Комментарий LexUz
Настоящее постановление утратило силу в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 22 февраля 2021 года № 87 «О признании утратившими силу некоторых решений Правительства Республики Узбекистан, утративших свое значение (Указ Президента Республики Узбекистан от 27 сентября 2020 года № УП-6075 «О мерах по улучшению деловой среды в стране путем внедрения системы пересмотра утративших свою актуальность актов законодательства»)».
В целях рационального использования природных ресурсов и внедрения экологических методов хозяйствования, улучшения охраны окружающей среды Кабинет Министров постановляет:
1. Утвердить Программу действий по охране окружающей среды Республики Узбекистан на 2008—2012 годы и мероприятия по ее реализации согласно приложениям №№ 1 и 2.
2. Возложить на Государственный комитет Республики Узбекистан по охране природы организацию работ и контроль за выполнением Программы действий по охране окружающей среды Республики Узбекистан на 2008—2012 годы.
3. Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента, министерствам, государственным комитетам, ведомствам и организациям:
ежегодно в установленном порядке вносить в Министерство экономики и Министерство финансов Республики Узбекистан предложения по мероприятиям, утвержденным настоящим постановлением, для включения в Инвестиционную программу Республики Узбекистан;
разработать конкретные меры по выполнению Программы действий по охране окружающей среды Республики Узбекистан на 2008—2012 годы.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Р.С. Азимова.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
к постановлению Кабинета Министров от 19 сентября 2008 г. № 212
к постановлению Кабинета Министров от 19 сентября 2008 г. № 212
Программа действий по охране окружающей среды Республики Узбекистан на 2008—2012 годы (далее — Программа), являясь продолжением Программы действий по охране окружающей среды на 1999—2005 годы, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 20 октября 1999 года № 469, основывается на тех же принципах, заключающихся в содействии и экологическом сопровождении осуществляемых в Республике Узбекистан реформ, и ее основные положения должны учитываться при разработке и реализации программ и проектов социально-экономического развития.
Настоящая Программа разработана в целях осуществления комплекса мер по охране окружающей среды, обеспечения экологической безопасности, сохранению и восстановлению природных систем, их биологического разнообразия и способности к саморегуляции, обеспечению рационального и комплексного использования природных ресурсов, совершенствованию и дальнейшему внедрению эффективных экономических методов управления природопользованием, снижению уровня загрязнения окружающей среды, совершенствованию правового механизма обеспечения сохранения природной среды, развитию экологической науки, широкой пропаганды экологических знаний, а также повышению экологической культуры.
рациональное и комплексное использование природных ресурсов, в том числе водных, земельных, минерально-сырьевых, биологических;
снижение уровня загрязнения окружающей природной среды по всей территории республики до санитарно-гигиенических норм;
принятие комплексных мер по обеспечению локализации, восстановлению и оздоровлению экологического состояния в зоне экологического бедствия — Приаралье, а также в других экологически неблагоприятных территориях страны;
внедрение экологически чистых и ресурсосберегающих технологий, в том числе технологий по использованию возобновляемых источников энергии;
развитие научно-технического потенциала и использование достижений науки и техники в сфере экологии;
формирование единой службы контроля и защиты территории республики от трансграничного загрязнения окружающей среды;
совершенствование системы экологического законодательства, образования, культуры и воспитания населения, а также пропаганда экологических знаний;
совершенствование нормативно-правовой базы и развитие экологической науки, экологического образования и воспитания населения;
Основной задачей в указанных сферах является снижение уровня загрязнения окружающей среды выбросами, сбросами загрязняющих веществ, утилизация отходов, внедрение ресурсосберегающих и безотходных технологий в различных сферах хозяйственной деятельности, технологическое перевооружение и оснащение предприятий современным природоохранным оборудованием, обеспечение качества воды, почвы и атмосферного воздуха в соответствии с нормативными требованиями, реконструкция и строительство канализационных очистных сооружений и водопроводных сетей, модернизация и реализация систем мониторинга за состоянием окружающей среды, комплексной системы экологической безопасности.
В соответствии с этими задачами, в данном разделе предусматривается осуществление следующих мероприятий:
предотвращение загрязнения водных ресурсов и особенно источников формирования пресных подземных вод;
реконструкция канализационных очистных сооружений и обеспечение населения качественной питьевой водой;
оздоровление экологической обстановки в районах размещения хвостохранилищ и радиационно-опасных территорий республики.
В данном разделе представлены мероприятия, способствующие повышению эффективности рационального и комплексного использования природных ресурсов и применению экологически чистых технологий в хозяйственной деятельности органов государственного управления, министерств, государственных комитетов, ведомств и других организаций.
Основными направлениями в указанных сферах являются сохранение и восстановление ландшафтного и биологического разнообразия, достаточного для поддержания способности природных систем к саморегуляции и компенсации последствий антропогенной деятельности; создание новых и расширение действующих охраняемых природных территорий; улучшение экологического, в том числе мелиоративного состояния земель; стабилизация и восстановление экосистем в экологически неблагоприятных территориях, в первую очередь в зоне Приаралья; поддержка экологически эффективного производства энергии, включая использование возобновляемых источников энергии; модернизация и развитие экологически безопасных видов топлива и переработки отходов; создание систем по мониторингу окружающей природной среды и контролю за гидрогеологическими процессами, а также формирование географо-информационных систем с ведением соответствующих кадастров, которые включают следующие основные мероприятия:
реализация Национальной стратегии и плана действий Республики Узбекистан по сохранению биологического разнообразия;
внедрение новых, экологически чистых и малоотходных технологий производства и реализация мер по сокращению загрязнений природной среды на предприятиях республики;
разработка экологически безопасной технологии утилизации бытовых отходов, получения биогаза и использования его в различных отраслях экономики и др.
2.3. Совершенствование нормативно-правовой базы и развитие экологической науки, экологического образования и воспитания
В данном разделе Программы огромное значение придается развитию нормативно-правовой базы в области охраны окружающей среды и природопользования, совершенствованию системы непрерывного экологического образования, культуры и воспитания населения, а также созданию экологических карт и атласа Республики Узбекистан.
Основными задачами в указанной сфере являются создание эффективного правового механизма обеспечения сохранения природной среды и экологической безопасности, критериев оценки и правовое регламентирование определения зон чрезвычайной экологической ситуации и экологического бедствия, правоприменительной практики в целях обеспечения адекватной ответственности за экологические правонарушения и ее неотвратимости; закрепление в правовой системе Республики Узбекистан системы международных экологических стандартов и экологических сертификатов; развитие и совершенствование системы экологического образования и воспитания, повышения экологической культуры населения, широкое вовлечение различных слоев общества в решение экологических проблем, в том числе посредством пропаганды экологических знаний.
разработка и внесение на утверждение проектов новых законов Республики Узбекистан «О зонах чрезвычайной экологической ситуации и экологического бедствия» и «Об экологическом контроле»;
внесение дополнений и изменений в Государственный стандарт Республики Узбекистан по экологическому образованию, с учетом требований Стратегии ЕЭК ООН по образованию для устойчивого развития;
развитие и совершенствование системы непрерывного экологического образования и образования для устойчивого развития в Республике Узбекистан;
эколого-гидрогеологические, инженерно-геологические исследования и картографирование (подземные и поверхностные воды, грунты, зоны аэрации) в городах и промышленных зонах Республики Узбекистан;
организация учебных и исследовательских мероприятий по изучению норм действующего природоохранного законодательства, санкций и порядка оформления материалов за его нарушение;
создание Общественного совета при Госкомприроды по проблемам окружающей среды и рационального использования природных ресурсов в составе представителей различных общественных организаций.
Целью данного направления является повышение эффективности взаимодействия «Узбекистан — мировое сообщество» путем четкого определения внутренних и трансграничных угроз экологической безопасности Республики Узбекистан, их классификации по степени сложности и актуальности, проведения инвентаризации и оценки эффективности действующих, а также потенциальных международных инициатив, программ и проектов.
Основными действиями в этой области являются реализация интересов Республики Узбекистан путем участия в решении глобальных экологических и региональных экологических проблем; активное участие в международных экологических организациях; принятие и ратификация ряда международных норм экологического права, отвечающих национальным интересам, активное участие и обеспечение региональной экологической безопасности.
Реализация этих задач обеспечивается активным участием в соответствующих международных организациях, заключением международных (межгосударственных) договоров, соглашений, конвенций, в частности подготовкой материалов к ратификации:
Орхусской конвенции ЕЭК ООН «О доступе к информации, участию общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды» (1998 г.);
Одновременно региональная экологическая безопасность также занимает одно из важнейших мест в общей системе национальной экологической безопасности.
Мониторинг за выполнением мероприятий Программы осуществляет Госкомприроды Республики Узбекистан, а также другие причастные государственные органы управления, министерства, ведомства и организации.
Управление и контроль за выполнением мероприятий Программы осуществляется под координацией Госкомприроды, который выполняет следующие функции:
уточняет и корректирует мероприятия в соответствии с наличием материально-технических ресурсов, технологических мощностей и другими аналогичными факторами;
ведет мониторинг использования финансовых средств и материальных ресурсов, выделенных на реализацию программных мероприятий;
контролирует своевременность и качество выполнения этапов и мероприятий Программы и регулярно представляет отчет в Кабинет Министров Республики Узбекистан.
Мероприятия и проекты, реализуемые в рамках Программы, подлежат обязательной экологической экспертизе в соответствии с Законом Республики Узбекистан «Об экологической экспертизе».
Реализация мероприятий Программы осуществляется на основании постановления Кабинета Министров, исполнение которого обязательно для всех ответственных исполнителей.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
к постановлению Кабинета Министров от 19 сентября 2008 г. № 212
к постановлению Кабинета Министров от 19 сентября 2008 г. № 212
№ п/п | Содержание мероприятий | Сроки исполнения | Ответственные исполнители | Источники финансирования | Ожидаемые результаты |
I. Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности | |||||
1.1 | Строительство сооружений по очистке сточных вод г. Ширина. | 2009—2011 гг. | Хокимият г. Ширина | ГАК «Узбекэнерго», 150 млн. сум. | Улучшение санитарно- гигиенического состояния и сокращение сбросов загрязненных сточных вод в водные объекты. |
1.2 | Реконструкция биохимических очистных сооружений (БХО) г. Навои, введенных в 1978 г. (аэротенк). | 2008-2009 гг. | ОАО «Навоиазот», хокимият Навоийской области | ОАО «Навоиазот», 750 млн. сум. | Обеспечение полной очистки сточных вод г. Навои. Сохранение мощности БХО в объеме 70 тыс. куб. м/сут., увеличение мощности очистки на 12—15%. |
1.3 | Уменьшение выбросов загрязняющих веществ от транспортных средств — организация перевода 15 тыс. ед. автомобильного транспорта на газовое топливо. | 2008—2012 гг. | Министерства, государственные комитеты, ведомства и организации | Министерства, государственные комитеты, ведомства и организации | Снижение выбросов загрязняющих веществ. |
1.4 | Электрификация железнодорожных путей сообщения на участке Тукумачи — Ангрен протяженностью 114 км. | 2008—2012 гг. | ГАЖК «Узбекистон темир йуллари» | ГАЖК «Узбекистон темир йўллари», 28,02 млн долл.США; КФВ, 31,25 млн. долл. США; КФАЭР, 20,12 млн. долл.США | Снижение выбросов загрязняющих веществ. |
1.5 | Максимально возможная утилизация попутных газов, сжигаемых в факелах на месторождении Кокдумалак, методом сбора, компремирования и закачки в пласт в рамках проекта МЧР. | 2008—2012 гг. | НХК «Узбекнефтегаз» | Иностранные инвестиции, 30,9 млн. долл.США | Утилизация попутных газов, снижение выбросов загрязняющих веществ. |
1.6 | Уменьшение загрязнений от выбросов ТЭС — модернизация электрофильтров на Ново-Ангренской ТЭС (разработка проекта и внедрение на одном блоке). | 2008—2012 гг. | ОАО «Теплоэлектропроект», Ново-Ангренская ТЭС | Международные организации, 450 тыс. евро | Снижение выбросов загрязняющих веществ. |
1.7 | Проведение дезактивационных и строительных работ на зараженных участках: в Ташкентской области (пос. Янгиабад); | 2008—2012 гг. | Хокимият Ташкентской области, НИИ «УзГЕОТЕХЛИТИ» | Республиканский бюджет, в рамках ежегодной Инвестиционной программы | Дезактивация территории — 63 га. очистка загрязненного грунта в объеме 34,6 тыс.т., строительство коллектора 3,0 км, консервация. |
строительство противорадиационного экрана на хвостохранилище гидрометаллургического завода № 1 в г. Навои на площади 620 га. | 2008—2012 гг. | НГМК | НГМК, 15,0 млрд. сум. | Захоронение радиоактивных отходов. | |
1.8 | Оздоровление экологической обстановки на территории бывшего рудника № 23 в Папском районе Наманганской области (без жилищного и социального блока), в т. ч. дезактивация промзоны, санитарно-защитной, жилой зон площадки Чаркесар-2. | 2008—2012 гг. | Хокимият Наманганской области, Госкомприроды, НИИ «УзГЕОТЕХЛИТИ» | Республиканский бюджет, в рамках ежегодной Инвестиционной программы | Улучшение радиационной обстановки, снижение МЭД гамма-излучения до 60 мкР/час и менее. |
1.9 | Обеспечение чистой питьевой водой населения Пскентского района Ташкентской области и промзоны г. Алмалыка. | 2008—2012 гг. | Хокимият Ташкентской области, Агентство «Узкоммунхизмат» | АГМК, 1,0 млрд. сум. | Обеспечение населения качественной питьевой водой. |
1.10 | Реконструкция канализационных очистных сооружений г. Намангана. | 2009—2012 гг. | Хокимият Наманганской области, Агентство «Узкоммунхизмат», хокимият | Кредит Правительства КНР, 25,0 млн. долл. США | Предотвращение загрязнения водных ресурсов. |
Расширение и реконструкция канализационных очистных сооружений г. Чирчика. | 2009—2012 гг. | Хокимият Ташкентской области, Агентство «Узкоммунхизмат» | Кредит Правительства КНР, 5,2 млн. долл. США | Предотвращение загрязнения водных ресурсов. | |
1.11 | Развитие водопроводных сетей в городах и населенных пунктах Республики Каракалпакстан. | 2009—2011 гг. | Совет Министров Республики Каракалпакстан, Агентство «Узкоммунхизмат», УЭМВ «Туямуюн — Нукус» | Кредит Правительства КНР, 14,3 млн. долл. США | Предотвращение загрязнения водных ресурсов. |
1.12 | Совершенствование системы санитарной очистки в г. Самарканде и г. Бухаре. | 2008-2009 гг. | Хокимияты Самаркандской и Бухарской областей, Агентство «Узкоммунхизмат» | Кредит Правительства КНР, 2 млн. долл. США | Улучшение санитарного состояния в городах Самарканде и Бухаре. |
1.13 | Строительство цеха по переработке отходов фарфора и гипса АО «Нафис» Самаркандской области. | 2008—2012 гг. | АО «Нафис» | АО «Нафис», 12 млн. сум. | Утилизация 500 тонн отходов организаций. |
1.14 | Реконструкция фекально-насосной станции, приобретение химреактивов для аналитических исследований по контролю за загрязнением атмосферного воздуха, ливневых вод. | 2008—2012 гг. | НАК «Узбекистон хаво йуллари» | НАК «Узбекистон хаво йуллари», 207,62 млн. сум. | Повышение эффективности очистных сооружений, охрана почв и подземных вод, анализ загрязняющих веществ в атмосфере и ливневых сточных водах, вторичное использование отходов. |
Восстановление и вторичное использование отработанного щелочного электролита; строительство кольцевого водопровода с пожарными гидрантами в службах ЭСТОП. Реконструкция вентсистем цеха № 30 (участок оклейки крыльев). | 2008-2009 гг. | НАК «Узбекистон хаво йуллари» | НАК «Узбекистон хаво йуллари», 54,3 млн. сум. | Экономия воды 45тыс. куб. м/г., уменьшение выбросов вредных веществ в атмосферу. | |
1.15 | Приобретение и установка новейшего оборудования и приборов для совершенствования мониторинга источников загрязнения (МИЗ) природной среды и земель сельскохозяйственного назначения. | 2009-2010 гг. | Госкомприроды, Госкомземгеодезкадастр, Государственный научно- исследовательский институт почвоведения и агрохимии | Госкомприроды, Фонд охраны природы, 50 млн. сум. | Повышение эффективности и качества аналитического контроля за состоянием окружающей среды. |
1.16 | Строительство дендрологического парка в г. Карши. | 2008—2012 гг. | Госкомприроды, Кашкадарьинский областной комитет охраны природы | Госкомприроды, Фонд охраны природы, 15,0 млн. сум. | Расширение территорий зеленных насаждений. |
1.17 | Проекты по Механизму Чистого Развития (МЧР): сокращение выбросов N2O на заводе «Навои азот» (Проект № 1; № 2; № 3; № 4); | 2009—2012 гг. | ОАО «Навоиазот» | ОАО «Навои азот» и Mitsubishi Corporation в соответствии с подписанным финансовым соглашением | Сокращение выбросов закиси азота и выпуск ССВ — 2422,1 (тыс. тонн СО2 — экв). |
сокращение выбросов N2O на заводе «Фергана азот»; | 2009—2012 гг. | Предприятие «Фергана азот» | ОАО «Фергана азот» и Mitsubishi Corporation в соответствии с подписанным финансовым соглашением | Сокращение выбросов закиси азота и выпуск ССВ — 894,94 (тыс. тонн СО2 — экв). | |
сокращение выбросов N2O на заводе «Максам — Чирчик». | 2009—2012 гг. | Предприятия «Максам — Чирчик» | ОАО «Максам — Чирчик» и Mitsubishi Corporation в соответствии с подписанным финансовым соглашением | Сокращение выбросов закиси азота и выпуск ССВ — 1250,9 (тыс. тонн СО2 — экв). | |
II. Рациональное использование природных ресурсов и внедрение экологических методов хозяйствования | |||||
2.1 | Реализация Национальной стратегии и плана действий Республики Узбекистан по сохранению биологического разнообразия: подготовка проекта постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан по созданию сети охраняемых природных территорий; | 2009-2010 гг. | Госкомприроды, Институт зоологии Академии наук, | Госкомприроды | Совершенствование системы управления охраняемыми природными территориями. |
разработка программы устойчивого использования биологических ресурсов; | 2009-2010 гг. | Минсельводхоз Госкомприроды, Институт зоологии Академии наук, | Госкомприроды, Фонд охраны природы, Госбиоконтроль, 10 млн. сум. | Обеспечение рационального использования и воспроизводства биологических ресурсов. | |
разработка проектов рыбозащитных сооружений. | 2008—2010 гг. | Госкомприроды, Институт зоологии Академии наук, Минсельводхоз | Госкомприроды, Фонд охраны природы, Госбиоконтроль, 50 млн. сум. | Сохранение и увеличение рыбных запасов в водоемах республики. | |
2.2 | Расширение территории и совершенствование заповедников: расширение территории и развитие Экоцентра «Джейран»; | 2008—2010 гг. | Госкомприроды, хокимият Бухарской области, Институт зоологии Академии наук | Госкомприроды, Фонд охраны природы, Госбиоконтроль | Расширение площади на 24 тыс.га. Увеличение популяции джейрана. |
проведение мероприятий по развитию Гиссарского Государственного заповедника. | 2010—2012 гг. | Госкомприроды, Институт зоологии Академии наук | Госкомприроды, Фонд охраны природы, Госбиоконтроль (средства доноров), 20 млн. сум. | Оптимизация и улучшение генофонда растительного и животного мира заповедника. | |
2.3 | Издание книги «Сборник правил пользования объектами лекарственных, пищевых и технических растений». | 2009 г. | Госбиоконтроль | Фонд охраны природы, Госбиоконтроль, 10 млн. сум. | Обеспечение нормативноправовыми документами специалистов в области охраны растительного мира, а также широкого круга природопользователей. |
2.4 | Проведение исследований и оценки биоразнообразия: исследование Устюртской популяции сайгаков с целью разработки мероприятий по ее сохранению и сохранению мест обитания сайгаков; | 2008—2012 гг. | Госкомприроды Республики Каракалпакстан, Госбиоконтроль, Институт зоологии и НПО «Ботаника» Академии наук, Институт естественных наук Республики Каракалпакстан | Фонд охраны природы, Госбиоконтроль, 20 млн. сум. | Обеспечение сохранения сайгаков и среды их обитания, привлечения к охране природопользователей, нефтегазовых компаний, разрабатывающих месторождения на плато Устюрт. |
оценка запасов сырья (корней) Солодки голой в Республики Каракалпакстан; | 2009 г. | Госбиоконтроль и НПО «Ботаника» Академии наук | Фонд охраны природы, Госбиоконтроль, 15 млн. сум. | Решение проблем рационального, бережного использования лекарственного сырья — корня солодки. | |
сохранение тугайного комплекса р. Сырдарьи на территории хозяйства «Сайхун»; | 2008-2009 гг. | Госкомприроды, Институт зоологии Академии наук | Фонд охраны природы, Госбиоконтроль, 15 млн. сум. | Сохранение тугайного комплекса поймы р. Сырдарьи путем проведения охранных и восстановительных мероприятий. | |
продуктивность угодий и ее экономическая оценка; | 2008-2009 гг. | Госбиоконтроль, Институт зоологии и НПО «Ботаника» Академии наук, Национальный университет Узбекистана им. М. Улугбека | Фонд охраны природы, Госбиоконтроль, 15 млн. сум. | Внедрение единых критериев определения продуктивности и методов расчета экономической оценки продуктивности угодий. | |
паспортизация важнейших рыбохозяйственных водоемов Республики Узбекистан как элемент экологического мониторинга. | 2009-2010 гг. | Минсельводхоз, Госбиоконтроль, Институты зоологии и водных проблем Академии наук | Фонд охраны природы, Госбиоконтроль, 100 млн. сум. | Оценка экологического состояния водоемов для рационального использования биологических ресурсов водоемов и разработки биологически обоснованных рекомендаций по повышению их рыбопродуктивности. | |
2.5 | Улучшение мелиоративного состояния орошаемых земель Бухарской, Навоийской и Кашакдарьинской областей. | 2008—2012 гг. | Минсельводхоз | АБР, 60,2 млн. долл. США; вклад Республики Узбекистан, 15,6 млн. долл. США | Улучшение мелиоративного состояния земель. |
2.6 | Освоение осушенной части Аральского моря: создание локальных водоемов в дельте Амударьи II очереди; | 2008—2012 гг. | Агентство по реализации проектов ГЭФ и ПБАМ, Нукусский филиал Международного фонда спасения Арала | Международный фонд спасения Арала, 10 млрд. сум. | Регулирование водного накопления для увеличения биоразнообразия. |
посадка местных солепылезакрепляющих растений (саксаул, черкез и др.). | 2008 г. | Агентство по реализации проектов ГЭФ и ПБАМ, Госкомземгеодезкадастр Государственной научно- исследовательский институт почвоведения и агрохимии | Международный фонд спасения Арала, 52,0 млн. сум. | Уменьшение солепылепереноса, восстановление биоразнообразия. | |
2.7 | Ведение государственного мониторинга окружающей природной среды в Республике Узбекистан: | Госкомприроды, Госкомгеологии, Минздрав, Минсельводхоз | Создание банка данных по загрязнению окружающей среды. Подготовка предложений для принятия решения. | ||
радиоэкологический мониторинг населенных пунктов и районов отработанных урановых месторождений Чаткало-Кураминского региона; | 2008—2012 гг. | Госкомгеологии (ГП НПЦ «Геология урана и редко-земельных металлов») | В пределах предусмотренных бюджетных средств | Развитие информационной базы данных о выявленных радиоактивных аномалиях в населенных пунктах и по радиационно-экологической обстановке в районах отработанных урановых месторождений. | |
мониторинг источников загрязнения окружающей природной среды; | 2008—2012 гг. | Госкомприроды, Государственная инспекция «Саноатконтехназорат» | В пределах предусмотренных бюджетных средств | Развитие информационной базы данных по источникам загрязнения окружающей среды и оценка соблюдения установленных экологических нормативов. | |
Государственный мониторинг подземных вод и контроль за уровнем загрязнения вод. Обоснование специализированной мониторинговой сети на трансграничных территориях пресных, минеральных, термальных и промышленных вод; | 2008—2012 гг. | Госкомгеологии (институт «ГИДРОИНГЕО») | В пределах предусмотренных бюджетных средств | Развитие информационной базы данных по основным техногенным факторам, влияющим на состояние ресурсов подземных вод и их загрязнение. Размещение наблюдательной мониторинговой сети на трансграничных территориях. | |
Государственный мониторинг за опасными геологическими процессами (ОГП) в горных и предгорных районах Республики Узбекистан (оползни, обвалы, просадки, карст, суффозия). | 2008—2012 гг. | Госкомгеологии (Госслужба слежения за ОГП, ГП НПЦ «Геология гидроминеральных ресурсов») | В пределах предусмотренных бюджетных средств | Развитие информационной базы данных по ежегодной активизации возможных негативных последствиях проявления опасных геологических процессов и своевременное предупреждение населения. | |
2.8 | Совершенствование систем контроля за гидрогеологическими процессами: приобретение и оборудование приборами отдельных наблюдательных пунктов автоматизированной системы контроля; | 2008—2012 гг. | Госкомгеологии (ГП НПЦ «Геология гидроминеральных ресурсов», ГП «Геолтехснаб», ГП Институт «Гидроингео») | В пределах предусмотренных бюджетных средств | Повышение оперативности получения достоверной информации об уровне минерализации, температуры и других параметрах подземных вод. |
изучение гидрогеодеформационного поля как предвестника землетрясения на территории Кашкадарьинской, Бухарской, Сырдарьинской областей, г.г. Ташкента, Нукуса и Бухары; | 2008—2012 гг. | Госкомгеологии (Институт «Гидроингео») | В пределах предусмотренных бюджетных средств | Выявление гидрогеодинамических аномалий (предвестники землетрясений) и оперативное информирование о возможных землетрясениях. | |
картирование в масштабе 1:50000 изменений гидрогеологических условий орошаемой территории Кашкадарьинской и Хорезмской областей и Центральной Ферганы; | 2008—2012 гг. | Госкомгеологии (ГП НПЦ «Геология гидроминеральных ресурсов»), Госкомземгеодезкадастр (ГУП «Геоинформкадастр») | В пределах предусмотренных бюджетных средств | Создание карт изменений гидро-геологических условий орошаемых территорий. | |
внедрение современных лабораторных приборов и оборудования анализа качества подземных вод. | 2008—2012 гг. | Госкомгеологии (ГП ПЦ «Геология гидроминеральных ресурсов», институт «Гидроингео») | В пределах предусмотренных бюджетных средств | Повышение достоверности результатов химических анализов и расширение спектра определяемых ингредиентов в подземных водах. | |
2.9 | Региональные эколого-геологическое изучение и картографирование областей формирования месторождений пресных подземных вод, городских агломераций, районов деятельности горнодобывающих организаций, окончание работ по эколого-геологическому картографированию освоенных территорий областей. | 2008—2012 гг. | Госкомгеологии (ГП НПЦ «Геология гидроминеральных ресурсов», институт «Гидроингео», ГП НПЦ «Геология урана и редкоземельных металлов»), Госкомземдезкадастр (ГНПП «Картография») | В пределах предусмотренных бюджетных средств, 3,3 млрд. сум., в т.ч. — 0,3 млрд. сум.; — 1,3 млрд. сум.; — 1,7 млрд. сум. | Эколого-геологическое картографирование месторождений пресных подземных вод, районов деятельности добывающих и металлургических организаций, территорий городских агломераций и промышленных зон. |
2.10 | Перевод Ферганского нефтеперерабатывающего завода на выпуск неэтилированного бензина и полное устранение применения свинцовых присадок в автобензинах. | 2008—2010 гг. | НХК «Узбекнефтегаз» | НХК «Узбекнефтегаз» | Полное устранение применения свинцовых присадок в автобензинах. |
2.11 | Строительство малых ГЭС для получения экологически чистой энергии. | 2010—2012 гг. | Минсельводхоз, объединение «Узсувэнерго», Госкомприроды | «Узсувэнерго» и международные финансовые фонды, 6 млрд. сум. | Выработка экологически чистой энергии. |
2.12 | Внедрение новых и малоотходных технологий производства и реализация мер по сокращению загрязнений природной среды на организациях республики: реконструкция и техническое перевооружение гидрометаллургического завода № 3 НГМК с целью внедрения биоксидной технологии добычи золота; | 2008-2009 гг. | НГМК | НГМК, 117 млрд. сум. | Недопущение выбросов мышьяка в атмосферу в процессе переработки мышьяковистых золотосодержащих руд. |
строительство 1-й очереди и реконструкция 2-й очереди сернокислотного цеха на медеплавильном заводе АГМК; | 2010-2011 гг. | ОАО «АГМК» | ОАО «АГМК», 46 млн. долл. США | Уменьшение выбросов сернистого ангидрида в атмосферу на 85% относительно к 2007 году. | |
строительство печи жидкой ванны (ПЖВ) на медеплавильном заводе; | 2011-2012 гг. (разработка ПТЭО — 2011 г.) | ОАО «АГМК» | ОАО «АГМК», 22,5 млн. долл. США | Уменьшение выбросов сернистого ангидрида в атмосферу на 85% относительно к 2007 году. | |
реконструкция цеха по производству серной кислоты; | 2008—2010 гг. | ОАО «Аммофос» | Инвестиционные обязательства инвестора 6 млн. долл. США; ОАО «Аммофос», 3 млн. долл. США (эквивалентная сум.ма в сумах) | Уменьшение выбросов в атмосферу окислов серы на 34 т. в год. | |
монтаж аварийных емкостей для сбора медьсодержащих стоков цехов Очистка-1, Очистка-2 аммиачного производства в количестве 2 шт. | 2008—2010 гг. | ОАО «Максам — Чирчик» | ОАО «Максам — Чирчик», 14,69 млн. сум. | Уменьшение сброса на установку НДФ меди на 9т. в год. | |
2.13 | Рекультивация земель, нарушенных в результате проведения горных работ, по областям: Навоий — 1000 га, Бухара — 500 га, Самарканд — 500 га. | 2008—2012 гг. | НГМК, Госкомземгеодезкадастр (Государственный научно- исследовательский институт почвоведения и агрохимии, ГНПИ «Уздаверлоиха») хокимияты Навоийской, Бухарской и Самаркандской областей | НГМК, 10 млрд. сум. | Рациональное использование земель. |
2.14 | «Дренажный проект Узбекистана. Проект отвода дренажа из южного Каракалпакстана». | 2008—2010 гг. | Минсельводхоз | Международный банк развития и реконструкции / Международная ассоциация развития, 32,48 млн. долл. США; Вклад Республики Узбекистан 8,56 млн. долл. США | Улучшение мелиоративного состояния. |
2.15 | Разработка технологии и пилотной установки для экологически безопасной, не влияющей на окружающую среду, утилизации бытовых отходов, получения синтез газа и использования его в народном хозяйстве. | 2008—2012 гг. | Госкомприроды | Госкомприроды, Фонд охраны природы | Ликвидация отрицательного влияния на здоровье граждан канцерогенных веществ, выделяемых бытовым мусором. |
III . Совершенствование нормативно-правовой базы и развитие экологической науки, экологического образования и воспитания | |||||
3.1 | Совершенствование нормативно-правовой базы в области охраны природы. | ||||
3.1.1 | Разработка и внесение проектов законов Республики Узбекистан: «О зонах чрезвычайной экологической ситуации и экологического бедствия»; | 2010—2012 гг. | Госкомприроды, МЧС | Госкомприроды, Фонд охраны природы, международные организации | Принятие решения по объявлению неблагоприятных участков территорий Зонами чрезвычайных экологических ситуации и экологического бедствия, а в случаях улучшения экологической ситуации на отдельных территориях — об отмене установленного режима. |
«Об экологическом контроле». | 2010—2012 гг. | Госкомприроды | Госкомприроды, Фонд охраны природы, международные организации | Определение порядка осуществления экологического контроля, содержания и механизма координации контрольной деятельности, установления пределов полномочий служб ведомственного, производственного и общественного экологического контроля и порядка осуществления ими своих функций. | |
3.1.2 | Разработка нормативных документов в системе экологической сертификации: «Критерии экологической безопасности продукции и отходов, подлежащих обязательной экологической сертификации»; | 2008—2012 гг. | Госкомприроды | Госкомприроды, Фонд охраны природы, 5 млн. сум. | Определение критериев экологической безопасности продукции и отходов, подлежащих обязательной сертификации. |
«Государственная система экологической сертификации Республики Узбекистан. Основные положения»; | 2008—2012 гг. | Госкомприроды, Агентство «Узстандарт» | Госкомприроды, Фонд охраны природы, 3,5 млн. сум. | Установление структуры Государственной системы экологической сертификации Республики Узбекистан, ее функции и порядок организации работ. | |
«Государственная система экологической сертификации Республики Узбекистан. Термины и определения». | 2008—2012 гг. | Госкомприроды, Агентство «Узстандарт» | Госкомприроды, Фонд охраны природы, 3 млн. сум. | Установление применяемых в народном х?зяйстве, науке и технике основных терминов и определений в области экологической сертификации. | |
3.2 | Реализация Декады ООН по образованию для устойчивого развития в регионе ЕЭК ООН (2005—2014 годы). | ||||
3.2.1 | Разработка новой Концепции Республики Узбекистан по непрерывному экологическому образованию и образованию для устойчивого развития. | 2009-2010 гг. | Минобразования, Минвуз, Госкомприроды | Минобразования, Госкомприроды, Фонд охраны природы, 20 млн. сум. | Разработка новой Концепции по непрерывному экологическому образованию с учетом современных процессов и глобальных инициатив в области экологического образования. |
3.2.2 | Развитие и совершенствование системы непрерывного экологического образования и образования для устойчивого развития в Республики Узбекистан: разработка информационно-аналитического обзора «Развитие системы экологического образования и просвещения Республики Узбекистан»; подготовка и издание учебно-методических пособий, учебников, наглядных и дидактических материалов по экологии и охране окружающей среды для образовательных учреждений дошкольного, общего среднего, среднего-специального, профессионального и высшего образования; активизация эколого-воспитательной работы среди детей и молодежи, организация и проведение эколого-натуралистических акций и мероприятий. | 2008—2010 гг. | Минобразования, Минвуз, Госкомприроды | Минобразования, Госкомприроды, Фонд охраны природы, международные фонды и представительства, 100 млн. сум. | Издание информационно-аналитического обзора, серии учебно-методических пособий, наглядных и дидактических материалов по экологии и охране окружающей среды; организация эколого-воспитательной работы во внешкольное время. |
3.3 | Проведение эколого-гидрогеологических, инженерно-геологических исследований и картографирования (подземные и поверхностные воды, грунты зоны аэрации) в масштабе 1:25000 в городах и промышленных зонах Республики Узбекистан: г. Карши; г. Термез. | 2008—2012 гг. | Госкомгеологии (институт «ГИДРОИНГЕО»), Госкомземгеодезкадастр (ГНПП «Картография») | В пределах ежегодно выделяемых средств, 120 млн. сум.; 120 млн. сум. | Составление отчетов и геоэкологических карт. |
3.4 | Развитие базы данных Информационного центра Госкомприроды Республики Узбекистан. | 2008—2011 гг. | Госкомприроды | Госкомприроды, Фонд охраны природы, 6,0 млн. сум. | Расширение сети и создание единой базы данных, а также оперативная обработка информации для принятия решений по вопросам охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. |
3.5 | Разработка программы и организация цикла тематических передач Национальной телерадиокомпании Узбекистана, а также организация съемок и демонстрация видео- и документальных фильмов по экологическим проблемам. | 2008—2012 гг. | Госкомприроды | Госкомприроды, Фонд охраны природы, 6,0 млн. сум. | Развитие и совершенствование системы экологической пропаганды в средствах массовой информации, широкое разъяснение и доведение до общественности вопросов охраны окружающей среды и природопользования. |
3.6 | Создание цикла тематических встреч специалистов Госкомприроды с ННО и брифинга для журналистов. | 2008—2012 гг. | Госкомприроды | Госкомприроды Фонд охраны природы, 10 млн. сум. | Углубление и расширение сотрудничества, а также взаимодействия с неправительственными негосударственными и другими общественными организациями. |
3.7 | Организация занятий по изучению норм законодательства, санкций за их нарушение, порядка оформления материалов на правонарушения и др. с сотрудниками правоохранительных органов в области охраны природы. | 2008—2012 гг. | Госкомприроды, МВД | Госкомприроды, Фонд охраны природы 5 млн. сум., МВД | Создание сети и развитие по повышению квалификации сотрудников различных министерств, государственных комитетов, ведомств и организаций, ответственных по вопросам охраны окружающей среды и природопользования. |
3.8 | Создание Общественного совета при Госкомприроды по проблемам окружающей среды и рационального использования природных ресурсов из числа представителей различных общественных организаций. | 2008—2012 гг. | Госкомприроды, различные общественные организации | ФОП, различные общественные организации | Привлечение различных представителей общества к решению проблем охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. |
IV. Международное сотрудничество и региональная экологическая безопасность | |||||
4.1 | Выполнение проекта Глобального экологического фонда «Дополнительное обучение хорошим методам использования озонобезопасных веществ — ГФУ, влияющих на изменение климата». | 2008-2009 гг. | Госкомприроды, Министерства, государственные комитеты, ведомства и организации | ГЭФ, 200,0 тыс. дол. США | Снижение выбросов в атмосферу. |
4.2 | Подготовка материалов к ратификации Орхусской конвенции ЕЭК ООН (1998 г.) «О доступе к информации, участию общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды». | 2008—2010 гг. | Госкомприроды, МИД, причастные ведомства | Госкомприроды | Вовлечение общественности в процесс принятия экологических решений. |
4.3 | Подготовка материалов к ратификации Картахенского Протокола по биобезопасности к Конвенции о биологическом разнообразии. | 2008-2009 гг. | Госкомприроды, МИД, причастные ведомства | Госкомприроды | Обеспечение надлежащего уровня защиты в области безопасной передачи, обработки и использования живых измененных организмов, являющихся результатом применения современной биотехнологии и способных оказать неблагоприятное воздействие на сохранение и устойчивое использование биологического разнообразия. |
4.4 | Реализация Программы действий по проведению совместных работ по обеспечению реабилитации площадей хвостохранилищ и отвалов горных пород на трансграничных территориях стран Центрально-Азиатского экономического сообщества, утвержденной решением Совета премьер-министров государств Центральной Азии от 17 июня 1999 г. : проведение периодического обследования хвостохранилищ и отвалов забалансовых руд Майлу-Су, Сумсара, Шекафтара и Кадамжая, мониторинга содержания тяжелых металлов и радионуклидов в водах рек Майлу-Су, Сумсар и Шахимардан на трансграничных территориях Кыргызской Республики и Республики Узбекистан; | 2008—2012 гг. | Госкомприроды, МИД, Госкомгеологии (ГП НПЦ «Геология урана и редкоземельных металлов», Госслужба слежения за ОГП, ГП НПЦ «Геология гидроминеральных ресурсов»), МЧС | В пределах ежегодно выделяемых бюджетных средств | Подготовка предложений для принятия решений по обеспечению экологической безопасности на трансграничных территориях Республики Узбекистан и Кыргызской Республики. |
проведение работ совместно с Кыргызской Республикой по предупреждению чрезвычайных ситуаций, связанных с паводками и селевыми явлениями на трансграничных реках: Нарын, Карадарья, Тентаксай, Сох, Шахимардан, Акбура, Аравансай, Майлу-Су (при получении разрешения на проведение этих работ от МИД Республики Узбекистан). | 2008—2012 гг. | Узгидромет, МИД, Госкомприроды, МЧС | В пределах ежегодно выделяемых бюджетных средств | Подготовка предложений для принятия решений по обеспечению экологической безопасности и смягчению последствий в случае чрезвычайных ситуаций, связанных с паводками и селевыми явлениями на трансграничных территориях Республики Узбекистан и Кыргызской Республики. |