Комментарий LexUz
Настоящее постановление утратило силу в соответствии с Законом Республики Узбекистан от 28 июля 2021 года № ЗРУ-703 «О судах».
Комментарий LexUz
Настоящее постановление утратило силу в части, касающейся Положения о квалификационных коллегиях судей в связи с принятием постановления Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 7 декабря 2001 года № 323-II «Об утверждении Положения о квалификационных коллегиях судей».
В соответствии с Законом Республики Узбекистан «О судах» Верховный Совет Республики Узбекистан постановляет:
Указ Президиума Верховного Совета Республики Узбекистан от 21 декабря 1989 года «Об утверждении Положения о квалификационных коллегиях судей судов Республики Узбекистан» Ведомости Верховного Совета Республики Узбекистан, 1989 г., № 35-36, ст. 606);
Указ Президиума Верховного Совета Республики Узбекистан от 21 декабря 1989 года «Об утверждении Положения о дисциплинарной ответственности судей, отзыве и досрочном освобождении судей и народных заседателей судов Республики Узбекистан» (Ведомости Верховного Совета Республики Узбекистан, 1989 г., № 35-36, ст. 607).
Комментарий LexUz
Новая редакция настоящего Положения утверждена постановлением Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 14 декабря 2000 года № 164-II «О внесении изменений и дополнений в положения о квалификационных коллегиях судей, о квалификационных классах судей, о классных чинах работников судов, об организации деятельности военных судов».
1. В соответствии с Законом «О судах» квалификационные коллегии судей создаются в целях усиления демократических начал в работе с кадрами судей, выдвижения на судебную работу достойных кандидатов и усиления гарантий независимости судей.
2. Высшая квалификационная коллегия судей избирается Пленумом Верховного суда сроком на пять лет из числа судей Верховного суда по представлению Председателя Верховного суда.
Квалификационная коллегия судей хозяйственных судов избирается Пленумом Высшего хозяйственного суда по представлению Председателя Высшего хозяйственного суда сроком на пять лет из числа судей хозяйственных судов.
Квалификационные коллегии судей Республики Каракалпакстан, областей, г. Ташкента избираются на тот же срок на собраниях судей соответствующих территорий, а квалификационные коллегии судей военных судов — на собраниях судей военных судов по представлению председателей соответствующих судов.
3. Количественный состав квалификационных коллегий определяется исходя из объема их работ, но не должен превышать девяти человек, включая председателя коллегии и его заместителей.
4. Высшая квалификационная коллегия, квалификационные коллегии судей информируют о своей деятельности органы, их избравшие, не реже одного раза в год.
1) оценивает подготовленность кандидатов для работы в должности судьи Верховного суда Республики Узбекистан, председателей и заместителей председателей Верховного суда Республики Каракалпакстан, областных судов, Ташкентского городского суда, военного суда Вооруженных Сил, судей хозяйственных судов;
2) проводит квалификационную аттестацию судей Верховного суда Республики Узбекистан, председателей и заместителей председателей Верховного суда Республики Каракалпакстан, областных судов, Ташкентского городского суда, военного суда Вооруженных Сил, судей хозяйственных судов;
5) рассматривает дела о дисциплинарной ответственности судей Верховного суда Республики Узбекистан, председателей, заместителей председателей Верховного суда Республики Каракалпакстан, областных судов, Ташкентского городского суда, военного суда Вооруженных Сил, судей хозяйственных судов;
6) принимает решение о приостановлении полномочий судьи Верховного суда Республики Узбекистан, председателей, заместителей председателей Верховного суда Республики Каракалпакстан, областных судов, Ташкентского городского суда, военного суда Вооруженных Сил, судей хозяйственных судов;
Высшая квалификационная коллегия судей, кроме того, рассматривает представления и жалобы на решения квалификационных коллегий.
6. Квалификационные коллегии судей Республики Каракалпакстан, областей, города Ташкента и военных судов:
1) оценивают подготовленность кандидатов для работы в должности судьи Верховного суда Республики Каракалпакстан, областных судов, Ташкентского городского суда, районных (городских) и военных судов;
2) проводят квалификационную аттестацию судей Верховного суда Республики Каракалпакстан, областных судов, Ташкентского городского, районных (городских) и военных судов;
4) рассматривают дела о дисциплинарной ответственности судей Верховного суда Республики Каракалпакстан, областных судов, Ташкентского городского суда, районных (городских) и военных судов;
5) принимают решение о приостановлении полномочий судьи Верховного суда Республики Каракалпакстан, областных судов, Ташкентского городского суда, районных (городских) и военных судов;
Квалификационная коллегия судей при осуществлении возложенных на нее полномочий действует в составе не менее половины ее членов.
Подготовка заседания коллегии обеспечивается председателем квалификационной коллегии либо, по его поручению, заместителем председателя или одним из членов квалификационной коллегии.
Заседание квалификационной коллегии судей должно быть проведено в месячный срок со дня поступления в коллегию соответствующего представления или дисциплинарного дела.
Председатель квалификационной коллегии судей определяет время и место проведения заседания, о чем лица, имеющие отношение к рассматриваемому вопросу, извещаются заблаговременно.
Квалификационные коллегии судей имеют право запрашивать необходимую для осуществления их полномочий информацию от руководителей судов, органов юстиции, других государственных органов и общественных объединений, а также должностных лиц и граждан.
8. Председательствующий на заседании квалификационной коллегии в назначенное время открывает заседание и объявляет, какой вопрос подлежит рассмотрению и состав коллегий.
Член коллегии, участвующий в заседании, может заявить самоотвод, а судья или кандидат в судьи, чей вопрос подлежит рассмотрению на заседании коллегии, вправе заявлять отвод членам квалификационной коллегии.
Рассмотрение вопросов начинается с доклада председательствующего или одного из членов коллегии, проводившего предварительно изучение представленных документов и материалов. В зависимости от особенностей вопросов, относящихся к полномочиям квалификационной коллегии и подлежащих разрешению, заслушиваются приглашенные на заседание коллегии лица, исследуются необходимые документы и материалы, после чего коллегия дает заключение или принимает соответствующее решение. В заседании квалификационной коллегии ведется протокол, который подписывается председательствующим и секретарем коллегии.
9. Заключение или решение принимается в закрытом совещании большинством голосов членов коллегии, участвовавших в данном заседании, с изложением сделанного вывода, подписывается ими и оглашается.
При несогласии с принятым по делу решением член коллегии не подписывает решение коллегии и излагает свое особое мнение в письменной форме, которое приобщается к протоколу.
10. Квалификационная коллегия при рассмотрении вопросов административной и дисциплинарной ответственности, приостановления полномочий судьи выносит решение, а при рассмотрении других вопросов — заключение.
11. В решении или заключении должным быть указаны: наименование коллегии, ее состав, место и время рассмотрения дела; фамилия, имя, отчество и должность судьи, в отношении которого рассматривается материал; должность и фамилия лица, внесшего представление или возбудившего дисциплинарное дело; обстоятельства дела; объяснения судьи и сведения, характеризующие его личность; мотивировка принятого решения или заключения с указанием на доказательства; мера дисциплинарного взыскания или основания прекращения дисциплинарного производства; порядок и сроки обжалования решения (заключения).
12. Решения и заключения Высшей квалификационной коллегии, а также Квалификационной коллегии судей хозяйственных судов обжалованию не подлежат.
Решения и заключения других квалификационных коллегий судей могут быть обжалованы в Высшую квалификационную коллегию судьей, в отношении которого оно вынесено, а также лицом, внесшим представление или возбудившим дисциплинарное дело.
Жалоба или представление о пересмотре вопроса подаются в месячный срок со дня вынесения решения или заключения через соответствующую квалификационную коллегию судей.
По поступлению жалобы или представления материал должен быть направлен в Высшую квалификационную коллегию немедленно.
Высшая квалификационная коллегия рассматривает материал, поступивший с жалобой или представлением, в месячный срок.
Заключение или решение Высшей квалификационной коллегии, квалификационной коллегии судей военных судов направляются соответственно Председателю Верховного суда и Председателю Высшего хозяйственного суда, а по вопросам, касающимся судей Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента — министру юстиции Республики Узбекистан, руководителям соответствующих органов юстиции и судов и судье, в отношении которого вынесено решение или заключение, в пятидневный срок.
в отношении судьи Верховного суда, председателя и заместителей председателя военного суда Вооруженных Сил — Высшей квалификационной коллегией по представлению Председателя Верховного суда Республики Узбекистан;
в отношении председателей, заместителей председателей Верховного суда Республики Каракалпакстан, областных и Ташкентского городского судов — Высшей квалификационной коллегией по представлению министра юстиции Республики Узбекистан;
в отношении судей Верховного суда Республики Каракалпакстан, областных и Ташкентского городского судов — соответствующими квалификационными коллегиями судей по представлению председателей указанных судов;
в отношении судей районных (городских) судов — квалификационной коллегией судей по представлениям соответственно министра юстиции Республики Каракалпакстан, начальников управлений юстиции;
в отношении судей военных судов - Квалификационной коллегией судей военных судов по представлению председателя Военного суда Вооруженных Сил, согласованному с председателем Верховного суда Республики Узбекистан;
в отношении судей хозяйственных судов — Квалификационной коллегией судей хозяйственных судов — по представлению Председателя Высшего хозяйственного суда.
15. Квалификационный экзамен кандидата в судьи включает собеседование, ответы на устные вопросы, решение практических задач, перечень которых утверждается на заседании соответствующей квалификационной коллегии.
16. Квалификационная коллегия судей принимает решение о признании кандидата в судьи выдержавшим или не выдержавшим квалификационный экзамен. Кандидат или судья, не сдавший квалификационный экзамен, может экзаменоваться вторично не ранее чем через год.
17. Заключение квалификационной коллегии о возможности выдвижения кандидата на вышестоящую судебную должность дается по представлению председателя соответствующего суда.
18. Председатель квалификационной коллегии направляет решение по вопросу о подготовленности кандидата или судьи руководителю суда или органа юстиции, внесшему представление.
19. Квалификационная аттестация судей проводится в соответствии с Законом Республики Узбекистан «О судах» и осуществляется в целях улучшения качественного состава судей, оценки и стимулирования роста их профессиональной квалификации, повышения ответственности по осуществлению правосудия.
в отношении судей Верховного суда, председателя и заместителей председателя военного суда Вооруженных Сил — Высшей квалификационной коллегией по представлению Председателя Верховного суда Республики Узбекистан;
в отношении председателей, заместителей председателей Верховного суда Республики Каракалпакстан, областных и Ташкентского городского судов — Высшей квалификационной коллегией по представлению министра юстиции Республики Узбекистан;
в отношении судей Верховного суда Республики Каракалпакстан, областных и Ташкентского городского судов — соответствующими квалификационными коллегиями по представлению председателей этих судов;
в отношении судей районных (городских) судов — квалификационными коллегиями по представлению министра юстиции Республики Каракалпакстан, начальников управлений юстиции;
в отношении судей военных судов гарнизонов — Квалификационной коллегией военного суда Вооруженных Сил по представлению Председателя военного суда Вооруженных Сил;
в отношении судей хозяйственных судов — Квалификационной коллегией судей хозяйственных судов по представлению Председателя Высшего хозяйственного суда.
21. Лица, не имеющие квалификационных классов и впервые избранные (назначенные) судьи проходят квалификационную аттестацию в течение первых трех месяцев работы.
Очередная квалификационная аттестация проводится не позднее одного месяца со дня истечения срока пребывания судьи в присвоенном квалификационном классе.
Квалификационная аттестация судей может быть проведена досрочно для присвоения более высокого квалификационного класса после истечения половины срока пребывания в ранее присвоенном квалификационном классе.
22. На судью, подлежащего аттестации, не позднее чем за месяц до ее проведения составляется характеристика, которая должна отражать оценку его профессиональной деятельности, деловые и моральные качества, а также справка о его работе.
Руководители соответствующего суда и органы юстиции должны знакомить судью с характеристикой и справкой, составленной на него, до направления материалов о проведении аттестации в соответствующую квалификационную коллегию.
23. Квалификационная аттестация, как правило, проводится в присутствии аттестуемого судьи в месячный срок со дня поступления представления.
В заседании квалификационной коллегии могут принимать участие руководители судов и органов юстиции, внесшие представление.
24. Аттестация судьи начинается докладом председательствующего или одного из членов коллегии, проводившего предварительно изучение представленных документов и материалов. Затем заслушивается аттестуемый, а при необходимости — должностные лица, направившие представления об аттестации судьи.
25. В зависимости от уровня профессиональных знаний, деловых качеств, стажа и опыта работы, занимаемой должности, квалификационная коллегия дает одно из следующих заключений:
Заключения квалификационных коллегий вместе с материалами аттестаций направляются в Высшую квалификационную коллегию.
26. Высшая квалификационная коллегия на основании заключений квалификационных коллегий судей принимает решение о присвоении судье квалификационного класса.
При решении данного вопроса она не связана с выводами, изложенными в заключении квалификационной коллегии.
27. Квалификационная коллегия судей хозяйственного суда в таком же порядке присваивает квалификационные классы судьям хозяйственных судов.
28. Решение соответствующей квалификационной коллегии о присвоении квалификационного класса приобщается к личному делу судьи.
29. В соответствии со статьей 73 Закона Республики Узбекистан «О судах» судья может быть привлечен к дисциплинарной ответственности по решению соответствующей квалификационной коллегии судей:
2) за упущения в организации судебной работы вследствие небрежности или недисциплинированности, а также за совершение служебного или порочащего проступка.
Судья военного суда может быть привлечен к дисциплинарной ответственности также за нарушение воинской дисциплины.
Отмена или изменение судебного решения сами по себе не влекут ответственности судьи, участвовавшего в вынесении этого решения, если при этом им не было допущено преднамеренное нарушение закона либо недобросовестность, повлекшая существенные последствия.
2) председателей и заместителей председателей Верховного суда Республики Каракалпакстан, областных и Ташкентского городского судов;
Квалификационные коллегии судей Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента рассматривают дела о дисциплинарной ответственности судей в пределах своих полномочий.
Квалификационная коллегия судей военных судов рассматривает в переделах своих полномочий дела о дисциплинарной ответственности судей военных судов.
Квалификационная коллегия судей хозяйственных судов рассматривает дела о дисциплинарной ответственности судей хозяйственных судов.
председателям Верховного суда Республики Каракалпакстан, областных и Ташкентского городского судов — в отношении судей этих судов, судей районных (городских) судов;
председателю Военной коллегии Верховного суда Республики Узбекистан — в отношении судей военных судов;
председателю Военного суда Вооруженных Сил — в отношении судей данного суда и судей военных судов гарнизона;
министру юстиции Республики Узбекистан — в отношении председателей, заместителей председателей и судей Верховного суда Республики Каракалпакстан, областных, Ташкентского городского, районных (городских) судов;
министру юстиции Республики Каракалпакстан, начальникам управлений юстиций — в отношении председателей, заместителей председателей и судей районных (городских) судов;
Руководители соответствующих судов вправе возбуждать дисциплинарное производство по основаниям, указанным в пункте 29 настоящего Положения.
Руководители органов юстиции вправе возбуждать дисциплинарные дела по основаниям, предусмотренным подпунктом 2 пункта 29 настоящего Положения.
32. О возбуждении дисциплинарного производства руководители соответствующих судов выносят постановления, а руководители органов юстиции издают приказы. В постановлении или приказе должны быть указаны установленные предварительной проверкой основания возбуждения дисциплинарного производства. Постановление либо приказ направляются с необходимыми материалами на рассмотрение в соответствующую квалификационную коллегию судей.
Лицо, возбудившее дисциплинарное производство, предварительно проверяет сведения, касающиеся оснований привлечения судьи к ответственности, и требует от него письменное объяснение.
До направления материалов дисциплинарного производства в квалификационную коллегию с ними должен быть ознакомлен судья, в отношении которого оно возбуждено. При этом судья вправе представить дополнительные объяснения либо заявить ходатайство о проведении дополнительной проверки.
33. Постановление либо приказ о возбуждении дисциплинарного производства могут быть отозваны возбудившим его лицом до начала рассмотрения дела в квалификационной коллегии.
Судья, в отношении которого постановление либо приказ о возбуждении дисциплинарного производства отзывается, вправе потребовать рассмотрения дела квалификационной коллегией по существу.
34. Судья может быть подвергнут дисциплинарному взысканию не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени служебной проверки, отсутствия судьи на работе по уважительной причине и времени рассмотрения дисциплинарного дела в квалификационной коллегии судей, но не позднее одного года со дня его совершения.
35. До начала рассмотрения дела при необходимости проводится дополнительная проверка оснований привлечения судьи к дисциплинарной ответственности, которую председатель квалификационной коллегии поручает одному из членов коллегии. При этом допускается истребование дополнительных документов и материалов, а также судебных дел, при рассмотрении которых судья допустил нарушение закона.
о направлении материалов дисциплинарного производства органам, имеющим право возбуждения вопроса о прекращении полномочий судьи.
Если орган, перед которым соответствующей квалификационной коллегией поставлен вопрос о прекращении полномочий судьи, не находит для этого оснований, то дисциплинарное дело возвращается в квалификационную коллегию и производство возобновляется. Время с момента вынесения первоначального решения до возвращения материалов не засчитывается в сроки привлечения к дисциплинарной ответственности.
37. Соответствующая квалификационная коллегия может налагать одно из следующих дисциплинарных взысканий:
При наложении взыскания учитываются характер нарушения и его последствия, тяжесть проступка, личность судьи, степень его вины.
нецелесообразности наложения дисциплинарного взыскания в случаях, когда найдет возможным ограничиться лишь рассмотрением материалов дисциплинарного дела в заседании.
39. В соответствии со статьей 71 Закона Республики Узбекистан «О судах» полномочия судьи могут приостанавливаться решением соответствующей квалификационной коллегии судей в случаях, если:
судья был подвергнут принудительным мерам медицинского характера или ограничен в дееспособности соответственно определением или решением суда, вступившим в законную силу;
Соответствующая квалификационная коллегия судей приостанавливает полномочия судьи до отпадения оснований к их приостановлению, после чего снимает приостановление полномочий судьи.
40. В соответствии со статьей 72 Закона Республики Узбекистан «О судах» полномочия судьи прекращаются на основании заключения соответствующей квалификационной коллегии в случаях:
продолжения деятельности, несовместимой с его должностью после сделанного ему соответствующей квалификационной коллегией предупреждения или приостановления его полномочий;
его неспособности по состоянию здоровья или иным уважительным причинам в течение длительного времени исполнять обязанности судьи.
Полномочия судей по другим основаниям, предусмотренным статьей 72 Закона Республики Узбекистан «О судах», Президента Республики Узбекистан:
судей Верховного суда Республики Узбекистан, Высшего хозяйственного суда — Олий Мажлисом по представлению Президента Республики Узбекистан;
судей областных, Ташкентского городского, районных (городских), военных судов — Президентом Республики Узбекистан по представлению министра юстиции Республики Узбекистан, основанного на заключении Председателя Верховного суда Республики Узбекистан;
судей хозяйственных судов — Президентом Республики Узбекистан по представлению Председателя Высшего хозяйственного суда;
судей судов Республики Каракалпакстан — Жокаргы Кенесом Республики Каракалпакстан по представлению Председателя Жокаргы Кенеса в установленном порядке.
41. Право внесения представления в квалификационные коллегии о прекращении полномочий судей принадлежит:
Председателю Верховного суда Республики Узбекистан в отношении судей Верховного суда и судей военных судов;
Председателю Верховного суда и министру юстиции Республики Узбекистан — в отношении остальных судей судов Республики Узбекистан (по их совместному представлению);
в отношении судей Верховного суда Республики Узбекистан, председателей и заместителей председателей областных, Ташкентского городского судов и военного суда Вооруженных сил — в Высшую квалификационную коллегию;
43. Квалификационная коллегия судей, рассмотрев вопрос о прекращении полномочий судьи выносит заключение о согласии либо несогласии на прекращение полномочий судьи.
Заключение квалификационной коллегии не позднее пяти дней направляется лицу, внесшему представление.
Комментарий LexUz
Новая редакция настоящего Положения утверждена постановлением Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 14 декабря 2000 года № 164-II «О внесении изменений и дополнений в положения о квалификационных коллегиях судей, о квалификационных классах судей, о классных чинах работников судов, об организации деятельности военных судов».
1. В соответствии с Законом Республики Узбекистан «О судах» настоящее Положение определяет порядок установления и присвоения квалификационных классов судьям Республики Узбекистан.
Высший квалификационный класс | — судьям Верховного суда |
Первый квалификационный класс | Республики Узбекистан; |
Второй квалификационный класс | |
Первый квалификационный класс | — судьям Верховного суда |
Второй квалификационный класс | Республики Каракалпакстан, |
Третий квалификационный класс | областных судов, |
Ташкентского городского суда, | |
военного суда Вооруженных Сил; | |
Третий квалификационный класс | — судьям районных |
___Четвертый квалификационный класс | (городских) судов, |
Пятый квалификационный класс | военных судов гарнизонов; |
См. предыдущую редакцию.
Высший квалификационный класс | — судьям Высшего |
Первый квалификационный класс | хозяйственного суда |
Второй квалификационный класс | Республики Узбекистан; |
Третий квалификационный класс | |
Четвертый квалификационный класс | |
Первый квалификационный класс | — судьям хозяйственных судов Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента. |
Второй квалификационный класс | |
Третий квалификационный класс | |
Четвертый квалификационный класс | |
Пятый квалификационный класс |
(подпункт «б» пункта 3 в редакции Закона Республики Узбекистан от 27 декабря 1996 г., № 357-I — Ведомости Олий Мажлиса, 1997 г., № 2, ст. 56)
4. Присвоение Высшего квалификационного класса производится Президентом Республики Узбекистан по представлению Председателя Верховного суда Республики Узбекистан и Председателя Высшего хозяйственного суда.
Другие квалификационные классы судьям присваиваются Высшей квалификационной коллегией и Квалификационной коллегией судей хозяйственных судов.
Впервые избранным (назначенным) судьям квалификационные классы присваиваются в течение первых трех месяцев работы.
Высококвалификационным судьям с учетом опыта работы допускается присвоение квалификационного класса вне зависимости от предусмотренного по занимаемой должности, а также без соблюдения последовательности, но не более чем на два квалификационных класса выше того, который он имеет.
6. Лишение судей квалификационного класса может иметь место за грубые нарушения законности при осуществлении правосудия, совершение порочащего поступка, а также в силу состоявшегося о них обвинительного приговора суда, вступившего в законную силу.
7. Судьям, имеющим квалификационные классы, устанавливаются доплаты к должностным окладам в размерах, определяемых Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
8. Порядок проведения квалификационной аттестации судей определяется Положением о квалификационных коллегиях судей.
Комментарий LexUz
Новая редакция настоящего Положения утверждена постановлением Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 14 декабря 2000 года № 164-II «О внесении изменений и дополнений в положения о квалификационных коллегиях судей, о квалификационных классах судей, о классных чинах работников судов, об организации деятельности военных судов».
1. Настоящее Положение устанавливает порядок присвоения специальных званий — классных чинов работников судов Республики Узбекистан.
3. Классные чины работникам судов присваиваются в последовательном порядке при наличии положительной аттестации, высшего юридического образования в соответствии с квалификацией, занимаемой должностью и стажем работы, а также с учетом специальных званий, присвоенных по прежнему месту работы или службы.
См. предыдущую редакцию.
Советник юстиции 1 класса | — начальникам управлений Верховного суда, Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан; |
Советник юстиции 2 класса | — заместителям начальников управлений, начальникам отделов Верховного суда, Высшего хозяйственного суда, помощникам Председателя Верховного суда Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан; |
Советник юстиции 3 класса | — начальнику секретариата президиума Верховного суда, главным (старшим) консультантам, главным специалистам Верховного суда, Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан; |
Юрист 1 класса | — консультантам, старшему судебному исполнителю Верховного суда Республики Узбекистан, консультантам, старшему судебному исполнителю Высшего хозяйственного суда, старшим консультантам, начальникам приемной Верховного суда Республики Каракалпакстан, областных и Ташкентского городского судов; |
Юрист 2 класса | — специалистам 1 категории, судебным исполнителям Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан, хозяйственных судов Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента, помощникам председателей Верховного суда Республики Каракалпакстан, областных и Ташкентского городского судов, консультантам этих судов, старшим судебным исполнителям; |
Юрист 3 класса | — специалистам 2 категории Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан, хозяйственных судов Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента, консультантам хозяйственных судов Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента, консультантам, помощникам председателей районных (городских) судов, судебным исполнителям. |
(пункт 4 в редакции Закона Республики Узбекистан от 27 декабря 1996 г., № 357-I — Ведомости Олий Мажлиса, 1997 г., № 2, ст. 56)
работникам Верховного суда Республики Узбекистан и военных судов — Председателем Верховного суда Республики Узбекистан;
6. Сроки пребывания в каждом классном чине составляют для юристов 3, 2, 1 класса — 2,5 года, для советников юстиции — 4 года при наличии положительной аттестации.
7. Допускается присвоение работникам судов классного чина до чина советника юстиции 1 класса включительно вне зависимости от предусмотренного по занимаемой должности, без соблюдения последовательности и срока пребывания в чине.
8. Председатель Верховного суда Республики Узбекистан, Высшего хозяйственного суда и министр юстиции Республики Узбекистан вправе присваивать классные чины:
а) до истечения установленного срока выслуги в предыдущем классном чине за особые отличия или за примерное исполнение служебного долга;
б) без соблюдения очередности, но не более чем на два класса выше того, в котором состоит работник при выдвижении на высшую должность;
в) на один классный чин ниже чем предусмотрено занимаемой им должностью впервые аттестуемым работникам.
9. Лицам, не имеющим опыта юридической работы, классный чин присваивается не ранее, чем через 6 месяцев после назначения на должность.
10. Работникам судов, прослужившим установленный срок в одном классном чине, но имеющим существенные недостатки в служебной деятельности или в поведении, очередной классный чин не присваивается.
11. Работникам, которым присвоены классные чины, состоят в них пожизненно и могут быть лишены их только при увольнении за действия, несовместимые с работой в органах судов.
12. За грубое нарушение служебного долга, совершение порочащего проступка или систематическое ненадлежащее исполнение служебных обязанностей работник может быть понижен в чине, но не более чем на два классных чина ниже того, который имеет. Лишение или понижение классного чина производится Председателем Верховного суда Республики Узбекистан, Председателем Высшего хозяйственного суда, министром юстиции Республики Узбекистан.
13. Порядок проведения аттестации на классные чины работников судов определяется Председателем Верховного суда Республики Узбекистан, Председателем Высшего хозяйственного суда, министром юстиции Республики Узбекистан в пределах их компетенции.
14. Знаки различия и размеры доплат к должностным окладам работников судов, имеющих классные чины, устанавливаются Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Комментарий LexUz
Новая редакция настоящего Положения утверждена постановлением Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 14 декабря 2000 года № 164-II «О внесении изменений и дополнений в положения о квалификационных коллегиях судей, о квалификационных классах судей, о классных чинах работников судов, об организации деятельности военных судов».
1. В соответствии с Законом Республики Узбекистан «О судах» правосудие в Вооруженных Силах осуществляется Военной коллегией Верховного суда Республики Узбекистан, военным судом Вооруженных Сил и военными судами гарнизонов.
Военные суды входят в судебную систему Республики Узбекистан и при осуществлении правосудия руководствуются Конституцией и законами Республики Узбекистан.
2. Военная коллегия состоит из председателя Военной коллегии, заместителя председателя и членов Военной коллегии.
Военный суд Вооруженных Сил состоит из председателя военного суда, его заместителя, судей и народных заседателей.
При штате более четырех судей в составе военного суда гарнизона имеется заместитель председателя суда.
а) дела о преступлениях, совершенных лицами, проходящими службу в Вооруженных Силах, пограничных войсках, органах национальной безопасности, внутренних войсках Министерства внутренних дел Республики Узбекистан, в других воинских формированиях, создаваемых в соответствии с законодательством Республики Узбекистан, а также военнообязанными во время прохождения ими учебных сборов;
б) гражданские дела по искам военнослужащих к командованию воинских частей, соединений и объединений Вооруженных Сил Республики Узбекистан, а также жалобы на неправомерные действие этих должностных лиц;
в) все гражданские и уголовные дела в местностях, где в силу исключительных обстоятельств не действуют общие суды;
Дела о преступлениях, совершенных лицами, указанными в подпункте «а», в период прохождения ими военной либо приравненной к ней службы, но уволенными к моменту рассмотрения дела в суде, рассматриваются военными судами.
К подсудности военных судов не относятся дела о преступлениях, совершенных лицами, указанными в подпункте «а» до их призыва либо поступления на военную, либо приравненную к ней службу, но ко времени рассмотрения дела состоящими на военной либо приравненной к ней службе.
дела о преступлениях лиц, занимающих должности от командира полка и выше и равных им по служебному положению лиц.
дела о преступлениях лиц, имеющих воинские звания до подполковника, капитана 2-го ранга включительно;
6. Рассмотрение военными судами дел в отношении гражданских лиц допускается в случаях, когда при обвинении группы лиц дело в отношении хотя бы одного из обвиняемых подсудно военному суду и выделение его в отдельное производство в соответствии с законом невозможно.
При обвинении одного лица или группы лиц в совершении нескольких преступлений, если дело хотя бы об одном из преступлений подсудно военному суду, дело о всех преступлениях рассматривается военным судом.
7. Военные суды совместно с уголовными делами рассматривают гражданские иски воинских частей, предприятий, учреждений и организаций, общественных объединений, а также граждан о возмещении материального ущерба, причиненного им преступлениями.
8. Военная коллегия Верховного суда Республики Узбекистан и военный суд Вооруженных сил вправе принять к своему производству в качестве суда первой инстанции любое дело, подсудное нижестоящему суду.
изучает и обобщает судебную практику военных судов, а также организацию работы по ведению судебной статистики;
организует совместно с Министерством юстиции и Министерством обороны Республики Узбекистан работу по проведению выборов народных заседателей и разрабатывает предложения по вопросам организации военных судов и их материально-технического обеспечения.
Председатель Верховного суда Республики Узбекистан издает приказы и распоряжения по вопросам организаций работы военных судов.
10 Структура, штатная численность, перечень штатных должностей и соответствующих этим должностям воинских званий утверждаются Президентом Республики Узбекистан, согласованному с Министром обороны Республики Узбекистан.
11. Личный состав Военной коллегии, военных судов входит в штатную численность Вооруженных Сил и обеспечивается всеми видами довольствия военнослужащих, пользуется правами, льготами и преимуществами, установленными для судей и военнослужащих.
12. Судьям Военной коллегии, военного суда Вооруженных Сил, военных судов гарнизонов присваиваются воинские звания в соответствии с занимаемой должностью.
13. Судьям военных судов воинские звания до полковника включительно присваиваются Министром обороны Республики Узбекистан по представлению Председателя Верховного суда Республики Узбекистан.
Присвоение высших воинских званий производится Президентом Республики Узбекистан по совместному представлению Председателя Верховного суда и Министра обороны Республики Узбекистан.
14. Судьи военных судов несут дисциплинарную ответственность в соответствии с Законом «О судах» и воинскими уставами.
15. Прием и увольнение работников военных судов производится в соответствии с законодательством о труде председателем соответствующего военного суда.
16. Материально-техническое снабжение, финансирование, обеспечение транспортом, средствами связи военных судов и Военной коллегии возлагается на Министерство обороны Республики Узбекистан и осуществляется за счет ассигнований из республиканского бюджета.
17. Охрана помещений военных судов осуществляется воинскими частями гарнизонов, в местах дислокации которых действуют военные суды.
Конвоирование в военные суды арестованных, содержащихся под стражей на гауптвахтах, и их охрана в судебном заседании производится воинскими частями или военными комендатурами гарнизонов.
Конвоирование к месту рассмотрения дела и охрана арестованных, находящихся в иных местах содержания, в исправительно-трудовых учреждениях, осуществляется в установленном порядке частями внутренних войск, органами Министерства внутренних дел Республики Узбекистан.
18. Военные суды имеют печать с изображением Государственного герба Республики Узбекистан и своим наименованием.