В соответствии с Законом Республики Узбекистан «О рынке ценных бумаг» (Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2008 г., № 29-30, ст. 278), постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 28 июля 2008 года № 160 «О дополнительных мерах по развитию инфраструктуры рынка ценных бумаг» (Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2008 г., № 31-32, ст. 298) и Положением о Центре по координации и контролю за функционированием рынка ценных бумаг при Госкомимуществе Республики Узбекистан, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан 30 марта 1996 года № 126 (Собрание постановлений Правительства Республики Узбекистан, 1996 г., № 3, ст. 11), приказываю:
См. последующую редакцию.
1. Утвердить Положение о внутреннем контроле профессионального участника рынка ценных бумаг согласно приложению.
2. Настоящий приказ вступает в силу по истечении десяти дней со дня его государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Узбекистан.
УТВЕРЖДЕНО
приказом генерального директора Центра по координации и контролю за функционированием рынка ценных бумаг от 29 ноября 2008 года № 2008-41
приказом генерального директора Центра по координации и контролю за функционированием рынка ценных бумаг от 29 ноября 2008 года № 2008-41
Настоящее Положение в соответствии с Законом Республики Узбекистан «О рынке ценных бумаг» (Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2008 г., № 29-30, ст. 278), постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 28 июля 2008 года № 160 «О дополнительных мерах по развитию инфраструктуры рынка ценных бумаг» (Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2008 г., № 31-32, ст. 298) устанавливает порядок организации и осуществления внутреннего контроля профессионального участника рынка ценных бумаг.
См. последующую редакцию.
Требования настоящего Положения распространяются на организации, осуществляющие профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг за исключением коммерческих банков и страховщиков.
профессиональный участник рынка ценных бумаг (далее — профессиональный участник) — юридическое лицо, которое осуществляет профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг;
внутренний контроль профессионального участника рынка ценных бумаг (далее — внутренний контроль) — контроль за соответствием деятельности профессионального участника требованиям законодательства, внутренних документов профессионального участника, связанных с его профессиональной деятельностью на рынке ценных бумаг (далее — внутренние документы);
контролер профессионального участника (далее — контролер) — должностное лицо профессионального участника, ответственное за осуществление внутреннего контроля в соответствии с настоящим Положением;
уполномоченный государственный орган по регулированию рынка ценных бумаг — Центр по координации и контролю за функционированием рынка ценных бумаг при Госкомимуществе Республики Узбекистан.
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
2. Осуществление внутреннего контроля возлагается на контролера, который назначается уполномоченным органом управления профессионального участника по согласованию с уполномоченным государственным органом по регулированию рынка ценных бумаг.
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
Осуществление внутреннего контроля в организации, осуществляющей профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг в качестве инвестиционного консультанта, возлагается на руководителя организации.
(пункт 2 дополнен абзацем вторым приказом генерального директора Центра по координации и контролю за функционированием рынка ценных бумаг при Госкомимуществе Республики Узбекистан от 10 ноября 2010 г. № 2010-21 (рег. № 1899-3 от 09.12.2010 г.) — СЗ РУ, 2010 г., № 49, ст. 464)
Согласование кандидатуры контролера осуществляется уполномоченным государственным органом по регулированию рынка ценных бумаг в срок не более 20 рабочих дней со дня получения документов, подтверждающих соответствие кандидатуры требованиям, установленным настоящим Положением.
(пункт 2 в редакции приказа генерального директора Центра по координации и контролю за функционированием рынка ценных бумаг при Госкомимуществе Республики Узбекистан от 16 ноября 2009 года № 2009-44 (рег. № 1899-2 от 24.11.2009 г.) — СЗ РУ, 2009 г., № 48, ст. 518)
См. последующую редакцию.
3. Контролер подотчетен в своей деятельности наблюдательному совету профессионального участника. В случае отсутствия наблюдательного совета контроль за деятельностью контролера осуществляет исполнительный орган профессионального участника.
4. При совмещении профессиональным участником профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг осуществление внутреннего контроля может быть возложено на нескольких контролеров.
5. Профессиональный участник для осуществления внутреннего контроля вправе формировать отдельное структурное подразделение под руководством контролера.
6. Контролер независим в своей деятельности от других структурных подразделений профессионального участника.
7. Должность контролера включается в штат работников профессионального участника. Работа в должности контролера должна быть основным местом работы для контролера. Контролер не вправе совмещать работу одновременно у двух и более профессиональных участников.
См. предыдущую редакцию.
8. Профессиональный участник должен иметь Инструкцию (положение) о внутреннем контроле (далее — Инструкция), утвержденную его наблюдательным советом. В случае отсутствия наблюдательного совета Инструкция утверждается исполнительным органом профессионального участника.
(пункт 8 в редакции приказа генерального директора Центра по координации и контролю за функционированием рынка ценных бумаг при Госкомимуществе Республики Узбекистан от 24 апреля 2009 г. № 2009-25 (рег. № 1899-1 от 12.05.2009 г.) — СЗ РУ, 2009 г., № 19-20, ст. 243)
порядок действий контролера в случае выявления им нарушений законодательства и внутренние документы;
порядок осуществления внутреннего контроля в филиалах профессионального участника (при наличии филиалов, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг);
ответственность контролера в случаях непредставления или несвоевременного представления отчетов контролера наблюдательному совету и исполнительному органу.
10. При наличии у профессионального участника филиала, осуществляющего профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, в штат работников филиала включается контролер филиала.
Функции контролера филиала может исполнять контролер головной организации профессионального участника, если количество работников в штате филиала, выполняющих функции, непосредственно связанные с осуществлением филиалом профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг менее трех человек.
См. последующую редакцию.
В штат филиала профессионального участника, осуществляющего деятельность по регистрации внебиржевых сделок с ценными бумагами, должен быть включен контролер филиала независимо от количества работников в штате филиала.
См. последующую редакцию.
11. На контролера филиала распространяются нормы настоящего Положения с учетом следующих особенностей:
контролер филиала независим в своей деятельности от других работников филиала и подотчетен руководителю филиала и контролеру головной организации;
обо всех выявленных нарушениях законодательства и внутренних документов контролер филиала информирует контролера головной организации и руководителя филиала;
отчетные документы, касающиеся деятельности филиала, контролер филиала представляет контролеру головной организации и руководителю филиала в порядке, установленном настоящим Положением.
См. последующую редакцию.
12. Лицо, назначаемое на должность контролера, должно соответствовать квалификационным требованиям, установленным уполномоченным государственным органом по регулированию рынка ценных бумаг.
См. предыдущую редакцию.
13. Контролер профессионального участника не вправе исполнять должностные обязанности, не связанные с исполнением функций внутреннего контроля, кроме:
обязанностей по организации и осуществлению внутреннего контроля по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма.
(пункт 13 в редакции приказа генерального директора Центра по координации и контролю за функционированием рынка ценных бумаг при Госкомимуществе Республики Узбекистан от 10 ноября 2010 г. № 2010-21 (рег. № 1899-3 от 09.12.2010 г.) — СЗ РУ, 2010 г., № 49, ст. 464)
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
не имеющее высшее образование по одной из следующих специальностей: финансово-экономическая, юридическая, математическая либо информационные технологии;
См. предыдущую редакцию.
(абзац четвертый пункта 14 исключен приказом генерального директора Центра по координации и контролю за функционированием рынка ценных бумаг при Госкомимуществе Республики Узбекистан от 16 ноября 2009 года № 2009-44 (рег. № 1899-2 от 24.11.2009 г.) — СЗ РУ, 2009 г., № 48, ст. 518)
исполнявшее функции единоличного исполнительного органа, входило в состав коллегиального исполнительного органа или являлось учредителем профессионального участника, фондовой биржи, кредитной, страховой или аудиторской организации в момент прекращения действия лицензий на осуществление соответствующих видов деятельности у указанных организаций за нарушения лицензионных требований и условий, допущенных по вине этого лица, если с момента такого прекращения прошло менее трех лет;
имеющее непогашенную судимость за преступления в сфере экономики или за преступления против порядка управления;
исполнявшее функции единоличного исполнительного органа или входило в состав коллегиального исполнительного органа юридического лица в момент, когда такое лицо было признано банкротом и с момента признания не истекло два года.
15. Профессиональный участник вправе устанавливать в Инструкции дополнительные требования к контролеру в соответствии с законодательством.
б) контролирует соблюдение профессиональным участником требований законодательства о рынке ценных бумаг, внутренних правил профессионального участника;
в) рассматривает поступающие профессиональному участнику обращения, заявления и жалобы, связанные с осуществлением профессиональным участником профессиональной деятельности;
г) незамедлительно уведомляет руководителя профессионального участника о выявленном нарушении профессиональным участником законодательства и внутренних документов, устанавливает причины совершения нарушения и виновных в нем лиц;
д) контролирует устранение выявленных нарушений законодательства и внутренних документов и соблюдение мер по предупреждению аналогичных нарушений в дальнейшей деятельности профессионального участника;
е) представляет наблюдательному совету и исполнительному органу профессионального участника сведения в соответствии с их запросами;
См. предыдущую редакцию.
ж) осуществляет иные функции по контролю за соблюдением профессиональным участником требований законодательства.
(подпункт «ж» пункта 16 в редакции приказа генерального директора Центра по координации и контролю за функционированием рынка ценных бумаг при Госкомимуществе Республики Узбекистан от 16 ноября 2009 года № 2009-44 (рег. № 1899-2 от 24.11.2009 г.) — СЗ РУ, 2009 г., № 48, ст. 518)
требовать представления документов профессионального участника и знакомиться с содержанием баз данных и регистров, связанных с осуществлением деятельности на рынке ценных бумаг;
требовать от работников профессионального участника, обязанности которых связаны с осуществлением профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, представления соответствующей информации, необходимой для осуществления функций контролера;
требовать от работников профессионального участника, обязанности которых связаны с осуществлением профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, представления письменных объяснений по вопросам, возникающим в процессе исполнения им своих обязанностей.
обеспечивать сохранность и возврат полученных оригиналов документов и файлов профессионального участника и его работников;
консультировать работников профессионального участника по вопросам, связанным с организацией внутреннего контроля;
19. В случае выявления контролером нарушений законодательства о рынке ценных бумаг контролер не позднее рабочего дня информирует о выявленных нарушениях руководителя профессионального участника.
Руководитель профессионального участника не позднее рабочего дня письменно информирует о выявленных контролером нарушениях уполномоченный государственный орган по регулированию рынка ценных бумаг.
См. последующую редакцию.
20. Требования контролера в пределах предоставленных ему настоящим Положением прав являются обязательными для всех сотрудников профессионального участника.
отчет о проверке выявленного нарушения законодательства и внутренних документов (далее — отчет о проверке нарушения) — не позднее двух рабочих дней после выявления нарушения законодательства и внутренних документов;
квартальный отчет — по итогам каждого квартала в срок не позднее пятнадцати дней после окончания каждого квартала.
Отчеты представляются соответствующему органу управления профессионального участника, предусмотренному пунктом 3 настоящего Положения, не позднее рабочего дня, следующего за днем их составления.
о подтвержденных и иных обнаруженных в процессе проверки нарушениях законодательства и внутренних документах;
о предложениях и рекомендациях по устранению нарушения законодательства и внутренних документов и предупреждению аналогичных нарушений.
В случае повторного выявления контролером нарушения, которое было выявлено ранее, однако не было устранено, контролер вправе не составлять новый отчет о проверке нарушения. При этом информация о том, что выявленное ранее нарушение не устранено, должна быть включена в квартальный отчет контролера.
Сведения об однотипных нарушениях законодательства и внутренних документов (нарушениях одинаковых требований законодательства и внутренних документов, допущенных по одним и тем же причинам), а также о взаимосвязанных нарушениях законодательства и внутренних документов (если одно нарушение явилось следствием другого), выявленных в процессе проведения одной проверки, могут быть отражены в едином отчете о проверке нарушения.
о проведенных за квартал проверках с указанием количества проведенных проверок, выявленных при проведении проверок нарушений, причинах допущения соответствующих нарушений и принятых мер по их устранению и недопущению в дальнейшем;
о результатах рассмотрения обращений, заявлений и жалоб (о количестве рассмотренных обращений, заявлений и жалоб, о нарушениях выявленных по итогам рассмотрения обращений, заявлений и жалоб, причинах допущения соответствующих нарушений, о принятых мерах по устранению и предупреждению аналогичных нарушений в дальнейшей деятельности профессионального участника);
рекомендации по предупреждению нарушений требований законодательства, внутренних документов в дальнейшей деятельности профессионального участника;
о выполнении ограничений на осуществляемые профессиональным участником операции, установленных законодательством;
о реализации мер, направленных на предотвращение неправомерного использования служебной информации, манипулирования ценами, конфликта интересов и мер по снижению рисков, связанных с профессиональной деятельностью на рынке ценных бумаг.
В квартальный отчет могут быть включены рекомендации по повышению квалификации работников, улучшению организации внутреннего контроля профессионального участника, а также иная информация.
25. Отчеты и иные документы контролера являются документами строгой отчетности профессионального участника и подлежат хранению на протяжении не менее пяти лет, если более длительный срок не установлен Инструкцией.
26. Поступающие профессиональному участнику обращения, в том числе заявления и жалобы, направляются для рассмотрения контролеру и подлежат регистрации в соответствии с порядком регистрации входящих документов, установленным профессиональным участником.
27. Рассмотрение обращений осуществляется в соответствии с законодательством, с учетом особенностей, установленных настоящим Положением.
28. Письменный ответ заявителю о результатах рассмотрения обращения, заявления или жалобы должен содержать мотивированный ответ на каждый изложенный заявителем довод.
29. Ответ на обращение, заявление и жалобу подписывают руководитель профессионального участника и контролер.
30. Профессиональный участник несет ответственность за полноту и достоверность сведений сообщаемых им заявителям.
организует устранение выявленных нарушений законодательства, внутренних документов, а также причин и условий, способствовавших совершению нарушения.
незамедлительно доводят до сведения контролера о предполагаемых нарушениях законодательства, внутренних правил другими работниками профессионального участника или иными лицами;
уведомляют контролера о возникшем конфликте интересов, а также о сделках, в совершении которых они могут быть признаны заинтересованными лицами в соответствии с законодательством;
уведомляют контролера о клиентах, которые могут быть признаны их аффилированными лицами в соответствии с законодательством;
информируют контролера о клиентах, с которыми в течение продолжительного времени (более одной недели) невозможно установить связь по указанным клиентами данными.
33. Лица, виновные в нарушении требований настоящего Положения, несут ответственность в порядке, установленном законодательством.