Комментарий LexUz
Настоящее постановление утратило силу в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 14 декабря 2023 года № 660 «О дальнейшем совершенствовании порядка сдачи в аренду государственного имущества».
В целях дальнейшего упорядочения передачи в аренду государственного имущества Кабинет Министров постановляет:
1. Согласиться с предложением Госкомимущества Республики Узбекистан о создании центров аренды государственного имущества в форме государственных унитарных предприятий при Госкомимуществе Республики Каракалпакстан, территориальных управлениях Госкомимущества Республики Узбекистан в областях и г. Ташкенте (далее — центры).
учет и мониторинг государственного имущества, предоставляемого в аренду, и средств, поступающих от его аренды;
контроль за целевым использованием и сохранностью объектов аренды, а также своевременностью и полнотой внесения арендной платы;
проведение на ежеквартальной основе инвентаризации государственного имущества, переданного в аренду;
ежеквартальная публикация объявлений о предоставлении в аренду неиспользуемого государственного имущества и перечня государственного имущества, передаваемого в аренду, в республиканских и областных периодических изданиях и на веб-сайтах Госкомимущества, Госкомдемонополизации и Торгово-промышленной палаты Республики Узбекистан.
См. последующую редакцию.
государственное имущество предоставляется в аренду юридическим и физическим лицам через центры, за исключением случаев, предусмотренных законодательством;
минимальные ставки арендной платы за пользование недвижимым государственным имуществом, с определением соответствующих коэффициентов, ежегодно до 31 декабря года утверждаются Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и г. Ташкента на основе расчетов минимальных ставок аренды, представленных Госкомимуществом и согласованных с Министерством финансов и Министерством экономики Республики Узбекистан;
См. последующую редакцию.
50 процентов средств от арендной платы, поступающих на транзитные счета центров, направляются в доход соответствующего бюджета, а остальная часть распределяется между балансодержателем государственного имущества и центром.
Размеры отчислений на содержание центров утверждаются Госкомимуществом Республики Узбекистан исходя из фактических расходов и прогноза поступления средств от арендной платы, по согласованию с Министерством финансов Республики Узбекистан. При этом размер отчислений не должен превышать 10 процентов от суммы арендной платы.
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
3-1. Для бюджетных организаций, а также представительств международных организаций, групп по реализации совместных проектов, осуществляющих свою деятельность в рамках международных договоров Республики Узбекистан, которые в соответствии с условиями международных договоров Республики Узбекистан, решениями Президента Республики Узбекистан и Правительства Республики Узбекистан размещаются в зданиях и помещениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается нулевая ставка арендной платы, кроме случаев, предусмотренных законодательством.
(пункт 3-1 введен постановлением Президента Республики Узбекистан от 24 декабря 2010 г. № ПП-1449 — СЗ РУ, 2010 г., № 52, ст. 513)
См. последующую редакцию.
4. Утвердить Положение о порядке предоставления в аренду государственного имущества согласно приложению.
См. последующую редакцию.
5. Госкомимуществу Республики Узбекистан до 1 июня 2009 года принять меры по инвентаризации ранее заключенных, в том числе балансодержателями государственного имущества, договоров на предоставление государственного имущества в аренду, постановке их на учет и переоформлению договоров в установленном порядке.
6. Установить, что должностные лица балансодержателей государственного имущества несут персональную ответственность за своевременное, полное и достоверное предоставление центрам сведений о находящемся в их ведении неиспользуемом государственном имуществе.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
Министерством юстиции Республики Узбекистан разработать типовые договоры аренды государственного имущества по основным его видам;
Министерством финансов Республики Узбекистан разработать и утвердить типовой устав центров, их типовую структуру и предельную численность работников;
Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и г. Ташкента обеспечить государственную регистрацию центров, размещение и укомплектование их квалифицированными специалистами.
8. Госкомимуществу Республики Узбекистан совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в месячный срок внести предложения по внесению изменений и дополнений в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.
Органам государственного и хозяйственного управления и органам государственной власти на местах в месячный срок привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим постановлением.
9. Министерству по делам культуры и спорта Республики Узбекистан совместно с Госкомимуществом, Министерством экономики, Министерством финансов, Министерством юстиции Республики Узбекистан, Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и г. Ташкента в месячный срок, на основе изучения международного опыта, проработать и внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения по совершенствованию охраны и рациональному использованию объектов культурного наследия.
10. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Р.С. Азимова и заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Р.С. Касымова.
ПРИЛОЖЕНИЕ
к постановлению Кабинета Министров от 8 апреля 2009 года № 102
к постановлению Кабинета Министров от 8 апреля 2009 года № 102
1. Настоящее Положение определяет порядок предоставления в аренду государственного имущества, находящегося на территории Республики Узбекистан.
Передача в аренду государственного имущества, находящегося за рубежом, осуществляется на условиях и в порядке, определяемом Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Действие настоящего Положения не распространяется на предоставление в аренду жилых помещений, земельных участков, участков недр, имущества театрально-зрелищных предприятий.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
арендодатель — Центр аренды государственного имущества при Госкомимуществе Республики Каракалпакстан, территориальных управлениях Госкомимущества Республики Узбекистан в областях и г. Ташкенте;
См. последующую редакцию.
балансодержатель — юридическое лицо, на балансе которого учтено государственное имущество, передаваемое в аренду;
арендатор — юридическое или физическое лицо, заключившее договор аренды государственного имущества на условиях и в порядке, установленных настоящим Положением.
См. последующую редакцию.
3. В аренду может предоставляться государственное имущество в виде предприятий, зданий, сооружений или их частей, оборудования, транспортных средств и другого имущества, передача которого в аренду не противоречит законодательству.
4. Государственное имущество не предоставляется в аренду лицам, в отношении которых у арендодателя имеется достоверная информация:
5. Государственное имущество не может быть передано в аренду, если в результате этого у балансодержателя ухудшаются производственные и/или финансовые показатели и/или будут превышены предусмотренные лимиты бюджетного финансирования. Указанные обстоятельства должны быть обоснованы балансодержателем документально по согласованию с вышестоящей организацией или учредителем (при наличии).
6. Переданное в аренду государственное имущество (его часть), а также право арендатора на аренду государственного имущества (его часть) не могут быть отчуждены, переданы в залог или иным образом уступлены арендатором третьим лицам. Арендатор не вправе передавать арендованное государственное имущество третьим лицам, в том числе на условиях субаренды.
Арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы по содержанию имущества.
7. Максимальный срок аренды государственного имущества составляет пять лет, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
8. Процесс предоставления государственного имущества в аренду может быть инициирован любыми физическими и юридическими лицами (далее — инициатор).
В этих целях инициатор представляет арендодателю по месту нахождения государственного имущества соответствующее предложение с указанием:
Предложение должно быть рассмотрено и инициатору направлен обоснованный ответ в недельный срок с момента получения предложения.
9. Расчет арендной платы (опорная ставка арендной платы) по зданиям и сооружениям определяется следующим образом:
КС — коэффициент по виду строительства (отдельно стоящее здание, пристроенное здание, верхняя часть здания, чердак, мансарда, полуподвал, подвал);
КУ — коэффициент удобства при использовании в коммерческих целях (расположение вдоль основных автотранспортных дорог, расположение на выходе к второстепенным автотранспортным дорогам и др.).
10. Ставка арендной платы по зданиям и сооружениям не может быть ниже минимальных ставок, утвержденных соответственно Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и г. Ташкента на основе расчетов минимальных ставок аренды, представленных Госкомимуществом и согласованных Министерством финансов и Министерством экономики Республики Узбекистан.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
30 процентов от восстановительной стоимости имущества — если срок фактического использования сдаваемого в аренду имущества не превышает или равен сроку его полезного использования, или срок фактического использования не может быть определен;
20 процентов от восстановительной стоимости имущества — если срок фактического использования сдаваемого в аренду имущества превышает срок его полезного использования.
Срок полезного использования определяется исходя из классификации, указанной в статье 144 Налогового кодекса Республики Узбекистан.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
выявляет и подготавливает информацию о существующих обременениях государственного имущества, передаваемого в аренду;
подготавливает проект договора аренды, условия передачи государственного имущества в аренду, сведения об объекте аренды, включая условия его использования и иную необходимую информацию;
принимает заявки на аренду государственного имущества и обеспечивает их регистрацию, конфиденциальность и сохранность;
по требованию потенциальных арендаторов (далее — претендентов) предоставляет им возможность ознакомиться с передаваемым в аренду имуществом, его характеристиками;
разрабатывает и согласовывает с балансодержателем и поставщиками коммунальных и эксплутационных услуг (при необходимости) проект соглашения по обеспечению соответствующими услугами передаваемого в аренду имущества;
12. Арендодатель ежеквартально публикует объявление о предоставлении в аренду неиспользуемого государственного имущества (перечень государственного имущества, передаваемого в аренду) в республиканских и областных периодических изданиях, а также на веб-сайтах Госкомимущества, Госкомдемонополизации и Торгово-промышленной палаты Республики Узбекистан.
См. последующую редакцию.
наименование, количество, характеристика и состав государственного имущества, передаваемого в аренду, его месторасположение, наименование балансодержателя;
Поступающие заявки регистрируются арендодателем в специальном журнале с присвоением каждой заявке номера и указанием даты, времени ее подачи.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
14. Рассмотрение заявок претендентов проводится Комиссией, создаваемой при арендодателе, с участием балансодержателя и представителей соответственно Госкомимущества Республики Каракалпакстан, территориальных управлений Госкомимущества Республики Узбекистан в областях и г. Ташкенте, результаты которого оформляются протоколом.
См. последующую редакцию.
15. При наличии предложений от двух и более претендентов договор аренды заключается с претендентом, предложившим наибольший размер арендной платы за предоставляемое в аренду государственное имущество, с соблюдением установленных условий аренды.
При равенстве предложений претендентов договор аренды заключается с претендентом, подавшим заявку раньше других.
См. последующую редакцию.
Арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, при прочих равных условиях имеет перед другими претендентами преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок, за исключением аренды транспортных средств.
В случае поступления заявки только от одного претендента договор аренды заключается с ним при соответствии его предложений условиям, указанным в соответствующем объявлении.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
16. На основании подписанного протокола о результатах рассмотрения заявок заключается договор аренды соответствующего государственного имущества.
См. последующую редакцию.
17. Договор аренды заключается между арендодателем, арендатором и балансодержателем. Договор аренды должен быть подписан всеми сторонами в течение срока, указанного в протоколе рассмотрения заявок, но не более пяти дней.
условия использования государственного имущества арендатором, в том числе оплаты коммунальных и иных эксплутационных платежей;
условия расторжения договора аренды, в том числе в связи с нарушением сроков внесения арендных платежей;
19. При передаче в аренду транспортного средства арендатор в предусмотренных законодательством случаях и порядке осуществляет страхование гражданской ответственности, а также страхование транспортного средства.
государственной регистрации — при передаче в аренду недвижимого имущества на срок не менее одного года;
нотариальному удостоверению — при передаче транспортных средств, подлежащих государственной регистрации;
См. последующую редакцию.
23. Арендная плата вносится арендатором равными периодическими (ежеквартальными, ежемесячными и др.) платежами, рассчитанными исходя из последнего установленного размера арендной платы и оставшегося срока аренды. Оплата производится в форме стопроцентной предоплаты за каждый следующий период (квартал, месяц и др.) в сроки, указанные в договоре аренды.
В случае, если арендатор осуществляет восстановление или капитальный ремонт государственного имущества, переданного в аренду, понесенные им затраты покрываются за счет снижения суммы арендной платы, при условии представления арендатором результатов экспертизы соответствующих служб Государственного комитета Республики Узбекистан по архитектуре и строительству.
См. последующую редакцию.
Размеры отчислений на содержание арендодателей утверждаются Госкомимуществом Республики Узбекистан исходя из фактических расходов и прогноза поступления средств от арендной платы, по согласованию с Министерством финансов Республики Узбекистан. При этом размер отчислений не должен превышать 10 процентов от суммы арендной платы.
Все средства по арендной плате, поступающие на транзитные счета арендодателей в течение одного рабочего дня, подлежат распределению, в том числе 50 процентов средств, поступающих от арендной платы на транзитные счета арендодателей, направляются в доход соответствующего бюджета, а остальная часть распределяется между балансодержателем и арендодателем.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
Арендодатель распределяет средства между соответствующим бюджетом, арендодателем и балансодержателем отдельно по каждому договору аренды с транзитного счета, открываемых арендодателем в обслуживающем банке.
См. последующую редакцию.
24. Размер, порядок и сроки внесения платежей по коммунальным и эксплуатационным услугам регламентируются соглашением между балансодержателем и арендатором, заключаемым одновременно с договором аренды (условия соглашения могут быть включены в договор аренды) с учетом тарифов, установленных поставщиками коммунальных и эксплуатационных услуг. Установка необходимых расчетных приборов учета электроэнергии, воды и газа осуществляется балансодержателем или арендатором в соответствии с условиями договора.
Арендодатель в соответствии с заключенными соглашениями на оказание коммунальных и эксплуатационных услуг контролирует своевременность оплаты арендатором оказанных ему услуг.
25. В соответствии с условиями заключенного договора аренды балансодержатель при участии арендодателя обязан предоставить арендатору, а арендатор по истечении срока аренды обязан вернуть балансодержателю государственное имущество в состоянии, соответствующем условиям договора и назначению государственного имущества.
См. последующую редакцию.
26. Государственное имущество передается арендатору и возвращается им вместе со всеми его принадлежностями и относящимися к нему техническими документами.
27. Передача и возврат государственного имущества производятся в присутствии полномочных представителей сторон, с составлением трехстороннего передаточного акта, в котором указываются:
Передаточный акт подписывается полномочными представителями сторон и заверяется печатями сторон (при наличии).
28. При выявлении недостатков арендуемого государственного имущества (за исключением предусмотренных законом случаев) стороны, принимающие имущество, вправе отказаться от его приема и подписания акта приема-передачи государственного имущества, до приведения в сроки, установленные договором, государственного имущества другой стороной в состояние, соответствующее условиям договора аренды или возмещения причиненного ущерба.
29. Учет и ведение базы информационных данных государственного имущества, предоставленного в аренду, осуществляется арендодателем.
30. Реестр государственного имущества, подлежащего передаче в аренду, формируется арендодателем и обновляется им ежеквартально в соответствии с имеющейся информацией об имуществе (предоставлен в аренду, срок аренды истек и др.).
31. В целях учета государственного имущества, предоставляемого в аренду, арендодатель в течение одного рабочего дня после заключения договора аренды вносит соответствующую запись в реестр, а на каждом экземпляре оригинала договора аренды ставит отметку об учете, с указанием даты и номера учетной записи, заверяет ее печатью. Оригиналы договора аренды, оформленного в трех экземплярах, передаются по одному экземпляру балансодержателю, арендатору и один экземпляр остается у арендодателя.
32. В течение срока действия договора аренды арендодатель осуществляет регулярный контроль за надлежащим выполнением арендатором принятых на себя обязательств в соответствии с договором аренды. В этих целях арендодатель вправе:
осматривать, при необходимости, физическое состояние имущества без вмешательства в хозяйственную деятельность арендатора;
изучать условия использования арендуемого имущества, соблюдение арендатором прав третьих лиц (сервитут, залог и пр.);
33. Арендодатель представляет отчет о государственном имуществе, предоставленном в аренду, ежеквартально до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, соответственно в Министерство финансов Республики Каракалпакстан, финансовые управления хокимиятов областей и главное финансовое управление хокимията г. Ташкента и Госкомимущество Республики Узбекистан.
Госкомимущество Республики Узбекистан представляет сводную информацию по государственному имуществу, предоставленному в аренду, в Министерство финансов Республики Узбекистан ежеквартально до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
Форма отчетности устанавливается Госкомимуществом совместно с Министерством финансов Республики Узбекистан.
См. последующую редакцию.
34. Условия аренды государственного имущества, не оговоренные в настоящем Положении, определяются в соответствии с Гражданским кодексом Республики Узбекистан.
35. Персональную ответственность за соблюдение требований законодательства при оформлении и заключении договора аренды государственного имущества несет арендодатель.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
36. В случае неисполнения сторонами обязательств, принятых в соответствии с договором аренды, стороны несут ответственность в соответствии с законодательством.
37. Споры, возникающие в связи с арендой государственного имущества, разрешаются в порядке, установленном законодательством и договором.
См. последующую редакцию.