В соответствии с Законом Республики Узбекистан «Об охраняемых природных территориях» и постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 27 мая 2013 года № 142 «О Программе действий по охране окружающей среды Республики Узбекистан на 2013 — 2017 годы», а также в целях обеспечения надежной охраны уникального биологического разнообразия плато Устюрт Кабинет Министров постановляет:
2. Принять предложение Государственного комитета Республики Узбекистан по охране природы (далее — Госкомприроды) об образовании на территории Муйнакского и Кунградского районов Республики Каракалпакстан комплексного (ландшафтного) заказника «Сайгачий» в форме государственного природоохранного учреждения (далее — комплексный заказник) на базе заказника «Сайгачий».
Предоставить комплексному заказнику земельные участки в постоянное пользование общей площадью 628 300 га и установить его охранную зону площадью 219 800 га согласно приложениям №№ 2 и 3.
См. предыдущую редакцию.
(пункт 3 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 14 ноября 2017 года № 915 — Национальная база данных законодательства, 15.11.2017 года, № 09/17/915/0259)
Положение об охранной зоне комплексного (ландшафтного) заказника «Сайгачий» согласно приложению № 4;
структуру исполнительного аппарата комплексного (ландшафтного) заказника «Сайгачий» с предельной численностью работников в количестве 13 штатных единиц, в том числе управленческий персонал — 3 единицы, согласно приложению № 5.
См. предыдущую редакцию.
5. Согласиться с предложением Госкомэкологии о финансировании деятельности комплексного заказника за счет средств Фонда экологии, охраны окружающей среды и обращения с отходами.
(пункт 5 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 15 января 2019 года № 29 — Национальная база данных законодательства, 15.01.2019 г., № 09/19/29/2475)
обеспечить разработку и утверждение устава, а также государственную регистрацию комплексного заказника;
утвердить штатное расписание комплексного заказника и укомплектовать его специалистами в соответствии с требованиями к квалификации и образованию;
выделить средства внебюджетного фонда, а также предоставить необходимые материалы для выполнения работ, предусмотренных пунктом 8 настоящего постановления.
См. предыдущую редакцию.
7. Предоставить право Госкомэкологии вносить изменения в штатное расписание комплексного заказника в пределах утвержденной общей численности работников, а также вводить дополнительные штатные единицы за счет средств, полученных по грантам от грантодателей, средств Фонда экологии, охраны окружающей среды и обращения с отходами, а также рекреационной и иной не запрещенной законодательством деятельности.
(пункт 7 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 15 января 2019 года № 29 — Национальная база данных законодательства, 15.01.2019 г., № 09/19/29/2475)
предоставление комплексному заказнику помещения, на праве оперативного управления, в поселке Каракалпакстан Кунградского района для размещения его исполнительного аппарата;
решение вопросов о дальнейшей принадлежности и использовании объектов инфраструктуры, находящихся на земельных участках, предоставляемых комплексному заказнику;
совместно с Государственным комитетом Республики Узбекистан по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру оформление материалов по изъятию и отводу земельных участков для комплексного заказника;
государственную регистрацию прав на земельные участки комплексного заказника и внесение соответствующих изменений в земельно-кадастровую документацию.
9. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан А.И. Икрамова.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
к постановлению Кабинета Министров от 22 июля 2016 года № 238
к постановлению Кабинета Министров от 22 июля 2016 года № 238
1. Комплексный (ландшафтный) заказник (далее — комплексный заказник) является охраняемой природной территорией общегосударственного значения, имеющей цель сохранения в естественном состоянии природных объектов и комплексов, имеющих особую экологическую ценность, на своей территории.
2. Земля, растительный и животный мир, другие природные объекты и комплексы комплексного заказника за исключением случаев, предусмотренных настоящим Положением, изымаются из хозяйственного использования.
3. Земли комплексного заказника относятся к землям природоохранного назначения. Земельные участки и другие природные объекты предоставляются в постоянное пользование комплексному заказнику в установленном порядке Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
4. Изъятие земельных участков комплексного заказника для государственных и общественных нужд допускается в исключительных случаях по решению Кабинета Министров Республики Узбекистан.
5. Территория комплексного заказника учитывается при разработке планов и программ, схем землеустройства и районной планировки, других планов по использованию и охране природных ресурсов.
6. Комплексный заказник осуществляет свою деятельность на основании законов Республики Узбекистан «Об охране природы», «Об охраняемых природных территориях», настоящего Положения и других актов законодательства.
7. Решение об образовании комплексного заказника принимается Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
См. предыдущую редакцию.
содействие проведению научных исследований и ведению мониторинга окружающей природной среды, в подготовке научных кадров и специалистов в области экологии и охраны окружающей среды;
(абзац третий пункта 8 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 14 ноября 2017 года № 915 — Национальная база данных законодательства, 15.11.2017 года, № 09/17/915/0259)
обеспечение биологического и ландшафтного разнообразия, поддержание экологического равновесия в системе охраняемых природных территорий (экологической сети) Республики Узбекистан;
9. Комплексный заказник является юридическим лицом и образуется в форме государственного природоохранного учреждения.
10. Комплексный заказник имеет печать с изображением Государственного герба Республики Узбекистан, штамп с обозначением своего наименования, а также счета в банках, в том числе и в иностранной валюте.
11. Комплексный заказник вправе иметь собственную символику (флаги, вымпелы, эмблемы и другие), утверждаемую государственным органом, в ведении которого он находится.
Производство печатной, сувенирной и другой продукции с использованием изображений природных и историко-культурных комплексов и объектов, находящихся на территориях комплексного заказника, а также их названий и символики осуществляется только на основе договоров с комплексным заказником.
12. Государственное управление комплексным заказником осуществляется специально уполномоченными органами.
13. Государственный и ведомственный контроль за деятельностью комплексного заказника осуществляется в соответствии с законодательством.
назначает директора комплексного заказника (далее — директор) по согласованию с Советом Министров Республики Каракалпакстан и соответствующими хокимами областей в зависимости от их территориального расположения;
наделяет имуществом, включая выделение денежных средств для обеспечения деятельности комплексного заказника;
15. Непосредственное руководство комплексным заказником осуществляет директор, который несет ответственность за организацию деятельности и обеспечение режима комплексного заказника, а также руководит его исполнительным аппаратом.
16. Заместитель директора (при наличии) и главный бухгалтер комплексного заказника назначаются и увольняются приказами директора по согласованию с государственным органом, в ведении которого он находится.
17. Директор, действуя на основании законодательства и настоящего Положения, руководит деятельностью комплексного заказника, представляет без доверенности интересы комплексного заказника в государственных органах и иных организациях, заключает договора и распоряжается в установленном порядке средствами и имуществом комплексного заказника, несет ответственность за охрану природных объектов и комплексов, имущества, своевременное представление отчетности, соблюдение финансовой, договорной и трудовой дисциплины в комплексном заказнике.
организация охраны природных объектов и комплексов, проверка и передача в установленном порядке в правоохранительные органы материалов для привлечения в установленном порядке виновных к ответственности, а также принятие решений в пределах своей компетенции по факту правонарушений на территории комплексного заказника;
организация ведения мониторинга окружающей природной среды, содействие выполнению научно-исследовательских работ;
См. предыдущую редакцию.
обеспечение сохранности служебного оружия и боевых припасов к нему, специальных средств, форменного обмундирования, средств связи, специального снаряжения и другого вверенного имущества, их правильного ношения и использования;
(абзац седьмой пункта 18 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 26 декабря 2020 года № 810 — Национальная база данных законодательства, 28.12.2020 г., № 09/20/810/1673 — Вступает в силу с 29 марта 2021 года)
организация использования территории комплексного заказника в соответствии с допустимыми видами деятельности;
19. Основные данные о комплексном заказнике содержатся в паспорте комплексного заказника, ведение которого осуществляется в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 2 июня 2014 г. № 137 «Об утверждении Положения о порядке ведения паспорта охраняемой природной территории».
20. Функционирование комплексного заказника обеспечивается на основе плана управления. Состав данных, включаемых в план управления, порядок его разработки и утверждения определяется в соответствии с законодательством.
См. предыдущую редакцию.
21. Комплексный заказник, бесплатно, в установленном порядке представляет в органы экологии и охране окружающей среды и государственный орган, в ведении которых он находится, данные, необходимые для ведения мониторинга окружающей природной среды и соответствующих государственных кадастров.
(пункт 21 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 14 ноября 2017 года № 915 — Национальная база данных законодательства, 15.11.2017 года, № 09/17/915/0259)
22. Решением органов государственной власти на местах из числа своих представителей, представителей органов самоуправления граждан, а также населения создается Консультативная комиссия комплексного заказника (далее — Консультативная комиссия) для решения вопросов установления ограничений хозяйственной деятельности, создания инфраструктуры рекреации, мест сенокошения и пастьбы скота и других наиболее важных вопросов, связанных с функционированием комплексного заказника.
23. Научно-исследовательская деятельность комплексного заказника осуществляется путем многолетних стационарных комплексных исследований, осуществляемых научно-исследовательскими организациями Академии наук Республики Узбекистан, а также привлекаемыми научными организациями и отдельными учеными, специалистами, в том числе и иностранными.
Научно-исследовательская работа в комплексном заказнике также может осуществляться собственным штатом научных сотрудников (при наличии).
См. предыдущую редакцию.
Методическое руководство и координацию научных исследований в комплексном заказнике осуществляет Научно-технический совет Государственного комитета Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды с привлечением ведущих специалистов Академии наук Республики Узбекистан.
(абзац третий пункта 23 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 14 ноября 2017 года № 915 — Национальная база данных законодательства, 15.11.2017 года, № 09/17/915/0259)
24. Мониторинг природных объектов и комплексов комплексного заказника ведется в рамках государственной системы мониторинга окружающей природной среды.
25. Рекреационная деятельность в комплексном заказнике осуществляется как собственным штатом сотрудников, так и сторонними организациями и специалистами.
Рекреационная деятельность в комплексном заказнике проводится в соответствии с требованиями правил посещения охраняемых природных территорий.
26. Для комплексного заказника должны выделяться обширные территории с ненарушенными или незначительно нарушенными природными комплексами и связями, охватывающие целостные экосистемы (крупные единицы ландшафтов).
27. Для предупреждения негативного влияния с окружающих территорий вдоль границ комплексного заказника образуется охранная зона. Охранная зона образуется одновременно с образованием комплексного заказника. Размеры и границы охранной зоны могут быть изменены в целях сохранения природных объектов и комплексов комплексного заказника в порядке, установленном законодательством.
28. При пространственно-территориальном устройстве комплексного заказника его территория разбивается на:
технические участки для улучшения управления охраной и научными работами, определяемых в зависимости от рельефа, наличия подъездных путей, расположения населенных пунктов вдоль границ комплексного заказника, а также их площади;
кварталы — по элементам ландшафта, а кварталы на выделы — по элементам растительности для учета и ведения научных исследований и мониторинга.
Количество технических участков, кварталов и выделов, а также их площадь устанавливаются в плане управления.
29. Границы земельного(ых) участка(ов) комплексного заказника и его охранной зоны, кварталов, элементов научной инфраструктуры и инфраструктуры мониторинга, а также выделяемых (предоставляемых) для целей, предусмотренных в пунктах 36, 37, должны быть обозначены на местности аншлагами, квартальными столбами и другими знаками.
30. На территории комплексного заказника запрещается вселение видов и подвидов растений и животных с целью их акклиматизации, изменение растительного и ландшафтного покрова, изменение гидрологического режима и любая другая деятельность, за исключением деятельности, предусмотренной в пункте 36 настоящего Положения.
31. Противопожарные и биотехнические мероприятия в комплексном заказнике проводятся только в соответствии с его планом управления.
32. Сбор образцов для зоологических, ботанических и других коллекций на территории комплексного заказника допускается только в целях связанных с проведением научных исследований.
33. Передача земель и других природных объектов и комплексного заказника другим юридическим и физическим лицам во владение, пользование и аренду запрещается.
34. На территории охранной зоны комплексного заказника запрещается хозяйственная и иная деятельность, могущая причинить вред охраняемым природным объектам и комплексам комплексного заказника.
Размеры охранной зоны должны обеспечивать предотвращение негативного влияния объектов, расположенных за пределами охранных зон.
Виды деятельности, намечаемые к осуществлению в этой зоне, могут быть запрещены на основе заключения экологической экспертизы.
35. При необходимости устанавливаются обременения земельных участков для землевладельцев, землепользователей и арендаторов, расположенных в охранной зоне в соответствии с законодательством.
строительство зданий и сооружений для проживания работников комплексного заказника, а также научных работников;
сенокошения и выпаса скота, заготовки (сбора) дикорастущих растений для пищевых целей, дикорастущего растительного лекарственного и технического сырья для граждан, проживающих в его охранной зоне в порядке, установленном законодательством;
предоставления служебных земельных наделов работникам комплексного заказника, при этом при выходе на пенсию и увольнения работников комплексного заказника право пользования служебным наделом прекращается.
Общая площадь выделяемых (предоставляемых) для вышеуказанных целей земель определяется исходя из минимальной потребной площади для пастьбы скота с учетом ротации пастбищ, заготовки растений и сенокошения.
Эти земли должны располагаться вдоль границ комплексного заказника и не превышать 0,001% его площади. Площадь и границы этих земель определяются при подготовке плана управления и включаются в него директором совместно с Консультативной комиссией.
38. Охрану комплексного заказника и контроль за соблюдением режима на его территории и охранной зоне осуществляют работники охраны комплексного заказника.
на территории комплексного заказника и его охранной зоны производить проверку документов на пользование объектами растительного и животного мира;
при обнаружении фактов нарушений на территории комплексного заказника и его охранной зоны составлять протоколы об административных правонарушениях, осуществлять административные задержания, изъятие вещей и документов, а также продукции незаконного природопользования, применять меры административного взыскания;
производить проверку деятельности юридических и физических лиц по соблюдению установленного режима на территории и охранной зоне комплексного заказника;
См. предыдущую редакцию.
носить и использовать служебное оружие и специальные средства, а также применять физическую силу и служебных собак;
(абзац седьмой пункта 39 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 26 декабря 2020 года № 810 — Национальная база данных законодательства, 28.12.2020 г., № 09/20/810/1673 — Вступает в силу с 29 марта 2021 года)
в случаях и порядке установленном законодательством приостанавливать природопользование, хозяйственную и иную деятельность, осуществляемую с нарушением режима комплексного заказника и его охранной зоны;
См. предыдущую редакцию.
40. Виды, типы (модели), количество, а также порядок приобретения, хранения, перевозки, выдачи, прием и учета и использования служебного оружия и боевых припасов к нему и специальных средств, предназначенных для работников охраны комплексного заказника, устанавливается государственным органом, в ведении которого находится комплексный заказник по согласованию с Министерством внутренних дел Республики Узбекистан.
Обеспечение ведомственной военизированной охраны специальными средствами, служебным оружием и боевыми припасами к нему осуществляется в соответствии с законодательством.
(пункт 40 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 26 декабря 2020 года № 810 — Национальная база данных законодательства, 28.12.2020 г., № 09/20/810/1673 — Вступает в силу с 29 марта 2021 года)
См. предыдущую редакцию.
41. Работники охраны комплексного заказника пользуются всеми правами и льготами государственных инспекторов органов по экологии и охране окружающей среды.
Директор и заместитель директора комплексного заказника (при наличии) приравниваются к старшим государственным инспекторам по экологии и охране окружающей среды, а работники охраны комплексного заказника — государственным инспекторам по экологии и охране окружающей среды.
(пункт 41 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 14 ноября 2017 года № 915 — Национальная база данных законодательства, 15.11.2017 года, № 09/17/915/0259)
42. Работники охраны комплексного заказника проходят курсы служебно-боевой, общественно-правовой, морально-психологической и физической подготовки в соответствии с утвержденными программами.
Программа и порядок проведения курса разрабатывается и утверждается государственным органом, в ведении которого находится комплексный заказник по согласованию с Министерством внутренних дел Республики Узбекистан.
43. Работники охраны комплексного заказника в установленном порядке обеспечиваются единого образца форменной одеждой и знаками различия.
См. предыдущую редакцию.
Работники охраны комплексного заказника для предотвращения и борьбы с правонарушениями, в том числе и для предотвращения проникновения и базирования бандформирований на территории комплексного заказника, в порядке, установленном законодательством, проводят мероприятии во взаимодействии с территориальными подразделениями Министерства внутренних дел, Службы государственной безопасности Республики Узбекистан.
(абзац второй пункта 43 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 29 мая 2018 года № 396 — Национальная база данных законодательства, 01.06.2018 г., № 09/18/396/1287)
См. предыдущую редакцию.
44. К охране территории комплексного заказника могут привлекаться общественные инспектора экологического контроля по экологии и охране окружающей среды.
(пункт 44 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 14 ноября 2017 года № 915 — Национальная база данных законодательства, 15.11.2017 года, № 09/17/915/0259)
45. Имуществом комплексного заказника являются здания, сооружения, оборудование, денежные средства, переданные в установленном порядке заказнику:
См. предыдущую редакцию.
(абзац третий пункта 46 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 14 ноября 2017 года № 915 — Национальная база данных законодательства, 15.11.2017 года, № 09/17/915/0259)
доходов от научно-исследовательской, природоохранной, рекламно-издательской и просветительской деятельности;
сумм, полученных от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства, от продажи незаконно добытой продукции;
47. Комплексный заказник самостоятельно распоряжается средствами в соответствии со сметами доходов и расходов, утверждаемыми государственным органом, в ведении которого он находится.
48. Комплексный заказник ведет учет и отчетность по осуществлению деятельности согласно законодательству.
49. Прием и увольнение работников комплексного заказника осуществляется в соответствии со штатным расписанием и законодательством.
50. Работникам комплексного заказника устанавливаются районные коэффициенты в соответствии с законодательством.
51. Юридические и физические лица, виновные в нарушении режима комплексного заказника, привлекаются к ответственности в установленном порядке.
С виновных лиц взыскиваются средства на возмещение вреда, нанесенного комплексному заказнику, в порядке и размерах, установленных законодательством.
52. Ликвидация и реорганизация комплексного заказника осуществляются в порядке, установленном законодательством.
Реорганизация комплексного заказника в целях его перевода в охраняемую природную территорию менее строгого режима, допускается в исключительных случаях по решению Кабинета Министров Республики Узбекистан.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
к постановлению Кабинета Министров от 22 июля 2016 года № 238
к постановлению Кабинета Министров от 22 июля 2016 года № 238
Наименование территории | Предоставляемые земли | Виды угодий | Площадь, га |
Муйнакский район Республики Каракалпакстан | Земли запаса | Прочие земли, не используемые в сельском хозяйстве | 31 200,0 |
Кунградский район Республики Каракалпакстан | Земли запаса | Прочие земли, не используемые в сельском хозяйстве | 597 100,0 |
Всего отводимых земель | — | — | 628 300,0 |
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
к постановлению Кабинета Министров от 22 июля 2016 года № 238
к постановлению Кабинета Министров от 22 июля 2016 года № 238
ПРИЛОЖЕНИЕ № 4
к постановлению Кабинета Министров от 22 июля 2016 года № 238
к постановлению Кабинета Министров от 22 июля 2016 года № 238
1. Охранной зоной комплексного (ландшафтного) заказника «Сайгачий» (далее — комплексный заказник) являются территории, граничащие с ним, в том числе и расположенные между его земельными участками.
2. Охранные зоны создаются в целях сохранения и защиты природных объектов и комплексов комплексного заказника от влияния хозяйственной и иной деятельности на прилегающих территориях.
Размеры охранной зоны комплексного ландшафтного заказника и ее границы могут быть изменены в целях охраны природных объектов и комплексов комплексного заказника на основе заключения государственной экологической экспертизы Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
4. Земельные участки юридических и физических лиц, расположенные в охранной зоне изъятию не подлежат. Землевладельцы, землепользователи, арендаторы и собственники должны использовать земельные участки с соблюдением режима охранных зон. В исключительных случаях, когда юридическое или физическое лицо систематически нарушает режим охранной зоны, их земельный участок может быть изъят в установленном порядке после привлечения к административной ответственности и применения к ним других мер правового воздействия.
предотвращение и сокращение любого негативного влияния на охраняемые природные объекты, и комплексы комплексного заказника;
улучшение условий обитания и миграции животных за счет обеспечения связи между отдельными участками комплексного заказника, охрана, воспроизводство и восстановление которых не может дать должного эффекта только на территории комплексного заказника;
проведение биотехнических мероприятий для охраняемых в комплексном заказнике видов растений и животных.
См. предыдущую редакцию.
6. Расходы по установлению охранных зон покрываются за счет средств Государственного комитета Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды.
(пункт 6 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 14 ноября 2017 года № 915 — Национальная база данных законодательства, 15.11.2017 года, № 09/17/915/0259)
7. На территории охранной зоны следующие виды деятельности осуществляются по согласованию с комплексным заказником:
пользование объектами растительного и животного мира без изъятия из среды произрастания или обитания.
Проведение биотехнических мероприятий осуществляется в соответствии с планом управления комплексного заказника (далее — план управления).
8. В охранной зоне ограничивается осуществление следующих видов хозяйственной и иной деятельности с целью предупреждения и сокращения негативного влияния на природные объекты и комплексы комплексного заказника:
строительство газопроводов, других коммуникаций, объектов по переработке сырья и других промышленных объектов;
Ограничения деятельности устанавливаются на основе заключения государственной экологической экспертизы постоянно или временно (на время календарного года, сезон или период).
10. Перечень ограничений и запрещений хозяйственной и иной деятельности указывается на информационном аншлаге при въезде и входе в охранную зону комплексного заказника.
11. Данные о размерах, границах и режиме охранной зоны, включая перечень ограничений хозяйственной и иной деятельности, включаются в паспорт комплексного заказника.
12. Мероприятия, предусмотренные в пункте 5 настоящего Положения, проводятся по планам управления. В случае необходимости проекты планов управления согласовываются с землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков.
Разработка и проведение биотехнических мероприятий на территории охранной зоны осуществляется комплексным заказником и другими юридическими и физическими лицами.
13. Стоянки туристов, установка палаток, размещение транспорта, разведение костров и т. п. производится только в специально выделенных участках.
См. предыдущую редакцию.
14. Обеспечение режима охранной зоны осуществляется комплексным заказником, органами по экологии и охране окружающей среды, а также лесной охраной на землях лесного фонда.
(пункт 14 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 14 ноября 2017 года № 915 — Национальная база данных законодательства, 15.11.2017 года, № 09/17/915/0259)
См. предыдущую редакцию.
15. Контроль за обеспечением режима охранной зоны осуществляется органами по экологии и охране окружающей среды и работниками охраны комплексного заказника, а также лесной охраной на землях лесного фонда.
(пункт 15 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 14 ноября 2017 года № 915 — Национальная база данных законодательства, 15.11.2017 года, № 09/17/915/0259)
16. Юридические и физические лица, виновные в нарушении режима охранной зоны, привлекаются в установленном порядке к ответственности.
Вред, причиненный нарушением режима охранной зоны, подлежит возмещению виновным лицом в размерах и порядке, установленном законодательством.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 5
к постановлению Кабинета Министров от 22 июля 2016 года № 238
к постановлению Кабинета Министров от 22 июля 2016 года № 238