Комментарий LexUz
Настоящий документ утратил силу в соответствии с приказом генерального директора Узбекского агентства стандартизации, метрологии и сертификации от 18 сентября 2013 года № 439 «Об утверждении Правил оплаты работ и услуг в национальной системе сертификации Республики Узбекистан» (рег. № 2516 от 11.10.2013 г.).
Настоящий документ устанавливает порядок оплаты работ по сертификации и аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) в Национальной системе сертификации Республики Узбекистан (далее — Система), содержит основные принципы определения трудоемкости и стоимости работ.
На основании и в развитие положений данного документа органы по сертификации однородной продукции, систем качества и производства могут разрабатывать методические документы, учитывающие особенности проведения работ по сертификации конкретных объектов и устанавливающие необходимые расчетные нормативы.
Руководство ИСО/МЭК 2: 1996 Общие термины и определения в области стандартизации и смежных видов деятельности. Словарь.
РСТ Уз 5.2-93 Национальная система сертификации Республики Узбекистан. Требования к органу по сертификации и порядок его аккредитации.
РСТ Уз 5.3-92 Национальная система сертификации Республики Узбекистан. Аккредитация испытательных лабораторий (центров). Основные положения.
РСТ Уз 5.5-98 Национальная система сертификации Республики Узбекистан. Основные термины и определения.
РД Уз 51-062-97 Национальная система сертификации Республики Узбекистан. Порядок подготовки и проведения сертификации продукции. Общие требования.
Изделия массового производства — изделия, непрерывно изготовляемые в течение продолжительного времени при большом объеме выпуска.
Изделия единичного производства — изделия, выпускаемые единовременно или периодически отдельными единицами.
4.1 Финансовые взаимоотношения в Системе устанавливаются между субъектами сертификации, которыми могут быть:
Узгосстандарт как Национальный орган по сертификации (далее — НСО) и другие органы государственного управления;
4.2 Финансовому регулированию подлежит оплата работ по обязательной сертификации, а также оплата услуг, оказываемых Узгосстандартом и его аккредитованными органами. Сумма средств, израсходованных на эти цели, относится на себестоимость сертифицированной продукции. Регулирование осуществляется на основе лицензионных соглашений и хозяйственных договоров в порядке, установленном гражданским законодательством.
4.3 Органы по сертификации осуществляют свою деятельность на основании лицензионного договора с НСО. При этом делегируются права на выдачу сертификатов, аккредитацию испытательных лабораторий (центов), проведение инспекционного контроля сертифицированной продукции, процессов, услуг, систем качества и производств. Аккредитованные испытательные лаборатории (центры) осуществляют свою деятельность на основании лицензионного договора с органом по сертификации или, при его отсутствии, с НСО. При этом им делегируются права на проведение сертификационных испытаний.
Предприятия и организации на основании лицензионных договоров с органами по сертификации получают права на использование сертификата и знака соответствия.
4.4 Работы, связанные с процедурами сертификации и аккредитации, осуществляются на основе хозяйственных договоров.
4.5 Работы по созданию и развитию Национальной системы сертификации Республики Узбекистан, в том числе:
участие в работе международных (региональных) организаций по сертификации и проведение работ с зарубежными органами по сертификации;
разработка, участие в разработке международных (региональных) правил и рекомендаций по сертификации;
проведение научно-исследовательских и иных работ по сертификации, имеющих общегосударственное значение;
проведение государственного контроля и надзора за соблюдением правил обязательной сертификации и за сертифицированной продукцией подлежат государственному финансированию.
4.6 К работам по сертификации и аккредитации привлекаются эксперты-аудиторы и специалисты. Оплата их услуг осуществляется на основе договоров гражданско-правового характера в соответствии с их квалификацией и фактическими объемами выполненных работ.
4.7 Оплата всех видов работ в Системе производится поэтапно, что позволит, в случае отрицательного результата, прервать работу на любом из этапов. Оплата каждого этапа производится независимо от его результатов.
5.1 При сертификации продукции, процессов, услуг, систем качества и производств в соответствии с РД Уз 51-062 оплате подлежат следующие этапы:
проведение испытаний для сертификации и оценка системы качества или производства (если это предусмотрено схемой сертификации);
инспекционный контроль за стабильностью характеристик сертифицированной продукции (процессов, услуг) и (или) функционированием сертифицированных систем качества и производств.
анализ (в случае необходимости) существующей зарубежной и международной документации на аналогичную продукцию;
экспертизу (в случае необходимости) конструкторской и технологической документации на сертифицируемую продукцию;
выбор аккредитованной испытательной лаборатории, если орган по сертификации не имеет ее в своем составе;
выбор органа по сертификации систем качества и производств, если это не входит в область аккредитации органа по сертификации однородной продукции;
5.3 При положительном решении по декларации-заявке заявитель заключает с органом по сертификации договор на проведение работ по сертификации, включающих:
5.4 Орган по сертификации однородной продукции рассчитывается с испытательной лабораторией или органом по сертификации систем качества и производств на основе субподрядного договора.
В случае привлечения к работам по сертификации экспертов-аудиторов, консультантов и специалистов, не входящих в штат органа, последний рассчитывается с ними на основе договоров гражданско-правового характера.
5.5 При положительных результатах сертификации, проведенной по схемам, предусматривающим использование знака соответствия, между органом по сертификации и заявителем заключается лицензионный договор (по РД Уз 51-062), в соответствии с которым заявитель уплачивает органу по сертификации в сроки, установленные лицензионным договором, отчисления от объема реализованной сертифицированной продукции.
5.6 Оплата работ по инспекционному контролю за сертифицированной продукцией, процессами, услугами, системами качества и производствами осуществляется по лицензионному договору.
5.7 Оплата деятельности головного органа по сертификации или методического центра по разработке, обеспечению функционирования и совершенствованию Системы сертификации однородной продукции или услуг осуществляется на хозрасчетной основе за счет отчислений членов и участников этой системы от объема выполненных ими работ по сертификации продукции, относящейся к данной системе по признаку однородности.
6.1 При аккредитации органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров) оплате подлежат следующие этапы:
подготовка и проведение проверки, подготовка проекта решения об аккредитации, оформление, регистрация и выдача аттестата аккредитации;
инспекционный контроль за деятельностью аккредитованных органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров).
проверка правильности оформления представленных документов и их соответствия требованиям РСТ Уз 5.2 и (или) РСТ Уз 5.3;
6.3 При положительных результатах экспертизы заключается договор между организацией, претендующей на аккредитацию и соответствующим органом по сертификации на проведение работ по аккредитации.
После окончания проверки орган, осуществляющий аккредитацию, рассчитывается с членами комиссии, привлеченными для проведения аккредитации, на основе договоров гражданско-правового характера.
6.4 При положительных результатах аккредитации заключается лицензионный договор между заявителем и органом, проводившим аккредитацию, в соответствии с которым заявитель осуществляет отчисления от объема выполняемых работ по сертификации, делегированных в соответствии с областью аккредитации.
6.5 Оплата инспекционного контроля за деятельностью органа по сертификации или испытательной лаборатории (центра) осуществляется по лицензионному договору.
7.1 В общем виде тариф ( договорная цена ) на проведение работ по сертификации (аккредитации) выражается формулой
7.1.1 Величина заработной платы определяется для каждого вида работ по сертификации в следующем порядке:
установление трудоемкости работы каждого работника по каждой операции (усредненные значения трудоемкости приведены в приложениях А, Б);
определение суммарной заработной платы всех видов работников по всем операциям сертификации (аккредитации).
7.1.2 Расчет расходов по остальным статьям затрат калькуляции производится в соответствии с действующим законодательством и принятыми в конкретных отраслях положениями.
7.1.3 Статья «Услуги сторонних организаций» вводится в расчет тарифа в случае привлечения испытательных лабораторий и (или) органов по сертификации систем качества и производств, не входящих в состав органа, проводящего сертификацию; при передаче испытательной лабораторией части испытаний другой лаборатории на условиях субподряда (в соответствии с РСТ Уз 5.3); при выполнении другими организациями вспомогательных работ, если у органа по сертификации или испытательной лаборатории отсутствует возможность выполнить их самостоятельно.
7.3 Норматив рентабельности устанавливается органом по сертификации или НСО дифференцировано с целью стимулирования наиболее важных работ, но не должен превышать 0,30.
7.5 Размер лицензионных отчислений от объема реализованной сертифицированной продукции по 5.5 составляет:
7.6 Лицензионные отчисления по 6.4 зависят от вида работ, объема и периодичности инспекционных проверок и других факторов, но не более 5% от объема работ по сертификации.
7.7 Отчисления по 5.7 определяются необходимостью создания эффективных систем сертификации однородной продукции и составляют не более 5% от объема работ по сертификации. Размер отчислений может быть скорректирован после создания систем.
Наименование работ | Трудоемкость, чел. дн. | |
1 | Экспертиза нормативной документации | 0.025 на 1 лист |
2 | Анализ зарубежной и международной нормативной документации (без перевода) | 0.05 на 1 лист формата А4 |
3 | Экспертиза конструкторской и технологической документации | 0,1 на 1 лист формата А1 |
4 | Анализ схемы сертификации | 1 |
5 | Выбор испытательной лаборатории | 3 |
6 | Выбор органа по сертификации систем качества и производств | 3 |
7 | Подготовка решения по декларации-заявке | 1 |
8 | Разработка программы испытаний | 4 |
9 | Подготовка средств испытаний, отбор образцов и проведение испытаний | В соответствии с программой испытаний |
10 | Сертификация системы качества или производства | В соответствии с программой испытаний |
12 | Анализ протоколов испытаний | 2 |
13 | Анализ полученных результатов и принятие решения о возможности выдачи сертификата соответствия | 2 |
14 | Разработка схемы инспекционного контроля | 2 |
Наименование работ | Трудоемкость, чел. дн. | |
1 | Экспертиза Положения об органе по сертификации или испытательной лаборатории | 2 |
2 | Экспертиза «Руководства по качеству» | 2 |
3 | Экспертиза «Порядка сертификации однородной продукции» | 4 |
4 | Экспертиза «Паспорта испытательной лаборатории» | 5 |
5 | Экспертиза «Анкеты-вопросника испытательной лаборатории» | 2 |
6 | Оформление предварительного заключения, консультации и корректировка, совместно с заявителем, представленных документов | 3 |
7 | Оформление акта экспертизы | 2 |
8 | Формирование комиссии по проверке организации-заявителя | 2 |
9 | Проверка организации-заявителя | В соответствии с программой проверки |
10 | Оформление акта проверки | 2 |
11 | Принятие решения по результатам проверки, оформление и выдача аттестата аккредитации, оформление лицензионного договора | 4 |
|
| |
Директор УзИИПК |
|