков Узбекистана и Единым общереспубликанским процессинговым центром:
в десятидневный срок провести инвентаризацию объектов розничной торговли и оказания платных услуг на наличие расчетных терминалов;
по итогам инвентаризации в кратчайшие сроки обеспечить установку необходимого количества расчетных терминалов, с учетом оснащения их, при необходимости, техническими средствами бесперебойного электрического питания;
обеспечивать регистрацию вновь устанавливаемых расчетных терминалов в течение не более трех дней со дня поступления заявки субъекта предпринимательства.
См. предыдущую редакцию.
При этом для ремесленников, не имеющих стационарных торговых мест и осуществляющих торговлю во временных местах, использование кассовых аппаратов и торговых терминалов, а также требование об инкассации наличной денежной торговой выручки в коммерческих банках осуществляется в добровольном порядке.
(пункт 1 дополнен абзацем Указом Президента Республики Узбекистан от 6 марта 2018 года № УП-5371 — Национальная база данных законодательства, 06.03.2018 г., № 06/18/5371/0852)
если субъекты предпринимательства в сфере розничной торговли и оказания услуг искусственно завышают или снижают цены на реализуемые товары и услуги в зависимости от формы расчетов за них наличными денежными средствами или по пластиковым карточкам, такие действия являются нарушениями установленного порядка применения расчетных терминалов по приему платежей по пластиковым карточкам и влекут наложение на них штрафа в размере 30 минимальных заработных плат;
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
(абзац третий пункта 2 исключен Указом Президента Республики Узбекистан от 27 июля 2018 года № УП-5490 — Национальная база данных законодательства, 30.07.2018 г., № 06/18/5490/1584, вступает в силу с 1 сентября 2018 года)
Государственному налоговому комитету Республики Узбекистан проводить на постоянной основе проверки субъектов предпринимательства по вопросам завышения или снижения цен в зависимости от формы оплаты наличными денежными средствами или по пластиковым карточкам, применения контрольно-кассовых машин, расчетных терминалов, а также выдачи в установленном порядке талонов и чеков, своевременной и в полном объеме инкассации наличной выручки, в соответствии с установленным порядком, в первую очередь в торговых комплексах, организациях розничной торговли и сферы услуг.
См. последующую редакцию.
пересмотреть механизм передачи расчетных терминалов в аренду и их реализации в собственность субъектам предпринимательства, имея в виду создание более благоприятных условий для расширения оснащения и практического использования данных расчетных терминалов;
в целях стимулирования потребительского спроса и производственной деятельности субъектов предпринимательства, а также дальнейшего развития системы безналичных расчетов разработать и утвердить комплекс мер по расширению используемых в международной практике современных механизмов краткосрочного потребительского кредитования населения с использованием пластиковых карточек.
4. Предоставить, в порядке исключения, коммерческим банкам право заключать в течение 2017-2018 годов контракты без проведения тендерно-конкурсных торгов, согласно техническим характеристикам процессинговых Центров, на импорт расчетных платежных терминалов, инфокиосков, банкоматов и другого соответствующего оборудования.
5. Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан совместно с АО «Узбекэнерго» обеспечивать качественную и бесперебойную связь объектов розничной торговли и оказания услуг, оснащенных расчетными терминалами по приему платежей посредством пластиковых карточек, обратив особое внимание на горные и отдаленные регионы республики.
6. Службе по контролю и координации работы с обращениями физических и юридических лиц Аппарата Президента Республики Узбекистан:
См. последующую редакцию.
осуществлять системный мониторинг и контроль за рассмотрением обращений юридических и физических лиц, поступивших в Народные приемные и Виртуальную приемную Президента Республики Узбекистан, по фактам нарушений при выдаче наличных средств со счетов в банках и осуществлении платежей с использованием пластиковых карточек;
совместно с Центральным банком и Государственным налоговым комитетом Республики Узбекистан, в случае подтверждения фактов, указанных в обращениях, в трехдневный срок принимать конкретные меры по их устранению и привлечению к ответственности виновных лиц в порядке, установленном законодательством.
7. Государственному налоговому комитету Республики Узбекистан на регулярной основе проводить разъяснительную работу, в том числе через средства массовой информации, среди субъектов предпринимательства о мерах ответственности за осуществление деятельности без применения контрольно- кассовых машин и расчетных терминалов по приему платежей по пластиковым карточкам.
8. Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и г. Ташкента совместно с Узбекским агентством печати и информации, Национальной телерадиокомпанией Узбекистана, Государственным налоговым комитетом, Государственным комитетом Республики Узбекистан по приватизации, демонополизации и развитию конкуренции, Торгово-промышленной палатой в недельный срок разработать графики освещения и разъяснения в средствах массовой информации и непосредственно населению норм и правил реализации товаров и оплаты услуг, вытекающих из настоящего постановления.
9. Государственному налоговому комитету, Центральному банку, Министерству финансов, Министерству юстиции Республики Узбекистан совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухнедельный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.
10. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан А.Н. Арипова и председателя Центрального банка Республики Узбекистан Ф.М. Муллажанова.