В соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 11 мая 2006 года № УП-3751 «О создании Фонда реконструкции и развития Республики Узбекистан» и в целях обеспечения эффективного финансирования приоритетных инвестиционных проектов:
в составе исполнительной дирекции Фонда образуется экспертная группа, ответственная за выдачу рекомендаций по финансированию соответствующих проектов;
исполнительный директор Фонда назначается на должность и освобождается от должности Кабинетом Министров Республики Узбекистан, и по статусу приравнивается к заместителю министра;
содержание исполнительной дирекции Фонда осуществляется за счет средств Фонда на основании сметы расходов, утверждаемой Советом по управлению Фондом.
структуру исполнительной дирекции Фонда с численностью управленческого персонала 15 единиц согласно приложению № 1;
См. последующую редакцию.
Положение о Фонде реконструкции и развития Республики Узбекистан, принципах формирования и использования средств Фонда согласно приложению № 2.
сверхпрогнозные поступления в республиканский бюджет по налогам на сверхприбыль, за пользование недрами и акцизному налогу, образующиеся в результате благоприятных цен на мировых рынках по отдельным стратегическим ресурсам республики;
поступления от превышения мировой цены на драгоценные металлы над ценой отсечения, ежегодно устанавливаемой решениями Кабинета Министров при утверждении параметров Государственного бюджета.
доходы Республики Узбекистан от реализации продукции в рамках соглашений о разделе продукции с иностранными партнерами;
См. последующую редакцию.
средства от реализации государственного имущества иностранным инвесторам за иностранную валюту сверх объемов, учтенных при формировании доходов Государственного бюджета;
инвестиционные доходы от управления активами Фонда, в том числе от размещения свободных остатков средств Фонда.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
Фонд осуществляет финансирование на основе подписываемых с уполномоченными банками генеральных соглашений об условиях финансирования и механизме возврата средств Фонда, с учетом эффективности и сроков окупаемости предлагаемых инвестиционных проектов;
процентная ставка по предоставляемым Фондом кредитным ресурсам уполномоченным банкам устанавливается в дифференцированных размерах до 6 процентов годовых.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
5. Для обеспечения устойчивости активов Фонда и их доходности Центральному банку Республики Узбекистан на основе генерального соглашения с Фондом о доверительном управлении осуществлять размещение свободных остатков средств Фонда в высоколиквидные, надежные зарубежные финансовые инструменты.
разработать и внести на утверждение Совета по управлению Фондом инструктивные материалы, регламентирующие порядок размещения свободных остатков Фонда в зарубежные финансовые инструменты, инвестиционные операции, включая передачу части средств Фонда в управление надежным внешним управляющим;
разработать и утвердить Порядок формирования средств Фонда реконструкции и развития Республики Узбекистан по отдельным налоговым ставкам — как один из источников Фонда.
6. Разместить исполнительную дирекцию Фонда в здании Национального банка внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан, обеспечив ее необходимыми средствами связи.
См. последующую редакцию.
7. Министерству юстиции совместно с Министерством финансов, Центральным банком Республики Узбекистан, другими заинтересованными министерствами и ведомствами в месячный срок обеспечить внесение в ведомственные нормативные акты изменения, вытекающие из настоящего постановления.
8. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Ш.М. Мирзияева.
См. последующую редакцию.
1. Фонд реконструкции и развития Республики Узбекистан (далее — Фонд) создан Указом Президента Республики Узбекистан от 11 мая 2006 года № УП-3751 «О создании Фонда реконструкции и развития Республики Узбекистан» и является финансовым учреждением при Кабинете Министров, призванным обеспечить реализацию проектов по модернизации и техническому перевооружению ведущих, прежде всего базовых отраслей экономики, достижению динамичного, устойчивого и сбалансированного социально-экономического развития страны, а также осуществлению эффективной структурной и инвестиционной политики.
2. Фонд осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Узбекистан, законами Республики Узбекистан, постановлениями палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, указами, постановлениями и распоряжениями Президента Республики Узбекистан, постановлениями и распоряжениями Кабинета Министров Республики Узбекистан, другими актами законодательства Республики Узбекистан и настоящим Положением.
3. Фонд образуется при Кабинете Министров Республики Узбекистан, обладает правами юридического лица и имеет самостоятельный баланс, счета в Центральном банке Республики Узбекистан, в том числе в иностранной валюте, печать с изображением Государственного герба Республики Узбекистан.
4. Учредителем Фонда является Правительство Республики Узбекистан в лице Министерства финансов Республики Узбекистан. Учредителями Фонда также могут быть коммерческие банки, иностранные фонды, инвесторы и другие заинтересованные структуры.
См. последующую редакцию.
5. Средства Фонда аккумулируются на специальных счетах Фонда в РКЦ Главного управления Центрального банка Республики Узбекистан по г. Ташкенту.
на срочной, платной и возвратной основе — по заявкам доверительных уполномоченных банков, перечень которых утверждается решением Совета по управлению Фондом (далее — коммерческие банки);
на грантовой основе — по заявкам Министерства финансов согласованным с Министерством экономики Республики Узбекистан.
См. последующую редакцию.
аккумулирование финансовых средств государства и хозяйствующих субъектов, в том числе коммерческих банков, иностранных фондов и инвесторов и других заинтересованных структур;
См. последующую редакцию.
финансирование важнейших проектов, имеющих решающее значение для реализации приоритетных задач в развитии экономики, структурных преобразований и модернизации производства;
кредитование программ обновления и технического перевооружения стратегически важных предприятий, прежде всего базовых отраслей экономики;
обеспечение финансирования проектов, направленных на техническое перевооружение и наращивание темпов и объемов производства в топливно-энергетическом комплексе, химической промышленности, машиностроении и отраслях цветной металлургии;
См. последующую редакцию.
финансирование реализации национальных социально-значимых государственных программ и проектов по формированию производственной и непроизводственной инфраструктуры, в первую очередь в перспективных, но недостаточно развитых регионах;
См. последующую редакцию.
осуществление финансирования модернизации и развития инфраструктуры транспорта и телекоммуникаций, создающих условия для интеграции республики в международную сеть коммуникаций, обеспечивающих кратчайший выход на международные транспортные коридоры и мировые рынки;
См. последующую редакцию.
обеспечение организации совместного финансирования проектов с международными финансовыми институтами, кредитными учреждениями республики и зарубежных стран.
разрабатывает и представляет в установленные сроки в Совет по управлению Фондом прогнозы поступлений и использования средств Фонда, разработанные в увязке с основными параметрами макроэкономических и денежно-кредитных показателей, Государственного бюджета и Государственной инвестиционной программы на очередной год;
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
осуществляет финансирование на основе подписываемых с коммерческими банками генеральных соглашений об условиях финансирования и механизме возврата средств Фонда, в рамках лимитов, ежегодно устанавливаемых каждому коммерческому банку;
См. последующую редакцию.
проводит системный мониторинг за строго целевым и эффективным использованием средств Фонда, своевременным возвратом выданных коммерческим банкам средств и ведет учет средств Фонда в разрезе источников поступлений и основных направлений их использования;
изучает деятельность коммерческих банков и предприятий-заемщиков по выполнению ими своих обязательств с доступом к любой информации о состоянии счетов, открытых в коммерческих банках, и операций по ним.
осуществляет целенаправленную работу по совершенствованию порядка формирования и использования средств Фонда;
в пределах своих полномочий принимает меры или вносит в установленном порядке предложения по совершенствованию деятельности Фонда;
заключает с Центральным банком Республики Узбекистан договоры о доверительном управлении свободными остатками средств Фонда;
11. Высшим органом управления Фонда является Совет по управлению Фондом, состав которого утверждается Президентом Республики Узбекистан.
См. последующую редакцию.
рассматривает прогнозы поступления и использования средств Фонда и вносит в установленном порядке на утверждение в увязке с основными параметрами макроэкономических и денежно-кредитных показателей, Государственного бюджета и Государственной инвестиционной программы на очередной год;
См. последующую редакцию.
принимает решения по срокам и условиям предоставления коммерческим банкам средств Фонда для их последующего рефинансирования (софинансирования) предприятиям-заемщикам, утверждает конкретные размеры процентных ставок по предоставляемым средствам Фонда, в зависимости от действующих процентных ставок на международных рынках капитала;
См. последующую редакцию.
осуществляет контроль за деятельностью исполнительной дирекции Фонда, особенно в части целевой направленности средств Фонда, своевременности открытия финансирования коммерческим банкам и обеспечения возврата выданных средств;
регулярно заслушивает отчеты исполнительного директора об использовании средств Фонда, а также руководителей заинтересованных министерств, ведомств и организаций о проводимых предприятиями-заемщиками мерах, направленных на обеспечение эффективного использования средств Фонда;
укомплектовывает Фонд высококвалифицированными специалистами в области управления активами, экспертизы и финансирования инвестиционных проектов.
13. Исполнительным органом Фонда является исполнительная дирекция, структура управления и численность которой определяются в установленном порядке.
14. Содержание исполнительной дирекции Фонда осуществляется за счет средств Фонда на основании сметы расходов, утверждаемой Советом по управлению Фондом.
предоставляет коммерческим банкам финансовые ресурсы на срочной, платной и возвратной основе для их последующего рефинансирования предприятиям-заемщикам;
См. последующую редакцию.
проводит на системной основе мониторинг за целевым и эффективным использованием средств Фонда, своевременным возвратом выданных коммерческим банкам средств;
осуществляет мониторинг деятельности предприятий-заемщиков по вопросам выполнения ими своих обязательств по кредитам Фонда с доступом к любой информации о состоянии счетов, открытых в коммерческих банках, и операций по ним;
составляет отчетность об исполнении доходов и расходов Фонда, и после одобрения Советом по управлению Фонда в установленные сроки представляет ее Министерству финансов, Министерству экономики и Счетной палате Республики Узбекистан.
См. последующую редакцию.
16. Исполнительный директор Фонда назначается на должность и освобождается от должности Кабинетом Министров Республики Узбекистан, по статусу приравнивается к заместителю министра.
несет персональную ответственность за организацию деятельности исполнительной дирекции в соответствии с возложенными на Фонд задачами и функциями;
См. последующую редакцию.
по согласованию с Советом по управлению Фондом организует в установленном порядке проверки целевого и эффективного использования средств Фонда, рассматривает их результаты, принимает по ним решения и необходимые меры по устранению выявленных недостатков;
18. В структуре аппарата Фонда образуется высококвалифицированная экспертная группа, ответственная за выдачу рекомендаций по финансированию соответствующих проектов.
См. последующую редакцию.
сверхпрогнозные поступления в республиканский бюджет по налогам на сверхприбыль, за пользование недрами и акцизному налогу, образующиеся в результате благоприятных цен на мировых рынках по отдельным стратегическим ресурсам республики;
поступления от превышения мировой цены на драгоценные металлы над ценой отсечения, ежегодно устанавливаемой решениями Кабинета Министров при утверждении параметров Государственного бюджета;
доходы Республики Узбекистан от реализации продукции в рамках соглашений о разделе продукции с иностранными партнерами;
средства от реализации государственного имущества иностранным инвесторам за иностранную валюту сверх объемов, учтенных при формировании доходов Государственного бюджета;
инвестиционные доходы от управления активами Фонда, в том числе от размещения свободных остатков средств Фонда;
взносы учредителей, которыми наряду с Правительством Республики Узбекистан, могут быть также коммерческие банки, иностранные фонды и инвесторы, другие заинтересованные структуры;
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
Центральный банк Республики Узбекистан осуществляет конвертацию средств в национальной валюте, поступающих на счета Фонда из источников, указанных в пункте 19 настоящего Положения, в иностранную валюту по текущему курсу Центрального банка на дату поступления средств с их последующим зачислением на валютный счет Фонда.
См. последующую редакцию.
21. Зачисление средств на счет Фонда по отдельным видам налогов и платежей производится в установленном порядке.
22. Источники поступления и направления использования средств Фонда в установленном порядке включаются ежегодно в Инвестиционную программу Республики Узбекистан и отражаются в балансе Фонда.
См. последующую редакцию.
а) финансирования важнейших инвестиционных проектов, включенных в Государственную инвестиционную программу, прежде всего в топливно-энергетическом комплексе, химической промышленности, машиностроении, цветной металлургии, других базовых отраслях экономики, а также в сфере транспорта и телекоммуникаций, в том числе в форме софинансирования доли Республики Узбекистан в проектах с участием международных и зарубежных финансовых институтов;
См. последующую редакцию.
б) финансирования (софинансирования) на грантовой основе национальных социально-значимых государственных программ и проектов по формированию производственной и непроизводственной инфраструктуры, в первую очередь в перспективных, но недостаточно развитых регионах, в пределах утвержденных параметров Государственного бюджета и инвестиционной программы;
в) софинансирования с коммерческими банками инвестиционных программ (бизнес-планов) предприятий-заемщиков, в том числе позволяющих технически перевооружить производство, увеличить загрузку производственных мощностей, нарастить объемы производства конкурентоспособной продукции и ее экспорта, обеспечить рост добавленной стоимости;
См. последующую редакцию.
24. Сроки и условия предоставления средств определяются решением Совета по управлению Фондом. Процентная ставка по предоставляемым Фондом кредитным ресурсам коммерческим банкам устанавливается в дифференцированных размерах до 6 процентов годовых.
Предельная маржа коммерческого банка определяется в кредитном договоре между Фондом и коммерческим банком отдельно по каждому проекту.
При задержке со стороны коммерческих банков возврата полученных средств начисляется пеня в размере 0,01 процента за каждый просроченный день от суммы задолженности по просроченному платежу, но не более 10 процентов от суммы задолженности.
См. последующую редакцию.
25. Объем кредитных средств, предоставляемых коммерческим банкам, определяется на основании их заявок, где отражается суммарная величина одобренных коммерческим банком заявок от предприятий-заемщиков на получение кредита.
Объемы запрашиваемых коммерческими банками кредитов из расчета на один проект (модернизация, реконструкция либо техническое перевооружение производства) должны составлять в сумме не более 75 процентов от стоимости проекта.
Порядок выдачи кредитов предприятиям (организациям) — заемщикам регулируется Положением о критериях отбора, порядке рассмотрения и экспертизе инвестиционных проектов для их финансирования за счет средств Фонда реконструкции и развития Республики Узбекистан, утверждаемым Советом по управлению Фондом, и действующими нормативными актами Центрального банка Республики Узбекистан.
См. последующую редакцию.
26. Срок рассмотрения Советом по управлению Фондом заявки коммерческого банка не должен превышать 30 дней с даты получения заявки, в течение которого Совет по управлению Фондом принимает положительное решение о финансировании предложенного коммерческим банком проекта либо выдает коммерческому банку письменный обоснованный отказ в удовлетворении заявки.
27. После принятия положительного решения Совета по управлению Фондом исполнительная дирекция Фонда в течение 5 рабочих дней заключает с коммерческим банком кредитный договор.
В кредитном договоре отражаются сумма, процентная ставка с указанием маржи коммерческого банка и адресность предоставляемых коммерческому банку кредитных ресурсов, сроки и условия, а также права и ответственность сторон и другие вопросы в соответствии с требованиями законодательства.
28. Временно свободные остатки средств Фонда в установленном порядке передаются в доверительное управление Центральному банку Республики Узбекистан для их последующего размещения в высоколиквидные, надежные зарубежные финансовые инструменты.
29. Центральный банк Республики Узбекистан ежеквартально представляет Совету по управлению Фондом сведения по результатам доверительного управления средствами Фонда, содержащие информацию о доходности по операциям, размере полученного дохода за отчетный период, составе портфеля размещенных средств Фонда, текущем значении процентных ставок.
См. последующую редакцию.
30. Исполнительная дирекция Фонда ежегодно на основе полученной исходной информации от Министерства финансов, Министерства экономики, Центрального банка Республики Узбекистан, коммерческих банков и других ведомств, а также проведенного в течение отчетного периода системного мониторинга, разрабатывает проект прогноза поступления и использования средств Фонда на следующий календарный год и представляет его на утверждение Совету по управлению Фондом.
См. последующую редакцию.
31. При подготовке, рассмотрении и утверждении проекта прогноза поступлений и использования средств Фонда осуществляется тесная увязка с разработкой и утверждением параметров Государственного бюджета и Инвестиционной программы Республики Узбекистан на очередной год.
См. последующую редакцию.
В целях стерилизации влияния сверхпрогнозных поступлений, образующихся в результате благоприятной конъюнктуры мировых цен на стратегические ресурсы республики, на объемы денежной массы и уровень инфляции предельный объем использования средств Фонда разрабатывается и утверждается с учетом прогнозных параметров основных макроэкономических и денежно-кредитных показателей.
32. В прогнозе поступления и использования средств Фонда в целом на прогнозируемый год, в том числе по кварталам, отражаются:
расходы по предоставлению средств на финансирование приоритетных инвестиционных и социально-ориентированных проектов, инвестиционных программ предприятий-заемщиков, на покрытие затрат, образуемых по обслуживанию получаемых долгосрочных кредитов и инвестиций, а также на содержание исполнительной дирекции Фонда.
а) проводить в коммерческих банках и на предприятиях-заемщиках проверки целевого и эффективного использования средств Фонда;
б) получать информацию и сведения от коммерческих банков о прогнозе и состоянии использования ими выделенных средств Фонда и другие данные, необходимые для мониторинга целевого использования средств Фонда;
в) привлекать профессиональных независимых экспертов и узкопрофильных специалистов для рассмотрения предварительного технико-экономического обоснования (ПТЭО), а также проведения мониторинга и проверок целевого и эффективного использования средств Фонда.
б) в установленном порядке и сроки представлять Совету по управлению Фондом квартальную и годовую отчетность.
35. Исполнительная дирекция Фонда несет ответственность за законность и строго целевое направление средств Фонда, а также за ведение бухгалтерского учета и составление отчетности по деятельности Фонда.
36. Коммерческие банки несут ответственность за правильность и целевое использование средств Фонда, а также своевременность их возврата.
37. Исполнительная дирекция Фонда систематически в установленном порядке проводит мониторинг целевого использования средств Фонда.
При выявлении фактов нецелевого использования средств коммерческими банками вся сумма выявленного нецелевого использования подлежит досрочному погашению с применением штрафных санкций, предусмотренных в заключенном договоре между Фондом и коммерческим банком, на счет Фонда.
38. Контроль за законностью и строго целевым направлением исполнительной дирекцией средств Фонда осуществляется Советом по управлению Фондом.
39. Проведение ежегодного аудита Фонда осуществляется независимым международным аудитором, проверки формирования и использования средств Фонда осуществляются Счетной палатой Республики Узбекистан.
40. Взыскание не возвращенных в срок коммерческими банками средств Фонда производится в порядке, установленном законодательством.