В целях укрепления правовых основ осуществляемых в последние годы реформ в большинство законодательных актов вносятся изменения и дополнения.
Формы и порядок оформления нормативно-правовых актов, предусматривающих внесение изменений и дополнений в законодательство, не дают возможности доведения их до населения на доступном языке.
Вместе с тем при вынесении законопроекта на всенародное голосование имеющаяся практика по заполнению бюллетеня голосования приводит к определенным сложностям для полноценного выражения гражданами своего волеизъявления.
В связи с этим устанавливается наличие преамбулы в проектах, предусматривающих внесение изменений и дополнений в нормативно-правовые акты, а также признание их утратившими силу.
Кроме того, в Законе Республики Узбекистан «О Регламенте Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан» раскрывается порядок обсуждения наименования, преамбулы законопроекта и голосования по ним.
Также в целях создания дальнейших благоприятных условий гражданам в процессе всенародного голосования внедряется порядок голосования путем проставления одного определенного знака в бюллетени.
Данный Закон послужит доведению доступным и понятным языком до населения необходимости, причин и целей принятия нормативно-правовых актов, их сути, а также созданию благоприятных условий для полноценного волеизъявления граждан в процессе всенародного голосования.
Статья 1. Внести в Закон Республики Узбекистан от 18 ноября 1991 года № 417-XII «О референдуме Республики Узбекистан» (в редакции Закона Республики Узбекистан от 30 августа 2001 года № 265-II) (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2001 г., № 9-10, ст. 176; 2005 г., № 1, ст. 18; 2019 г., № 9, ст. 588; 2021 г., приложение к № 4; 2022 г., № 3, ст. 216) следующие изменения:
«В бюллетене для голосования на референдуме точно воспроизводится текст выносимого на референдум вопроса и указываются варианты волеизъявления голосующего «да» или «нет» либо «за» или «против»;
«В помещении для голосования или непосредственно перед ним участковая комиссия оборудует стенд, на котором помещаются образец бюллетеня для голосования и порядок его заполнения, а если на референдум вынесен проект закона, то на стенд помещается также текст этого проекта»;
«Граждане ставят в бюллетене для голосования знак «+» или «» либо «х» в пустом квадрате, расположенном справа напротив варианта, за который они голосуют по выносимому на референдум вопросу».
Статья 2. Часть двенадцатую статьи 15 Закона Республики Узбекистан от 29 августа 2003 года № 522-II «О Регламенте Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан» (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2003 г., № 9-10, ст. 136; Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2007 г., № 4, ст. 163, № 7, ст. 326; 2008 г., № 12, ст. 637; 2009 г., № 4, ст. 136; 2011 г., № 4, ст. 101; 2013 г., № 4, ст. 95; 2014 г., № 4, ст. 86, № 5, ст. 130; 2015 г., № 12, ст. 452; 2016 г., № 9, ст. 276; 2017 г., № 6, ст. 300, № 9, ст. 510; 2018 г., № 1, ст. 4, № 4, ст. 224, № 7, ст. 431; 2019 г., № 1, ст. 1, № 3, ст. 157, № 5, ст.ст. 261, 265, № 8, ст. 468, № 9, ст. 588, № 12, ст. 884; 2020 г., № 8, ст. 488; 2021 г., приложение к № 4, № 11, ст. 1061) изложить в следующей редакции:
«При рассмотрении законопроекта Законодательной палатой во втором чтении обсуждение проводится по наименованию, преамбуле (при наличии) и по каждой статье отдельно. При этом обсуждаются как одобренные, так и не одобренные ответственным комитетом мнения и предложения. Голосование по законопроекту, как правило, проводится по наименованию, преамбуле (при наличии) и по каждой статье отдельно. По решению Законодательной палаты голосование по законопроекту может проводиться по главам или разделам, а также по нескольким статьям одновременно».
Статья 3. Внести в статью 19 Закона Республики Узбекистан от 11 октября 2006 года № ЗРУ-60 «О порядке подготовки проектов законов и их внесения в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан» (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2006 г., № 10, ст. 537; 2014 г., № 5, ст. 130; 2017 г., № 9, ст. 510; 2018 г., № 1, ст.ст. 1, 4; 2019 г., № 5, ст. 261; 2020 г., № 8, ст. 488; 2021 г., приложение к № 4, № 10, ст. 968) следующие изменения и дополнение:
«Проект закона может содержать преамбулу, которая содержит необходимость, разъяснение мотивов и целей его принятия, а также раскрывающую его суть и значение»;
«Проекты законов о внесении изменений, дополнений и поправок в Конституцию Республики Узбекистан, конституционные законы и законы Республики Узбекистан, а также проекты законов о признании утратившими силу законов Республики Узбекистан или их отдельных норм, как правило, имеют преамбулу, которая содержит необходимость, разъяснение мотивов и целей его принятия, а также раскрывающую его суть и значение.
Статья 4. Внести в Единую методику юридико-технического оформления проектов нормативно-правовых актов, а также информационно-аналитических материалов, прилагаемых к ним, утвержденную Законом Республики Узбекистан от 20 апреля 2021 года № ЗРУ-682 «О нормативно-правовых актах» (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2021 г., № 4, ст. 288; 2022 г., № 3, ст. 213, № 8, ст. 788), следующие дополнение и изменения:
«591. В наименовании проекта подзаконного акта, предусматривающего внесение изменений и дополнений в подзаконные акты, а также признание их утратившими силу, должна быть указана суть вносимых данным проектом основных изменений и дополнений.
592. Проект, предусматривающий внесение изменений и дополнений в нормативно-правовые акты, а также признание их утратившими силу, как правило, имеет преамбулу, содержащую в себе пояснение о необходимости, причинах и целях принятия проекта, а также раскрывающую суть и значение нормативно-правового акта. В преамбуле подзаконного акта, при необходимости, указываются акты законодательства, во исполнение или на основании которых он принимается»;
«68. В случае, если в проекте, содержащем нормы о внесении изменений и дополнений в подзаконные акты, а также о признании их утратившими силу, эти нормы составляют два или более пунктов и имеют большой объем, они готовятся в виде приложения (приложений) к проекту.
В этом случае в структурной единице проекта подзаконного акта, предусматривающей утверждение приложения, вкратце излагается суть вносимых изменений и дополнений, а также признаваемых утратившими силу норм»;
обеспечить пересмотр и отмену органами государственного управления их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону;
обеспечить исполнение, доведение до исполнителей и разъяснение среди населения сути и значения настоящего Закона.