В целях дальнейшего расширения охвата использования имеющегося гидроэнергетического потенциала естественных и искусственных водотоков и возобновляемых источников энергии страны в производстве электроэнергии, а также создания благоприятных условий для привлечения в сферу частных инвестиций и развития на данной основе мощностей по производству новой экологически чистой энергии:
1. Определить основными важными направлениями дальнейшего развития гидроэнергетики и рационального использования имеющегося гидроэнергетического потенциала республики:
доведение в 2030 году мощности гидроэлектростанций республики до 3 416 МВт путем последовательного ускорения создания новых мощностей и поэтапной модернизации действующих производственных мощностей за счет широкого использования экологически чистых источников энергии в электроэнергетической отрасли;
Комментарий LexUz
В абзац второй пункта 2 внесено изменение постановлением Президента Республики Узбекистан от 30 марта 2023 года № ПП-104. Cм. текст на узбекском языке.
широкое привлечение частного сектора и населения к производству электрической энергии с использованием естественных водотоков, их государственную поддержку и стимулирование, обеспечение гарантированного подключения их к единой электроэнергетической системе, создание системы гарантированной закупки произведенной электрической энергии.
См. предыдущую редакцию.
(пункт № 2 утратил силу постановлением Президента Республики Узбекистан от 30 марта 2023 года № ПП-104)
финансовые отчеты АО «Узбекгидроэнерго» за 2018 — 2020 годы подготовлены на основе Международных стандартов финансовой отчетности (IFRS), по финансовым отчетам за 2019-2020 годы получены положительные заключения международной консалтинговой организации «PwC» (Pricеwatеrhousе Coopеrs);
международным рейтинговым агентством «Fitch Ratings» в 2020 году присвоен международный кредитный рейтинг «В+» («Положительный»), который в октябре 2021 года повышен до уровня «BB-» («Стабильный»);
в целях финансового оздоровления, повышения операционной эффективности, разработки среднесрочной и долгосрочной стратегий развития АО «Узбекгидроэнерго» привлечена международная консалтинговая компания «McKinsey&Сompany».
4. АО «Узбекгидроэнерго» совместно с Министерством финансов, Министерством энергетики и Министерством экономического развития и сокращения бедности в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров «Дорожную карту» по дальнейшему повышению операционной эффективности и внедрению современных методов корпоративного управления в АО «Узбекгидроэнерго» на основе итогового заключения международной консалтинговой компании «McKinsey&Сompany».
5. Министерству энергетики исходя из зарубежного опыта в трехмесячный срок представить в Кабинет Министров предложения о внесении изменений и дополнений в законодательство, предусматривающих:
включение гидроэлектростанций установленной мощностью до 0,5 МВт в классификацию микрогидроэлектростанций, гидроэлектростанций установленной мощностью до 5 МВт — малых, гидроэлектростанций установленной мощностью до 30 МВт — средних, гидроэлектростанций установленной мощностью более 30 МВт — крупных и определение данных гидроэлектростанций возобновляемыми источниками энергии;
строительство микро- и малых гидроэлектростанций (не предусматривая строительства водосборных сооружений) частными инвесторами (инициаторами), проявившими инициативу, на основе государственно-частного партнерства и рыночных принципов.
См. предыдущую редакцию.
(подпункт «а» пункта исключен Указом Президента Республики Узбекистан от 12 октября 2023 года № УП-169 — Национальная база данных законодательства, 13.10.2023 г., № 06/23/169/0769)
См. предыдущую редакцию.
б) излишки электроэнергии, производимой физическими и юридическими лицами для собственных нужд на солнечных, ветровых и биогазовых электростанциях установленной мощностью до 1 МВт, закупаются АО «Региональные электрические сети» и в последующем органом, уполномоченным государством осуществлять функцию (полномочия) по гарантированной закупке электрической энергии (гарантированная закупка в размере 80 процентов тарифа, установленного для потребителей II тарифной группы) по желанию потребителя, в течение срока не менее 10 лет.
(подпункт «б» пункта 6 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 9 сентября 2022 года № УП-220 — Национальная база данных законодательства, 10.09.2022 г., № 06/22/220/0812)
в) частные инвесторы (инициаторы) имеют право на прямую поставку юридическим и физическим лицам электрической энергии, произведенной на солнечных, ветровых и биогазовых электростанциях установленной мощностью до 1 МВт, а также гидроэлектростанциях установленной мощностью до 5 МВт без подключения к единой электроэнергетической системе, путем строительства локальной сети на договорной основе по согласованным ценам;
г) средства, поступившие от реализации электрической энергии, произведенной на гидроэлектростанциях АО «Узбекгидроэнерго», за вычетом привлеченных кредитных средств и расходов на содержание действующих гидроэлектростанций, путем реинвестирования направляются на реализацию инвестиционных проектов, предусмотренных Программой.
7. Министерству энергетики совместно с АО «Узбекгидроэнерго», Министерством финансов, Министерством инвестиций и внешней торговли, а также иными заинтересованными министерствами и ведомствами в месячный срок разработать и внести на утверждение в Кабинет Министров:
перечень проектов и площадей с возможностью строительства частными инвесторами (предпринимателями) 200 микрогидроэлектростанций;
порядок строительства частными инвесторами (предпринимателями) и эксплуатации малых гидроэлектростанций, а также механизмы поощрения частных инвесторов.
8. Министерству энергетики совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в трехмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в акты законодательства, вытекающих из настоящего постановления.
заместителя министра инвестиций и внешней торговли Ш.А. Вафаева — за установление строгого контроля своевременной и полной реализации мер, определенных настоящим постановлением, обеспечение своевременного освоения привлекаемых средств международных финансовых институтов и организаций, поиск потенциальных инвесторов, а также привлечение прямых инвестиций на реализацию инвестиционных проектов, определенных Программой;
заместителя министра экономического развития и сокращения бедности Б.К. Абдиназарова — за локализацию и поэтапную организацию путем промышленной кооперации производства оборудования и комплектующих, необходимых для строительства и эксплуатации гидроэлектростанций, а также привлечение средств «зеленого» финансирования в рамках Стратегии по переходу Республики Узбекистан на «зеленую» экономику при финансировании перспективных проектов, предусмотренных настоящим постановлением;
председателя правления АО «Узбекгидроэнерго» А.А. Сангинова — за своевременную разработку предпроектной документации инвестиционных проектов, предусмотренных Программой, а также обеспечение ввода их в эксплуатацию в установленные сроки.
10. Возложить на министра энергетики А.С. Султанова и председателя правления АО «Узбекгидроэнерго» А.А. Сангинова персональную ответственность за эффективную организацию исполнения настоящего постановления.
Обсуждение хода исполнения настоящего постановления, осуществление координации и контроля за деятельностью ведомств, ответственных за его исполнение, возложить на заместителей Премьер-министра Республики Узбекистан Д.А.Кучкарова и С.У. Умурзакова.
О результативности осуществляемых мер информировать Президента Республики Узбекистан по итогам каждого квартала.
См. предыдущую редакцию.
(приложения №№ 1 — 5 утратило силу постановлением Президента Республики Узбекистан от 30 марта 2023 года № ПП-104)