Во исполнение Закона Республики Узбекистан «Об автомобильном транспорте», в целях дальнейшего формирования правовых основ деятельности автомобильного транспорта в Республике Узбекистан Кабинет Министров постановляет:
Правила перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Республике Узбекистан согласно приложению № 1;
Требования по обеспечению безопасности автобусных перевозок в Республике Узбекистан согласно приложению № 2.
2. Установить, что требования пункта 15 приложения № 2 к настоящему постановлению по обязательному оснащению контрольными приборами (тахографами) вступают в силу с 1 января 2004 года.
3. Признать утратившим силу постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 31 июля 1997 г. № 378 «Об утверждении требований по обеспечению безопасности автобусных перевозок в Республике Узбекистан».
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Первого заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан К.Н. Туляганова.
1. Настоящие Правила перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом (далее — Правила) разработаны в соответствии с законами Республики Узбекистан «Об автомобильном транспорте», «О городском пассажирском транспорте», «О безопасности дорожного движения», «О защите прав потребителей» и распространяются на перевозки пассажиров и багажа, осуществляемые автомобильным транспортом в Республике Узбекистан.
2. Перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом осуществляются при наличии соответствующей лицензии, договора (контракта) на оказание услуг пассажирским транспортом на регулярных маршрутах, заключенного в установленном порядке по результатам тендера.
3. Размеры тарифов на перевозки пассажиров и багажа определяются в порядке, установленном настоящими Правилами и другими актами законодательства.
4. Международные автомобильные перевозки пассажиров и багажа регламентируются также международными договорами Республики Узбекистан.
5. Реквизиты проездных билетов, путевых и билетно-учетных листов, паспортов маршрутов, автовокзалов (автостанций), формы и инструктивно-методические документы, касающиеся перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, утверждаются Узбекским агентством автомобильного и речного транспорта.
См. последующую редакцию.
автобус — автотранспортное средство, предназначенное для перевозки пассажиров, багажа и имеющее более 8 мест для посадки, не считая место водителя;
автовокзал (автостанция) — организация, осуществляющая транспортно-экспедиционную, перевозочную деятельность и другие услуги пассажирам;
билет — документ установленной формы, удостоверяющий право пассажира на пользование автобусом за плату и подтверждающий заключение публичного договора перевозки между пассажиром и перевозчиком;
См. последующую редакцию.
дорога — обустроенная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения;
легковой автомобиль — автотранспортное средство, предназначенное для перевозки пассажиров, багажа и имеющее не более 8 мест для посадки, не считая место водителя;
линейное такси — автотранспортное средство, оказывающее услуги по перевозке по заявкам пассажиров за плату по показанию таксометра (счетчика);
маршрутный автобус — автобус, предназначенный для перевозки пассажиров и багажа по установленному маршруту;
маршрутное такси — автотранспортное средство (автобус или легковой автомобиль), предназначенное для перевозки пассажиров на регулярных маршрутах с организацией остановок по требованию пассажиров;
паспорт маршрута (маршрутная документация) — документы, характеризующие основные сведения о маршруте;
пассажир — физическое лицо, пользующееся услугами перевозчика в соответствии с заключенным договором перевозки;
перрон — площадка для посадки и высадки пассажиров на автовокзалах (автостанциях), имеющая возвышение от уровня дорожного покрытия;
См. предыдущую редакцию.
перевозчик — юридическое лицо, владеющее автотранспортным средством на праве собственности или других вещных правах, оказывающее на коммерческой основе услуги по перевозке пассажиров, багажа и имеющее на это специальное разрешение (лицензию);
(абзац двадцатый пункта 6 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 29 мая 2006 года № 98 — Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2006 г., № 22, ст. 194)
расписание движения — график (таблица), содержащий сведения о времени, месте и последовательности выполнения рейса;
б) в автобусах и легковых автомобилях, предоставляемых юридическим и физическим лицам по их заявкам (заказам) или иным договорам перевозки;
См. последующую редакцию.
а) на городских маршрутах — хокимиятами городов или органами управления городским пассажирским транспортом, создаваемыми хокимиятами городов;
б) на пригородных и внутриобластных междугородных маршрутах — хокимиятами областей или органами управления пассажирским транспортом, создаваемыми Советом Министров Республики Каракалпакстан и хокимиятами областей, города Ташкента;
в) на межобластных-междугородных и международных маршрутах — Узбекским агентством автомобильного и речного транспорта по согласованию с Главным управлением безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Республики Узбекистан.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
б) пригородных и внутриобластных междугородных — Советом Министров Республики Каракалпакстан и хокимиятами областей, города Ташкента или органами управления пассажирским транспортом;
в) межобластных-междугородных и международных — Узбекским агентством автомобильного и речного транспорта по согласованию с Главным управлением безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Республики Узбекистан.
См. последующую редакцию.
10. На каждый вновь открываемый и эксплуатируемые маршруты утверждается паспорт маршрута, включающий в себя:
б) схему маршрута, согласованную с органами Государственной службы безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Республики Узбекистан (с указанием остановочных пунктов, участков дорог, представляющих опасность для движения, железнодорожных переездов, путепроводов и т. п.). В схемах междугородных-межобластных и международных маршрутов, кроме этого, указываются места отдыха, пунктов приема пищи);
См. последующую редакцию.
11. Отдельным категориям пассажиров предоставляется право льготного (включая бесплатный) проезда в транспорте.
Категории пассажиров, имеющих право льготного проезда, и порядок предоставления этих льгот устанавливаются законодательством.
12. При проезде в автотранспортных средствах на регулярных пассажирских маршрутах пассажир обязан приобрести проездной билет, хранить его в течение всего времени поездки и предъявлять его по первому требованию лиц, производящих контроль.
14. В случае неисправности автотранспортного средства на линии выданные пассажирам проездные документы действительны для проезда в другом автотранспортном средстве этого же маршрута. Пересадка пассажиров в другое автотранспортное средство производится водителем неисправного автотранспортного средства.
См. последующую редакцию.
д) провоз пожароопасных, взрывчатых, отравляющих, ядовитых, зловонных, радиоактивных веществ и предметов, а также огнестрельного оружия, колющих и режущих предметов без чехлов;
См. последующую редакцию.
е) провоз предметов и вещей габаритом более 100 см х 50 см х 30 см или весом одного места свыше 60 кг, а также длинномерных предметов длиной более 200 см;
16. Техническое состояние и оборудование автотранспортных средств должны отвечать требованиям соответствующих стандартов и правил технической эксплуатации.
17. Автотранспортные средства должны иметь экипировку в соответствии с Государственным стандартом Узбекистана Dst 974/2000.
18. Водители, осуществляющие пассажирские перевозки автомобильным транспортом, должны отвечать требованиям, предусмотренным государственными стандартами Узбекистана и иными законодательными актами.
19. При работе на линии водители автобусов и маршрутных такси, осуществляющих регулярные рейсы, должны иметь:
удостоверение (свидетельство), подтверждающее право работы на данном маршруте согласно тендерному контракту;
отметки в путевых листах о прохождении технического осмотра автотранспортного средства и медицинского осмотра водителей перед выездом на линию, проводимых в установленном порядке;
расписание движения и схему маршрута (на пригородных, междугородных и международных маршрутах — с указанием в нем времени прохождения населенных пунктов, времени и места обеда, отдыха, ночлега).
См. последующую редакцию.
20. Основными документами для учета работы автотранспортных средств, осуществляющих пассажирские перевозки, являются:
б) билетно-учетный лист автотранспортных средств городского, пригородного и междугородного сообщения (кроме линейного такси);
21. Бланки путевых и билетно-учетных листов и нарядов на работу автотранспортных средств по заявкам (заказам) и иным договорам учитываются и хранятся у перевозчика по правилам учета и хранения бланков строгой отчетности.
22. Исправления и помарки в путевых документах не допускаются. Водитель обязан следить за правильностью всех записей в путевых документах, производимых в гараже, в пути следования, при заездах на промежуточные пункты и на конечных пунктах.
Городские маршруты должны обеспечивать транспортную связь жилых и промышленных районов города (городского поселка) с организациями культурно-бытового и спортивно-оздоровительного назначения, вокзалами, аэропортами, автостанциями, станциями метро, железнодорожными платформами, пристанями и т. п.
24. В соответствии со спецификой обслуживания населения городские маршруты могут иметь несколько режимов работы:
б) маршруты сезонные, организуемые в период функционирования зон отдыха, спортивно-оздоровительных комплексов, ярмарок и т. п.;
г) маршруты временные, вводимые при возникновении непредвиденных ситуаций на улично-дорожной сети, закрытии отдельных участков, транспортных узлов и площадей.
25. Предварительная продажа проездных карточек производится в специально созданных пунктах продажи, а также через организации торговли и непосредственно у перевозчиков.
Проездные карточки подразделяются по сериям, видам транспорта и действительны для проезда всех категорий пассажиров, а льготные — для пенсионеров, инвалидов, студентов и учащихся.
Проездные карточки всех серий и видов, используемые на городском транспорте, не действительны на такси, пригородных и междугородных (межобластных и международных) маршрутах.
26. Посадка и высадка пассажиров может осуществляться только на остановочных пунктах. При наличии на маршруте остановок «по требованию», пассажир должен заблаговременно известить водителя о необходимости остановки автотранспортного средства.
27. Посадка и высадка пассажиров маршрутного или линейного такси осуществляется по требованию пассажиров с соблюдением правил дорожного движения.
28. Пассажир, у которого имеется проездная карточка либо другой документ, подтверждающий право на проезд, обязан предъявить ее (его) при посадке в автобус.
29. На городских автобусных маршрутах пассажир имеет право провозить с собой бесплатно детей в возрасте до семи лет.
30. Для пассажиров с детьми дошкольного возраста, беременных женщин, инвалидов и престарелых граждан в салоне автобуса отводится 6 передних мест в зависимости от его вместимости. Иные пассажиры, занимающие эти места, должны освободить их для указанных лиц.
31. Водитель обязан отправлять автобус от остановки только с закрытыми дверями после полного окончания высадки и посадки пассажиров, четко и правильно объявлять остановки, а при изменении маршрута следования объявлять об этом на каждом остановочном пункте. Переполнение салона автобуса сверх установленной общей вместимости, установленной для конкретного типа автобуса, не допускается.
32. Пассажир имеет право перевозить с собой бесплатно ручную кладь и музыкальный инструмент размером до 60 см х 40 см х 20 см и весом не более 20 килограммов, длинномерные предметы до 150 см, а также мелких животных и птиц в клетках, коляску (детскую, инвалидную и др.), мелкий садовый инвентарь, детские санки.
33. Провоз багажа размером от 60 см х 40 см х 20 см. до 100 см х 50 см х 30 см и длинномерных предметов длиной от 150 см до 200 см, а также багажа весом свыше 20 килограммов, независимо от габаритов, осуществляется за плату в соответствии с тарифом.
34. Багаж, габариты которого превышают хотя бы один из максимальных размеров, указанных в пункте 33, считается не соответствующим установленным параметрам.
35. Упаковка и перевозка багажа должны полностью исключать возможность причинения какого-либо ущерба пассажирам и автотранспортному средству.
37. В соответствии со спецификой обслуживания населения пригородные, междугородные и международные маршруты могут иметь несколько режимов работы:
б) маршруты сезонные, организуемые в период функционирования зон отдыха, спортивно-оздоровительных комплексов, ярмарок и т. п.;
в) маршруты специальные, организуемые организациями для перевозки рабочих, специалистов и служащих к месту работы и обратно.
38. Остановочные пункты на пригородных маршрутах размещаются и оснащаются с учетом обеспечения безопасного и удобного подхода пассажиров и требований законодательства и должны иметь:
а) асфальтированные площадки для размещения павильона и асфальтированные дорожки для подхода пассажиров к остановке;
г) указатель маршрутов, в котором проставляются: номера маршрутов, наименование их конечных пунктов (по направлениям движения), расписание отправлений автобусов с этого пункта при интервале движения свыше 30 минут. При интервале движения автобусов по маршруту менее 30 минут вместо расписания может быть дана таблица интервалов движения, содержащая время первого и последнего отправления автобусов и величины интервалов движения по периодам суток.
39. Остановочные пункты пригородных маршрутов должны находиться в местах, наиболее удобных для пассажиров:
а) конечные пункты пригородных маршрутов в городе должны быть приближены к крупным пассажирообразующим пунктам (железнодорожным вокзалам и станциям, речным портам, рынкам, конечным станциям метрополитена и т. п.);
б) в городе остановочные пункты пригородных маршрутов должны быть совмещены с остановочными пунктами маршрутов городского пассажирского транспорта и согласованы с городскими уполномоченными органами по управлению транспортом;
в) расстояние между остановочными пунктами пригородных маршрутов, расположенных в границах населенных пунктов, должно быть в пределах 1,0 км, в остальных случаях — в среднем 1,5 км;
г) остановочные пункты в пригороде должны находиться в каждом населенном пункте, расположенном на трассе маршрута.
40. Остановочные пункты междугородных (международных) маршрутов с кассовой продажей билетов должны иметь (помимо условий подпунктов «а», «б» пункта 45):
41. В автопавильонах, не имеющих кассовой продажи билетов, и на остановочных пунктах междугородных (международных) маршрутов вывешиваются расписания движения автотранспортных средств через данный остановочный пункт.
42. Билеты на проезд в автобусах пригородных маршрутов продаются водителями (кондукторами при их наличии), а на остановочных пунктах маршрута, где организована кассовая продажа билетов, — кассирами.
43. Пассажир, едущий в автобусе, имеет право провозить с собой бесплатно детей в возрасте до семи лет.
44. Приобретенные пассажирами на пригородные маршруты в кассах текущей продажи билеты могут быть возвращены за 5 мин. до отправления автобуса, если иное не обговорено при продаже билета и не указано на билете.
а) на рейсы текущего дня — в кассах начальных пунктов междугородных (международных) маршрутов в день отправления автобуса;
б) в кассах промежуточных пунктов — с момента получения сведений о наличии свободных мест в автобусе;
в) у водителей — при посадке в автобус до отправления его от остановочного пункта там, где кассовая продажа билетов не организована;
г) в кассах предварительной продажи (на начальных и конечных пунктах, а также в пунктах, организованных транспортно-экспедиторскими и иными заинтересованными организациями) — начиная с момента организации продажи билетов не менее чем за 10 суток до отправления автотранспортного средства с прекращением предварительной продажи накануне дня отправления.
В кассах начальных и промежуточных пунктов продажа билетов на рейсы текущего дня прекращается за 5 минут до отправления автобуса.
46. За бронирование билетов с пассажира, в том числе и имеющего право на льготный проезд, может взиматься плата, включаемая в стоимость билета.
Автовокзал (автостанция) или перевозчик по своему усмотрению может предоставлять скидку за покупку билетов в кассах предварительной продажи в зависимости от срока заблаговременной покупки, с условием обязательной установки на месте продажи и в салоне автотранспортного средства объявления об условиях и величине скидок.
47. Билеты могут быть заказаны предварительно почтовой открыткой, телеграммой, по телефону, электронной почте или Интернету.
В заказе указываются: фамилия заказчика, дата и время выезда, пункт назначения, количество билетов, способ получения (с доставкой или без доставки на дом). При заказе билета с доставкой на дом указывается адрес заказчика, а при наличии служебного или домашнего телефона — его номер.
Приобретение и получение билета также может быть организовано электронным способом в соответствии с законодательством.
48. За доставку заказанных билетов на дом с пассажира может взиматься плата, в подтверждение чего ему вручается квитанция, в которой указываются наименование транспортной организации и дата выдачи квитанции. Запись производится разборчиво, а дата выдачи проставляется компостером или штемпелем.
49. Заказанные и оплаченные пассажиром билеты хранятся в кассе предварительной продажи до момента их востребования пассажиром.
Заказанные, но не оплаченные пассажиром билеты хранятся в кассе предварительной продажи и должны быть востребованы пассажиром не позднее, чем за один час до отправления автобуса, если иное не установлено соглашением сторон или не обговорено во время заказа билета. Невостребованные билеты передаются для реализации в кассы текущей продажи.
50. Пассажир имеет право провозить с собой бесплатно одного ребенка в возрасте до пяти лет — без предоставления отдельного места, в возрасте от пяти до десяти лет — с 50-процентной скидкой от полной стоимости билета — с предоставлением отдельного места и при перевозке двух и более детей, в возрасте до десяти лет, один из них перевозится бесплатно, остальные — с 50-процентной скидкой от полной стоимости билета с предоставлением отдельных мест.
51. Проезд пассажиров в автотранспортных средствах пригородных маршрутов осуществляется в соответствии с пунктами 26—28 и 30-31 настоящего Положения.
52. При перевозках на междугородных маршрутах количество пассажиров в автотранспортном средстве не должно превышать числа мест для сидения.
53. При организации пассажирских перевозок, когда продолжительность работы водителя составляет более 9 часов или протяженность маршрута составляет 400 и более километров, на автомобиле должно быть оборудовано место для отдыха водителя и в рейс должно быть направлено два водителя.
54. Водитель автотранспортного средства обязан на контрольных пунктах в автовокзалах (автостанциях) и автокассах либо на конечных пунктах, предусмотренных графиком движения, делать отметку в билетно-учетном листе о времени прибытия и убытия, а также о количестве проданных билетов.
55. Перевозка на междугородных маршрутах осуществляется через автовокзалы (автостанции) или специально организованные перевозчиками пункты отправки и прибытия с обязательным обилечиванием пассажиров.
На междугородных и международных автобусных маршрутах пассажиры подлежат обязательному страхованию в установленном законодательством порядке.
производить подачу автобусов на автовокзал (автостанцию) не позднее, чем за 20 минут до отправления автобуса в рейс;
предоставлять дежурному диспетчеру удостоверения водителей на право управления, путевой и билетно-учетный листы, расписание движения и схему маршрута;
обеспечить наличие лицензии (лицензионной карточки) на используемом в работе автотранспортном средстве.
57. Дежурный диспетчер автовокзала (автостанции) после соответствующей проверки документов у водителя обязан:
б) произвести регистрацию данных о водителе(ях) и автотранспортном средстве в специальном журнале с указанием маршрута следования, количестве отправляемых пассажиров и общей суммы выручки от реализации билетов на рейс.
58. Перевозчик после выезда из автовокзала (автостанции) обязан руководствоваться схемой маршрута и соблюдать скоростной режим с обязательным заездом на промежуточные автовокзалы (автостанции) и автокассы, предусмотренные в расписаниях движения.
59. После завершения выполнения рейса водитель прибывает в место расположения перевозчика или на автовокзал (автостанцию), предусмотренный в расписаниях движения.
60. Посадка пассажиров в автотранспортное средство на автовокзалах (автостанциях) и остановочных пунктах с кассовой продажей билетов производится только при предъявлении билетов, приобретенных в кассах. Билеты действительны только на обозначенные в них день и рейс автобуса, если иное не обговорено соглашением сторон и не объявлено при реализации билетов.
61. Дежурный по посадке проверяет в момент посадки наличие у пассажиров проездных билетов. В пунктах, где нет дежурного по посадке, проверка билетов производится водителем.
62. На междугородных и международных маршрутах, если иное не оговорено соглашением сторон и не объявлено при реализации билетов:
а) при опоздании на автотранспортное средство в пределах трех часов, а вследствие болезни или несчастного случая — в течение трех суток с момента отправления автотранспортного средства, на которое был приобретен билет, по желанию пассажира проездной документ может быть возобновлен с доплатой 25 процентов стоимости билета или ему возвращается уплаченная стоимость проезда за вычетом 25 процентов стоимости билета.
Опоздание пассажира на автобус вследствие болезни или несчастного случая должно быть подтверждено справкой лечебного учреждения или актом о несчастном случае;
б) при возврате билета в кассу автовокзала (автостанции) не позднее, чем за 2 часа до отправления автотранспортного средства, пассажиру возвращается стоимость билета за вычетом платы за его предварительную продажу. При возврате билета позже этого срока, но до отправления автотранспортного средства возвращается стоимость оплаченного билета за вычетом 15 процентов его стоимости и платы за предварительную продажу;
в) при задержке отправления автотранспортного средства против расписания более, чем на 1 час, при предоставлении пассажиру места в автотранспортном средстве менее высокого класса, чем то, на которое был продан билет, а также при непредоставлении ему указанного в билете места он имеет право вернуть билет в кассу до отправления автотранспортного средства и получить обратно полную стоимость билета, включающую плату за его предварительную продажу.
При согласии пассажира на проезд в автотранспортном средстве более низкого класса ему возвращается разница между оплаченной суммой и причитающейся платой за проезд.
Возврат денег производится по распоряжению начальника (или дежурного) автовокзала (автостанции), пункта отправления автотранспортных средств. Билет погашается наложением на его обратной стороне штемпеля «возврат» с указанием времени сдачи билета пассажиром и размера возвращаемой стоимости проезда.
Деньги выдаются кассиром под роспись пассажира в ведомости для приема билетов и возврата денег, в которой указываются дата, номер рейса, наименование маршрута, номер и стоимость билета.
Погашенный билет и другие документы (квитанция об уплате за предварительную продажу, багажный билет и т. п.), служащие для возврата денег, вместе с ведомостью прилагаются к отчету кассира.
63. Если вместо автотранспортного средства, намеченного расписанием, предоставляется автотранспортное средство, стоимость проезда в котором выше, то пассажир, купивший билет до объявления об этом, имеет право проезда по этому билету без доплаты. С момента объявления о замене автобуса билеты продаются по установленному более высокому тарифу с соответствующим предупреждением пассажиров.
64. Если пассажир в пути следования по своей вине отстал от автотранспортного средства, в котором он следовал, то билет на следующий рейс не переоформляется и деньги за непроследованное расстояние не возвращаются.
65. При возврате организациями предварительно приобретенных ими проездных документов в кассы автовокзалов (автостанций) не позднее, чем за 3 суток до отправления автотранспортного средства, им возвращается стоимость проездных документов за вычетом платы за их предварительную продажу, если иное не обговорено соглашением сторон и не указано в билете. При возврате проездных документов позже этого срока удерживается 15 процентов стоимости проезда.
Удержание сумм стоимости проезда независимо от сроков возврата проездных документов не производится при возвращении проездных документов после отмены отправления автотранспортного средства.
66. Выплата стоимости возвращенных неиспользованных билетов и других проездных документов производится по месту приобретения проездных документов.
67. Сдаваемый к перевозке багаж должен быть в исправной упаковке. На принятый к перевозке багаж выдается багажный билет.
В зависимости от параметров багажного отсека автомобиля перевозчик вправе увеличить число мест и вес багажа, принимаемого к перевозке, без превышения общей вместимости и грузоподъемности автомобиля.
68. Пассажир имеет право перевозить с собой бесплатно ручную кладь размером до 60 см х 40 см х 20 см и весом не более 20 килограммов, длинномерные предметы до 150 см, а также мелких животных и птиц в клетках, коляску (детскую, инвалидную и др.), мелкий садовый инвентарь, детские санки.
69. В автобусах с багажным отделением (отсеком), осуществляющих пригородные перевозки и экспрессные перевозки авиапассажиров в аэропорты и между аэропортами, пассажир имеет право провозить с собой за плату два места багажа размером не более 100 см х 50 см х 30 см каждое, и длинномерные предметы размером от 150 до 200 см.
70. Багаж, габариты которого превышают хотя бы один из максимальных размеров, указанных в пункте 69, считается не соответствующим установленным параметрам.
71. Билеты на провоз багажа в автотранспортных средствах пригородных маршрутов продаются водителями (кондукторами при их наличии), а на конечных пунктах маршрутов, где организована кассовая продажа билетов, — кассирами (перронными контролерами).
72. Пассажир имеет право перевозить с собой в автотранспортных средствах междугородных (международных) маршрутов:
а) бесплатно — одно место ручной клади размером 60 см х 40 см х 20 см и весом не более 30 килограммов, в том числе мелких животных и птиц в клетках или одну пару лыж (детские санки), длинномерный предмет размером до 150 см;
б) в автобусах без багажного отделения (отсека) за плату согласно тарифу одно место багажа размером не более 100 см х 50 см х 30 см и весом не более 60 килограммов;
в) в автобусах, имеющих багажное отделение (отсек), за плату — два места багажа размером не более 100 см х 50 см х 30 см весом не более 60 килограммов каждый и длинномерные предметы размером от 150 см до 200 см.
73. Багаж, габариты которого превышают хотя бы один из максимальных размеров, указанных в пункте 72, считается не соответствующим установленным параметрам.
74. На междугородных (международных) маршрутах, где организовано движение багажных (грузовых) автомобилей, пассажир имеет право сдать багаж к перевозке на багажном автомобиле.
75. Прием багажа пассажиров к перевозке на багажных автомобилях производится при предъявлении проездных билетов. На каждый проездной билет (полный или детский) может быть принят багаж общим весом, не превышающим 150 кг. В зависимости от параметров багажного автомобиля перевозчик вправе увеличить число мест и вес багажа, принимаемого к перевозке.
76. Сдаваемый к перевозке багаж по своим размерам, упаковке и свойствам не должен затруднять погрузку и размещение в багажном автомобиле, а также причинять вред багажу других пассажиров. Тара и упаковка должны обеспечивать цельность и сохранность багажа на все время перевозки.
Багаж, упаковка которого имеет недостатки, которые не вызывают опасений утраты или порчи багажа, может приниматься к перевозке с отметкой об этих недостатках в перевозочных документах.
77. Пассажир, желающий отправить багаж на багажном автомобиле, должен предъявить его к сдаче заблаговременно, но не позднее 20 минут до отправления багажного автомобиля.
78. В подтверждение приема багажа к перевозке пассажиру выдается багажная квитанция установленного образца.
79. Пассажир имеет право при сдаче багажа к перевозке объявить его ценность с уплатой установленного тарифа в зависимости от стоимости сдаваемого багажа.
81. Принятый к перевозке отдельно от пассажира багаж должен быть доставлен в пункт назначения не позднее дня прибытия пассажира в этот пункт по расписанию.
82. Не востребованный пассажиром багаж хранится автовокзалом (автостанцией) или перевозчиком в пункте назначения в течение 30 дней после предусмотренного срока доставки. За хранение багажа взимается плата по тарифам.
По истечении 30 дней после предусмотренного срока доставки невостребованный багаж может быть продан, а вырученная от продажи сумма распределена в порядке, установленном законодательством.
83. Забытые пассажирами вещи подлежат обязательной сдаче водителем по окончании рейса, смены дежурному автовокзала (автостанции) или дежурному диспетчеру перевозчика, а при отсутствии их — в стол находок.
84. Дежурный автовокзала (автостанции), дежурный диспетчер перевозчика или работник стола находок обязан в присутствии лица, доставившего найденные вещи, составить акт в двух экземплярах с перечнем забытых вещей.
85. После составления акта вещи подлежат сдаче на склад под расписку кладовщика на обоих экземплярах акта, один из которых остается у перевозчика, а другой передается кладовщику вместе с вещами.
86. Дежурный автовокзала (автостанции) или дежурный диспетчер перевозчика обязан дать пассажиру разъяснения по вопросу, касающемуся розыска забытых им в автотранспортном средстве вещей.
87. Автовокзалы (автостанции) организуются в населенных пунктах и трассах автомобильных дорог для обслуживания пассажиров и оперативного руководства автобусным движением на маршрутах международного, междугородного и пригородного автобусного сообщения, размещения служебных помещений эксплуатационной службы и помещений для отдыха водителей.
Каждый автовокзал (автостанция) должен иметь свой паспорт установленного образца. Паспорт выдается Узбекским агентством автомобильного и речного транспорта.
См. последующую редакцию.
88. Автовокзалы (автостанции) подразделяются на определенные категории и классы. Положение о пассажирских автовокзалах (автостанциях), регламентирующее порядок их отнесения к категориям и классам, функции, технологический процесс работы утверждается Узбекским агентством автомобильного и речного транспорта.
См. последующую редакцию.
89. Перевозчик предоставляет физическим и юридическим лицам автобусы и легковые автомобили по их заявкам (заказам) или иным договорам перевозки.
90. Автобусы и легковые автомобили по заявкам (заказам) или иным договорам перевозки за пределы города предоставляются по направлениям действующей маршрутной сети перевозчика, по другим направлениям, не совпадающим с действующими маршрутами, — с предварительным проведением с водителями инструктажа по безопасности движения.
91. Отклонение от установленного маршрута следования, превышение скорости движения, перевозка в автотранспортном средстве сверх установленных норм вместимости, нарушение режима труда и отдыха водителей категорически запрещается.
92. В заявке (заказе), договоре перевозки заказчик должен указать место назначения, маршрут следования, места остановки, количество перевозимых пассажиров, фамилию, имя, отчество лица, ответственного за перевозку (руководителя группы, экскурсовода), продолжительность нахождения автотранспортного средства у заказчика.
93. Заявки на организацию перевозок детей принимаются перевозчиками к выполнению при условии сопровождения групп преподавателями или специально назначенными взрослыми (один взрослый на не более чем 15 детей). При перевозках групп детей школьного возраста для их сопровождения выделяются медицинские работники.
94. При массовых перевозках детей принимаются дополнительные меры по обеспечению безопасности детей, установленные Правилами дорожного движения.
95. Размеры тарифов на перевозки пассажиров и багажа автобусами и легковыми автомобилями, выделяемыми по заявкам (заказам) или иным договорам перевозки, устанавливаются на договорной основе между перевозчиком и клиентом. Оплата работы выделяемых автобусов и легковых автомобилей может быть установлена по повременному или сдельным тарифам.
96. Время пользования автобусом и легковым автомобилем исчисляется с момента выхода его из гаража и до момента возвращения в гараж, за вычетом времени отдыха водителя, что обуславливается при оформлении заявок (заказов) или иных договоров перевозки.
97. Линейные такси предназначены для обслуживания населения городскими, пригородными, междугородными и международными перевозками в порядке индивидуального пользования.
99. Размеры тарифов на перевозки пассажиров и провоз багажа линейными такси устанавливается перевозчиком.
100. Проезд оплачивается пассажиром по показаниям таксометра после окончания поездки и выгрузки багажа, независимо от количества ехавших с ним пассажиров и перевозимого багажа. Расчет с водителем производится наличными деньгами.
В случае найма линейного такси на стоянке несколькими пассажирами (с согласия первого в очереди) или посадки попутных пассажиров при согласии пассажира, нанявшего такси, общая сумма платы за проезд распределяется между пассажирами пропорционально расстоянию, проследованному каждым пассажиром.
См. последующую редакцию.
101. При посадке пассажиров в линейное такси водитель обязан оказать содействие в укладке багажа, а по окончании поездки напомнить пассажиру о выгрузке его вещей и багажа.
При предварительном заказе линейного такси водитель обязан обеспечить подачу автомобиля ко времени, указанному в наряде.
103. Заказы на подачу линейных такси в черте города принимаются диспетчером по телефону и лично от пассажиров.
Стоимость подачи линейного такси по заказу оплачивается заказчиком в соответствии с установленным тарифом по показанию таксометра.
104. Простой линейного такси в ожидании пассажира по его просьбе осуществляется за отдельную плату по взаимному соглашению сторон.
В салоне линейного такси разрешается перевозить различные предметы и вещи, которые свободно проходят через дверные проемы автомобиля (без снятия ограничителей), не портят и не загрязняют обивку салона и его оборудование, не мешают водителю управлять автомобилем и пользоваться зеркалом заднего вида.
Допускается провоз кошек, собак в намордниках при наличии поводков и подстилок, мелких животных в корзинах, сумках и птиц в клетках.
106. К воинским пассажирам относятся лица, оформившие проезд по воинским перевозочным документам Министерства обороны Республики Узбекистан, Министерства внутренних дел Республики Узбекистан, Службы национальной безопасности, Комитета по охране государственной границы Республики Узбекистан и члены их семей, записанные в этих документах.
См. последующую редакцию.
107. Перевозки воинских пассажиров выполняются по воинским перевозочным документам с последующим расчетом за них централизованно через Центральный банк Республики Узбекистан соответственно Министерством обороны, Министерством внутренних дел, Службой национальной безопасности и Комитетом по охране государственной границы Республики Узбекистан.
См. последующую редакцию.
Воинские перевозки могут также оплачиваться в общеустановленном порядке чеками из лимитированных книжек Центрального банка, платежными поручениями, акцептованными банком, или наличными деньгами.
108. Воинские перевозочные документы принимаются на всех автовокзалах (автостанциях) на территории Республики Узбекистан.
Воинские перевозочные документы, оформленные на перевозку воинскими частями и учреждениями Министерства обороны, Министерства внутренних дел, Службы национальной безопасности и Комитета по охране государственной границы Республики Узбекистан, должны иметь отличительные признаки, определяющие их принадлежность соответствующему министерству или ведомству.
См. последующую редакцию.
109. Воинские перевозочные документы предназначены для получения билетов на проезд пассажиров и перевозку багажа автомобильным транспортом в пригородном, внутриобластном, межобластном и международном сообщениях.
б) требование — для получения билетов на одиночно следующих людей или воинских команд численностью более двух человек на проезд автомобильным транспортом во внутриобластных и межобластных сообщениях;
в) талон багажный — для перевозки багажа. Талоны багажные обмениваются на багажные билеты или квитанции в кассах автовокзалов (автостанций) отправления.
Все виды воинских перевозочных документов обмениваются на билеты общей формы, на багажные билеты или квитанции только в билетных кассах пункта отправления.
110. Проезд лиц, имеющих право на бесплатный или льготный проезд, допускается в маршрутных автобусах, независимо от их принадлежности и форм собственности. Такие лица обязаны при входе в автобус предъявлять соответствующий документ, дающий право бесплатного или льготного проезда.
111. Для пассажиров, совершающих поездки бесплатно, а также пользующихся льготами на проезд, обязательны правила и условия перевозок, действующие на автомобильном транспорте.
112. Провоз багажа и оплата за услуги пассажиром, имеющим право на бесплатный или льготный проезд в автобусах, производится на общих основаниях.
113. Перевозчики в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, вытекающих из договора перевозки пассажиров и багажа, несут материальную ответственность в порядке, предусмотренном настоящими Правилами и иным законодательством.
114. Перевозчики несут материальную ответственность и возмещают ущерб за утрату, недостачу, порчу или повреждение принятого к перевозке багажа, если не докажут, что утрата, недостача, порча или повреждение произошли не по их вине.
в случае утраты или недостачи багажа — в размере стоимости утраченного или недостающего груза или багажа;
в случае повреждения (порчи) багажа — в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного (испорченного) багажа — в размере его стоимости;
в случае утраты багажа, сданного к перевозке с объявлением его ценности, — в размере объявленной стоимости багажа.
115. При непредоставлении перевозчиком автобусов и легковых автомобилей, работа которых оплачивается по повременному тарифу, в количестве, предусмотренном принятой к исполнению заявке (заказом) или иным договором перевозки, или при опоздании подачи этих автобусов и легковых автомобилей, перевозчик уплачивает заказчику 10% стоимости пользования автобусами и легковыми автомобилями, исходя из времени пользования, указанного в заявке (заказе) или договоре, если иное не предусмотрено соглашением сторон.
116. За задержку в отправлении автотранспортного средства для перевозки пассажиров или опоздании в прибытии в пункт назначения, за исключением перевозок в городском сообщении, перевозчик уплачивает пассажиру неустойку в форме штрафа, если не докажет, что задержка или опоздание имели место вследствие обстоятельств непреодолимой силы или иных причин, не зависящих от перевозчика.
По факту задержки отправления автотранспортного средства для перевозки пассажиров или опоздания в прибытии в пункт назначения дежурным диспетчером автовокзала (автостанции) составляется акт. В акте указываются время отправления (прибытия) автотранспортного средства по утвержденным расписаниям и фактическое время отправления (прибытия). Акт подписывается дежурным диспетчером и двумя пассажирами. В случае отсутствия на автовокзале (автостанции) дежурного диспетчера акт подписывается не менее чем тремя пассажирами.
Размер штрафа, выплачиваемого пассажиру за задержку отправления (прибытия) автотранспортного средства, определяется в зависимости от ее продолжительности из расчета 10% от стоимости билета за первый полный час (60 минут) задержки отправления (прибытия), а за каждые последующие 15 минут задержки отправления (прибытия) — из расчета 3% от стоимости билета. Общая сумма штрафа не должна превышать 50 процентов от стоимости билета.
Штраф выплачивается пассажиру самим перевозчиком или по письменному указанию начальника или дежурного автовокзала (автостанции).
Выплата пассажиру штрафа не освобождает перевозчика от обязанности возместить пассажиру убытки, понесенные им вследствие задержки отправления автотранспортного средства или его опоздания в прибытии в пункт назначения в соответствии с действующим законодательством. В случае отказа пассажира от перевозки по причине задержки отправления автотранспортного средства перевозчик обязан возвратить пассажиру провозную плату и другие понесенные им расходы.
117. Перевозчик несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью пассажира в соответствии законодательством.
118. Пассажиры несут материальную ответственность за порчу или повреждение оборудования и инвентаря автотранспортных средств в соответствии с законодательством.
119. Лицо, предъявившее при контроле билет или удостоверение, не дающие права на проезд или провоз багажа в данном автотранспортном средстве, относится к категории безбилетных пассажиров. Поддельные, неправильно оформленные или оформленные на другое лицо проездные билеты и удостоверения подлежат изъятию контролирующим лицом.
120. Штрафы налагаются уполномоченными на то работниками автомобильного транспорта или органами внутренних дел в порядке, предусмотренном Кодексом Республики Узбекистан об административной ответственности.
121. При уплате пассажиром штрафа ему выдается квитанция установленной формы с указанием взысканной суммы. Уплата штрафа не освобождает пассажира от приобретения проездного билета или оплаты провоза багажа.
При невозможности определения пункта начала поездки пассажира, не имеющего билета на проезд или провоз багажа, стоимость проезда и провоза багажа исчисляется по расстоянию от начального пункта отправления до пункта следования.
122. При отказе лиц, подавших заявку (заказ) или заключивших иной договор перевозки, полностью или частично использовать автобусы и легковые автомобили, работа которых оплачивается по повременному тарифу, в количестве, предусмотренном заявкой (заказом) или договором, указанные лица уплачивают перевозчику 10% стоимости пользования автобусами и легковыми автомобилями, исходя из времени пользования, указанного в заявке (заказе) или договоре.
123. Претензии, возникающие в процессе перевозки пассажиров и багажа, могут быть предъявлены к перевозчику пункта отправления или назначения по усмотрению заявителя претензии.
124. Претензии к перевозчику могут быть предъявлены в течение шести месяцев, а претензии об уплате штрафов — в течение 45 дней.
б) по истечении 10 суток после наступления сроков доставки багажа — по претензиям о возмещении за утрату багажа;
в) со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии — во всех остальных случаях.
125. Перевозчик обязан рассмотреть заявленную претензию и уведомить заявителя о ее удовлетворении в следующие сроки со дня получения претензии:
При частичном удовлетворении или отклонении претензий перевозчик должен указать в уведомлении об этом мотивы принятого решения и возвратить заявителю приложенные к претензии документы.
1. Требования являются документом, устанавливающим порядок обеспечения безопасности движения на автобусных перевозках.
См. последующую редакцию.
Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей, городов, районов, принимающих решения об открытии новых автобусных маршрутов и продолжении эксплуатации действующих;
министерств и ведомств, перевозчиков, независимо от форм собственности, осуществляющих автобусные перевозки своим транспортом или заключающих договоры на перевозку с предприятиями (организациями), не входящими в их систему;
министерств, ведомств, обеспечивающих строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог, улиц, искусственных сооружений, железнодорожных переездов, паромных переправ;
дорожных, коммунальных, других организаций, осуществляющих установку и эксплуатацию технических средств регулирования дорожного движения;
организаций системы гидрометеорологии, информирующих перевозчиков и дорожные организации, государственные службы безопасности дорожного движения о неблагоприятных изменениях погодных условий;
Государственной службы безопасности дорожного движения, осуществляющей контроль за соблюдением нормативов и правил в области обеспечения безопасности дорожного движения, проводящей мероприятия по регулированию и организации дорожного движения;
организаций системы Министерства здравоохранения Республики Узбекистан, обеспечивающих проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей;
Узбекского агентства автомобильного и речного транспорта (его территориальных отделений), осуществляющего контроль за соблюдением органами управления и хозяйствующими субъектами нормативно-правовых актов по организации и обеспечению безопасности автомобильных перевозок.
См. последующую редакцию.
Настоящие требования не распространяются на Службу национальной безопасности, Министерство обороны, Министерство внутренних дел и Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
дорожно-эксплуатационными, коммунальными, другими организациями (предприятиями), в ведении которых находятся автомобильные дороги, улицы, искусственные сооружения, железнодорожные переезды, паромные переправы, технические средства регулирования дорожного движения;
4. Основными задачами перевозчиков, независимо от форм собственности, осуществляющих автобусные перевозки, при обеспечении ими безопасности являются:
проведение в установленные сроки занятий по Правилам дорожного движения и повышение профессионального мастерства водителей;
организация контроля за своевременным прохождением водителями медицинского переосвидетельствования и регулярного медицинского осмотра перед осуществлением перевозок;
обеспечение водителей схемами автобусных маршрутов, а также информацией о погодных условиях на маршруте, изменении состояния дорог и организации дорожного движения;
контроль за соблюдением водителями допустимой продолжительности рабочего времени, а также организацией их отдыха и питания;
проведение нормирования пассажиропотока, скоростей движения и составление расписаний движения с учетом обеспечения безопасности, соблюдения труда и отдыха водителей;
контроль за использованием автобусов, соблюдением водителями расписания движения по маршруту и Правил дорожного движения;
обеспечение наличия лицензионной карточки на каждом автотранспортном средстве, находящемся в эксплуатации;
соблюдение законодательных и нормативно-правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения.
5. Основными задачами Узбекского агентства автомобильного и речного транспорта (его территориальных отделений) в обеспечении безопасности автобусных перевозок являются:
См. последующую редакцию.
контроль за соблюдением нормативно-правовых актов по организации и обеспечению безопасности автомобильных перевозок;
контроль за соблюдением лицензионных требований и условий при осуществлении автомобильных перевозок;
контроль за соблюдением иностранными и национальными перевозчиками основных условий и положений международных соглашений и конвенций в области автомобильного транспорта, участницей которых является Республика Узбекистан;
См. последующую редакцию.
внедрение механизмов тендерной реализации маршрутов перевозок, контроль за соблюдением условий тендерных контрактов, создание равных условий функционирования для перевозчиков всех форм собственности.
6. Основными задачами дорожно-эксплуатационных, коммунальных, железнодорожных и других организаций (предприятий) в обеспечении безопасности автобусных перевозок являются:
содержание находящихся в их ведении автомобильных дорог, улиц, искусственных сооружений, железнодорожных переездов, паромных переправ, дорожных знаков, других средств регулирования движения в технически исправном состоянии, обеспечивающем беспрепятственное и безопасное движение;
оперативное выявление опасных участков дорог, принятие мер к устранению в установленные сроки источников опасности или, в случае невозможности этого, к закрытию автобусного движения;
своевременное выполнение мероприятий по устранению недостатков в оборудовании и содержании автомобильных дорог, улиц, искусственных сооружений, железнодорожных переездов, паромных переправ, установленных комиссиями по обследованию автобусных маршрутов.
7. Основной задачей подразделений ГСБДД по обеспечению безопасности автобусных перевозок является осуществление контроля за соблюдением участниками движения нормативов и правил, регламентирующих:
порядок установки и содержания дорожных знаков, других технических средств регулирования дорожного движения;
В случае невыполнения указанных нормативов и правил, регламентирующих автобусные перевозки, ГСБДД принимаются меры к их устранению и, при необходимости, к закрытию автобусного движения.
8. Руководители перевозчиков независимо от форм собственности, осуществляющие или обеспечивающие автобусные перевозки, несут персональную ответственность за невыполнение настоящих Требований, в соответствии с действующим законодательством.
9. К управлению автобусами, предназначенными для перевозки пассажиров, допускаются водители, имеющие соответствующую категорию (квалификацию), достигшие 21-летнего возраста и прошедшие медицинский осмотр.
10. На междугородные, горные маршруты, а также туристско-экскурсионные перевозки по разовым заказам и перевозки детей допускаются лица, непрерывно работающие в качестве водителя автобуса последние три года.
11. На международные маршруты допускаются лица, непрерывно работающие в качестве водителя последние три года и имеющие свидетельство о профессиональной компетенции в области международных автомобильных пассажирских перевозок.
12. Водитель автобуса должен соответствовать требованиям Государственного стандарта Узбекистана Dst 974/2000, Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом.
13. Техническое состояние и оборудование автобусов должны отвечать требованиям соответствующих стандартов, правил технической эксплуатации, Положения о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта, инструкций предприятий-изготовителей и другой нормативно-технической документации.
См. последующую редакцию.
На автомобильных дорогах IV и V категорий разрешается работа автобусов с осевой нагрузкой до 6 тонн.
15. Автобусы, используемые на горных и приравненных к ним маршрутах, должны быть оборудованы передними противотуманными фарами и фонарями заднего хода, упорами для подкладывания под колеса не менее 2 шт.
На автобусах, выделенных для туристско-экскурсионных перевозок, устанавливается лобовой указатель «туристский» или «экскурсионный», а для специальных перевозок по разовым заказам — «заказной».
На всех автобусах, осуществляющих перевозку детей, должен быть установлен опознавательный знак, предусмотренный правилами дорожного движения.
Автобусы, осуществляющие междугородные-межобластные и международные пассажирские перевозки, должны быть оборудованы контрольными приборами (тахографами) с пломбами сервисной мастерской, а в международном сообщении также должны иметь отличительный знак Республики Узбекистан.
См. предыдущую редакцию.
(абзац пятый пункта 15 утратил силу в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 29 мая 2006 года № 98 — Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2006 г., № 22, ст. 194)
16. Автобусные перевозки пассажиров и багажа осуществляются с соблюдением Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и иного законодательства.
17. Регулярные (рейсовые) пассажирские автобусные маршруты размещаются между перевозчиками независимо от форм собственности на тендерной основе.
18. Право работы на регулярном (рейсовом) автобусном маршруте имеет перевозчик, заключивший тендерный контракт с территориальной Комиссией по организации пассажирских перевозок либо с иным уполномоченным органом.
Работа на регулярном (рейсовом) автобусном маршруте без заключения тендерного контракта не допускается.
19. Организаторы автобусных перевозок (руководители автопредприятий, индивидуальные предприниматели) должны иметь соответствующее свидетельство о профессиональной компетенции в области автомобильных перевозок, выдаваемой в порядке, установленном Узбекским агентством автомобильного и речного транспорта.
См. последующую редакцию.
20. Допустимое время управления, перерывов, ежедневного и еженедельного отдыха водителей междугородных — межобластных и международных маршрутов определяется в соответствии с международными нормами.
21. Расписание движения при осуществлении автобусных перевозок должно составляться перевозчиком на основе нормативных значений скорости движения на отдельных этапах маршрутов, при условии, что эти скорости соответствуют показателям, разрешенным правилами дорожного движения, дорожными знаками.
22. При перевозках на городских и пригородных маршрутах количество пассажиров в автобусе не должно превышать их полной вместимости, а при перевозках на междугородных, международных, горных, туристско-экскурсионных маршрутах, перевозках детей и разовых перевозках — числа мест сидения.
23. Для работы на междугородных-межобластных и международных автобусных маршрутах допускаются только автобусы, имеющие багажные отсеки.
При организации автобусных перевозок, когда продолжительность работы водителя управления автобусом составляет более 9 часов или протяженность маршрута составляет 400 и более километров, на автобусе должно быть оборудовано место для отдыха водителя и в рейс должно быть направлено два водителя.
Запрещается организация автобусных перевозок на междугородных межобластных и международных маршрутах с одним водителем на маршрутах протяженностью 400 и более км, а также выполнение ночных рейсов, если иное не предусмотрено тендерным контрактом.
См. последующую редакцию.
24. В расписании движения автобусов, осуществляющих междугородные-межобластные, международные туристско-экскурсионные перевозки, в обязательном порядке предусматривается отдых водителя не менее 15 минут через каждые 1,5 часа управления либо 45 минут через 4,5 часа управления.
25. Водитель автобуса обязан на контрольных пунктах (автовокзалах, автостанциях, диспетчерских пунктах) в случаях, если они предусмотрены расписанием движения, делать отметку в билетно-учетном листе о времени прибытия и убытия.
26. При возникновении неисправностей в автобусе, угрожающих безопасности дорожного движения, а также при ухудшении самочувствия водителя движение автобуса должно быть немедленно прекращено. Информация об этом передается диспетчеру ближайшего автовокзала (автостанции) либо перевозчику, который обязан принять меры по замене автобуса или водителя с целью обеспечения выполнения перевозки.
27. Маршрутная документация составляется в количестве экземпляров, необходимом для хранения по одному экземпляру:
См. последующую редакцию.
Маршрутная документация регулярного международного автобусного маршрута составляется в количестве экземпляров, необходимом для хранения по одному экземпляру у компетентных органов государств, по территории которых проходит маршрут, и у перевозчиков.
См. последующую редакцию.
28. Маршрутная документация пересматривается и переутверждается по мере необходимости на основании обследования пассажиропотоков, при изменении схемы движения и технических характеристик автобусов.
29. Оформление договоров и разовых заказов на выделение автобусов организациям, предприятиям и гражданам для осуществления туристско-экскурсионных, специальных или разовых перевозок производится перевозчиками в соответствии с правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, другими нормативными документами.
Договоры и заказы оформляются по получении от заказчика сведений с места назначения, о маршруте следования, местах остановок, числе перевозимых пассажиров, лице, ответственном за перевозку (руководитель группы, экскурсовод). Продолжительность нахождения автобуса у заказчика, фамилия ответственного за перевозку должны быть внесены в путевой лист.
30. При осуществлении перевозок двумя и более автобусами, вместимостью более 30 человек каждый, и тремя и более автобусами, вместимостью менее 30 человек каждый, их движение осуществляется колонной под сопровождением. Перевозчиком назначается лицо, ответственное за контроль за соблюдением правил перевозок пассажиров и багажа, правил пользования автобусами, других нормативных документов, требований безопасности движения и техники безопасности.
Решение о сопровождении колонн транспортными средствами государственной службы безопасности дорожного движения принимается руководителями управлений внутренних дел, а автомобилями службы безопасности движения — перевозчиками.
См. последующую редакцию.
31. Туристско-экскурсионные и специальные перевозки (вахтовые, доставка трудящихся на производственные объекты, сельскохозяйственные работы) по маршруту, не совпадающему с утвержденными маршрутами движения автобусов перевозчика, осуществляются с разрешения территориальных органов службы ГСБДД.
См. последующую редакцию.
Заказы на разовые перевозки принимаются при наличии у перевозчика информации о дорожных условиях на намечаемом маршруте или получении ее от заказчика. Заказчик несет полную ответственность за достоверность представленных данных.
Если дорожные условия на маршруте не обеспечивают безопасность перевозки пассажиров, автобусы не выделяются.
32. При туристско-экскурсионных перевозках по разовым заказам руководители организации-заказчика обязаны обеспечить:
подбор, подготовку и инструктаж руководителя группы по вопросам безопасности движения и технике безопасности;
проведение инструктажа туристов, групп детей о правилах поведения в пути следования и пользования автобусом;
руководителя группы заверенным организацией списком пассажиров, копией уведомления государственной службы безопасности дорожного движения о перевозке детей;
33. В случаях регулярных туристско-экскурсионных перевозок за пределы области (республики) организация-заказчик (перевозчик) должна предусмотреть сохранность, подготовку автобуса к обратному рейсу, возможность его технического обслуживания на территории других областей (республик).
34. Руководители групп обязаны обеспечить надлежащий порядок среди пассажиров, особенно детей, во время движения, посадки, высадки из автобуса и при остановках.
проинструктировать водителей об особенностях маршрута, обеспечении безопасности движения, при туристско-экскурсионных перевозках — также о правилах обслуживания туристов и экскурсантов, при перевозках детей — о правилах осуществления таких перевозок, сделать запись об этом в путевом листе и журнале инструктажа водительского состава;
назначить контрольное время возвращения автобуса в предприятие, через 2 часа после истечения контрольного времени принять меры к установлению места нахождения автобуса.
36. Водители, осуществляющие туристско-экскурсионные перевозки или перевозки по разовым заказам, обязаны выполнять указания ответственных за перевозку (руководителей групп) в случае, если они не противоречат правилам перевозки пассажиров, правилам дорожного движения, не связаны с изменением маршрута.
выбрать модель автобуса для перевозки совместно с заказчиком, провести замер протяженности маршрута и нормирование скоростей движения, составить и утвердить график движения автобусов с учетом обеспечения безопасности, установленного режима труда и отдыха водителей;
составить совместно с заказчиком схему движения автобуса, согласовать ее с государственной службой безопасности дорожного движения.
38. Организация перевозки детей (до 16 лет) производится в соответствии с Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и настоящими Требованиями.
39. Перевозка детей автобусами должна осуществляться в светлое время суток, с включенным ближним светом фар. Скорость движения выбирается водителем (а при сопровождении — старшим за его обеспечение), в зависимости от дорожных, метеорологических и других условий. При этом во всех случаях она не должна превышать 60 км/час.
40. Договор на туристско-экскурсионные перевозки и разовые заказы на перевозки детей заключаются перевозчиками при условии сопровождения группы преподавателями или специально назначенными взрослыми. Для сопровождения детей, перевозимых колонной автобусов, решение о выделении медицинских работников принимается органами здравоохранения на местах.
См. последующую редакцию.
предусматривать специальные рейсы, обеспечивающие своевременную доставку детей до места назначения, не допуская перегруза этих рейсов. Систематически контролировать выполнение таких перевозок, состояние автомобильных дорог, пунктов посадки и высадки детей;
устанавливать на маршрутах специальные остановочные знаки с указанием времени прохождения автобусов, осуществляющих перевозку детей.
43. Техническое состояние автомобильных дорог, улиц, искусственных сооружений, железнодорожных переездов, паромных переправ, по которым проходят автобусные маршруты, их инженерное оборудование должны удовлетворять требованиям безопасности движения, установленным СНиП, техническим правилам ремонта и содержания автомобильных дорог, другим нормативным документам.
44. Допускается, в порядке исключения, организация движения автобусов на временных маршрутах по дорогам, не полностью отвечающим требованиям нормативных документов с разрешения территориальных комиссий безопасности дорожного движения. В этом случае соответствующими перевозчиками, а также дорожными, коммунальными и другими организациями, в ведении которых находятся дороги, должны быть приняты меры по обеспечению безопасности движения автобусов (выявлены и внесены в схемы маршрутов опасные участки; обозначены места автобусных остановок, проведен инструктаж водителей; определены скорости, обеспечивающие безопасность движения; в опасных местах установлены ограждения, дорожные знаки и т. д.). Если несоответствие дорог требованиям нормативных документов носит сезонный характер и связано с действием погодно-климатических факторов, то в порядке исключения движение автобусов может организовываться на маршрутах, действующих только в благоприятное для проезда время года.
См. последующую редакцию.
45. Дорожные, коммунальные, другие организации при проведении плановых мероприятий по строительству, реконструкции и ремонту автомобильных дорог, улиц, искусственных сооружений и т. д., затрудняющих движение транспорта, обязаны:
не позднее, чем за 10 дней проинформировать об этом соответствующие органы государственной службы безопасности дорожного движения, предоставив им на согласование варианты объездных путей на период проведения ремонтно-строительных работ;
привести объезд в пригодное для безопасного движения состояние, обустроив его необходимыми техническими средствами организации дорожного движения.
46. Разрешения на проведение ремонтных и других видов работ, связанных с закрытием автомобильных дорог, по которым проходят автобусные маршруты, выдаются хокимиятами. Разрешение выдается при наличии согласования места, времени проведения таких работ, схемы расстановки временных технических средств регулирования движения с органами государственной службы безопасности дорожного движения.
47. Ремонт и содержание автомобильных дорог, улиц с регулярным автобусным движением проводятся дорожными, коммунальными и другими организациями, в ведении которых они находятся, в соответствии с техническими правилами ремонта и содержания автомобильных дорог, правилами эксплуатации дорог, нормативными документами министерств и ведомств Республики Узбекистан, а также требованиями, определенными хокимиятами.
Зимнее содержание автомобильных дорог и улиц (очистке от снега, борьба с гололедом), осуществляется на основании регламентирующих документов.
48. О состоянии и проезжаемости автомобильных дорог в зимний период дорожные и другие организации, в ведении которых они находятся, обязаны своевременно информировать участников дорожного движения установкой соответствующих дорожных знаков.
49. Установка и эксплуатация технических средств регулирования дорожного движения должны производиться соответствующими дорожными и другими организациями, в ведении которых находятся дороги, а также специализированными эксплуатационными подразделениями органов внутренних дел (в городах и других населенных пунктах). В иных случаях такая работа может осуществляться указанными подразделениями органов внутренних дел за счет средств организаций и ведомств, на балансе которых находятся дороги.
Установка технических средств регулирования должна производиться в соответствии с требованиями ГОСТа по предписанию или с разрешения государственной службы безопасности дорожного движения.
50. Перевозчики, автовокзалы и автостанции, водители автобусов должны немедленно сообщить в дорожные, коммунальные и другие органы, в ведении которых находятся автомобильные дороги, улицы, железнодорожные переезды, паромные переправы, а также в государственные службы безопасности дорожного движения о недостатках в их состоянии, инженерном оборудовании и содержании, угрожающих безопасности движения.
У перевозчиков, осуществляющих автобусные перевозки, должны быть заведены специальные журналы для регистрации предложений водителей по улучшению дорожных условий, систем организации движения на маршруте.
51. Выбор местоположения автобусных остановок производится соответствующими службами заказчика перевозок и дорожных организаций, исходя из требований СНиП. При этом должны быть соблюдены условия обеспечения максимального удобства пассажиров, необходимой видимости автобусных остановок и безопасности движения транспортных средств и пешеходов в их зоне. Местоположение автобусных остановок согласовывается главным архитектором города (района), государственной службой безопасности дорожного движения, а в зоне железнодорожных переездов — и с отделениями железной дороги и утверждается хокимиятами.
Обустройство автобусных остановок в городах осуществляется хокимиятами, на автомобильных дорогах — дорожными организациями в соответствии с требованиями нормативных документов.
52. Хокимияты и дорожные органы должны обеспечивать организацию освещения автобусных остановок и подходов к ним в городах и населенных пунктах в темное время суток в соответствии с требованиями СНиП.
53. Порядок содержания и уборки автобусных остановок, а также предприятия и организации, осуществляющие эту работу, определяются хокимиятами.
Расчистка от снега остановочных павильонов и посадочных площадок, переходно-скоростных полос производится обязательно.
54. При установлении автобусных маршрутов должны изыскиваться решения, исключающие их прохождение через железнодорожные переезды.
В исключительных случаях, когда найти такое решение не представляется возможным, открытие автобусного движения (постоянное или временное) на действующих переездах со шлагбаумами и без шлагбаумов допускается в каждом отдельном случае с разрешения начальника отделения дороги или другой организации, в ведении которой находятся переезды. При этом ввод автобусного движения на переездах без шлагбаумов разрешается только после оборудования их автоматической светофорной сигнализацией. Запрещается введение автобусных маршрутов по переездам без шлагбаумов, не оборудованных автоматической светофорной сигнализацией.
55. Железнодорожные переезды содержатся и оборудуются в строгом соответствии с Инструкцией по устройству и обслуживанию переездов.
56. Переезды на пересечении железнодорожных путей ГАЖК «Узбекистон темир йуллари» с автомобильными дорогами общего пользования являются переездами общего пользования и содержатся за счет средств компании.
Переезды на пересечениях ведомственных подъездных железнодорожных путей с дорогами общего пользования или дорогами отдельных предприятий содержатся за счет организаций, в ведении которых находятся подъездные железнодорожные пути либо организаций, пользующихся ими.
Переезды на пересечениях железнодорожных путей с подъездными дорогами отдельных предприятий или организаций являются переездами необщего пользования и содержатся за счет организаций или предприятий, пользующихся этими переездами.
57. ГАЖК «Узбекистон темир йуллари» и ее подразделения, министерства и ведомства, в ведении которых находятся железные дороги, должны заранее, за 5 дней, информировать другие министерства, осуществляющие автобусные перевозки, а также государственную службу безопасности дорожного движения о плановых мероприятиях по реконструкции и ремонту железнодорожных переездов или пути, при которых нарушается или затрудняется пропуск транспортных средств на маршрутных автобусных перевозках.
58. Порядок движения через железнодорожные переезды или обход их на время выполнения работ по ремонту устройств на них, при котором нарушается или затрудняется пропуск транспортных средств, согласовывается с организациями, производящими ремонт, с государственной службой безопасности дорожного движения, а при ремонте проезжей части переезда и с соответствующими дорожными организациями. Движение автобусов через железнодорожные переезды должно производиться с особой осторожностью, со строгим соблюдением требований Правил дорожного движения.
59. Остановочные пункты в зоне железнодорожных переездов должны размещаться на расстоянии не ближе 100 м от крайнего рельса, а их техническое решение должно обеспечивать беспрепятственное движение транспорта по основным полосам движения в случае остановки автобуса.
60. Мосты, путепроводы, эстакады и другие искусственные сооружения, находящиеся на автобусных маршрутах, должны удовлетворять требованиям безопасности движения, установленным СНиП и другими нормативными документами.
61. Определение соответствия вновь открываемых автобусных маршрутов требованиям безопасности движения осуществляется комиссиями из представителей заинтересованных организаций (транспортных, дорожных, коммунальных и других), а также государственной службы безопасности дорожного движения, утверждаемыми хокимиятами, Советом Министров Республики Каракалпакстан, концерном «Узавтодор», Узбекским агентством автомобильного и речного транспорта.
См. последующую редакцию.
Члены комиссии по вопросам, входящим в их компетенцию, несут персональную ответственность за оценку соответствия действующих и вновь открываемых автобусных маршрутов требованиям безопасности движения.
информации о маршруте, представляемой транспортной организации или другой организацией, осуществляющей перевозку пассажиров;
данных о дорожных условиях на маршруте (параметрах и состоянии проезжей части обочин, элементах плана и профиля дороги, интенсивности и составе движения, состоянии искусственных сооружений, железнодорожных переездов, паромных и ледовых переправ, наличии средств организации движения и т. п.), представляемых дорожными, коммунальными и другими организациями, в ведении которых находятся дороги, искусственные сооружения, железнодорожные переезды и т. д.;
сведений государственной службы безопасности дорожного движения о местах концентрации дорожно-транспортных происшествий, их причинах;
Руководители соответствующих организаций обязаны своевременно представлять комиссиям указанную информацию.
63. В ходе обследования при выявлении участков, которые по условиям движения не удовлетворяют требованиям нормативных документов по обеспечению безопасности перевозок, определяются конкретные дорожные факторы, представляющие опасность для движения, должны уточняться параметры дороги, ее техническая категория, проводиться замеры протяженности маршрута и отдельных его этапов.
64. Результаты обследования отражаются в акте, в котором дается заключение комиссии о том, соответствует или не соответствует автобусный маршрут требованиям безопасности движения. В акт вносятся также предложения комиссии по проведению неотложных и перспективных мероприятий, направленных на улучшение условий движения и предупреждение дорожно-транспортного происшествия на маршруте. Акт обследования хранится у перевозчика вместе с маршрутными документами.
65. Акты обследования передаются в соответствующие хокимияты, Совет Министров Республики Каракалпакстан, Узбекское агентство автомобильного и речного транспорта (его территориальные отделения), подразделения компании «Узавтойул» и государственной службы безопасности дорожного движения для решения вопроса об открытии или продолжении эксплуатации маршрута, принятия мер к совершенствованию перевозок и повышению их безопасности, организации контроля за устранением недостатков в состоянии, оборудования и содержания автомобильных дорог, улиц, искусственных сооружений.
См. последующую редакцию.
66. Копии актов направляются в дорожные, коммунальные и другие организации, в ведении которых находятся автомобильные дороги, улицы, искусственные сооружения, железнодорожные переезды, для проведения неотложных мероприятий по устранению недостатков и учета при планировании работ. Копии актов передаются также перевозчику для обеспечения соответствия подвижного состава дорожным условиям, использования при проведении инструктажей водителей, нормирования скоростей движения автобусов и для контроля в государственную службу безопасности дорожного движения.
67. Руководители организаций, на которые возложено устранение отмеченных в акте недостатков, должны регулярно докладывать органам, принявшим решение об открытии или продолжении эксплуатации маршрута, о ходе намеченных работ.
68. В целях безопасности дорожного движения при открытии автобусных маршрутов должны максимально изыскиваться решения, исключающие прохождение маршрутов через железнодорожные переезды. В случаях, когда это невозможно, открытие движения рейсовых автобусов (постоянно или временно) через железнодорожные переезды допускается с разрешения начальника железной дороги или руководителя организации, в ведении которой находятся переезды, по представлению комиссии, проводившей обследование маршрута.
отсутствует возможность обеспечения соответствия весовых параметров и габаритов автобусов фактическим категориям автомобильных дорог;
необходимо открыть автобусное движение по участкам автомобильных дорог, улиц, через искусственные сооружения, железнодорожные переезды и паромные переправы, при неполном соответствии их технического состояния, инженерного оборудования, уровня содержания требованиям нормативных документов.
70. При открытии временного (сезонного) маршрута должен быть четко определен срок (период) действия этого маршрута, а также комплекс мероприятий, которые необходимо осуществить перевозчиками, дорожными, коммунальными и другими организациями в целях обеспечения безопасности движения автобусов.
71. Закрытие автобусного маршрута производится в случае его несоответствия требованиям безопасности дорожного движения либо нецелесообразности его дальнейшего функционирования.
72. В случаях, не терпящих отлагательства (разрушение дорог, дорожных сооружений, вызванное стихийными явлениями, ухудшение дорожных или метеорологических условий до уровня, при котором не обеспечивается безопасность движения, аварии на тепловых, газовых электрических и других коммуникациях), перевозчики, дорожные, коммунальные организации, подразделения ГСБДД, органы государственной власти на местах или специально уполномоченные ими органы по управлению пассажирским транспортом вправе немедленно прекратить автобусное движение с одновременным информированием об этом соответствующих перевозчиков, дорожных, коммунальных организаций, подразделений ГСБДД.
См. последующую редакцию.
Порядок временного прекращения движения автобусов определяется органами, наделенными полномочиями по открытию и закрытию маршрутов.
73. Дорожные, коммунальные организации, гидрометеослужба, подразделения ГСБДД, пассажирские автовокзалы, автостанции и перевозчики незамедлительно информируют друг друга о получении от гидрометеослужбы штормовых предупреждений о стихийных бедствиях, опасных для движения.
При получении штормового предупреждения перевозчики, автовокзалы, автостанции обязаны предпринять меры по незамедлительному оповещению всех автопредприятий, частных лиц, осуществляющих автобусные перевозки в районе стихийного бедствия, о временном закрытии движения.
74. Об открытии новых, закрытии действующих автобусных маршрутов, их изменении, а также временном прекращении движения автобусов перевозчики, автовокзалы, автостанции информируют население, заинтересованные организации.
75. Состав комиссии по обследованию автобусных маршрутов утверждается решением органа, имеющего право на открытие (закрытие) маршрута. Как правило, в состав комиссии, возглавляемой представителем этого органа, входят ответственные лица от Узбекского агентства автомобильного и речного транспорта (его территориальных отделений), перевозчиков, подразделений ГСБДД, дорожных, коммунальных организаций, железных дорог и иных структур, в ведении которых находятся железные дороги.
Подготовительная работа по открытию международного автобусного маршрута выполняется комиссией, создаваемой из числа аналогичных представителей компетентных органов государств, по территории которых предполагается прохождение маршрута. Комиссия возглавляется начальником Узбекского агентства автомобильного и речного транспорта.
См. последующую редакцию.