В последние годы благодаря государственной поддержке, оказываемой развитию текстильной промышленности, в стране созданы современные текстильные предприятия, производящие высококачественную, конкурентоспособную продукцию, в результате чего в отрасли стабильно растут объемы производства и экспорта текстильной продукции, отвечающей международным стандартам.
Вместе с тем, темпы модернизации, технического перевооружения и привлечения иностранных инвесторов в текстильную промышленность недостаточны, что приводит к тому, что еще значительные объемы ценнейшего хлопкового волокна перерабатываются на предприятиях, оснащенных устаревшим оборудованием, в низкокачественную продукцию. В отрасли не сокращается число убыточных и экономически несостоятельных предприятий. Высокой остается задолженность предприятий текстильной промышленности перед поставщиками хлопкового волокна, а также по кредитам коммерческих банков.
В целях ускорения модернизации и технического перевооружения предприятий отрасли, решительной ликвидации технически отсталых и экономически несостоятельных предприятий, создания благоприятных условий для деятельности современных текстильных предприятий и привлечения в процесс технического перевооружения иностранных инвесторов:
в результате проведенной инвентаризации выявлены текстильные предприятия, согласно приложению № 1, работающие на устаревшем технологическом оборудовании, не обеспечивающие производство качественной конкурентоспособной текстильной продукции и не имеющих перспектив дальнейшего развития, по большинству из которых по инициативе Госкомдемонополизации, Государственного налогового комитета Республики Узбекистан, ассоциации «Узпахтасаноат» и других кредиторов в установленном порядке возбуждены дела о банкротстве и проводятся ликвидационные процедуры;
в отношении экономически несостоятельных текстильных предприятий, согласно приложению № 2, созданных совместно с иностранными инвесторами и имеющих просроченные задолженности по кредитам банков, кредиторами инициированы процедуры банкротства или на их имущество налагаются взыскания в установленном законодательством порядке.
не допускается реализация хлопкового волокна предприятиям, указанным в приложении № 1, для переработки его на устаревшем технологическом оборудовании до проведения на предприятиях модернизации и технического перевооружения на основе современного технологического оборудования;
для предприятий, указанных в приложении № 3, осуществляющих в настоящее время модернизацию и техническое перевооружение, до 1 июля 2007 г. сохраняется действующий для них порядок реализации хлопкового волокна;
перерабатывающие предприятия республики, имеющие просроченную задолженность за ранее приобретенное хлопковое волокно, к биржевым торгам не допускаются.
3. Создать Правительственную комиссию по отбору инвесторов и управляющих компаний для предприятий текстильной промышленности (далее — Комиссия) в составе согласно приложению № 4.
См. последующую редакцию.
определение условий продажи и передачи в управление, проведение открытых конкурсных отборов среди инвесторов или управляющих компаний, имеющих опыт менеджмента современными текстильными предприятиями, по экономически несостоятельным текстильным предприятиям, на имущество которых наложены требования кредиторов по просроченным задолженностям в бюджет, по банковским кредитам, выданным под гарантию Республики Узбекистан, а также перед внешнеторговыми компаниями за хлопковое волокно;
См. последующую редакцию.
включение в Программу модернизации и технического перевооружения текстильных предприятий, имеющих устаревшее технологическое оборудование, и исключение из нее;
принятие решения о включении в перечень текстильных предприятий, допускаемых к закрытым аукционным торгам по реализации хлопкового волокна на Узбекской республиканской товарно-сырьевой бирже, и исключении из указанного перечня;
принятие решения о возобновлении допуска текстильных предприятий к приобретению хлопкового волокна на Узбекской республиканской товарно-сырьевой бирже после их модернизации и технического перевооружения.
в соответствии с наделенными полномочиями обеспечить оперативное решение возложенных на нее задач и ежеквартально докладывать в Аппарат Президента Республики Узбекистан о конкретных результатах проводимой работы;
в срок до 1 июля 2006 года завершить работу по отбору инвесторов или управляющих компаний для предприятий, указанных в приложении № 2.
5. ГАК «Узбекенгилсаноат» совместно с Министерством экономики, Министерством внешних экономических связей, инвестиций и торговли, Министерством финансов Республики Узбекистан в трехмесячный срок разработать и внести в Кабинет Министров Программу модернизации и технического перевооружения предприятий текстильной промышленности на 2006—2008 гг.
6. Предоставить право ГАК «Узбекенгилсаноат» принимать в состав компании предприятий с иностранными инвестициями в виде ассоциированных членов, по решениям собраний их учредителей.
7. Утвердить Временное положение о порядке реализации хлопкового волокна на открытых биржевых торгах, проводимых Узбекской республиканской товарно-сырьевой биржей, предприятиям, перерабатывающим хлопковое волокно, согласно приложению № 5.
См. последующую редакцию.
8. Министерству финансов совместно с Государственным налоговым комитетом Республики Узбекистан в двухнедельный срок разработать и утвердить в установленном порядке Положение об исчислении и уплате налога на добавленную стоимость при реализации хлопкового волокна предприятиям республики через УзРТСБ.
10. Для стимулирования расширения экспорта готовой текстильной продукции установить, что с 1 мая 2006 года по 1 января 2009 года предприятия текстильной промышленности, экспортирующие 80 и более процентов объема своей продукции за СКВ, освобождаются от налога на имущество.
См. последующую редакцию.
11. Внести изменения в отдельные решения Правительства Республики Узбекистан согласно приложению № 6.
Министерству юстиции Республики Узбекистан совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в месячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.
См. последующую редакцию.
12. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Ш. Мирзияева.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 4
к постановлению Президента Республики Узбекистан от 21 марта 2006 г. № ПП-330
к постановлению Президента Республики Узбекистан от 21 марта 2006 г. № ПП-330
См. последующую редакцию.
1. | Азимов Р.С. | — | заместитель Премьер-министра, министр финансов Республики Узбекистан — председатель комиссии |
Члены комиссии | |||
2. | Ходжаев Б.А. | — | министр экономики |
3. | Саидова Г.К. | — | председатель Госкомдемонополизации |
4. | Гадоев Э.Ф. | — | первый заместитель председателя Государственного налогового комитета |
5. | Яковлев И.Г. | — | первый заместитель председателя Госкомимущества |
6. | Каньязов Е.С. | — | заместитель министра юстиции |
7. | Хасанов С.С. | — | заместитель министра внешних экономических связей, инвестиций и торговли |
8. | Рахимов С.Б. | — | председатель правления Национального банка ВЭД |
9. | Джураев Ш.Ж. | — | председатель правления ГАКБ «Асака» |
10. | Рузикулов Р. | — | председатель правления ГАК «Узбекенгилсаноат» |
11. | Лисицина Е.А. | — | главный специалист ИАД Кабинета Министров по вопросам сельского и водного хозяйства, переработки сельскохозяйственной продукции и потребительских товаров, секретарь комиссии |
1. Настоящее Положение определяет механизм реализации хлопкового волокна предприятиям республики, занимающимся ее переработкой, на открытых биржевых торгах, проводимых Узбекской республиканской товарно-сырьевой биржей (далее — УзРТСБ).
2. Реализация хлопкового волокна осуществляется на УзРТСБ в режиме реального времени с использованием системы электронных биржевых торгов.
На открытые биржевые торги, проводимые УзРТСБ, допускаются на равных условиях производственные предприятия республики, имеющие мощности по переработке хлопкового волокна и производству из него продукции с добавленной стоимостью, включая предприятия с иностранными инвестициями.
3. Реализация хлопкового волокна предприятиям республики, перерабатывающим хлопковое волокно на открытых биржевых торгах, проводится за свободно конвертируемую валюту.
4. Хлопковое волокно, приобретенное перерабатывающими предприятиями на УзРТСБ, используется исключительно в производственных целях и перепродаже не подлежит.
продукция — хлопковое волокно, которое в соответствии с утвержденными показателями производства и поставки хлопка-волокна реализуется на открытых биржевых торгах;
система электронных биржевых торгов — программно-технический комплекс УзРТСБ, обеспечивающий проведение общереспубликанских биржевых торгов в режиме реального времени;
расчетно-клиринговая палата (далее — РКП) — структурное подразделение УзРТСБ, обеспечивающее проведение клиринга, расчетов и взаиморасчетов по биржевым сделкам;
продавец — территориальные акционерные объединения «Хлопкопром» (ТАО «Хлопкопром») и другие юридические лица, производящие и реализующие продукцию на биржевых торгах;
покупатель — юридические лица Республики Узбекистан, имеющие мощности по переработке хлопкового волокна и осуществляющие производство продукции с использованием хлопкового волокна;
задаток — средства гарантийного обеспечения сделок, вносимые покупателями и продавцами в РКП, для обеспечения гарантий исполнения совершаемых на УзРТСБ сделок;
котировка цен — средневзвешенная цена на продукцию, определенная по результатам проведенных УзРТСБ торговых сессий за день биржевых торгов и публикуемая в средствах массовой информации;
терминалы — специализированные хлопковые терминалы, оказывающие услуги по приемке, хранению и отгрузке хлопковой продукции.
6. Продавцы, исходя из утвержденного на соответствующий период года баланса производства и использования хлопкового волокна, ежемесячно, за 10 дней до начала каждого последующего месяца, извещают УзРТСБ об объемах продукции, предназначенных для реализации покупателям на биржевых торгах.
В извещениях указываются лоты, тип, сорт и класс хлопкового волокна, подтвержденные сертификатом УЦ «Сифат».
7. Продавцы представляют УзРТСБ справки о наличии продукции в объемах, необходимых для бесперебойного обеспечения поставки продукции покупателям в соответствии с объемами, предусмотренными для выставления на биржевые торги.
8. Выставление продукции на биржевые торги осуществляется в соответствии с договорами, заключаемыми между продавцами и УзРТСБ.
9. УзРТСБ предоставляет продавцам, желающим самостоятельно участвовать в биржевых торгах, брокерские места.
10. Предоставление услуг на брокерское обслуживание осуществляется на основании заключенного договора поручения между:
12. Информация о проведении открытых биржевых торгов, продолжительности биржевых сессий, объемах выставления продукции доводится УзРТСБ до покупателей в обязательном порядке через средства массовой информации, брокеров, а также через другие информационные каналы, включая web-сайт УзРТСБ.
В информацию должны включаться сведения о местонахождении продукции, продавца, а также стартовой цене.
13. УзРТСБ обязана обеспечить возможность одновременного участия в электронных торгах всем участникам торгов, независимо от их территориальной дислокации.
14. Проведение торгов, допуск и отстранение участников по каждому торгу в соответствии с суммой внесенного задатка, определение победителей электронных биржевых торгов и регистрация сделки осуществляются системой электронных биржевых торгов.
15. В день регистрации сделки УзРТСБ или ее региональная торговая площадка предоставляет брокеру протокол сделки и биржевой договор купли-продажи для его оформления.
16. Оформление договора купли-продажи производится в день получения договора на условиях, предусмотренных в нем. Исполнение условий протокола сделки является обязательным для сторон.
17. Нереализованные на торгах объемы продукции по согласованию с продавцом переносятся на следующие торги.
18. Плата за услуги, оказываемые УзРТСБ, покупателю и продавцу устанавливается в размере не более 0,05 процента от суммы сделки с каждой стороны.
19. В случае невыполнения покупателем договорных обязательств продавец имеет право повторно выставлять продукцию на торги.
20. Реализация продукции по заключенным на основе протоколов сделки договорам купли-продажи осуществляется на условиях 100-процентной предоплаты на лицевой счет продавца в РКП.
21. Стартовая цена, выставленная продавцом хлопкового волокна на каждой сессии биржевых торгов, определяется исходя от среднего значения котировки индекса «А» и его узбекского компонента, публикуемых в «Коттон Оутлук» на день, предшествующий очередным торгам на УзРТСБ со скидкой в размере 15 процентов.
22. В целях обеспечения финансовых гарантий исполнения сделок, заключенных на биржевых торгах, расчеты по заключенным на биржевых торгах сделкам осуществляются через РКП УзРТСБ.
23. РКП обязана своевременно информировать участников биржевых торгов об условиях их обслуживания, остатке средств на лицевых счетах клиентов.
Разглашение РКП сведений о состоянии лицевых счетов, остатках средств на лицевых счетах не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами.
24. УзРТСБ обязана своевременно информировать участников о результатах биржевого клиринга, состоянии их средств и об установленных на текущий день торгов лимитах.
25. Продавец и покупатель в обязательном порядке депонируют на свои лицевые счета в РКП УзРТСБ в качестве гарантии исполнения сторонами обязательств задатки в размере 2 процентов соответственно от суммы выставляемой на торги и предполагаемой к закупкам продукции.
26. Покупатели вправе заключать на УзРТСБ сделки в объеме средств предполагаемой оплаты, с учетом депонированных в РКП УзРТСБ задатков.
на осуществление взаиморасчетов между ними, связанных с исполнением обязательств по биржевым сделкам и заключенных между ними договоров;
для возврата на счет в уполномоченном банке клиента — владельца лицевого счета в РКП в случае, если сделка не состоялась или аннулирована;
28. В течение десяти банковских дней после регистрации биржевой сделки, покупатель обязан перевести на свой лицевой счет в РКП дополнительные средства для полного покрытия финансовых обязательств по зарегистрированному договору купли-продажи.
29. РКП обязана в течение одного банковского дня с момента поступления средств от покупателя, предоставить продавцу реестр оплаченных сделок о выполнении покупателем своих обязательств в полном объеме.
Если покупатель в течение десяти банковских дней не обеспечивает перечисление средств в полном объеме согласно биржевому договору, РКП, по истечении указанного срока, немедленно сообщает продавцу и соответствующему подразделению УзРТСБ об аннулировании сделки перечисляет с лицевого счета покупателя на счет продавца в уполномоченном банке средства в качестве штрафа за неисполнение договорных обязательств в размере внесенного покупателем задатка, за вычетом комиссионных УзРТСБ.
30. Предоставление РКП продавцу реестра оплаченных сделок о поступлении средств на лицевой счет покупателя служит основанием для передачи на терминале, с оформлением соответствующего акта продавцом, продукции покупателю.
В случае осуществления приема-передачи продавцом продукции без подтверждения со стороны РКП факта выполнения покупателем своих обязательств УзРТСБ не несет ответственность за неисполнение покупателем обязательств по зарегистрированному биржевому договору.
31. Продавец после осуществленной оплаты суммы продукции осуществляет поставку продукции покупателю на условиях FСА-хлопковый терминал.
После передачи на терминале продукции продавец и покупатель составляют Акт о приеме-передаче продукции по зарегистрированному УзРТСБ биржевому договору.
Предоставление продавцом одного подлинного экземпляра Акта о приеме-передаче продукции, подписанного покупателем и заверенного его печатью, служит основанием для перевода РКП средств с лицевого счета покупателя на счет продавца в уполномоченном банке и закрытия сделки. Перевод средств РКП осуществляется в срок не более двух дней с момента получения указанного акта.
32. Прием-передача (отгрузка) продукции покупателю осуществляется по нарядам продавца с терминалов в соответствии с объемами и в сроки, предусмотренные в биржевых договорах. Наряд на отгрузку хлопкового волокна выдается после предоставления РКП УзРТСБ выписки с лицевого счета в соответствии с пунктом 31 настоящего Положения.
Расходы, связанные с сертификацией продукции, услугами терминала по хранению, отгрузке и другие, производимые до подписания Акта о приеме-передаче, оплачиваются продавцом.
Расходы, связанные с услугами терминала по хранению, содействию погрузке транспортному агенту, отгрузке и другие, производимые после подписания Акта о приеме-передаче, оплачиваются покупателем.
Расходы, связанные с переводом денежных средств, предусмотренных настоящим Положением, в банке продавца несет продавец, в банке покупателя несет покупатель.
В случае непоставки, недопоставки или нарушения сроков поставки продукции продавцом РКП УзРТСБ перечисляет с его лицевого счета на счет покупателя в уполномоченном банке средства в качестве штрафа в размере внесенного продавцом задатка, за вычетом комиссионных УзРТСБ, за неисполнение договорных обязательств.
33. Выручка от реализации продукции на открытых биржевых торгах, а также сумма штрафа в долларах США, поступившие в распоряжение продавца, подлежат 100-процентной продаже Центральному банку Республики Узбекистан в установленные сроки, а сумовой эквивалент вырученных средств используется в установленном порядке.
34. Ответственность сторон за неисполнение обязательств по договорам, заключенным между покупателем и продавцом, регулируется законодательством Республики Узбекистан.
35. Споры, возникающие между членами УзРТСБ, участниками биржевых торгов и их клиентами по вопросам, предусмотренным правилами биржевой торговли, разрешаются судом.
36. По результатам проведенных открытых биржевых торгов, котировальная комиссия УзРТСБ определяет биржевые котировки цен реализованной на УзРТСБ продукции. УзРТСБ еженедельно публикует их в средствах массовой информации и на страницах в сети Интернет.
37. Не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, УзРТСБ и продавцы представляют в Министерство экономики Республики Узбекистан следующие сведения:
продавцы — о фактических объемах переданной покупателям приобретенной на открытых биржевых торгах продукции, по актам приема передачи;
терминалы — о фактических объемах отгрузки покупателям приобретенной на открытых биржевых торгах продукции.
См. последующую редакцию.
В постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 3 сентября 2004 года № 414 «Об утверждении Положения о порядке реализации хлопкового волокна и расчетов внешнеторговых компаний с территориальными акционерными объединениями «Хлопкопром» внести следующие изменения:
«При этом внешнеторговым компаниям разрешается принимать в качестве гарантийного обеспечения 85 процентов стоимости поставляемого предприятиям с иностранными инвестициями хлопкового волокна, предварительную оплату или аккредитивы, открываемые в пользу внешнеторговых компаний покупателями продукции данных предприятий.
Выручка, поступающая на счета внешнеторговых компаний от экспорта продукции предприятий с иностранными инвестициями, перечисляется на счета данных предприятий за вычетом стоимости поставленного им хлопкового волокна и после обязательной продажи 50 процентной валютной выручки, в установленном законодательством порядке»;
См. последующую редакцию.