Статья 1. Внести в Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности, утвержденный Законом Республики Узбекистан от 22 сентября 1994 года № 2015-ХII (Ведомости Верховного Совета Республики Узбекистан, 1995 г., № 3, ст. 6; Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1995 г., № 9, ст. 193, № 12, ст. 269; 1996 г., № 5-6, ст. 69, № 9, ст. 144; 1997 г., № 2, ст. 56, № 4-5, ст. 126, № 9, ст. 241; 1998 г., № 3, ст. 38, № 5-6, ст. 102, № 9, ст. 181; 1999 г., № 1, ст. 20, № 5, ст. 124, № 9, ст. 229; 2000 г., № 5-6, ст. 153, № 7-8, ст. 217; 2001 г., № 1-2, ст. 23, № 9-10, ст.ст. 165, 182; 2002 г., № 1, ст. 20, № 9, ст. 165; 2003 г., № 1, ст. 8, № 5, ст. 67, № 9-10, ст. 149; 2004 г., № 1-2, ст. 18, № 5, ст. 90, № 9, ст. 171; 2005 г., № 1, ст. 18; Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2005 г., № 9, ст. 312, № 12, ст.ст. 413, 417, 418; 2006 г., № 6, ст. 261, № 9, ст. 498, № 10, ст. 536, № 12, ст.ст. 656, 659; 2007 г., № 4, ст.ст. 158, 159, 164, 165, № 9, ст.ст. 416, 421, № 12, ст.ст. 596, 604, 607; 2008 г., № 4, ст.ст. 181, 189, 192, № 9, ст.ст. 486, 488, № 12, ст.ст. 640, 641; 2009 г., № 1, ст. 1, № 9, ст.ст. 334, 335, 337, № 10, ст. 380, № 12, ст.ст. 462, 468, 470, 472, 474; 2010 г., № 5, ст.ст. 175, 179, № 6, ст. 231, № 9, ст.ст. 335, 339, 341, № 10, ст. 380, № 12, ст.ст. 468, 473, 474; 2011 г., № 1, ст. 1, № 4, ст.ст. 104, 105, № 9, ст.ст. 247, 252, № 12/2, ст. 365; 2012 г., № 4, ст. 108, № 9/1, ст. 242, № 12, ст. 336; 2013 г., № 4, ст. 98, № 10, ст. 263; 2014 г., № 1, ст. 2, № 5, ст. 130, № 9, ст. 244, № 12, ст.ст. 341, 343; 2015 г., № 6, ст. 228, № 8, ст.ст. 310, 312, № 12, ст. 452; 2016 г., № 1, ст. 2, № 4, ст. 125, № 9, ст. 276, № 12, ст.ст. 383, 385; 2017 г., № 4, ст. 137, № 6, ст. 300, № 9, ст. 510, № 10, ст. 605; 2018 г., № 1, ст.ст. 1, 4, 5, № 4, ст. 224, № 7, ст.ст. 430, 431, 432, № 10, ст.ст. 671, 673, 679; 2019 г., № 1, ст.ст. 1, 3, 5, № 2, ст. 47, № 3, ст.ст. 161, 165, 166, № 5, ст.ст. 259, 261, 267, 268, № 7, ст. 386, № 8, ст.ст. 469, 471, № 9, ст.ст. 591, 592, № 10, ст.ст. 674, 676, № 11, ст.ст. 787, 791, № 12, ст.ст. 880, 891; 2020 г., № 1, ст. 4, № 3, ст.ст. 203, 204, № 7, ст. 449, № 9, ст.ст. 539, 540, № 10, ст.ст. 593, 596, № 11, ст. 651, № 12, ст. 691; 2021 г., № 1, ст.ст. 5, 7, 12, 13, 14, № 2, ст. 142, № 3, ст. 217, № 4, ст.ст. 290, 293, приложение к № 4, № 8, ст.ст. 800, 802, 803), следующие изменения:
Нарушение фитосанитарных требований и других правил по борьбе с объектами карантина растений и другими вредными организмами при производстве, заготовке, хранении, транспортировке, переработке, реализации и уничтожении подкарантинной продукции —
влечет наложение штрафа на граждан от одной до трех, а на должностных лиц — от трех до пяти базовых расчетных величин.
Несоблюдение фитосанитарных мер, в том числе непринятие мер по предотвращению распространения объектов карантина растений и других вредных организмов, —
влечет наложение штрафа на граждан от одной до трех, а на должностных лиц — от трех до пяти базовых расчетных величин.
Освобождаются от административной ответственности лица, обнаружившие объекты карантина растений и других вредных организмов на своей территории, добровольно обратившиеся в Агентство по карантину и защите растений Республики Узбекистан о проведении фитосанитарного полевого контроля и принявшие неотложные меры по локализации и ликвидации выявленных очагов их распространения»;
Статья 2. Внести в Закон Республики Узбекистан от 31 августа 1995 года № 113-I «О карантине растений» (в редакции Закона Республики Узбекистан от 9 июля 2018 года № ЗРУ-484) (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2018 г., № 7, ст. 429; 2020 г., № 1, ст. 4; 2021 г., № 1, ст. 13, № 4, ст. 287, приложение к № 4) следующие изменения и дополнения:
вредный организм — любой вид, раса или биотип растений, животных либо патогенных агентов, способный вредить растениям или растительным продуктам;
подкарантинная продукция — растения, их части, посевные материалы, продукция переработки, другая продукция и грузы, которые могут являться носителями объектов карантина растений;
карантинное разрешение — документ, удостоверяющий разрешение на ввоз в установленном порядке на территорию Республики Узбекистан или транзитную перевозку по ее территории подкарантинной продукции, выданный Агентством по карантину и защите растений Республики Узбекистан;
карантинные ограничения — фитосанитарные мероприятия, ограничивающие на определенный срок ввоз на территорию Республики Узбекистан, вывоз с территории Республики Узбекистан, перевозку и использование подкарантинной продукции с целью предотвращения распространения объектов карантина растений;
фитосанитарный сертификат — документ международного образца, удостоверяющий отсутствие объектов карантина растений в подкарантинной продукции;
фитосанитарные меры — процедуры, направленные на предотвращение интродукции или распространения объектов карантина растений либо на ограничение экономического воздействия регулируемых не карантинных вредных организмов (осмотр, анализ, контроль, борьба, запрет и другие);
анализ фитосанитарного риска — процесс оценки биологических, научных и экономических данных с целью определения объектов карантина растений и принятия по ним соразмерных фитосанитарных мер;
фумигация — обеззараживание объектов карантина растений и других вредных организмов газами химических средств в целях их уничтожения;
карантин растений — комплекс мероприятий, направленных на предупреждение проникновения, распространения и ликвидацию объектов карантина растений, которые могут нанести ущерб сельскому хозяйству и другому растительному миру;
объект карантина растений (карантинный вредный организм) — вредный организм, отсутствующий или ограниченно представленный на территории Республики Узбекистан, распространение которого может нанести значительный экономический ущерб и служащий объектом борьбы с карантинными вредными организмами;
носители объектов карантина растений — транспортные средства, сельскохозяйственные машины, орудия по обработке почвы, все виды тары, отдельные промышленные товары, упаковочные средства, а также изделия из растительных материалов, монолиты, образцы почв и (или) другие объекты, которые могут способствовать распространению объектов карантина растений»;
«Фитосанитарные требования утверждаются Агентством по карантину и защите растений Республики Узбекистан (далее — Агентство по карантину и защите растений)»;
«определяет порядок проведения анализа фитосанитарного риска, объявления зон, свободных от вредных организмов, и зон с низкой численностью вредных организмов и отмены статуса таких зон»;
Агентство по карантину и защите растений Республики Каракалпакстан, управления по карантину и защите растений областей и города Ташкента;
Научно-исследовательский институт по карантину и защите растений Агентства по карантину и защите растений (далее — Научно-исследовательский институт по карантину и защите растений);
пограничные пункты внешнеэкономической деятельности по карантину растений, межгосударственные пограничные пункты по карантину растений, пограничные пункты по карантину растений на внутриреспубликанских автомобильных дорогах, железнодорожных станциях, в аэропортах, речном порту и пункт по карантину растений на почтамте.
Агентство по карантину и защите растений является уполномоченным государственным органом по карантину и защите растений.
Агентство по карантину и защите растений Республики Каракалпакстан, управления по карантину и защите растений областей и города Ташкента подчиняются Агентству по карантину и защите растений, а также соответственно Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента.
Государственные инспекторы по карантину растений районов и городов, пограничные пункты внешнеэкономической деятельности по карантину растений, межгосударственные пограничные пункты по карантину растений, пограничные пункты по карантину растений на внутриреспубликанских автомобильных дорогах, железнодорожных станциях, в аэропортах, речном порту и пункт по карантину растений на почтамте подчиняются соответственно Агентству по карантину и защите растений Республики Каракалпакстан, управлениям по карантину и защите растений областей и города Ташкента.
Руководство государственной службой по карантину и защите растений Республики Узбекистан осуществляет Агентство по карантину и защите растений.
Руководство государственной службой по карантину и защите растений в Республике Каракалпакстан, областях и городе Ташкенте осуществляют соответственно Агентство по карантину и защите растений Республики Каракалпакстан, управления по карантину и защите растений областей и города Ташкента.
Начальники Агентства по карантину и защите растений Республики Каракалпакстан, управлений по карантину и защите растений областей и города Ташкента назначаются и освобождаются от должности Агентством по карантину и защите растений по представлению соответственно Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и города Ташкента. Государственные инспекторы по карантину растений районов и городов назначаются и освобождаются от должности Агентством по карантину и защите растений Республики Каракалпакстан, управлениями по карантину и защите растений областей и города Ташкента.
Государственную службу по карантину и защите растений в пограничных пунктах внешнеэкономической деятельности по карантину растений, межгосударственных пограничных пунктах по карантину растений, пограничных пунктах по карантину растений на внутриреспубликанских автомобильных дорогах, железнодорожных станциях, в аэропортах, речном порту и пункте по карантину растений на почтамте возглавляют заведующие соответствующими пограничными пунктами карантина растений, назначаемые и освобождаемые от должности Агентством по карантину и защите растений»;
«утверждает положения о пограничных пунктах внешнеэкономической деятельности по карантину растений, межгосударственных пограничных пунктах по карантину растений, пограничных пунктах по карантину растений на внутриреспубликанских автомобильных дорогах, железнодорожных станциях, в аэропортах, речном порту и пункте по карантину растений на почтамте, а также об отделах обеззараживания (фумигации), службах по борьбе с саранчой и тутовой огневкой»;
в абзаце тринадцатом слова «специальные фумигационные отряды по борьбе с объектами карантина растений» заменить словами «отделы обеззараживания (фумигации)»;
«вносит в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения о пересмотре Перечня вредных организмов, имеющих карантинное значение для Республики Узбекистан»;
определяет зоны, свободные от вредных организмов, и зоны с низкой численностью объекта карантина растений, по мере необходимости отменяет статус таких зон;
применяет экстренные меры в случае выявления вредного организма, представляющего потенциальную опасность для территории Республики Узбекистан, или в случае сообщений о таких выявлениях;
ведет надзор за предотвращением завоза на территорию Республики Узбекистан вредных организмов в подкарантинной продукции, а также посадочном материале, не имеющих карантинного значения, использование которых может привести к значительному экономическому ущербу и в связи с этим подлежащих принятию фитосанитарных мер;
предоставляет обоснование по применяемым фитосанитарным мерам (на основе научных принципов и результатов анализа фитосанитарного риска и международных стандартов по фитосанитарным мерам);
информирует уполномоченный орган по карантину и защите растений иностранного государства о случаях несоблюдения фитосанитарных требований, предъявляемых к подкарантинной продукции, экспортируемой или реэкспортируемой в Республику Узбекистан;
информирует уполномоченный орган импортирующей страны о результатах проверки претензий страны-импортера в отношении подкарантинной продукции, экспортированной из Республики Узбекистан;
разрабатывает программы по ликвидации объекта карантина растений и локализации очага его распространения на уровне Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента и вносит их на утверждение Кабинета Министров Республики Узбекистан;
определяет страну, из которой ввозится подкарантинная продукция на территорию Республики Узбекистан;
доводит до сведения уполномоченного органа по карантину и защите растений иностранного государства, международных и региональных организаций, членом которых является Республика Узбекистан, Секретаря Комиссии по фитосанитарным мерам в рамках Продовольственной и сельскохозяйственной организации Организации Объединенных Наций информацию о Перечне вредных организмов, имеющих карантинное значение для Республики Узбекистан, принятых фитосанитарных и экстренных мерах»;
«Агентство по карантину и защите растений может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством»;
«Агентство по карантину и защите растений Республики Каракалпакстан, управления по карантину и защите растений областей и города Ташкента»;
«разрабатывают программы по ликвидации объекта карантина растений и локализации очага его распространения на уровне районов и городов и вносит их на утверждение Председателю Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимам областей и города Ташкента;
осуществляет меры по предотвращению повторного заражения и обеспечению соответствия подкарантинной продукции, отгружаемой на экспорт, оформленным фитосанитарным сертификатам»;
«Агентство по карантину и защите растений Республики Каракалпакстан, управления по карантину и защите растений областей и города Ташкента могут осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством»;
8) в статье 13 слова «Научный центр по карантину растений» заменить словами «Научно-исследовательский институт по карантину и защите растений»;
9) в части третьей статьи 14 слова «Государственной инспекции по карантину растений» заменить словами «Агентству по карантину и защите растений»;
«Генеральный директор Агентства по карантину и защите растений является Главным государственным инспектором по карантину растений Республики Узбекистан, его первый заместитель, заместитель и директор Научно-исследовательского института по карантину и защите растений — заместителями Главного государственного инспектора по карантину растений Республики Узбекистан.
Начальники Агентства по карантину и защите растений Республики Каракалпакстан, управлений по карантину и защите растений областей и города Ташкента являются главными государственными инспекторами по карантину растений Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента.
Государственные инспекторы по карантину растений и агрономы-энтомологи районов и городов осуществляют свою деятельность на соответствующей территории.
Агрономы Агентства по карантину и защите растений, Агентства по карантину и защите растений Республики Каракалпакстан, управлений по карантину и защите растений областей и города Ташкента, районных (городских) отделов по карантину и защите растений, заведующие и агрономы пограничных пунктов внешнеэкономической деятельности по карантину растений, межгосударственных пограничных пунктов по карантину растений, пограничных пунктов по карантину растений на внутриреспубликанских автомобильных дорогах, железнодорожных станциях, в аэропортах, речном порту, а также пункта по карантину растений на почтамте, начальники отделов обеззараживания (фумигации), служб по борьбе с саранчой и тутовой огневкой Республики Каракалпакстан и областей являются государственными инспекторами по карантину растений»;
«осуществлять надзор над зонами, свободными от объектов карантина растений, и зонами с низкой численностью объектов карантина растений»;
в абзаце втором слова «государственной службы по карантину растений» заменить словами «государственной службы по карантину и защите растений»;
в абзаце третьем слова «государственной службы по карантину растений» заменить словами «государственной службы по карантину и защите растений»;
в абзаце четвертом слова «государственной службе по карантину растений» заменить словами «государственной службе по карантину и защите растений»;
в абзаце втором части первой слова «государственной службы по карантину растений» заменить словами «государственной службы по карантину и защите растений»;
в части третьей слова «государственную службу по карантину растений» заменить словами «государственную службу по карантину и защите растений»;
Фитосанитарные меры принимаются Агентством по карантину и защите растений на основе научных принципов и результатов анализа фитосанитарного риска и международных стандартов по фитосанитарным мерам.
Фитосанитарные меры подлежат пересмотру и обновлению по мере появления новых научно-технических разработок и обоснований.
Агентство по карантину и защите растений в течение двадцати четырех часов объявляет о принятии, применении, снятии фитосанитарных мер и уведомляет об этом непосредственно соответствующие уполномоченные органы иностранных государств.
В целях предотвращения распространения нового вредного организма, выявленного при ввозе в Республику Узбекистан подкарантинной продукции, Агентством по карантину и защите растений принимаются и применяются экстренные временные фитосанитарные меры до осуществления оценки фитосанитарного риска»;
Программа по ликвидации объекта карантина растений и локализации очага его распространения разрабатывается Агентством по карантину и защите растений при выявлении нового вредного организма на основании анализа фитосанитарного риска, биологических особенностей объекта карантина растений и обстоятельств его выявления, географических особенностей, факторов сезонного характера и утверждается Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Программа по ликвидации объекта карантина растений и локализации очага его распространения на уровне районов и городов утверждается Председателем Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимами областей и города Ташкента по представлению соответствующих главных государственных инспекторов по карантину растений.
Программа по ликвидации объекта карантина растений и локализации очага его распространения на уровне Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента утверждается Кабинетом Министров Республики Узбекистан по представлению Главного государственного инспектора по карантину растений Республики Узбекистан»;
16) в тексте статьи 24 слова «специальными фумигационными отрядами по борьбе с объектами карантина растений» заменить словами «отделами обеззараживания (фумигации)»;
17) в части третьей статьи 25 слова «по карантину растений» заменить словами «по карантину и защите растений»;
«Нормативно-правовые акты, нормативные документы в области технического регулирования в области карантина растений, в том числе результаты анализа фитосанитарного риска, фитосанитарные требования, фитосанитарные меры, перечень пограничных пунктов по карантину растений, через которые осуществляется ввоз подкарантинной продукции, а также сведения о подкарантинных территориях, мероприятиях, проводимых государственной службой по карантину и защите растений, и другая информация в области карантина растений публикуются в средствах массовой информации и на официальном веб-сайте Агентства по карантину и защите растений»;
в части первой слова «Государственная инспекция по карантину растений» заменить словами «Агентство по карантину и защите растений»;
в части второй слова «Государственной инспекции по карантину растений» заменить словами «Агентства по карантину и защите растений»;
в частях второй и пятой слова «Государственной инспекцией по карантину растений» заменить словами «Агентством по карантину и защите растений»;
«Запрещается пересылка в почтовых и курьерских отправлениях из зарубежных стран в адрес граждан, проживающих в Республике Узбекистан, в том числе провоз в багаже и ручной клади подкарантинной продукции с высоким фитосанитарным риском, включая посадочный материал для посадки, прививания, размножения, в частности саженцы, корни, листья, черенки, семена, клубни, луковицы, корневища или их части»;
«Транзитные грузы, содержащие подкарантинную продукцию, подлежат проверке государственной службой по карантину и защите растений»;
«Доходы от платных услуг, оказываемых в области карантина растений, расходуются на стимулирование работников системы государственной службы по карантину и защите растений, развитие ее материально-технической базы и покрытие других затрат, связанных с деятельностью государственной службы по карантину и защите растений»;
Статья 3. Агентству по карантину и защите растений Республики Узбекистан обеспечить исполнение, доведение до исполнителей и разъяснение среди населения сути и значения настоящего Закона.
обеспечить пересмотр и отмену органами государственного управления их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону.
Статья 5. Настоящий Закон вступает в силу по истечении трех месяцев со дня его официального опубликования.