от 28.12.1998 г. № 31
Постановление Пленума Верховного суда Республики Узбекистан, от 28.12.1998 г. № 31
Kuchga kirish sanasi
28.12.1998
Акт утратил силу 03.07.2020
 Комментарий LexUz
 Комментарий LexUz
Настоящее постановление утратило силу в соответствии с постановлением Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 3 июля 2020 года № 11 «О судебной защите прав и законных интересов физических и юридических лиц».
Право обращения с заявлениями, предложениями и жалобами каждого лица непосредственно самим и вместе с другими, закрепленное в статье 35 Конституции Республики Узбекистан полностью освещено в действующем законодательстве. Постоянное совершенствование работы с обращениями граждан является одной из важных непосредственных задач государственных органов, в том числе судов.
Правила рассмотрения обращений не процессуального характера предусмотрены Законами «Об открытости деятельности органов государственной власти и управления», «Об обращениях физических и юридических лиц», «О гарантиях и свободе доступа к информации», утвержденным приложением к постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан от 31 марта 2015 года № 73, Типовым положением «О порядке работы с обращениями физических и юридических лиц в государственных органах и государственных учреждениях» и другими такими же законодательными актами, а также инструкциями, связанными с порядком ведения делопроизводства в судах.
Указать судам, что исходя из содержания статьи 2 Закона «Об обращениях физических и юридических лиц» при рассмотрении и разрешении обращений не процессуального характера правила установленные настоящим Законом не применимы.
(пункт 2 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 29 июля 2016 года № 13)
4. В действующем законодательстве четко определен круг участников судебного процесса (раздел 2 УПК, глава 5 ГПК, глава 22 КоАО). Особое внимание должно быть уделено тому, что каждый участник судебного процесса обладает особыми процессуальными правами и обязанностями, в частности различны также их права выражения отношения к действиям и решениям судьи и суда. В судах рассматриваются обращения лишь участников судебного процесса. В этой связи разъяснить, что понятие «участники судебного процесса» шире понятия «участники судебного заседания». Лица, не участвовавшие в судебном заседании, имеют право обращаться по судебным делам и актам, если они в какой-либо мере затрагивают их права и интересы.
См. предыдущую редакцию.
(абзац второй пункта 9 исключен постановлением Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 31 мая 2013 года № 09).
10. В статьях 479,498 и 510 Уголовно-процессуального кодекса конкретно указан круг участников судебного процесса, обладающих правом обжалования в установленном порядке не вступившего в законную силу приговора, определения, решения суда первой инстанции, а также правом ходатайства в надзорном порядке о пересмотре вступивших в законную силу решений суда. В частности, вправе подать жалобу на не вступившее и вступившее в силу решение суда осужденный, его защитник, законный представитель, а также потерпевший, его представитель, в части приговора о гражданском иске — гражданский истец, гражданский ответчик и их представители, в части приговора о причинах и основаниях оправдания — оправданное в суде лицо, его защитник и законный представитель.
Согласно статье 310 Гражданско-процессуального кодекса правом обращения о проверке законности, обоснованности и справедливости судебного решения по гражданским делам обладают лишь участвующие в деле лица — стороны, третьи лица, их представители и участники судебного процесса, а также лица, не привлеченные к участию в деле, о правах и обязанностях которых суд разрешил вопрос (ст. 33 ГПК).
(абзац второй пункта 10 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 13 ноября 2015 года № 18)
Вместе с тем, разъяснить, что представители и адвокаты, полномочия которых оформлены в порядке, установленном статьями 52-53 Гражданско-процессуального кодекса Республики Узбекистан, в соответствии с требованием части 2 статьи 54 УПК имеют право обращения с жалобами в апелляционном, кассационном и надзорном порядке лишь в случае наличия специального разрешения о полномочии внесения самостоятельного протеста на судебные решения.
Согласно статье 314 Кодекса об административной ответственности решение, вынесенное по делу об административном нарушении, имеют право обжаловать лишь лицо, в отношении которого вынесено решение, потерпевший, а также их законные представители и представители (адвокаты и др.).
11. Согласно требованиям ст. 17 Закона «Об обращениях граждан», обращения граждан, направленные в государственный орган, в полномочия которого не входит разрешение поставленных вопросов, в срок не позднее пяти дней направляются соответствующим органам с сообщением об этом гражданину. Запрещается безосновательная передача обращения на рассмотрение другим государственным органам или направление его тем государственным органам или должностным лицам, решения или действия которых обжалуются. Если обращения граждан не содержат необходимые сведения для направления их в соответствующие органы, то они в тот же срок возвращаются гражданину с мотивированным разъяснением.
26. В соответствии с Законом «О судах» и действующими процессуальными законами правильная организация приема граждан руководителями судов, прежде всего, является их законной обязанностью. Поэтому разъяснять необходимость уделения этому вопросу постоянного внимания, точного определения согласно закону дней, часов приема, недопустимость безосновательного переноса определенного дня, времени и места, изменения графика приема руководителем суда в случае отсутствия уважительных причин: необходимая служебная командировка, отпуск, болезнь.
27. Рассмотрение обращений по судебным делам является не только средством реализации и защиты прав граждан, но и посредством их возникает возможность выявления и устранения недостатков в деятельности судов. В результате обобщения (анализа) практики разрешения обращения можно определить, какие имеются недостатки в осуществлении правосудия, на что нужно усилить внимание и какие принять меры. Если увеличиваются обоснованные жалобы о суде, судье, нужно обратить внимание на возможность наличия недостатков в деятельности этого суда или судьи, снижение уровня соблюдения законов, нарушение законных прав и интересов граждан. Поэтому все судьи должны постоянно анализировать поступающие в суды заявления и жалобы, выяснять причины допускаемых недостатков и намечать конкретные меры по устранению имеющихся недостатков.