Комментарий LexUz
Настоящий Закон принят в новой редакции в соответствии с Законом Республики Узбекистан от 18 октября 2018 года № ЗРУ-502 «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «О государственной таможенной службе».
Настоящий Закон определяет правовые основы деятельности органов государственной таможенной службы (далее — таможенные органы).
Таможенные органы создаются в целях реализации единой таможенной политики и защиты экономических интересов Республики Узбекистан.
Таможенный контроль представляет собой совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения законодательства и международных договоров Республики Узбекистан в области таможенного дела.
Таможенными органами являются Государственный таможенный комитет Республики Узбекистан, управления Государственного таможенного комитета по Республике Каракалпакстан, областям, городу Ташкенту, таможенные комплексы и таможенные посты.
Таможенные органы в своей деятельности руководствуются Конституцией Республики Узбекистан, настоящим Законом, другими актами законодательства и международными договорами Республики Узбекистан.
Таможенные органы в соответствии с законодательством осуществляют свою деятельность независимо от органов государственной власти на местах.
Решения, принимаемые таможенными органами в пределах их компетенции, обязательны для исполнения всеми юридическими и физическими лицами.
Таможенные органы являются правоохранительными органами и финансируются из средств государственного бюджета, имеют печать с изображением Государственного герба Республики Узбекистан и со своим наименованием.
См. предыдущую редакцию.
Структура центрального аппарата Государственного таможенного комитета Республики Узбекистан с предельной численностью его работников утверждается Президентом Республики Узбекистан. Положение о Государственном таможенном комитете Республики Узбекистан, а также типовая структура аппарата его управлений по Республике Каракалпакстан, областям, городу Ташкенту, специализированных таможенных комплексов, таможенных комплексов и постов утверждаются Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
(часть шестая статьи 3 в редакции Закона Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 19 декабря 2006 г. № ЗРУ-71 — СЗ РУ, 2006 г., № 51-52, ст. 499)
Комментарий LexUz
См. Положение о Государственном таможенном комитете Республики Узбекистан, утвержденное постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 30 июля 1997 года № 374.
защита экономических интересов и обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности Республики Узбекистан;
обеспечение таможенного контроля за товарами и транспортными средствами, подлежащими такому контролю;
предотвращение, выявление и пресечение нарушений таможенного законодательства, в том числе контрабанды;
обеспечение выполнения обязательств, вытекающих из международных договоров Республики Узбекистан, в части, касающейся таможенного дела.
производить досмотр товаров и транспортных средств, а в случаях, предусмотренных законодательством, — личный досмотр физических лиц;
требовать от юридических и физических лиц предъявления для досмотра товаров и транспортных средств, а также необходимых документов;
получать от финансовых, банковских и других организаций, а также от юридических и физических лиц информацию и документы, связанные с осуществлением экспортно-импортных операций, и другую информацию, установленную законодательством;
доступа в установленном порядке на территории и в помещения, где находятся товары, подлежащие таможенному контролю;
рассматривать в установленном порядке материалы о нарушениях таможенного законодательства и привлекать физических и юридических лиц к ответственности в соответствии с законодательством;
задерживать и изымать в установленных законодательством случаях и порядке товары и транспортные средства, являющиеся непосредственными предметами таможенных правонарушений;
См. предыдущую редакцию.
(абзац десятый части первой статьи 5 исключен Законом Республики Узбекистан от 20 августа 2015 года № ЗРУ-391 — СЗ РУ, 2015 г., № 33, ст. 439)
осуществлять контроль за соблюдением таможенного законодательства, правильностью начисления, полнотой и своевременностью уплаты таможенных платежей;
содействовать в осуществлении мер по защите государственной безопасности, общественного порядка, защите жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды;
разрабатывать и издавать в установленном порядке методические указания и нормативные акты о применении таможенного законодательства;
своевременно информировать юридических и физических лиц об их правах и обязанностях при перемещении товаров и транспортных средств и пересечении таможенной границы;
выдавать специальные разрешения (лицензии) на право занятия видами деятельности в порядке, установленном законодательством;
Комментарий LexUz
См. постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 9 апреля 2020 года № 210 «Об утверждении административных регламентов оказания услуг по лицензированию деятельности таможенного склада, свободного склада и магазина беспошлинной торговли».
не разглашать информацию, являющуюся государственным секретом и коммерческой тайной, ставшую известной им в результате исполнения своих служебных обязанностей.
Таможенные органы исполняют возложенные на них задачи во взаимодействии с другими органами государственного управления и органами государственной власти на местах. Указанные органы обязаны оказывать содействие таможенным органам в осуществлении таможенного контроля и в борьбе с нарушениями таможенного законодательства.
Таможенные органы в порядке, определяемом законодательством и соглашениями, осуществляют с иными органами и организациями обмен информацией об имеющихся материалах по выявленным правонарушениям, а также иной информацией в целях выполнения возложенных на них задач.
См. последующую редакцию.
Нормативные акты общеобязательного характера, издаваемые таможенными органами в пределах своей компетенции, подлежат согласованию с соответствующими министерствами, ведомствами и регистрации в порядке, установленном законодательством.
Таможенные органы в порядке, установленном законодательством, допускают выполнение отдельных действий, относящихся к их компетенции, другими органами и организациями.
В целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства банки и иные финансово-кредитные организации:
См. предыдущую редакцию.
при невыполнении хозяйствующими субъектами своих обязательств перед бюджетом по таможенным платежам закрывают расчетные и иные счета этих субъектов в соответствии с решением суда;
См. предыдущую редакцию.
исполняют распоряжения (инкассовые поручения) таможенных органов о бесспорном взыскании с хозяйствующих субъектов сумм не уплаченных в срок таможенных платежей, по которым предоставлялась отсрочка или рассрочка, и пени за просрочку их уплаты;
(абзац третий части пятой статьи 7 в редакции Закона Республики Узбекистан от 20 августа 2015 года № ЗРУ-391 — СЗ РУ, 2015 г., № 33, ст. 439)
См. предыдущую редакцию.
при недостатке у хозяйствующих субъектов средств в сумах и наличии средств на валютных счетах по представлению таможенных органов, в случаях, предусмотренных в абзаце третьем части пятой настоящей статьи, осуществляют продажу указанных валютных средств на валютной бирже по курсу на день продажи в объемах, необходимых для погашения задолженности перед бюджетом.
(абзац четвертый части пятой статьи 7 в редакции Закона Республики Узбекистан от 20 августа 2015 года № ЗРУ-391 — СЗ РУ, 2015 г., № 33, ст. 439)
В случаях задержки уплаты сумм таможенных платежей и штрафных санкций по вине хозяйствующих субъектов, а также неисполнения (задержки исполнения) по вине банка или финансово-кредитных организаций поручений хозяйствующих субъектов или таможенных органов на перечисление или возврат таможенных платежей хозяйствующих субъектов, банка или финансово-кредитных организаций взыскивается пеня в установленном порядке.
Должностные лица таможенных органов при исполнении служебных обязанностей являются представителями государственной власти и их требования по соблюдению таможенного законодательства обязательны для исполнения всеми юридическими и физическими лицами.
Никто не вправе вмешиваться в законную деятельность должностных лиц таможенных органов. Невыполнение законных требований должностных лиц таможенных органов, воспрепятствование выполнению ими своих служебных обязанностей, оскорбление их чести и достоинства, оказание сопротивления, угроза, насилие или посягательство на их жизнь, здоровье и имущество в связи с осуществлением ими служебных обязанностей влекут за собой ответственность, установленную законодательством.
Комментарий LexUz
См. ст.198 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности и ст.ст. 140 и. 219 Уголовного кодекса Республики Узбекистан.
Должностные лица таможенных органов в порядке, предусмотренном законодательством, имеют право при исполнении служебных обязанностей хранить, носить и применять табельное огнестрельное оружие и специальные средства.
См. предыдущую редакцию.
Порядок прохождения службы в таможенных органах утверждается Президентом Республики Узбекистан. Порядок поощрения должностных лиц таможенных органов и наложения на них дисциплинарных взысканий устанавливается Дисциплинарным уставом таможенных органов, утверждаемым Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
(часть четвертая статьи 8 в редакции Закона Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 19 декабря 2006 г. № ЗРУ-71 — СЗ РУ, 2006 г., № 51-52, ст. 499)
См. предыдущую редакцию.
Председатель Государственного таможенного комитета Республики Узбекистан утверждается Президентом Республики Узбекистан по представлению Премьер-министра Республики Узбекистан и освобождается от должности Президентом Республики Узбекистан.
Заместители председателя Государственного таможенного комитета Республики Узбекистан, начальники управлений Государственного таможенного комитета Республики Узбекистан по Республике Каракалпакстан, областям, городу Ташкенту и специализированных таможенных комплексов назначаются и освобождаются от должности Президентом Республики Узбекистан.
Должностные лица таможенных органов, не перечисленные в частях первой и второй настоящей статьи, назначаются в порядке, определяемом Государственным таможенным комитетом Республики Узбекистан.
(текст статьи 9 в редакции Закона Республики Узбекистан от 3 декабря 2004 г., № 714-II — СЗ РУ, 2004 г., № 51, ст. 514)
См. предыдущую редакцию.
Должностным лицам таможенных органов в соответствии с занимаемыми ими должностями и выслугой лет присваиваются следующие специальные звания:
младший состав — младший сержант таможенной службы, сержант таможенной службы, старший сержант таможенной службы;
средний начальствующий состав — лейтенант таможенной службы, старший лейтенант таможенной службы, капитан таможенной службы;
старший начальствующий состав — майор таможенной службы, подполковник таможенной службы, полковник таможенной службы;
высший начальствующий состав — генерал-майор таможенной службы, генерал-лейтенант таможенной службы, генерал-полковник таможенной службы.
(текст статьи 10 в редакции Закона Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 19 декабря 2006 г. № ЗРУ-71 — СЗ РУ, 2006 г., № 51-52, ст. 499)
За противоправные действия или бездействие должностные лица таможенных органов несут ответственность, предусмотренную законодательством.
Комментарий LexUz
Для подробной информации см. ст.ст. 205—209 Уголовного кодекса Республики Узбекистан.
Вред, причиненный должностным лицом таможенного органа юридическим и физическим лицам, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном законодательством.
Комментарий LexUz
Суммы неправильно взысканных таможенных платежей и штрафных санкций подлежат возврату, а убытки, причиненные незаконными действиями таможенных органов, возмещаются в порядке, установленном законодательством.
Комментарий LexUz
См. ст. 15 и главу 57 («Обязательства вследствие причинения вреда») Гражданского кодекса Республики Узбекистан.
Жизнь и здоровье должностных лиц таможенных органов подлежат обязательному личному страхованию за счет средств государственного бюджета.
Порядок и размеры материальных компенсаций в случае нанесения телесных повреждений должностным лицам таможенных органов или их гибели, а также уничтожения или повреждения их имущества в связи с исполнением ими должностных обязанностей устанавливаются законодательством.
Комментарий LexUz
Пенсионное обеспечение сотрудников таможенных органов и членов их семей осуществляется на условиях и по нормам, которые установлены законодательством для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и членов их семей. Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсий должностным лицам таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах определяется Кабинетом Министров Республики Узбекистан. Организация пенсионного обеспечения должностных лиц таможенных органов и членов их семей возлагается на пенсионную службу Государственного таможенного комитета Республики Узбекистан.
Заработная плата сотрудников таможенных органов состоит из должностного оклада, надбавок за специальные звания, выслугу лет и других доплат, определяемых в порядке, установленном Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Должностные лица таможенных органов обеспечиваются бесплатной форменной одеждой. Форма одежды, знаки различия и нормы снабжения вещевым довольствием должностных лиц таможенных органов устанавливаются законодательством. Порядок ношения форменной одежды устанавливается Государственным таможенным комитетом Республики Узбекистан.
См. последующую редакцию.
В таможенных органах может создаваться специальный фонд, порядок образования которого определяется законодательством.
Комментарий LexUz
В соответствии с пунктом 7 постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 30 июля 1997 года № 374 «О вопросах организации деятельности Государственного таможенного комитета Республики Узбекистан» создан специальный фонд материальной помощи, социальной защиты, развития таможенных органов и непредвиденных расходов.
Государственный таможенный комитет Республики Узбекистан в соответствии с законодательством и международными договорами Республики Узбекистан осуществляет сотрудничество с таможенными, иными органами других государств и международными организациями по вопросам таможенного дела, борьбы с контрабандой, незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и другим вопросам, отнесенным к его компетенции.