Комментарий LexUz
Настоящий Закон утратит силу с 16 мая 2024 года в соответствии с Законом Республики Узбекистан от 14 февраля 2024 года № ЗРУ-907 «О приватизации государственного имущества».
См. предыдущую редакцию.
Настоящий Закон устанавливает организационно-правовые основы преобразования публичной собственности Республики Узбекистан в целях создания эффективной, социально ориентированной рыночной экономики.
(преамбула в редакции Закона Республики Узбекистан от 26 декабря 1997 г. № 549-I — Ведомости Олий Мажлиса, 1998 г., № 3, ст. 38)
См. предыдущую редакцию.
Разгосударствление — преобразование государственных предприятий и организаций в коллективные, арендные предприятия, хозяйственные общества и товарищества, другие предприятия и организации, не находящиеся в публичной собственности.
См. последующую редакцию.
Приватизация — приобретение у государства физическими лицами и негосударственными юридическими лицами объектов публичной собственности или акций государственных акционерных обществ.
(части первая и вторая статьи 1 в редакции Закона Республики Узбекистан от 26 декабря 1997 г. № 549-I — Ведомости Олий Мажлиса, 1998 г., № 3, ст. 38)
См. предыдущую редакцию.
1. Законодательство Республики Узбекистан о разгосударствлении и приватизации состоит из настоящего закона и других законодательных актов Республики Узбекистан.
(пункт 1 статьи 2 в редакции Закона Республики Узбекистан от 7 мая 1993 г. № 852-XII — Ведомости Верховного Совета, 1993 г., № 5, ст. 236)
См. предыдущую редакцию.
2. Порядок разгосударствления и приватизации предприятий и организаций, находящихся на территории Республики Каракалпакстан, регулируются также законодательными актами Республики Каракалпакстан.
(пункт 2 статьи 2 в редакции Закона Республики Узбекистан от 7 мая 1993 г. № 852-XII — Ведомости Верховного Совета, 1993 г., № 5, ст. 236)
См. предыдущую редакцию.
3. Разгосударствление и приватизация собственности Республики Узбекистан, находящейся за пределами Республики, осуществляется в соответствии с настоящим Законом и межгосударственными и межправительственными соглашениями.
(пункт 3 статьи 2 в редакции Закона Республики Узбекистан от 7 мая 1993 г. № 852-XII — Ведомости Верховного Совета, 1993 г., № 5, ст. 236)
См. предыдущую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
(абзац второй статьи 3 в редакции Закона Республики Узбекистан от 31 августа 1995 г. № 118-I — Ведомости Олий Мажлиса, 1995 г., № 9, ст. 193)
сочетание возмездного и безвозмездного характера передачи собственности при разгосударствлении и приватизации;
равенство прав граждан на получение доли собственности, подлежащей безвозмездной и возмездной приватизации;
См. предыдущую редакцию.
гласность, государственный и общественный контроль за реализацией мероприятий по разгосударствлению и приватизации;
(абзац шестой статьи 3 в редакции Закона Республики Узбекистан от 7 мая 1993 г. № 852-XII — Ведомости Верховного Совета, 1993 г., № 5, ст. 236)
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
1. Разгосударствлению и приватизации подлежат (полностью или частично) объекты публичной собственности Республики Узбекистан.
(пункт 1 статьи 4 в редакции Закона Республики Узбекистан от 26 декабря 1997 г. № 549-I — Ведомости Олий Мажлиса, 1998 г., № 3, ст. 38)
См. предыдущую редакцию.
2. Не подлежат разгосударствлению и приватизации следующие объекты: земля (за исключением случаев, предусмотренных законодательством), ее недра, внутренние воды, воздушный бассейн, растительный и животный мир, другие природные ресурсы, культурные и исторические ценности.
См. последующую редакцию.
(пункт 2 статьи 4 в редакции Закона Республики Узбекистан от 23 сентября 1994 г. № 2022-XII — Ведомости Верховного Совета, 1994 г., № 11-12, ст. 285)
См. предыдущую редакцию.
3. Перечень видов и групп предприятий и имущества, не подлежащих разгосударствлению, приватизации и выкупу, а также перечень объектов и предприятий, разгосударствление и приватизация которых осуществляется по решению Кабинета Министров, устанавливаются Олий Мажлисом.
См. последующую редакцию.
(пункт 3 статьи 4 в редакции Закона Республики Узбекистан от 31 августа 1995 г. № 118-I — Ведомости Олий Мажлиса, 1995 г., № 9, ст. 193)
См. предыдущую редакцию.
(пункт 4 статьи 4 исключен в соответствии с Законом Республики Узбекистан от 7 мая 1993 г. № 852-XII — Ведомости Верховного Совета, 1993 г., № 5, ст. 236)
См. предыдущую редакцию.
(пункт 5 статьи 4 исключен в соответствии с Законом Республики Узбекистан от 7 мая 1993 г. № 852-XII — Ведомости Верховного Совета, 1993 г., № 5, ст. 236)
См. предыдущую редакцию.
При осуществлении разгосударствления и приватизации субъектами, приобретающими публичную собственность, могут быть:
(часть первая статьи 5 в редакции Закона Республики Узбекистан от 26 декабря 1997 г. № 549-I — Ведомости Олий Мажлиса, 1998 г., № 3, ст. 38)
См. предыдущую редакцию.
Не могут приобретать объекты разгосударствления и приватизации, участвовать в конкурсах и аукционах в качестве покупателей, приобретать акции приватизируемых предприятий (за исключением открытых акционерных обществ) лица, которым запрещено заниматься предпринимательской деятельностью.
(часть вторая статьи 5 в редакции Закона Республики Узбекистан от 26 декабря 1997 г. № 549-I — Ведомости Олий Мажлиса, 1998 г., № 3, ст. 38)
См. последующую редакцию.
Комментарий LexUz
См. постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 6 марта 1992 года № 103 «О перечне должностных лиц, которым запрещено заниматься предпринимательской деятельностью».
См. предыдущую редакцию.
преобразования государственного предприятия в коллективное предприятие, хозяйственное общество или товарищество;
(часть вторая пункта 1 статьи 6 в редакции Закона Республики Узбекистан от 7 мая 1993 г. № 852-XII — Ведомости Верховного Совета, 1993 г., № 5, ст. 236)
преобразования государственного предприятия в арендное, с возможным последующим выкупом арендованного имущества;
продажи государственного имущества негосударственным юридическим и физическим лицам по конкурсу и на аукционе, а также в других формах, не противоречащих законодательству Республики Узбекистан.
См. последующую редакцию.
2. Разгосударствление и приватизация в Республике Узбекистан проводится с соблюдением следующих условий:
См. предыдущую редакцию.
(часть вторая пункта 2 статьи 6 исключена в соответствии с Законом Республики Узбекистан от 7 мая 1993 г. № 852-XII — Ведомости Верховного Совета, 1993 г., № 5, ст. 236)
См. предыдущую редакцию.
(часть третья пункта 2 статьи 6 исключена в соответствии с Законом Республики Узбекистан от 7 мая 1993 г. № 852-XII — Ведомости Верховного Совета, 1993 г., № 5, ст. 236)
См. предыдущую редакцию.
физические и юридические лица других государств приобретают объекты разгосударствления и приватизации, их акции в соответствии с порядком, установленным Кабинетом Министров Республики Узбекистан или уполномоченным им органом.
Комментарий LexUz
См. постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 6 октября 2014 года № 279 «Об утверждении Положений о порядке приватизации объектов государственной собственности».
(часть вторая пункта 2 статьи 6 в редакции Закона Республики Узбекистан от 7 мая 1993 г. № 852-XII — Ведомости Верховного Совета, 1993 г., № 5, ст. 236)
См. предыдущую редакцию.
(часть пятая пункта 2 статьи 6 исключена в соответствии с Законом Республики Узбекистан от 7 мая 1993 г. № 852-XII — Ведомости Верховного Совета, 1993 г., № 5, ст. 236)
См. предыдущую редакцию.
(статья 7 исключена в соответствии с Законом Республики Узбекистан от 7 мая 1993 г. № 852-XII — Ведомости Верховного Совета, 1993 г., № 5, ст. 236)
См. предыдущую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
1. Правом принимать решение о разгосударствлении и приватизации объектов республиканской собственности Республики Узбекистан наделяются Кабинет Министров при Президенте или уполномоченные им органы государственного управления.
См. последующую редакцию.
Правом принимать решения о разгосударствлении и приватизации объектов муниципальной собственности наделяются местные органы власти и управления.
Органы, наделенные правом принимать указанные решения, именуются в дальнейшем «распорядителями объектов публичной собственности».
Разделение публичной собственности Республики Узбекистан на республиканскую собственность и собственность административно-территориальных образований (муниципальная собственность) осуществляется Олий Мажлисом Республики Узбекистан по предложению Кабинета Министров Республики Узбекистан.
См. последующую редакцию.
2. Право выступать с инициативой проведения разгосударствления и приватизации предприятия имеют граждане, негосударственные юридические лица Республики Узбекистан и юридические лица других государств, трудовой коллектив, распорядитель объектов публичной собственности.
в Кабинет Министров при Президенте Республики Узбекистан или уполномоченный им орган в части разгосударствления и приватизации республиканской собственности;
в местные органы власти и управления в части разгосударствления и приватизации его муниципальной собственности. Форма заявки и размер сбора устанавливаются в порядке, определяемом Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
См. последующую редакцию.
3. Решение о проведении разгосударствления, приватизации или об отказе в них принимается распорядителем объектов публичной собственности в течение десяти дней с момента поступления заявки и в письменной форме доводится до заявителя и трудового коллектива разгосударствляемого и приватизируемого предприятия.
4. Решение о преобразовании государственного предприятия в открытое акционерное общество принимается Госкомимуществом Республики Узбекистан или его территориальным органом.
См. последующую редакцию.
если не учитываются особенности разгосударствления и приватизации, предусмотренные для данного вида предприятий.
Распорядитель объектов публичной собственности наряду с обоснованием отказа определяет условия и сроки, при которых разгосударствление или приватизация могут быть осуществлены.
(статья 7 в редакции Закона Республики Узбекистан от 26 декабря 1997 г. № 549-I — Ведомости Олий Мажлиса, 1998 г., № 3, ст. 38)
См. предыдущую редакцию.
1. Подготовка предприятия к разгосударствлению и приватизации включает определение состава имущества, подлежащего разгосударствлению и приватизации, инвентаризацию его производственных и непроизводственных фондов, оценку активов и пассивов, проведение разъяснительной работы в трудовом коллективе, решение других вопросов, в том числе с учетом требований антимонопольного законодательства.
См. последующую редакцию.
2. После принятия решения о разгосударствлении или приватизации предприятия распорядители объектов публичной собственности создают комиссии, которые организуют всю необходимую работу. В состав комиссии включаются представители распорядителей объектов публичной собственности, администрации, трудового коллектива предприятия, общественных организаций, финансового органа, банка, местного Совета народных депутатов, другие специалисты.
Комиссия по разгосударствлению может формировать группы экспертов по отдельным направлениям работы, привлекать консультативные, аудиторские и другие организации с оплатой за счет средств разгосударствляемого или приватизируемого предприятия.
Комиссия совместно с администрацией предприятия готовит по установленной форме необходимую информацию о разгосударствляемом или приватизируемом предприятии для субъектов, участвующих в разгосударствлении или приватизации, а также для общественности.
При преобразовании государственного предприятия в открытое акционерное общество руководитель предприятия создает рабочую комиссию для подготовки документов по разгосударствлению и приватизации. Комиссия в месячный срок разрабатывает и представляет распорядителю объекта публичной собственности необходимые документы. Перечень необходимых документов устанавливается Кабинетом Министров.
См. последующую редакцию.
3. Комиссия разрабатывает и представляет на утверждение распорядителю объектов публичной собственности план мероприятий по разгосударствлению или приватизации предприятия, который включает:
проект реорганизации предприятия, предусматривающий сохранение в случае необходимости существующего порядка и условий использования объектов производственной и социальной инфраструктур;
возможность предоставления льгот, в том числе безвозмездную передачу части разгосударствляемого или приватизируемого имущества.
(статья 8 в редакции Закона Республики Узбекистан от 26 декабря 1997 г. № 549-I — Ведомости Олий Мажлиса, 1998 г., № 3, ст. 38)
См. предыдущую редакцию.
1. Цена продажи объекта разгосударствления и приватизации устанавливается распорядителем объектов публичной собственности. Она базируется на стоимости объекта на дату разгосударствления и приватизации и должны учитывать реально складывающиеся цены на момент разгосударствления и приватизации.
(пункт 1 статьи 9 в редакции Закона Республики Узбекистан от 26 декабря 1997 г. № 549-I — Ведомости Олий Мажлиса, 1998 г., № 3, ст. 38)
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
2. Первоначальная оценка стоимости объекта публичной собственности производится в порядке, определенном Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
(пункт 2 статьи 9 в редакции Закона Республики Узбекистан от 26 декабря 1997 г. № 549-I — Ведомости Олий Мажлиса, 1998 г., № 3, ст. 38)
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
Арендатор с согласия распорядителя объектов публичной собственности может выкупить (полностью или частично) арендованное им имущество.
(текст статьи 10 в редакции Закона Республики Узбекистан от 26 декабря 1997 г. № 549-I — Ведомости Олий Мажлиса, 1998 г., № 3, ст. 38)
1. Преобразование государственного предприятия в коллективное осуществляется путем выкупа (единовременно или в рассрочку) государственного имущества членами трудового коллектива или безвозмездной передачи им этого имущества.
См. предыдущую редакцию.
2. При выкупе имущества в частную собственность уставом коллективного предприятия определяется доля каждого работника в имуществе и прибыли с учетом стажа работы, размера заработной платы и других факторов.
(пункт 2 статьи 11 в редакции Закона Республики Узбекистан от 26 декабря 1997 г. № 549-I — Ведомости Олий Мажлиса, 1998 г., № 3, ст. 38)
См. последующую редакцию.
1. Порядок преобразования государственного предприятия в хозяйственное общество или товарищество определяется законодательством Республики Узбекистан.
2. В качестве учредителей хозяйственных обществ и товариществ, а также держателей акций (долей, паев) могут выступать:
члены трудового коллектива, другие граждане Республики Узбекистан, иностранные граждане и лица без гражданства;
См. предыдущую редакцию.
республиканские и местные органы государственного управления в лице Госкомимущества Республики Узбекистан или его территориальных органов.
(абзац четвертый пункта 2 статьи 12 в редакции Закона Республики Узбекистан от 31 августа 1995 г. № 118-I — Ведомости Олий Мажлиса, 1995 г., № 9, ст. 193)
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
2. Условия, порядок и сроки проведения конкурса определяются конкурсной комиссией, назначаемой соответствующим распорядителем объектов публичной собственности.
(статья 13 в редакции Закона Республики Узбекистан от 26 декабря 1997 г. № 549-I — Ведомости Олий Мажлиса, 1998 г., № 3, ст. 38)
См. предыдущую редакцию.
1. Решение о внесении на аукционную продажу предприятий, подлежащих разгосударствлению и приватизации, принимает распорядитель объектов публичной собственности.
2. Для проведения аукционной продажи объектов разгосударствления и приватизации распорядители объектов публичной собственности создают аукционные службы, действующие в соответствии с порядком, определяемым Кабинетом Министров при Президенте Республики Узбекистан.
См. последующую редакцию.
3. Объект, который не приобретен покупателями, остается в республиканской или муниципальной собственности. В этих случаях распорядитель объекта собственности может принять решение о ликвидации предприятия с распродажей его имущества по частям.
(статья 14 в редакции Закона Республики Узбекистан от 26 декабря 1997 г. № 549-I — Ведомости Олий Мажлиса, 1998 г., № 3, ст. 38)
См. предыдущую редакцию.
1. Распорядитель объектов публичной собственности при передаче имущества новому собственнику выдает ему ордер, удостоверяющий право собственности. Форма ордера, размер государственной пошлины и порядок ее уплаты устанавливаются Кабинетом Министров при Президенте Республики Узбекистан.
См. последующую редакцию.
2. При выкупе государственных предприятий в рассрочку ордер, удостоверяющий право собственности, выдается после внесения первого выкупного взноса. До выплаты полной стоимости предприятия распорядителем объектов публичной собственности могут устанавливаться ограничения права распоряжения имуществом, включая запрещение продажи или безвозмездной передачи этого имущества без согласия распорядителя объектов публичной собственности.
(статья 15 в редакции Закона Республики Узбекистан от 26 декабря 1997 г. № 549-I — Ведомости Олий Мажлиса, 1998 г., № 3, ст. 38)
личные средства физических лиц, собственные средства негосударственных юридических лиц, кредиты, другие финансовые средства, приобретенные способами, не противоречащими законодательству Республики Узбекистан.
2. Члены трудового коллектива государственного предприятия, подлежащего разгосударствлению и приватизации, могут осуществлять выкуп за счет следующих источников:
амортизационные отчисления и выручки от реализации имущества, используемого на государственном предприятии и находящегося в собственности членов трудового коллектива;
3. В качестве источников приобретения государственного имущества не могут использоваться средства, выделенные из государственного бюджета.
См. предыдущую редакцию.
1. Средства, полученные от разгосударствления и приватизации, являются публичной собственностью Республики Узбекистан и местных Советов народных депутатов.
(статья 17 пункта 1 в редакции Закона Республики Узбекистан от 26 декабря 1997 г. № 549-I — Ведомости Олий Мажлиса, 1998 г., № 3, ст. 38)
2. Доходы от разгосударствления и приватизации накапливаются в специальных фондах разгосударствления и приватизации. Порядок образования и использования фондов разгосударствления и приватизации определяется Кабинетом Министров при Президенте Республики Узбекистан.
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
1. При разгосударствлении и приватизации между распорядителями объектов публичной собственности и новым собственником может заключаться соглашение о взаимных обязательствах и условиях деятельности разгосударствляемого и приватизируемого объекта на определенный период, включая:
(абзац первый пункта 1 статьи 18 в редакции Закона Республики Узбекистан от 26 декабря 1997 г. № 549-I — Ведомости Олий Мажлиса, 1998 г., № 3, ст. 38)
осуществление мероприятий по улучшению условий труда работающих, экологической безопасности и защите окружающей среды;
2. Условия соглашения определяются в период подготовки предприятия к разгосударствлению и приватизации и сообщается субъектам разгосударствления и приватизации вместе с объявлением цены продажи.
1. При разгосударствлении и приватизации государственных предприятий ветеранам труда лицам, ушедшим на пенсию с данного предприятия, и членам трудового коллектива, проработавшим на нем не менее десяти лет, акции и другое имущество могут продаваться в рассрочку.
2. При выкупе имущества государственных предприятий члены трудового коллектива, созданные ими хозяйственные общества и товарищества при прочих равных условиях имеют приоритет по сравнению с другими гражданами и юридическими лицами, а граждане Республики Узбекистан — по сравнению с другими покупателями.
При выкупе имущества государственного предприятия его трудовым коллективом в цену продажи объекта не включается стоимость объектов социальной инфраструктуры и охраны окружающей среды, находящихся на балансе предприятия.
3. Преобразованным в результате разгосударствления и приватизации предприятиям могут предоставляться налоговые льготы в соответствии с законодательством Республики Узбекистан.
4. Членам трудовых коллективов разгосударствляемых и приватизируемых предприятий предоставляются следующие гарантии:
в период осуществления разгосударствления и приватизации администрация предприятий обязана соблюдать все положения заключенного ранее коллективного договора;
в течение шести месяцев с момента перехода права собственности к новому владельцу между ним и трудовым коллективом предприятия заключается новый коллективный договор.
5. Трудоустройство высвобождаемых работников осуществляется в соответствии с законодательством Республики Узбекистан о труде и занятости.
Комментарий LexUz
См.: раздель III Трудового кодекса Республики Узбекистан.
См. предыдущую редакцию.
Распорядители объектов публичной собственности совместно общественностью и с органами государственной власти и управления обеспечивают государственный и общественный контроль за процессами разгосударствления и приватизации, включая контроль за происхождением используемых при разгосударствлении и приватизации денежных средств в соответствии с законодательством Республики Узбекистан.
(статья 20 в редакции Закона Республики Узбекистан от 26 декабря 1997 г. № 549-I — Ведомости Олий Мажлиса, 1998 г., № 3, ст. 38)
См. последующую редакцию.
Разрешение споров по вопросам, связанным с разгосударствлением и приватизацией, осуществляется в судебном порядке.
(нумерация статьи 8, 9, 11, 12, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21 и 22 изменены на 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20 и 21 в соответствии с Законом Республики Узбекистан от 7 мая 1993 г. № 852-XII — Ведомости Верховного Совета, 1993 г., № 5, ст. 236)