См. последующую редакцию.
Комментарий LexUz
Настоящее постановление утратило силу в соответствии с постановлением Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 21 февраля 2020 года № 05 «О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан и Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан, признании утратившими силу некоторых постановлений Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан».
В связи с возникающими в судебной практике некоторыми вопросами и в целях обеспечения правильного и единообразного применения общей части Налогового кодекса Республики Узбекистан при рассмотрении дел хозяйственными судами, руководствуясь статьей 47 Закона Республики Узбекистан «О судах», Пленум Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан постановляет:
1. Обратить внимание хозяйственных судов на то, что налоговое законодательство в Республике Узбекистан состоит из Налогового кодекса Республики Узбекистан (далее — Налоговый кодекс) и иных актов законодательства.
См. последующую редакцию.
Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены налоговым законодательством Республики Узбекистан, то применяются правила международного договора.
1.1. В случае обнаружения несоответствия нормативно-правовых актов налогового законодательства установленным положениям Налогового кодекса при рассмотрении дел, связанных с неисполнением налоговых обязательств, в том числе с применением мер ответственности за налоговые правонарушения юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее — налогоплательщики), в соответствии с частью третьей статьи 2 Налогового кодекса и частью третьей статьи 14 Закона Республики Узбекистан «О нормативно-правовых актах» применяются положения, установленные Налоговым кодексом.
См. последующую редакцию.
1.2. В соответствии со статьей 11 Налогового кодекса, все неустранимые противоречия и неясности налогового законодательства толкуются в пользу налогоплательщика. При этом хозяйственным судам следует иметь в виду, что данное правило применяется, во-первых, когда противоречия и неясности имеются только в налоговом законодательстве; во-вторых, когда соотношение актов законодательства нельзя устранить на основании установленных в статье 14 Закона Республики Узбекистан «О нормативно-правовых актах» положений.
См. последующую редакцию.
2. В соответствии с частью шестой статьи 2 Гражданского кодекса Республики Узбекистан, к налоговым и другим административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, за исключением случаев, предусмотренных Налоговым кодексом и иными актами налогового законодательства.
3. Исковые заявления (заявления) уполномоченного органа, связанные с неисполнением налоговых обязательств, в том числе с применением к ним мер ответственности за налоговые правонарушения, оцениваются как поданные в хозяйственный суд в интересах государственного бюджета или государственных целевых фондов либо внебюджетных фондов.
Если отказ уполномоченного органа противоречит законодательству или нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, хозяйственный суд в соответствии с частью четвертой статьи 40 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Узбекистан (далее — ХПК) не принимает отказ от иска и рассматривает дело по существу.
См. последующую редакцию.
4. В связи с тем, что споры, связанные с неисполнением налогоплательщиками налоговых обязательств, в том числе с применением к ним мер ответственности за налоговые правонарушения, вытекают из административно-правовых отношений, заключение по ним мировых соглашений не допускается.
5. Хозяйственным судам следует иметь в виду, что в соответствии с частью первой статьи 3 Налогового кодекса налогообложение производится в соответствии с законодательством, действующим на момент возникновения налоговых обязательств.
См. последующую редакцию.
В соответствии с частью второй статьи 3 Налогового кодекса, акты налогового законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Акты налогового законодательства, предусматривающие отмену налогов и других обязательных платежей, снижение их ставок, отмену обязанностей или смягчение иным образом положения налогоплательщиков, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей статьи 3 Налогового кодекса, могут иметь обратную силу, если это прямо предусмотрено в актах налогового законодательства.
Если в налоговом законодательстве прямо не указано время введения их в действие, то акты налогового законодательства, предусматривающие установление новых налогов и других обязательных платежей, полную либо частичную отмену льгот, увеличение налогооблагаемой базы, вводятся в действие не ранее трех месяцев с момента их официального опубликования, а акты налогового законодательства, предусматривающие изменение ставок налогов и других обязательных платежей, вводятся в действие с первого дня месяца, следующего за месяцем их официального опубликования, если в них не указан более поздний срок.
В соответствии с частью третьей статьи 3 Налогового кодекса, акты налогового законодательства, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение налогового законодательства, имеют обратную силу. В связи с этим, хозяйственным судам при рассмотрении дел, связанных с применением мер правового воздействия к налогоплательщикам, следует применять акты налогового законодательства, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение налогового законодательства, сравнив акты налогового законодательства, действовавшими во время совершения правонарушения, с актами налогового законодательства, действующими на момент рассмотрения дела.
См. последующую редакцию.
Если санкция, предусмотренная актами налогового законодательства, действовавшими во время совершения налогового правонарушения, с актами налогового законодательства, действующими на момент рассмотрения дела, окажется одинаковой, то в этом случае применяются акты налогового законодательства, действующие на момент рассмотрения дела.
Хозяйственным судам следует иметь в виду, что при применении финансовой санкции, исчисляемой минимальным размером заработной платы, финансовая санкция применяется, исходя из минимального размера заработной платы, установленного на день обнаружения правонарушения.
6. На территории Республики Узбекистан действуют налоговые и другие обязательные платежи, предусмотренные Налоговым кодексом. Как предусмотрено в статье 30 Налогового кодекса, льготы по налогам и другим обязательным платежам могут предоставляться Налоговым кодексом, иными законами и решениями Президента Республики Узбекистан. Предоставление льгот по налогу на имущество, земельному налогу, единому земельному налогу и налогу на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры может осуществляться органами государственной власти на местах в порядке, установленном Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
См. последующую редакцию.
Следует обратить внимание, что льготы по налогам и другим обязательным платежам хозяйственными судами не предоставляются.
См. последующую редакцию.
7. В соответствии со статьей 38 Налогового кодекса, орган государственной налоговой службы может начислить или пересмотреть начисленную сумму налогов и других обязательных платежей в течение пяти лет после окончания налогового периода. Налогоплательщик вправе потребовать зачет или возврат излишне уплаченных сумм налогов и других обязательных платежей в течение пяти лет после окончания налогового периода.
В соответствии с абзацем третьим части второй статьи 110 Налогового кодекса, истечение сроков исковой давности по налоговому обязательству признается обстоятельством, исключающим вину налогоплательщика в совершении налогового правонарушения и привлечение его к ответственности. В связи с этим, срок исковой давности по требованию органа государственной налоговой службы о применении мер ответственности за налоговые правонарушения составляет пять лет после окончания налогового периода, в котором совершено правонарушение.
Применение исковой давности по налогам и другим обязательным платежам отличается от исковой давности, применяемой в гражданско-правовых отношениях. Поэтому для применения исковой давности по налогам и другим обязательным платежам не требуется соответствующего заявления стороны. Однако, согласно части третьей статьи 38 Налогового кодекса течение срока исковой давности по налоговому обязательству может приостанавливаться, прерываться и восстанавливаться в соответствии с гражданским законодательством.
8. При рассмотрении дел, связанных с обращением взыскания налоговой задолженности на имущество налогоплательщика, хозяйственным судам следует иметь в виду, что в соответствии с частью второй статьи 54 Налогового кодекса, отсрочка и (или) рассрочка уплаты налоговой задолженности предоставляется Кабинетом Министров Республики Узбекистан или уполномоченным им органом на срок от одного до двадцати четырех месяцев в порядке, установленном законодательством.
См. последующую редакцию.
Решение о предоставлении отсрочки и (или) рассрочки уплаты налоговой задолженности не является основанием для отказа в удовлетворении требования органа государственной налоговой службы об обращении взыскания налоговой задолженности на имущество налогоплательщиков, прекращения производства по делу или оставления иска без рассмотрения. При удовлетворении хозяйственным судом такого требования, по заявлению взыскателя, должника или судебного исполнителя в соответствии с частью первой статьи 217 ХПК исполнение судебного акта может быть отсрочено или рассрочено. При этом хозяйственные суды должны определить виды налогов и других обязательных платежей, сумму и на какой срок Кабинетом Министров Республики Узбекистан или уполномоченным им органом предоставлена отсрочка и (или) рассрочка в их уплате.
См. последующую редакцию.
9. Хозяйственным судам следует разъяснить, что в соответствии с положениями, установленными в статьях 56 — 58 Налогового кодекса, при отсутствии спора об излишне уплаченных налогах и других обязательных платежах, возврат или зачет в счет предстоящих платежей данных сумм производится уполномоченным органом самостоятельно. Если между уполномоченным органом и налогоплательщиком по данному вопросу возникнет спор, налогоплательщик может обратиться в хозяйственный суд с исковым заявлением о зачете в счет предстоящих платежей или взыскании излишне уплаченных, либо взысканных сумм налогов и других обязательных платежей.
См. последующую редакцию.
9.1. Если налогоплательщик до подачи искового заявления в хозяйственный суд не обратился в орган государственной налоговой службы с заявлением о возврате излишне уплаченных сумм налога или зачете их в счет предстоящих платежей по другим видам налогов, то данное обстоятельство расценивается как несоблюдение досудебного (претензионного) порядка урегулирования спора.
См. последующую редакцию.
9.2. Хозяйственным судом иск о возврате излишне уплаченных или взысканных сумм налогов подлежит удовлетворению при отсутствии пени и штрафов по данному виду налога, задолженности, пени и штрафов по другим видам налогов.
См. последующую редакцию.
10. В соответствии с частью первой статьи 69 Налогового кодекса, органы государственной налоговой службы, таможенные органы и другие государственные органы и организации, на которые возложены функции по взиманию налогов и других обязательных платежей, должны вести учет поступлений в бюджет и государственные целевые фонды. В связи с этим, при подаче исков налогоплательщиками о взыскании с уполномоченных органов излишне уплаченных или необоснованно взысканных денежных средств (налогов, обязательных платежей, штрафов и пени), хозяйственным судам следует в соответствии со статьей 42 ХПК привлекать к участию в деле Министерство финансов Республики Узбекистан, его внебюджетные фонды и (или) их территориальные органы и другие уполномоченные организации в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, на стороне ответчика.
См. последующую редакцию.
11. Хозяйственным судам разъяснить, что налоги и другие обязательные платежи поступают не в органы государственной налоговой службы, а в Государственный бюджет Республики Узбекистан и в государственные целевые фонды. В связи с этим, при удовлетворении искового заявления налогоплательщика о взыскании указанных платежей штрафы, пени и проценты не взыскиваются.
См. последующую редакцию.
В соответствии с пунктом 3 Указа Президента Республики Узбекистан от 14 июня 2005 года № УП-3619 «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы правовой защиты субъектов предпринимательства», вред, причиненный субъекту предпринимательства в результате незаконных решений государственных органов, либо незаконных действий (бездействия) их должностных лиц, подлежит возмещению в полном объеме на основании решения суда непосредственно этими государственными органами, в первую очередь, за счет средств их внебюджетных фондов.
12. При рассмотрении дел об обращении взыскания на имущество налогоплательщика хозяйственным судам следует обратить внимание на соблюдение органом государственной налоговой службы досудебного (претензионного) порядка урегулирования спора. Исковое заявление, поданное без соблюдения указанного порядка, в соответствии с пунктом 6 части первой статьи 118 ХПК, подлежит возврату, а если данное обстоятельство обнаружено после принятия искового заявления к производству, то в соответствии с пунктом 5 статьи 88 ХПК иск оставляется без рассмотрения.
См. последующую редакцию.
12.1. В соответствии с частями второй и третьей статьи 60 Налогового кодекса, требование о погашении налоговой задолженности должно быть вручено налогоплательщику или его представителю способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования налогоплательщиком, а в случае, когда требование о погашении налоговой задолженности направляется по почте заказным письмом, оно считается полученным на дату получения заказного письма, указанную в бланке уведомления о вручении почтового отправления.
Если налогоплательщик является филиалом или представительством юридического лица, требование может быть направлено филиалу или представительству.
См. последующую редакцию.
13. В соответствии с частью первой статьи 61 Налогового кодекса, в случае непогашения налоговой задолженности в течение пяти дней со дня получения требования о погашении налоговой задолженности налогоплательщиком органы государственной налоговой службы применяют меры по бесспорному взысканию ее с банковских счетов налогоплательщика в порядке, установленном статьей 63 Налогового кодекса.
В соответствии с частью первой статьи 62 Налогового кодекса, к мерам принудительного взыскания налоговой задолженности относятся:
Исковое заявление органа государственной налоговой службы об обращении взыскания на имущество налогоплательщика, поданное без соблюдения мер по бесспорному взысканию ее с банковских счетов налогоплательщика, в соответствии с пунктом 8 части первой статьи 118 ХПК, подлежит возврату, а если данное обстоятельство обнаружено после принятия искового заявления к производству, в соответствии с пунктом 4 статьи 88 ХПК, иск подлежит оставлению без рассмотрения, за исключением случаев, когда у налогоплательщика нет банковских счетов или налогоплательщик выставил на свой банковский счет платежное поручение для уплаты налоговой задолженности.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
14. В соответствии с частью первой статьи 63 Налогового кодекса, бесспорное взыскание налоговой задолженности с банковских счетов налогоплательщика осуществляется путем выставления в банк, обслуживающий его депозитный счет до востребования, инкассового поручения органа государственной налоговой службы о перечислении суммы налоговой задолженности в соответствующий бюджет или государственный целевой фонд, если иное не предусмотрено частью третьей статьи 62 Налогового кодекса.
Статья 63 Налогового кодекса устанавливает порядок бесспорного взыскания налоговой задолженности налогоплательщика органом государственной налоговой службы. В связи с этим, хозяйственным судам следует иметь в виду, что исковые заявления (заявления) о взыскании налоговой задолженности с банковских счетов налогоплательщика не подведомственны хозяйственным судам.
См. последующую редакцию.
15. Если орган государственной налоговой службы до подачи искового заявления в хозяйственный суд не принял мер по обращению взыскания на суммы, причитающиеся налогоплательщику от его дебиторов, то это обстоятельство не является препятствием для рассмотрения иска по существу.
См. последующую редакцию.
16. Обратить внимание хозяйственных судов, что в соответствии с пунктом 1 статьи 103 ХПК, орган государственной налоговой службы может обратиться в хозяйственный суд с заявлением о выдаче судебного приказа об обращении взыскания на имущество налогоплательщика. Заявление о выдаче судебного приказа рассматривается по правилам, установленным главой 14 ХПК.
16.1. К заявлению должны быть приложены документы, указанные в части второй статьи 65 Налогового кодекса. Несоблюдение данного требования является основанием для отказа в принятии заявления в соответствии с пунктом 3 части первой статьи 107 ХПК.
Неприложение к заявлению о выдаче судебного приказа акта сверки, составленного между органом государственной налоговой службы и налогоплательщиком, не является основанием для отказа в выдаче судебного приказа.
16.2. Согласно части первой статьи 111 ХПК, в случае отмены судебного приказа требование органа государственной налоговой службы может быть рассмотрено в общем порядке на основании его искового заявления.
См. последующую редакцию.
17. Хозяйственные суды при принятии искового заявления об обращении взыскания на имущество налогоплательщика должны проверять наличие следующих документов, которые в соответствии с частью второй статьи 65 Налогового кодекса прилагаются к исковому заявлению:
справка о налоговой задолженности по результатам налоговой проверки (в случае проведения такой проверки);
копия бухгалтерского баланса налогоплательщика за последний отчетный период, за исключением вновь созданных юридических лиц, у которых еще не наступил срок представления финансовой отчетности.
Неприложение к исковому заявлению органа государственной налоговой службы об обращении взыскания на имущество налогоплательщика вышеуказанных документов является основанием для возврата искового заявления в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 118 ХПК.
См. последующую редакцию.
18. При разрешении споров, связанных с обращением взыскания на имущество налогоплательщика, хозяйственным судам следует иметь в виду, что согласно статье 120 Налогового кодекса, нарушение сроков уплаты налогов и других обязательных платежей влечет начисление пени в размере 0,05 процента за каждый день просрочки, но размер пени не может превышать суммы задолженности по соответствующим налогам и другим обязательным платежам.
См. последующую редакцию.
Хозяйственные суды не вправе освобождать налогоплательщика от уплаты начисленных в соответствии со статьей 120 Налогового кодекса сумм пени или уменьшать ее размер, за исключением случаев, когда размер пени превышает сумму задолженности по соответствующим налогам и другим обязательным платежам.
См. последующую редакцию.
19. К делам, связанным с применением мер ответственности за налоговые правонарушения налогоплательщика, относятся также требования о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банках и о применении финансовых санкций.
20. При рассмотрении дел, связанных с обращением взыскания на имущество налогоплательщика, применением финансовой санкции к налогоплательщику, приостановлением операций по счетам в банках, признанием решения уполномоченного органа недействительным, признанием инкассового поручения не подлежащим исполнению, обязанность доказывания возлагается на уполномоченный орган применительно к части первой статьи 55 ХПК.
Исходя из смысла части четвертой статьи 60 ХПК, приговор по уголовному делу в отношении руководителя или сотрудника налогоплательщика, обязателен для хозяйственного суда по вопросам о том, имели ли место определенные действия и кем они совершены. При этом уполномоченный орган освобождается от обязанности доказывания факта не нарушения порядка и правил проведения проверки и совершения налогового правонарушения налогоплательщиком, за исключением приговора, вынесенного по реабилитирующим основаниям, предусмотренным статьей 83 Уголовно-процессуального кодекса Республики Узбекистан.
См. последующую редакцию.
20.1. Исходя из смысла части второй статьи 54 ХПК и в соответствии с частью четвертой статьи 67 Налогового кодекса, доказательства (документы или иная информация о налогоплательщике), полученные в нарушение требований законодательства, не могут служить основанием для привлечения налогоплательщика к ответственности за нарушение налогового законодательства.
Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу постановлением суда по уголовным делам о привлечении работника налогоплательщика к административной ответственности за совершенное правонарушение, могут быть использованы хозяйственным судом в качестве доказательства.
См. последующую редакцию.
21. При проведении действий в рамках налоговой проверки для подтверждения совершенного какого-либо факта в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, привлекаются понятые.
Не допускается участие в качестве понятых заинтересованных лиц, несовершеннолетних лиц и работников органов государственной налоговой службы. Доказательства, полученные в нарушение данного правила, не могут быть приняты во внимание хозяйственным судом.
См. последующую редакцию.
22. Если к исковому заявлению (заявлению) уполномоченного органа не приложены документы, подтверждающие уплату почтовых расходов в установленном порядке и размере, в соответствии с пунктом 5 части первой статьи 118 ХПК, исковое заявление (заявление) и приложенные к нему документы возвращаются определением суда.
См. последующую редакцию.
23. В соответствии с частью восьмой статьи 71 Налогового кодекса, результаты хронометража поступления наличной денежной выручки используются исключительно для анализа достоверности представляемой налоговой отчетности, а также для ведения базы данных Об объектах налогообложения и объектах, связанных с налогообложением. Результат хронометража не может являться основанием для привлечения налогоплательщика к ответственности.
См. последующую редакцию.
24. В соответствии с частью второй статьи 108 Налогового кодекса, никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения.
Разъяснить хозяйственным судам, что в случае выявления совершенных налогоплательщиком нескольких одинаковых правонарушений, он привлекается к ответственности один раз, за исключением совершения правонарушений после привлечения к ответственности.
См. последующую редакцию.
25. В соответствии с частью четвертой статьи 108 Налогового кодекса, финансовые санкции за налоговое правонарушение, совершенное индивидуальным предпринимателем, применяются в порядке, предусмотренном для юридических лиц.
Привлечение лица, занимающегося индивидуальной предпринимательской деятельностью, за совершение им общественно опасного деяния к уголовной ответственности, предусмотренной Уголовным кодексом Республики Узбекистан, не освобождает его от привлечения к ответственности, предусмотренной Налоговым кодексом, в качестве индивидуального предпринимателя за совершенное налоговое правонарушение.
См. последующую редакцию.
26. В соответствии с частью первой статьи 109 Налогового кодекса, лицо не может быть привлечено к ответственности за налоговое правонарушение при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
Обстоятельства, установленные в статье 110 Налогового кодекса, являются обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения и привлечение его к ответственности, и если имеется хотя бы одно из этих обстоятельств налогоплательщик не привлекается к ответственности.
27. В соответствии с частью второй статьи 96 Налогового кодекса, в случаях воспрепятствования налогоплательщиком проведению налоговой проверки или отказа в допуске должностных лиц органа государственной налоговой службы для обследования территорий, помещений, в том числе мест, используемых налогоплательщиком для извлечения доходов, либо связанных с содержанием объекта налогообложения, орган государственной налоговой службы вправе обратиться в суд с заявлением о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банках. При наличии указанных обстоятельств по заявлению органа государственной налоговой службы операции по счетам налогоплательщика в банках приостанавливаются только по решению суда.
Приостановление операций по счетам налогоплательщика в банках может осуществляться также на основании решений органов государственной налоговой службы в случаях:
непредставления налоговой и (или) финансовой отчетности налогоплательщиком юридическим лицом в течение пятнадцати дней после истечения установленного срока ее представления;
См. последующую редакцию.
28. Согласно части первой статьи 101 Налогового кодекса, по результатам налоговой проверки должностными лицами органа государственной налоговой службы составляется акт налоговой проверки.
В соответствии с частью четвертой данной статьи, все экземпляры акта налоговой проверки подписываются должностными лицами органа государственной налоговой службы, проводящими налоговую проверку. Один экземпляр акта налоговой проверки вручается налогоплательщику. Налогоплательщик обязан расписаться в получении акта налоговой проверки на всех экземплярах акта с указанием даты его получения. Оставшиеся в органе государственной налоговой службы экземпляры акта налоговой проверки приобщаются к материалам налоговой проверки.
Подпись налогоплательщика в акте налоговой проверки не означает его согласия с результатами налоговой проверки.
При уклонении налогоплательщика от получения акта налоговой проверки должностное лицо органа государственной налоговой службы вносит об этом соответствующую запись в акт налоговой проверки. В данном случае один экземпляр акта налоговой проверки отправляется налогоплательщику по почте заказным письмом и с этого момента налоговая проверка считается завершенной.
В связи с тем, что акт налоговой проверки не является документом, нарушающим права и охраняемые законом интересы налогоплательщика, требования налогоплательщика об его отмене или признании недействительным не подлежат рассмотрению в хозяйственном суде.
См. последующую редакцию.
28.1. В случаях несоставления акта налоговой проверки при проведении налоговой проверки, проверка считается не проведенной и налоговое правонарушение неустановленным. Поэтому, если решение органа государственной налоговой службы о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершенное налоговое правонарушение, выявленное в результате налоговой проверки, не основано на акте налоговой проверки, это обстоятельство является основанием для признания данного решения недействительным или отказа в применении финансовой санкции. Исключением из этого являются правонарушения, указанные в статьях 113, 115, 118, 120 Налогового кодекса, а также другие правонарушения, предусмотренные законодательством.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
29. В соответствии с частью первой статьи 102 Налогового кодекса материалы налоговой проверки рассматриваются руководителем или заместителем руководителя органа государственной налоговой службы по истечении десяти, но не позднее пятнадцати рабочих дней со дня завершения налоговой проверки. Нарушение данного срока не является основанием для отказа в применении финансовой санкции налогоплательщику за совершенное правонарушение.
См. последующую редакцию.
30. В соответствии с частью первой статьи 103 Налогового кодекса, руководитель или заместитель руководителя органа государственной налоговой службы не позднее пяти рабочих дней после рассмотрения материалов налоговой проверки принимает решение о начислении налогов, других обязательных платежей и пени или отказе в этом, о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения или отказе в этом.
В срок, не превышающий двух рабочих дней со дня вынесения решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, его копия вручается налогоплательщику под расписку или передается иным способом, либо свидетельствующим о дате получения налогоплательщиком. Если копию решения вручить налогоплательщику невозможно, она отправляется по почте заказным письмом и считается врученной по истечении трех дней после отправки.
В случае несогласия с решением органа государственной налоговой службы налогоплательщик может обратиться с заявлением в вышестоящий орган государственной налоговой службы об (полной или частичной) отмене решения или в хозяйственный суд о признании решения (полностью или частично) недействительным.
См. последующую редакцию.
31. Орган государственной налоговой службы принимает меры по принудительному взысканию налогов, других обязательных платежей и пени в соответствии со статьями 62—65 Налогового кодекса, если в течение тридцати дней со дня получения копии решения органа государственной налоговой службы налогоплательщиком не уплачены указанные в решении суммы налогов, других обязательных платежей и пени, либо получено письменное уведомление об отказе в уплате начисленных сумм налогов, других обязательных платежей и пени.
32. В соответствии с частью второй статьи 104 Налогового кодекса, в случае устранения налоговых правонарушений и уплаты начисленных сумм налогов, других обязательных платежей и пени в течение тридцати дней со дня получения копии решения органа государственной налоговой службы, решение органа государственной налоговой службы в части применения к налогоплательщику штрафа считается отмененным. Данная норма не распространяется на случаи, указанные в статьях 114, 117, 119 Налогового кодекса.
См. последующую редакцию.
33. Если в течение пяти рабочих дней со дня получения копии решения органа государственной налоговой службы налогоплательщик не представит письменное уведомление о признании вины в совершенных налоговых правонарушениях и о добровольной уплате штрафа или об отказе в этом, либо представит письменное уведомление об отказе, а также в случае неуплаты штрафа в течение срока, предоставленного в соответствии с частью пятой статьи 104 Налогового кодекса, орган государственной налоговой службы обращается в хозяйственный суд с заявлением о применении штрафа в отношении налогоплательщика.
Хозяйственным судам следует разрешать споры в пределах требований, предъявленных в исковых заявлениях (заявлениях) органов государственной налоговой службы и указанных в решениях правонарушений.
См. последующую редакцию.
34. Налогоплательщик, в порядке и сроки, установленные в главе 18 Налогового кодекса, вправе обжаловать решения органов государственной налоговой службы о начислении налогов, других обязательных платежей и пени или о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершенное налоговое правонарушение, действия (бездействие) их должностных лиц.
См. последующую редакцию.
35. В соответствии с частью второй статьи 112 Налогового кодекса, финансовые санкции к налогоплательщикам применяются в судебном порядке, за исключением случаев начисления пени за просрочку уплаты налогов и других обязательных платежей, а также признания налогоплательщиком вины в совершенном налоговом правонарушении и добровольной уплаты штрафа.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
36. Разъяснить хозяйственным судам, что с введением в действие Налогового кодекса, начиная с 1 января 2008 года, меры правового воздействия за совершенные налоговые правонарушения применяются в судебном порядке не только к субъектам предпринимательства, но и ко всем юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, за исключением случаев начисления пени за просрочку уплаты налогов и других обязательных платежей, а также признания налогоплательщиком вины в совершенном налоговом правонарушении и добровольной уплаты штрафа.
См. последующую редакцию.
37. В соответствии с частью первой статьи 53 Налогового кодекса, банки обязаны исполнять платежные поручения налогоплательщика на перечисление налога и (или) другого обязательного платежа, а также в порядке, установленном Налоговым кодексом, Инструкцией «О порядке списания денежных средств с банковских счетов хозяйствующих субъектов», зарегистрированной Министерством юстиции Республики Узбекистан от 30 января 1999 года № 615, и Положением «О безналичных расчетах в Республике Узбекистан», зарегистрированном Министерством юстиции Республики Узбекистан от 15 апреля 2002 года № 1122, инкассовые поручения соответствующего уполномоченного органа о взыскании налогов и других обязательных платежей в порядке очередности, установленной актами законодательства.
См. последующую редакцию.
37.1. Обратить внимание хозяйственных судов, что в соответствии с частью четвертой статьи 63 Налогового кодекса взыскание суммы налоговой задолженности производится из денежных средств, находящихся на всех банковских счетах налогоплательщика, за исключением тех, на которые в соответствии с законодательством не может быть обращено взыскание.
См. последующую редакцию.
37.2. В соответствии с частью шестой статьи 53 Налогового кодекса, в случае неисполнения (задержки исполнения) по вине банка поручения налогоплательщика на перечисление сумм налогов и других обязательных платежей, инкассового поручения соответствующего уполномоченного органа об их взыскании, с банка взыскивается в установленном порядке пеня в размере 0,5 процента за каждый день просрочки от неперечисленной суммы налогов и других обязательных платежей.
При этом, в виду того, что применяемая пеня является мерой правового воздействия по отношению к банку не за просрочку исполнения своих налоговых обязательств, а за просрочку исполнения налоговых обязательств клиента, она по своей правовой природе является финансовой санкцией и применяется в судебном порядке, за исключением случаев признания банком вины в совершенном налоговом правонарушении и добровольной уплаты пени.
37.3. В случае предъявления органом государственной налоговой службы заявления о применении финансовой санкции в отношении филиала банка, вопрос привлечения банка к участию в деле в качестве ответчика разрешается хозяйственным судом в соответствии со статьей 38 ХПК. При удовлетворении заявления органа государственной налоговой службы финансовая санкция применяется не к филиалу банка, а к самому банку.
См. последующую редакцию.
38. В соответствии с частью первой статьи 114 Налогового кодекса, хранение неоприходованных товаров, за исключением случаев подтверждения их законного происхождения, либо сокрытие (занижение) выручки от реализации товаров (работ, услуг) влечет наложение штрафа в размере соответственно стоимости неоприходованного товара, либо суммы сокрытой (заниженной) выручки.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
38.1. Под хранением неоприходованных товаров понимается хранение, выпуск для реализации и реализация неотраженных в бухгалтерских документах товаров.
См. последующую редакцию.
В случае возникновения спора по стоимости неоприходованных товаров, она определяется на основании заключения специалиста (эксперта), который назначается хозяйственным судом по ходатайству заинтересованной стороны.
См. последующую редакцию.
38.2. В соответствии с частью третьей статьи 114 Налогового кодекса, сокрытием (занижением) выручки от реализации товаров (работ, услуг) признается:
неотражение в регистрах учета суммы выручки от реализации товаров (работ, услуг) при документальном подтверждении факта реализации товаров (работ, услуг);
подмена, подделка или уничтожение документов, свидетельствующих о факте реализации товаров (работ, услуг);
См. последующую редакцию.
В соответствии с абзацем пятым пункта 3 Указа Президента Республики Узбекистан «О мерах по повышению ответственности хозяйствующих субъектов за расчеты с бюджетом» от 9 августа 1996 года № УП-1504 , невнесение ежедневно вырученных наличных средств в учреждения банков всеми предприятиями розничной торговли, а также оказывающими услуги населению, также квалифицируется как сокрытие выручки.
38.3. В соответствии с частью второй статьи 114 Налогового кодекса, сумма сокрытой (заниженной) выручки в целях исчисления налогов и других обязательных платежей не учитывается и перерасчет по налогам и другим обязательным платежам в связи с данным налоговым правонарушением не производится. Если на сумму сокрытой (заниженной) выручки были начислены и взысканы (уплачены) налоги и другие обязательные платежи, то эти налоги и другие обязательные платежи признаются излишне уплаченными.
См. последующую редакцию.
39. В соответствии со статьей 117 Налогового кодекса, занятие видами деятельности без лицензии и иных разрешительных документов влечет наложение штрафа в размере чистой прибыли, полученной от осуществления этих видов деятельности за период деятельности без лицензии или иных разрешительных документов, но не менее пятидесятикратного размера минимальной заработной платы.
В соответствии со статьей 22 Налогового кодекса, под чистой прибылью понимается прибыль, остающаяся в распоряжении юридического лица после уплаты налогов и других обязательных платежей. В случае возникновения спора по сумме чистой прибыли, полученной от занятия видами деятельности без лицензии и иных разрешительных документов, для определения суммы чистой прибыли хозяйственным судом по ходатайству заинтересованной стороны может быть привлечен специалист или назначена экспертиза.
См. последующую редакцию.
40. За осуществление торговли и оказание услуг без применения (без установления) контрольно-кассовых машин с фискальной памятью и (или) расчетных терминалов по приему платежей по пластиковым карточкам, когда их применение является обязательным, а равно реализация товаров и оказание услуг без выписки покупателю квитанции, выдачи талонов, чека или других приравненных к ним документов, когда выписка или выдача таких документов является обязательной, влечет наложение штрафа в размере, предусмотренном частью первой статьи 119 Налогового кодекса, за использование контрольно-кассовых машин, не соответствующих техническим требованиям или с нарушением программы обслуживания фискальной памяти, а также отказ от приема платежей по пластиковым карточкам, влечет наложение штрафа, в размере, предусмотренном частью третьей статьи 119 Налогового кодекса.
40.1. Совершение действий, предусмотренных в части первой статьи 119 Налогового кодекса, в течение одного года после применения штрафа влечет наложение штрафа, предусмотренного в части второй настоящей статьи, а совершение действий, предусмотренных в части третьей настоящей статьи, в течение одного года после применения штрафа влечет наложение штрафа, предусмотренного в части четвертой настоящей статьи.
При этом, под налоговым правонарушением, совершенным в течение одного года, понимается правонарушение, совершенное в течение двенадцати месяцев со дня добровольной уплаты штрафа за совершенное налоговое правонарушение или применения штрафа судом.
См. последующую редакцию.
40.2. Если у налогоплательщика имеются несколько торговых точек и в случае обнаружения в ходе налоговой проверки в каждой из них одинакового правонарушения, предусмотренного статьей 119 Налогового кодекса, финансовая санкция к налогоплательщику применяется один раз.
40.3. При разрешении данной категории споров хозяйственным судам следует обратить внимание на необходимость регистрации контрольно-кассовых машин с фискальной памятью и выписываемых одноразовых квитанций в органах государственной налоговой службы. Использование не прошедших в надлежащем порядке регистрацию контрольно-кассовых машин и квитанций является основанием для применения к налогоплательщику штрафа, предусмотренного частью первой статьи 119 Налогового кодекса.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
41. При уплате налогоплательщиком налоговой задолженности и финансовой санкции до принятия решения по спору, хозяйственный суд отказывает в удовлетворении иска в виду устранения спора.
Если налогоплательщиком указанная в исковом требовании сумма уплачена частично, хозяйственный суд обращает взыскание на имущество налогоплательщика на оставшуюся сумму налоговой задолженности, применяет финансовую санкцию на оставшуюся сумму. В решении суда указывается точный размер суммы, подлежащей обращению взыскания на имущество или наложению.
См. последующую редакцию.
42. Хозяйственным судам следует иметь в виду, что если налогоплательщик юридическое лицо, совершивший налоговое правонарушение, ликвидирован, то к нему мера правового воздействия не применяется.
См. последующую редакцию.
В соответствии с частью второй статьи 51 Налогового кодекса, исполнение налогового обязательства по уплате налогов и других обязательных платежей реорганизованного юридического лица возлагается на его правопреемника (правопреемников) независимо от того, были известны или нет до завершения реорганизации правопреемнику (правопреемникам) факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения налогового обязательства реорганизованным юридическим лицом.
Отсутствие в передаточном акте сведений о передаче налоговой задолженности правопреемнику, не освобождает правопреемника от ответственности по данной налоговой задолженности.
См. последующую редакцию.
43. При наложении финансовой санкции хозяйственным судам следует учитывать, что установленный в статье 111 Налогового кодекса перечень обстоятельств, смягчающих ответственность за налоговое правонарушение, не является исчерпывающим, а обстоятельство, отягчающее ответственность, является исчерпывающим.
См. последующую редакцию.
Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность, не учитываются в отношении твердо установленных финансовых санкций.
См. последующую редакцию.
44. По каждому факту нарушения законодательства хозяйственным судам следует разрешать вопросы ответственности должностных лиц, тщательно изучать причины и условия возникновения правонарушений, принимать меры по их устранению путем вынесения частных определений.
См. последующую редакцию.