Гражданский кодекс Республики Узбекистан, принятый в 1995-1996 годах, сыграл важную роль в обеспечении гражданско-правового регулирования масштабных преобразований «переходного периода» и позволил заложить прочную правовую основу для развития рыночной экономики в стране.
В системе актов гражданского законодательства центральное место занимает Гражданский кодекс Республики Узбекистан, который является кодифицированным законодательным актом, определяющим наиболее важные правила гражданско-правового регулирования.
Проведенный анализ хода реализации экономических реформ позволил выявить в Гражданском кодексе существенные недостатки и пробелы, которые негативно отражаются прежде всего на дальнейшем углублении рыночных реформ, формировании благоприятного инвестиционного климата и деловой среды, улучшении позиции страны в международных рейтингах.
г) в срок до 1 апреля 2020 года внести в установленном порядке в Кабинет Министров проекты Гражданского кодекса Республики Узбекистан в новой редакции и иных нормативно-правовых актов, направленных на совершенствование гражданского законодательства;
В Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017 — 2021 годах определены первостепенные цели и задачи по дальнейшей либерализации экономики, сокращению присутствия государства в регулировании экономических отношений, усилению защиты гарантий частной собственности, а также стимулированию развития предпринимательства и активного привлечения иностранных инвестиций.
В системе актов гражданского законодательства центральное место занимает Гражданский кодекс Республики Узбекистан (далее — Гражданский кодекс), который является кодифицированным законом, определяющим наиболее важные правила гражданско-правового регулирования.
Гражданский кодекс, принятый в 1995-1996 годах, сыграл важную роль в обеспечении гражданско-правового регулирования масштабных преобразований «переходного периода» и позволил заложить прочную правовую основу для развития рыночной экономики в стране.
Вместе с тем, проведенный анализ свидетельствует, что действующая редакция Гражданского кодекса не в полной мере отвечает требованиям быстро развивающихся экономических отношений в стране и международным стандартам в области гражданского права. В частности:
во-первых, в Гражданском кодексе сохранились устаревшие правовые институты, а также организационно-правовые формы юридических лиц, которых не существует в правовых системах развитых государств с рыночной экономикой;
в-четвертых, наличие в Гражданском кодексе большого числа отсылочных норм (около 80) не позволяет кодексу стать актом прямого действия и снижает его статус в урегулировании гражданских правоотношений;
в-шестых, в Гражданском кодексе содержатся нормы публичного права, которые не относятся к институтам гражданского права, имеется необоснованное количество ограничений, касающихся частной собственности и договорных отношений;
в-седьмых, в Гражданском кодексе практически отсутствуют положения, регулирующие вопросы использования информационно-коммуникационных технологий в гражданско-правовых отношениях.
В целях достижения указанных целей и задач Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017 — 2021 годах, а также приведения гражданского законодательства в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами разработана Концепция совершенствования гражданского законодательства Республики Узбекистан, предусматривающая следующие основные направления:
2. Совершенствование правового значения терминов и понятий, используемых в Гражданском кодексе и иных актах гражданского законодательства, путем их четкого определения и единообразного применения.
4. Включение в предмет регулирования Гражданского кодекса корпоративных отношений, в том числе закрепление особенностей деятельности публичных акционерных обществ, внедрение «корпоративного договора», имеющего силу корпоративного акта и обязательного для третьих лиц, определение механизмов выхода из ситуаций корпоративного «тупика» для обществ, в которых владельцы равных пакетов акций парализуют их деятельность.
решению иных задач, определенный в Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017 — 2021 годах.