Комментарий LexUz
(с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 14 июня 2002 года № 10 и 3 февраля 2006 года № 5)
Суды, рассматривая дела о преступлениях несовершеннолетних, в основном обеспечивают правильное применение законов.
Вместе с тем, при рассмотрении дел этой категории судами не всегда соблюдаются требования норм уголовного и уголовно-процессуального права.
Не всегда уделяется должное внимание выяснению причин и условий, способствовавших совершению преступлений, не принимаются предусмотренные законом меры, направленные на их устранение.
В судебной практике имеют место случаи неправильной квалификации преступных деяний, поверхностная оценка собранных по делу доказательств, несоблюдение принципов индивидуализации наказания и назначение его без учета обстоятельств совершенного преступления, возраста, семейного положения, состояния здоровья, трудоспособности, образа жизни виновного лица.
При наличии оснований для применения принудительных мер, предусмотренных статьей 87 Уголовного кодекса, не обсуждается вопрос об освобождении несовершеннолетних от ответственности или назначенного наказания.
В целях обеспечения верховенства закона, устранения имеющихся недостатков, правильного применения судами норм материального и процессуального права Пленум Верховного суда Республики Узбекистан постановляет:
1. Обратить внимание на то, что при рассмотрении дел о преступлениях несовершеннолетних необходимо неуклонно исполнять предусмотренные законом для этой категории лиц правила судопроизводства, основываясь на принципах справедливости и гуманизма, тщательно и беспристрастно исследовать собранные по делу доказательства, давать им надлежащую оценку с учетом личности виновного и степени общественной опасности совершенного им преступления.
См. предыдущую редакцию.
2. При назначении дел о преступлениях несовершеннолетних к судебному разбирательству следует тщательно проверять обоснованность применения меры пресечения в виде заключения под стражу, имея при этом в виду, что такая мера пресечения в соответствии со ст.ст 242, 243 УПК и разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Верховного суда от 14 ноября 2007 года «О применении судами меры пресечения в виде заключения под стражу на стадии досудебного производства» может быть избрана как единственно возможная в данных условиях, когда она вызвана степенью общественной опасности совершенного преступления и личностью подсудимого.
(абзац первый пункта 2 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 14 ноября 2007 года № 17)
В случае необоснованного заключения несовершеннолетнего под стражу суд должен незамедлительно изменить меру пресечения.
3. При рассмотрении дел о преступлениях несовершеннолетних следует иметь в виду, что участие адвоката по таким делам обязательно, независимо от того достиг ли обвиняемый к этому времени совершеннолетия. Это правило применяется и к случаям, когда лицо обвиняется в преступлениях, одно из которых совершено им в возрасте до 18 лет, а другое — после достижения совершеннолетия.
В соответствии с требованиями статьи 51 Уголовно-процессуального кодекса в ходе предварительного расследования и судебного разбирательства дел о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, участие адвоката является обязательным. Это правило применяется и в случае отказа несовершеннолетнего от защиты на основании статьи 52 УПК. Несоблюдение требований процессуального закона об обязательном участии адвоката по данной категории дел в соответствии со статьями 419 и 487 УПК должно рассматриваться как существенное нарушение уголовно-процессуального закона, влекущее отмену приговора.
См. последующую редакцию.
Не имеют юридической силы доказательства, собранные без участия адвоката, когда его участие в процессуальных действиях является обязательным.
4. В соответствии со статьями 551 и 562 Уголовно-процессуального кодекса суд извещает о времени и месте рассмотрения дел о преступлениях несовершеннолетних родителей, лиц, их замещающих, представителей органов опеки и попечительства, учебных заведений, предприятий, организаций, где учился или работал несовершеннолетний, комиссий по делам несовершеннолетних, органов самоуправления граждан, а также, при необходимости, представителей других органов. Суд вправе вызвать и допросить в качестве свидетелей, представителей данных организаций, опекуна или попечителя подсудимого, а также представителя комиссии по делам несовершеннолетних.
См. последующую редакцию.
При решении вопроса о вызове в судебное заседание законного представителя несовершеннолетнего подсудимого следует иметь в виду, что содержащийся в части 2 статьи 60 УПК перечень лиц, которые могут быть законными представителями, является исчерпывающим.
Если у несовершеннолетнего нет родителей, и он живет один либо с лицом, который не признан в установленном порядке его опекуном или попечителем, суду необходимо вызвать в качестве законного представителя подсудимого представителя органа опеки и попечительства.
5. Судам следует иметь в виду, что в соответствии со статьей 548 УПК установление возраста и личности несовершеннолетнего входит в число обстоятельств, подлежащих доказыванию по делам несовершеннолетних. При этом нужно учитывать, что лицо считается достигшим возраста, с которого наступает уголовная ответственность, не в день рождения, а по истечении суток, на которые приходится этот день, т. е. с ноля часов следующих суток.
Необходимо уделять внимание наличию в материалах дела фотокопии свидетельства о рождении или паспорта подсудимого. При отсутствии указанных документов этот недостаток должен быть устранен в ходе судебного разбирательства.
При установлении судебно-медицинской экспертизой возраста подсудимого днем его рождения считается последний день того года, который назван экспертами, а при определении возраста минимальным и максимальным количеством лет суду следует исходить из предполагаемого экспертами минимального возраста такого лица.
6. Если несовершеннолетний в своем развитии значительно отстает от своего возраста и не полностью осознает значение совершенного им преступления, суд в соответствии с частью 3 статьи 87 УК должен обсудить вопрос о целесообразности применения к нему принудительных мер вместо назначения уголовного наказания.
См. предыдущую редакцию.
Разъяснить судам о необходимости более широкого применения мер принудительного характера, предусмотренных статей 88 УК, к несовершеннолетним, совершившим впервые преступления, не представляющих большой общественной опасности, а также менее тяжкие преступления или за повторное, совершение преступлений, не представляющих большой общественной опасности.
(абзац второй пункта 6 в редакции постановления Пленума верховного суда Республики Узбекистан от 3 февраля 2006 года № 5)
Если в случае совершения несовершеннолетним впервые преступления не представляющего большой общественной опасности, суд исходя из возраста, обстоятельств совершенного преступления и других данных, имеющихся в деле, придет к выводу о возможности исправления обвиняемого без применения мер уголовного наказания, то он должен в стадии назначения дела к слушанию вынести определение о прекращении дела производством и направлении его на рассмотрение в комиссию по делам несовершеннолетних.
См. последующую редакцию.
Об освобождении несовершеннолетнего от наказания на основании части 2 статьи 87 Уголовного кодекса и применения к нему принудительных мер, предусмотренных статьей 88 настоящего кодекса суд постановляет приговор без назначения ему наказания.
См. последующую редакцию.
При наличии данных, свидетельствующих об умственной отсталости несовершеннолетнего подсудимого, для решения вопроса о наличии или отсутствия у несовершеннолетнего отставания в психическом развитии назначается судебная комплексная психологическая экспертиза.
Указанные вопросы могут быть поставлены на разрешение комиссии экспертов, при этом в обязательном порядке должен быть поставлен вопрос о степени умственной отсталости несовершеннолетнего, интеллектуальное развитие которого не соответствует возрасту.
7. При рассмотрении дел о преступлениях несовершеннолетних, совершенных с участием взрослых, необходимо тщательно выяснять характер взаимоотношений между взрослым и подростком, поскольку эти данные могут иметь существенное значение для установления роли взрослого в вовлечении несовершеннолетнего в совершение преступления или антиобщественных действий.
Судам следует иметь в виду, что к уголовной ответственности за вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления могут быть привлечены лица, достигшие 18-летнего возраста и совершившие преступление умышленно. Следует также устанавливать, осознавал ли или допускал взрослый, что своими действиями вовлекает несовершеннолетнего в совершение преступления. Если взрослый не знал либо не мог знать о несовершеннолетии лица, вовлеченного им в совершение преступления, он не может быть привлечен к ответственности по статье 127 Уголовного кодекса.
8. Если совершение преступления несовершеннолетним предшествовало неправомерное или провоцирующее поведение взрослых лиц, в том числе признанных потерпевшими по делу, суд вправе признать это обстоятельство смягчающим наказание виновному, а также направить в необходимых случаях частные определения по месту работы или жительства указанных лиц.
Следует также учитывать, что в соответствии с пунктом «г» статьи 55 Уголовного кодекса к обстоятельствам, смягчающим наказание, относится совершение преступления в результате физического или психического принуждения, либо в силу материальной, служебной или иной зависимости несовершеннолетнего. В связи с этим, судам необходимо устанавливать какое именно принуждение — физическое или психическое было оказано на несовершеннолетнего.
9. При решении вопроса о назначении наказания несовершеннолетним суду следует обсуждать, прежде всего, возможность применения наказания, не связанного с лишением свободы с учетом характера, степени общественной опасности совершенного преступления, данных о личности и обстоятельств, смягчающих и отягчающих наказание. Суд вправе принять решение о назначении несовершеннолетнему наказания в виде лишения свободы лишь в тех случаях, когда исправление его невозможно без изоляции от общества, обязательно мотивировав в приговоре принятое решение.
10. Объективно оценивая преступные действия несовершеннолетних при постановлении приговора, суды обязаны обсудить вопрос о применении к ним статей 72 или 87 Уголовного кодекса.
При назначении несовершеннолетнему наказания с применением статьи 72 УК суды в приговоре обязаны конкретно указать, какая обязанность возлагается на несовершеннолетнего в течение испытательного срока (завершение учебы, устройство на работу и т. д.).
При назначении несовершеннолетним наказания следует исходить из требований статьи 85 Уголовного кодекса, при этом применение статьи 57 УК не требуется, за исключением случаев назначения вида наказания, не предусмотренного санкцией статьи Особенной части УК.
См. последующую редакцию.
В случаях, предусмотренных частями первой и второй статьи 19 Уголовно-процессуального кодекса на основании статьи 560 этого кодекса рассмотрение дел о преступлениях несовершеннолетних производится в закрытом судебном заседании.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
11. В случае, когда органы предварительного расследования, при наличии к тому законных оснований, не привлекли к участию в деле в качестве гражданских ответчиков физических или юридических лиц, указанных в статьях 993 и 994 Гражданского кодекса, судам надлежит привлечь их к участию в деле в качестве таковых, о чем необходимо вынести соответствующее определение.
12. При рассмотрении дел о преступлениях несовершеннолетних судам необходимо выяснить причины и условия, способствующие их совершению, и выносить частные определения, направленные на их устранение.
13. Обратить внимание судов на то, что комиссии по делам несовершеннолетних, осуществляющие свою деятельность на общественных началах, являются органами, в задачи которых входит предупреждение совершения правонарушений несовершеннолетними, контроль за их поведением, а также выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению ими правонарушений и преступлений.
См. последующую редакцию.
В связи с этим судам при рассмотрении дел о преступлениях несовершеннолетних необходимо выяснять в какой мере указанными комиссиями выполняются возложенные на них обязанности, давать объективную оценку их деятельности и в случае выявления недостатков реагировать на них в порядке, предусмотренном законодательством.
14. Верховному суду Республики Каракалпакстан по уголовным делам, областным, Ташкентскому городскому судам по уголовным делам и Военному суду Республики Узбекистан обеспечить надзор за деятельностью нижестоящих судов по рассмотрению дел о преступлениях несовершеннолетних, тщательно проверять законность и обоснованность судебных решений по делам этой категории, своевременно устранять допущенные нарушения закона.
См. последующую редакцию.
15. В связи с принятием настоящего постановления считать утратившими силу постановление Пленума Верховного суда бывшего СССР от 3 декабря 1976 года № 16 «О практике применения судами законодательства по делам о преступлениях несовершеннолетних и о вовлечении их в преступную и иную антиобщественную деятельность». Постановление Пленума Верховного суда Узбекской ССР от 11 мая 1984 года № 1 «О ходе выполнения судами республики требований закона и постановлений Пленума Верховного суда СССР и Пленума Верховного суда Узбекской ССР о преступлениях несовершеннолетних и вовлечении их в преступную и иную антиобщественную деятельность» и постановление Пленума Верховного суда Узбекской ССР от 28 августа 1987 года № 3 «О ходе выполнения судами республики законодательства и руководящих разъяснений Пленума Верховного суда СССР и Пленума Верховного суда Узбекской ССР при рассмотрении дел о преступлениях несовершеннолетних».