Настоящий Закон определяет правовые основы защиты государственных секретов во всех видах деятельности органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений, организаций и объединений, независимо от форм собственности, воинских формирований и граждан Республики Узбекистан на территории республики и за ее пределами.
Государственными секретами Республики Узбекистан являются особой важности, совершенно секретные и секретные военные, политические, экономические, научно-технические и иные сведения, охраняемые государством и ограничиваемые специальными перечнями.
Правовую основу защиты государственных секретов составляют Конституция Республики Узбекистан, настоящий Закон, другие, издаваемые в соответствии с ним, законодательные акты Республики Узбекистан.
Государственные секреты Республики Узбекистан подразделяются на государственную, военную и служебную тайну.
Государственную тайну составляют сведения, разглашение которых может оказать отрицательное воздействие на качественное состояние военно-экономического потенциала республики или повлечь другие тяжкие последствия для обороноспособности, государственной безопасности, экономических и политических интересов Республики Узбекистан.
Военную тайну составляют сведения военного характера, разглашение которых может повлечь тяжкие последствия для обороноспособности, государственной безопасности и Вооруженных Сил Республики Узбекистан.
Служебную тайну составляют сведения в области науки, техники, производства и управления, разглашение которых может нанести ущерб интересам Республики Узбекистан.
Перечень особо режимных, особо важных и режимных объектов, а также порядок отнесения к ним устанавливаются Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Засекречивание и рассекречивание информации производится в соответствии с настоящим Законом, Положением о порядке определения и установления степени секретности сведений и Перечнем сведений, подлежащих засекречиванию в Республике Узбекистан, утверждаемыми Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Государственные органы обеспечения защиты государственных секретов, определяемые Президентом Республики Узбекистан, вправе засекречивать и рассекречивать информацию, являющуюся собственностью юридических и физических лиц Республики Узбекистан.
Предприятия, учреждения, организации, общественные объединения, отдельные граждане, располагающие сведениями, содержащими государственные секреты, для решения вопроса о необходимости их засекречивания должны обращаться в органы обеспечения защиты государственных секретов.
Не может быть отнесена к государственным секретам информация, засекречивание которой создает угрозу личной безопасности граждан.
Собственники информации вправе обжаловать в суд неправомерные действия по засекречиванию или рассекречиванию информации.
Система защиты государственных секретов, включающая в себя порядок засекречивания, допуска и связанные с ним ограничения, а также порядок обращения с государственными секретами определяется Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Прекращение или лишение допуска не освобождает гражданина Республики Узбекистан от обязанностей неразглашения известных ему государственных секретов.
Обоснованность засекречивания информации пересматривается каждые пять лет в порядке, устанавливаемом Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Гражданин Республики Узбекистан, работающий или работавший со сведениями, составляющими государственную или военную тайну, может быть, с его письменного согласия, ограничен в правах до истечения срока секретности, но не более чем на 5 лет.
См. предыдущую редакцию.
(наименование статьи 9 в редакции Закона Республики Узбекистан от 18 февраля 2019 года № ЗРУ-522 — Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2019 г., № 2, ст. 47)
См. предыдущую редакцию.
(абзац первый статьи 9 в редакции Закона Республики Узбекистан от 18 февраля 2019 года № ЗРУ-522 — Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2019 г., № 2, ст. 47)
организует контроль за обеспечением сохранности государственных секретов, безопасности специальных видов связи и шифровальной работы, противодействия техническим средствам иностранной разведки;
осуществляет проверку режима секретности в органах государственного управления, на предприятиях, в учреждениях, организациях и объединениях. Вносит при этом обязательные для исполнения предписания по принятию мер, направленных на сохранность государственных секретов;
проводит с согласия граждан их специальную проверку при оформлении допуска к сведениям, составляющим государственную или военную тайну;
осуществляет иные меры, предусмотренные законодательством Республики Узбекистан по защите государственных секретов.
Защита государственных секретов — обязанность всех располагающих ими государственных органов, предприятий, учреждений, организаций, объединений, а также должностных лиц и граждан Республики Узбекистан. Проведение каких-либо работ с использованием государственных секретов осуществляется только после принятия мер по их защите.
Ответственность за сохранность государственных секретов возлагается на руководителей государственных органов, предприятий, учреждений, организаций и объединений.
За разглашение государственных секретов, утрату документов и изделий, их содержащих, или неправомерное засекречивание информации виновные привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Республики Узбекистан.
Комментарий LexUz
См. статьи 162-163 Уголовного кодекса Республики Узбекистан.