См. последующую редакцию.
В соответствии с законами Республики Узбекистан «О биржах и биржевой деятельности» (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2001 г., № 9-10, ст. 171), «О противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма» (Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2004 г., № 43, ст. 451) и постановлением Президента Республики Узбекистан от 21 апреля 2006 года № ПП-331 «О мерах по усилению борьбы с преступлениями в финансово-экономической, налоговой сфере, с легализацией преступных доходов» (Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2006 г., № 18, ст. 147) Государственный комитет Республики Узбекистан по управлению государственным имуществом и Департамент по борьбе с налоговыми, валютными преступлениями и легализацией преступных доходов при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан постановляют:
См. последующую редакцию.
1. Утвердить Правила внутреннего контроля по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма для членов бирж согласно приложению.
См. последующую редакцию.
2. Настоящее постановление вступает в силу по истечении десяти дней со дня его государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Узбекистан.
ПРИЛОЖЕНИЕ
к постановлению Госкомимущества и Департамента по борьбе с налоговыми, валютными преступлениями и легализацией преступных доходов при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан от 13 октября 2009 г. № 01/19-18/24,43
к постановлению Госкомимущества и Департамента по борьбе с налоговыми, валютными преступлениями и легализацией преступных доходов при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан от 13 октября 2009 г. № 01/19-18/24,43
См. последующую редакцию.
Настоящие Правила в соответствии с законами Республики Узбекистан «О биржах и биржевой деятельности» (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан 2001 г., № 9-10, ст. 171), «О противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма» (Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2004 г., № 43, ст. 451) и постановлением Президента Республики Узбекистан от 21 апреля 2006 года № ПП-331 «О мерах по усилению борьбы с преступлениями в финансово-экономической, налоговой сфере, с легализацией преступных доходов» (Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2006 г., № 18, ст. 147) определяют порядок организации и осуществления членами бирж (за исключением членов фондовых бирж и фондовых отделов иных бирж) внутреннего контроля в целях противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма.
См. последующую редакцию.
бенефициарный собственник — физическое лицо, которое в конечном итоге владеет правами собственности или реально контролирует клиента, в том числе юридическое лицо, в интересах которого совершается операция с денежными средствами или иным имуществом;
биржа — юридическое лицо, создающее условия для торговли биржевыми товарами путем организации и проведения публичных и гласных биржевых торгов на основе установленных правил в заранее определенном месте и в определенное время, имеющее лицензию на право осуществления биржевой деятельности, выданную Государственным комитетом Республики Узбекистан по управлению государственным имуществом (далее — Госкомимущество), предоставляющее юридическим лицам право участия в биржевых сделках и определяющее порядок приема в члены биржи, приостановления, прекращения членства, права, обязанности и имущественную ответственность членов биржи;
См. последующую редакцию.
внутренний контроль — деятельность членов бирж по выявлению операций, подлежащих сообщению в специально уполномоченный государственный орган;
См. последующую редакцию.
идентификация клиента — определение членами бирж данных о клиентах, на основе предоставленных ими документов в целях осуществления надлежащей проверки клиента;
идентификация бенефициарного собственника — определение членами бирж собственника или лица, контролирующего клиента — юридическое лицо, путем изучения структуры собственности и управления на основании учредительных документов, определенных законодательством (устава и (или) учредительного договора, положения);
надлежащая проверка клиента — проверка личности и полномочий клиента и лиц, от имени которых он действует, идентификация бенефициарного собственника путем изучения структуры собственности и управления на основании учредительных документов, а также проведение на постоянной основе изучения деловых отношений и операций, осуществляемых клиентом, в целях проверки их соответствия сведениям о таком клиенте и его деятельности;
операции, подлежащие сообщению — совершаемые и подготавливаемые операции с денежными средствами или иным имуществом, признанные членами биржи подозрительными в ходе проведения внутреннего контроля;
подозрительная операция — операция с денежными средствами или иным имуществом, находящаяся в процессе подготовки, совершения или уже совершенная, в отношении которой у члена биржи при реализации настоящих Правил возникли подозрения об ее осуществлении с целью легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и (или) финансирования терроризма;
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
специально уполномоченный государственный орган — Департамент по борьбе с налоговыми, валютными преступлениями и легализацией преступных доходов при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан в лице Управления по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма (далее — Департамент);
См. последующую редакцию.
член биржи — юридическое лицо, купившее или получившее в установленном биржей порядке брокерское место на этой бирже.
См. последующую редакцию.
биржевые операции, одной из сторон которых являются лица, перечисленные в пункте 32 настоящих Правил;
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
эффективное выявление и пресечение операций с денежными средствами или иным имуществом, направленных на легализацию доходов, полученных от преступной деятельности, и финансирование терроризма;
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
обеспечение неукоснительного соблюдения членами бирж требований законодательства по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма, а также внутренних документов при подготовке и осуществлении операций с денежными средствами или иным имуществом.
См. последующую редакцию.
осуществление мер надлежащей проверки клиентов в соответствии с законодательством, настоящими Правилами и внутренними документами;
выявление и изучение бенефициарных собственников, а также источников происхождения денежных средств или иного имущества, используемых при осуществлении операций;
См. последующую редакцию.
своевременное предоставление в Департамент информации (документов) о подозрительных операциях, выявленных в ходе осуществления внутреннего контроля;
См. последующую редакцию.
приостановление операций, подлежащих сообщению в особых случаях, на три рабочих дня с даты, когда эта операция должна быть совершена, и информирование Департамента о такой операции в день ее приостановления;
См. последующую редакцию.
обеспечение конфиденциальности сведений, связанных с противодействием легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма;
См. последующую редакцию.
обеспечение хранения информации об операциях с денежными средствами или иным имуществом, а также идентификационных данных и материалов по надлежащей проверке клиентов в течение сроков, установленных законодательством;
оперативное и систематическое обеспечение руководства членов бирж достоверной информацией и материалами, необходимыми для принятия соответствующих решений;
формирование базы данных об осуществлении или попытках осуществления подозрительных операций, лицах (руководителях, учредителях), связанных с клиентами, осуществившими подозрительные операции, а также взаимообмен такой информацией с государственными органами и другими организациями в соответствии с законодательством;
выявление по запросам в клиентской базе лиц, связанных с финансированием террористической деятельности.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
5. Организация и реализация внутреннего контроля осуществляется в соответствии с законодательством, настоящими Правилами и правилами биржевой торговли, устанавливаемыми соответствующими биржами.
6. В целях организации и осуществления противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма правила биржевой торговли, утверждаемые биржами, должны предусматривать:
См. последующую редакцию.
выполнение требований законодательства в сфере противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма и настоящих Правил;
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
оценку рисков совершения клиентом операций, связанных с легализацией доходов, полученных от преступной деятельности, или финансированием терроризма;
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
обучение сотрудников члена биржи процедурам внутреннего контроля и мерам по надлежащей проверке клиентов;
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
7. Система внутреннего контроля организуется с учетом особенностей функционирования членов бирж, основных направлений их деятельности, клиентской базы и уровня рисков, связанных с клиентами и их операциями.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
8. В целях организации противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма членами бирж назначается лицо, ответственное за соблюдение настоящих Правил (далее — ответственное лицо). Для координации работы ответственных лиц на бирже назначается уполномоченный сотрудник биржи.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
9. Ответственное лицо назначается приказом руководителя исполнительного органа члена биржи. Сведения о назначенном ответственном лице представляются уполномоченному сотруднику биржи.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
10. Биржи ежегодно до 15 января представляют в Департамент и Госкомимущество списки ответственных лиц и обеспечивают информирование об изменениях в данных списках в течение пяти рабочих дней с момента, когда стало известно об этом.
См. последующую редакцию.
11. В целях противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма, ответственное лицо выполняет следующие функции:
См. последующую редакцию.
организует внедрение и осуществление процедур внутреннего контроля и надлежащей проверки клиентов в соответствии с настоящими Правилами;
разрабатывает и вносит на утверждение руководства программы мер по осуществлению внутреннего контроля, исходя из специфики деятельности члена биржи;
обеспечивает своевременную передачу сообщений в Департамент о подозрительных операциях или действиях клиентов, выявленных в ходе осуществления процедур внутреннего контроля, а также исполнение запросов Департамента о предоставлении дополнительной информации по таким операциям;
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
обеспечивают конфиденциальность процесса реализации настоящих Правил и программ внутреннего контроля;
истребовать от руководителей и сотрудников своей организации распорядительные, бухгалтерские и иные документы, необходимые для целей осуществления внутреннего контроля;
снимать копии с полученных документов, получать копии файлов и других записей, хранящихся в электронных базах данных, локальных вычислительных сетях и автономных компьютерных системах организации, в целях осуществления внутреннего контроля;
вносить руководству предложения по дальнейшим действиям в отношении операции, подлежащей сообщению (в том числе по приостановлению проведения операции в целях получения дополнительной или проверки имеющейся информации о клиенте или операции).
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
при выявлении подозрительных операций ставить в известность руководство члена биржи для передачи информации в установленном порядке в Департамент;
См. последующую редакцию.
обеспечивать сохранность и возврат документов, полученных в ходе осуществления внутреннего контроля.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
15. Ответственное лицо подготавливает и представляет уполномоченному сотруднику биржи не реже одного раза в год отчеты о результатах своей деятельности.
Биржи не реже одного раза в год направляют отчеты о деятельности ответственных лиц в Департамент и Госкомимущество.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
при наличии любых подозрений на причастность проводимых операций для целей легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансирования терроризма;
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
17. Надлежащая проверка клиентов должна осуществляться на всех направлениях и этапах оказания услуг на биржевом рынке.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
Наряду с идентификацией клиента или бенефициарного собственника необходимо проверять их полномочия на совершение операции с использованием документов, предоставляемых ими в соответствии с законодательством.
См. последующую редакцию.
18. При единовременном или однократном обращении клиента с поручением об осуществлении операций на биржевом рынке члены биржи обязаны:
идентифицировать клиента или других заинтересованных лиц в проведении данной операции в соответствии с законодательством;
изучить ранее проводившиеся операции данного клиента в течение прошлого отчетного периода (месяца, квартала, полугодия, года), если сведения о таких операциях имеются в распоряжении;
определить вид операции и степень ее соответствия целям и видам деятельности клиента — юридического лица, закрепленным в его учредительных документах;
определить вид операции и степень ее соответствия видам деятельности клиента — физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, указанную в его свидетельстве о государственной регистрации.
19. Идентификация клиента — физического лица осуществляется на основании документа (паспорта или приравненного к нему документа), удостоверяющего личность. В случае, если физическое лицо является индивидуальным предпринимателем, должно быть изучено также его свидетельство о государственной регистрации.
20. При идентификации клиента — юридического лица члены биржи должны проверить соответствующие документы о государственной регистрации, сведения об организационно-правовой форме, местонахождении, руководителях, а также сведения, указанные в учредительных документах.
21. В целях более тщательного изучения клиента — юридического лица необходимо уделять особое внимание:
оформлению учредительных документов (включая все зарегистрированные изменения и дополнения) клиента и документов, подтверждающих государственную регистрацию клиента;
См. последующую редакцию.
23. В процессе идентификации юридических и физических лиц должны предприниматься обоснованные и доступные меры по идентификации бенефициарных собственников клиента, в том числе путем изучения структуры собственности клиента.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
24. Член биржи отказывает клиентам в совершении операций при непредставлении ими документов, необходимых для идентификации.
См. последующую редакцию.
25. На основании полученной в процессе надлежащей проверки клиента информации, с учетом видов деятельности и операций клиента член биржи должен оценивать и присваивать соответствующий (высокий или низкий) уровень риска совершения клиентом операций в целях легализации доходов, полученных от преступной деятельности, или финансирования терроризма (далее — уровень риска).
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
26. К категории высокого уровня риска могут быть отнесены клиенты, обладающие изначально следующими критериями, в отношении которых член биржи должен проявлять повышенное внимание:
См. последующую редакцию.
лица, в отношении которых имеются сведения об их участии в террористической деятельности либо нахождении под контролем лиц, занимающихся террористической деятельностью, либо прямо или косвенно являющихся собственником или контролирующим организацию, осуществляющую или подозреваемую в осуществлении террористической деятельности;
См. последующую редакцию.
лица, постоянно проживающие, находящиеся или зарегистрированные в государстве (на территории), не участвующем в международном сотрудничестве в сфере противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма, либо в оффшорной зоне;
См. последующую редакцию.
организации и индивидуальные предприниматели, фактическое местонахождение которых не соответствует сведениям, указанным в учредительных или регистрационных документах;
организации и индивидуальные предприниматели, период деятельности которых не превышает одного квартала финансового года;
организации, реальным владельцем которых является лицо, указанное в абзацах втором и третьем настоящего пункта;
См. последующую редакцию.
клиенты, осуществляющие подозрительные операции на систематической основе (более двух раз в течение трех месяцев подряд).
См. последующую редакцию.
27. При установлении высокого уровня риска член биржи должен принимать усиленные меры по надлежащей проверке клиента и осуществлять постоянный мониторинг совершаемых им операций.
28. Если работа с клиентами не связана с высоким уровнем риска, то данные клиенты относятся к категории клиентов с низким уровнем риска.
29. По мере изменения характера проводимых клиентом операций член биржи при необходимости должен пересматривать уровень риска работы с ним.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
30. Операция с денежными средствами или иным имуществом может быть признана подозрительной в следующих случаях:
немотивированный отказ в предоставлении клиентом сведений, запрашиваемых в связи с необходимостью, в том числе о доверителе (если клиент выступает в качестве поверенного);
пренебрежение клиентом более выгодными условиями оказания услуг, а также предложение клиентом необычно высокого вознаграждения, заведомо отличающегося от обычно оплачиваемого при оказании такого рода услуг на бирже;
наличие нестандартных или сложных положений по порядку проведения расчетов по биржевой операции, отличающихся от обычной практики, используемой данным клиентом или от обычной биржевой практики;
предложение клиентом осуществить возврат своих денежных средств по расторгнутым биржевым сделкам третьим лицам или на счета в банках-нерезидентах;
неоправданная задержка в предоставлении клиентом документов и информации или предоставление клиентом информации, которую невозможно проверить, либо данная проверка является слишком дорогостоящей;
излишняя озабоченность клиента вопросами конфиденциальности в отношении совершаемой сделки на бирже;
необоснованная поспешность в проведении определенной операции на бирже, на которой настаивает клиент;
если сумма депонированных клиентом денежных средств, внесенных в наличной форме, в течение одного или тридцати дней превышает сумму, эквивалентную 1000-кратному размеру минимальной заработной платы;
См. последующую редакцию.
совершение единичных операций по купле-продаже клиентами на сумму более 1000-кратного размера минимальной заработной платы с оплатой наличными денежными средствами;
См. последующую редакцию.
проведение операций по переуступке денежных средств, аккумулированных на индивидуальных номерах пользователей (далее — ИНП) в расчетно-клиринговых палатах бирж, между резидентами и нерезидентами Республики Узбекистан на сумму, превышающую в эквиваленте 1000-кратный размер минимальной заработной платы, как при проведении разовых операций, так и нескольких операций, проведенных в течение трех месяцев;
См. последующую редакцию.
поручение на открытие ИНП для юридических лиц, зарегистрированных в оффшорных территориях и в государствах, не участвующих в международном сотрудничестве в области противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма;
См. последующую редакцию.
поручение на открытие ИНП гражданами Республики Узбекистан по доверенностям иностранных организаций;
заключение биржевых сделок по оказанию услуг или выполнению работ на сумму, превышающую 1000-кратный размер минимальной заработной платы;
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
во всех иных случаях, при наличии обоснованных подозрений на причастность проводимых операций для целей легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансирования терроризма.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
31. Признание операции подозрительной осуществляется в каждом конкретном случае на основе комплексного анализа, проводимого с использованием критериев подозрительности, установленных настоящими Правилами, а также в зависимости от риска, определяемого типом клиента, его репутацией, характером деловых отношений, основаниями, целями, размером и видом сделки, схемой ее совершения и на основании других обстоятельств, имеющих значение для правильного определения подозрительности операций.
32. Любая биржевая операция подлежит сообщению членом биржи в Департамент при наличии полученной в установленном порядке информации о том, что одной из сторон этой операции является:
юридическое или физическое лицо, которое участвует или подозревается в участии в террористической деятельности;
юридическое или физическое лицо, которое прямо или косвенно является собственником или контролирует организацию, осуществляющую или подозреваемую в осуществлении террористической деятельности;
юридическое лицо, которое находится в собственности или под контролем физического лица либо организации, осуществляющих или подозреваемых в осуществлении террористической деятельности.
В этих случаях, член биржи должен приостановить такую операцию на три рабочих дня с даты, когда эта операция должна быть совершена, и информировать Департамент о такой операции в день ее приостановления. При отсутствии предписания Департамента о приостановлении операции с денежными средствами или иным имуществом по истечении указанного срока член биржи приступает к выполнению приостановленной операции.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
33. В случае признания операции клиента подозрительной член биржи принимает решение о дальнейших действиях в отношении клиента, в том числе:
См. последующую редакцию.
прекращении отношений с клиентом в соответствии с законодательством или заключенным с ним договором.
34. Сообщения о подозрительных операциях передаются членом биржи в Департамент не позднее одного рабочего дня с момента признания операции подозрительной согласно форме, утверждаемой Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
См. последующую редакцию.
Информация о каждом сообщении касательно подозрительной операции заносится в специальный журнал, который ведется ответственным лицом в бумажном и (или) электронном виде.
35. Член биржи должен также незамедлительно сообщать в Департамент любую информацию, которая может подтвердить или снять подозрения с соответствующей операции.
См. последующую редакцию.
36. По операциям, подлежащим сообщению в Департамент в соответствии с законодательством и настоящими Правилами, документально оформляются:
См. последующую редакцию.
сведения, необходимые для идентификации физического или юридического лица, по поручению и от имени которого совершается операция;
сведения, необходимые для идентификации представителя (поверенного) физического или юридического лица, совершающего операцию от имени этого лица;
сведения, необходимые для идентификации получателя по операциям с денежными средствами или иным имуществом и его представителя.
См. последующую редакцию.
37. Члены бирж обязаны хранить информацию об операциях с денежными средствами или иным имуществом, а также идентификационные данные и материалы по надлежащей проверке клиентов в течение сроков, установленных законодательством, но не менее пяти лет после осуществления операций или прекращения отношений с клиентами.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
38. Члены бирж ограничивают доступ к информации, связанной с противодействием легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма, обеспечивают ее нераспространение и не вправе информировать юридических и физических лиц о предоставлении сообщений об их операциях в Департамент.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
39. Члены бирж обеспечивают неразглашение (либо использование в личных целях или интересах третьих лиц) их сотрудниками информации, полученной в процессе выполнения ими функций по внутреннему контролю.
См. последующую редакцию.
40. Мониторинг и контроль за соблюдением биржами требований настоящих Правил осуществляется Госкомимуществом и Департаментом.
См. последующую редакцию.
Мониторинг и контроль за соблюдением членами бирж требований настоящих Правил осуществляется биржами и Департаментом.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
41. Лица, виновные в сокрытии фактов нарушений законодательства в сфере противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма, а также нарушении требований настоящих Правил, несут ответственность в установленном законодательством порядке.
См. последующую редакцию.