№ | Наименование мероприятий | Форма реализации | Сроки исполнения | Ответственные исполнители |
I. Обеспечение беспристрастности и независимости судебных экспертов, совершенствование нормативно-правовой базы в сфере | ||||
1. | Разработка новой редакции Закона «О судебной экспертизе», предусматривающего: совершенствование вопросов подготовки и повышения квалификации судебных экспертов; определение статуса негосударственных судебно-экспертных организаций, предъявляемых к ним требований, процедур проведения ими судебных экспертиз и исследований, а также регламента работы; методическое обеспечение негосударственной судебно-экспертной деятельности, а также внедрение регулятивного механизма; предоставление экспертами мнения специалиста на основе обращений физических и юридических лиц; внедрение системы ведения реестра экспертов, которым предоставляется полномочие проведения повторной экспертизы, и определение требований к внесению в данную систему; определение прав и обязательств специального уполномоченного органа; принятие присяги судебными экспертами и определение правил профессиональной этики; внедрение институтов аккредитации и валидации в целях дальнейшего повышения надежности деятельности судебной экспертизы. | Проект закона | Апрель 2022 года | Министерство юстиции, Верховный суд, Генеральная прокуратура, МВД, СГБ, ЦРЭТ, Палата адвокатов, заинтересованные министерства и ведомства |
2. | Внесение в процессуальные акты законодательства изменений и дополнений, предусматривающих участие и полномочия негосударственных судебных экспертов в дознании, предварительном следствии и судопроизводстве. | Проект закона | Октябрь 2021 года | Министерство юстиции, Верховный суд, Генеральная прокуратура, МВД, СГБ, ЦРЭТ |
3. | Утверждение перечня исследований по видам судебной экспертизы, которые могут проводиться в соответствии с обращениями физических и юридических лиц. | Проект нормативно-правового акта | Август 2021 года | Министерство юстиции, заинтересованные министерства и ведомства |
4. | Определение полномочий назначения экспертизы государственным и негосударственным организациям судебной экспертизы и получения заключения экспертизы на договорной основе по запросу адвоката. | Проект закона | Август 2021 года | Министерство юстиции, Палата адвокатов, Верховный суд, Генеральная прокуратура, МВД, СГБ, ЦРЭТ |
5. | Определение конкретных критериев и механизмов применения мер воздействия в отношении государственных и негосударственных судебных экспертов, допустивших факты нарушения закона. | Проект нормативно-правового акта | Ноябрь 2021 года | Министерство юстиции, Министерство здравоохранения, МВД, СГБ, Верховный суд, Генеральная прокуратура, ЦРЭТ |
6. | Организация деятельности Квалификационной комиссии в целях обеспечения справедливого и беспристрастного рассмотрения случаев, связанных с незаконными действиями судебных экспертов. | Проект нормативно-правового акта | Ноябрь 2021 года | Министерство юстиции, Министерство здравоохранения, МВД, Верховный суд, Генеральная прокуратура, ЦРЭТ |
II. Расширение судебно-экспертной практики и повышение качества и надежности судебной экспертизы | ||||
7. | Поэтапное внедрение в практику новых видов судебной экспертизы с учетом потребностей учреждений судебной экспертизы в квалифицированных заключениях судебной экспертизы правоохранительных органов, законных прав физических и юридических лиц, а также передового зарубежного опыта. | Организационные меры | 2021 — 2023 годы | Министерство юстиции, Академия наук, МВД, Генеральная прокуратура, Министерство здравоохранения, ЦРЭТ, заинтересованные министерства и ведомства |
8. | Выделение грантов на внедрение новых видов судебной экспертизы. | Организационные меры | 2021 — 2023 годы | Министерство инновационного развития, Министерство юстиции |
9. | Внедрение дополнительных видов исследований экспертизы в территориальных отделениях Республиканского центра судебной экспертизы имени Х. Сулеймановой при Министерстве юстиции Республики Узбекистан (далее — РЦСЭ) с учетом необходимых потребностей и имеющихся возможностей на местах. В частности, поэтапное создание в городах Фергане, Термезе, Ургенче — лабораторий судебно-биологической экспертизы ДНК человека, в городе Самарканде — лаборатории судебно-биологической экспертизы ДНК человека и лаборатории криминалистической экспертизы материалов, веществ и изделий. | Проект нормативно-правового акта | Сентябрь 2021 года | Министерство юстиции, МВД, Министерство здравоохранения, Академия наук |
10. | Внедрение (интеграция) единой информационной системы «E-ekspertiza», предназначенной для комплексной автоматизации процессов сбора, обработки данных о судебных экспертах и экспертизе, а также обеспечение всех видов информационного взаимодействия с организациями, причастными к осуществлению экспертных действий. | Проект нормативно-правового акта | Март 2022 года | Министерство юстиции, Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций, МВД, ЦРЭТ, Министерство здравоохранения, Генеральная прокуратура, Верховный суд, заинтересованные министерства и ведомства |
11. | Проведение международной аккредитации лабораторий государственных учреждений судебной экспертизы с обеспечением их соответствия международным научно-техническим требованиям в целях обеспечения признания и применения в международном масштабе экспертных заключений. | Программа мер | 2021 — 2023 годы | Министерство юстиции, МВД, Министерство здравоохранения, Узбекское агентство по техническому регулированию |
12. | Оценка в рейтинговой системе деятельности судебных экспертов на основе их профессиональной дееспособности, качества проведенных судебных экспертиз и других критериев. | Проект нормативно-правового акта | Май 2022 года | Министерство юстиции, МВД, Министерство здравоохранения, СГБ, Министерство обороны, ЦРЭТ |
13. | Формирование электронной базы данных о деятельности судебных экспертов путем ведения их единого реестра. | Организационные меры | 2021-2022 годы | Министерство юстиции, МВД, Министерство здравоохранения, СГБ, Министерство обороны, ЦРЭТ |
14. | Широкое внедрение в судебно-экспертную сферу современных информационных технологий и инноваций, в том числе создание информационного портала судебной экспертизы, направленного на доведение до населения информации о судебно-экспертной деятельности. | Организационные меры | 2021-2022 годы | Министерство юстиции, МВД, Министерство здравоохранения, ЦРЭТ |
15. | Предоставление учреждениям, занимающимся научной деятельностью, права на осуществление судебно-экспертных исследований по направлениям своей деятельности. | Проект нормативно-правового акта | Май 2022 года | Министерство юстиции, Палата адвокатов, Верховный суд, Генеральная прокуратура, МВД, СГБ, ЦРЭТ |
III. Развитие научно-исследовательских работ в сфере судебно-экспертной деятельности, включая совершенствование методологии и регламентов, а также внедрение достижений науки и техники в сферу | ||||
16. | Определение мер по созданию Научно-исследовательского института судебной экспертизы. | Проект нормативно-правового акта | Август 2021 года | Министерство юстиции, Министерство здравоохранения, Верховный суд, Генеральная прокуратура, МВД, СГБ, ЦРЭТ, заинтересованные министерства и ведомства |
17. | Систематизация методических пособий, имеющихся в сфере судебной экспертизы, в целях их критического рассмотрения и гармонизации с практикой. | Программа мер | 2021 — 2023 годы | Министерство юстиции, МВД, Министерство здравоохранения, Министерство обороны, СГБ |
18. | Организация в РЦСЭ деятельности отдельного Совета по присуждению ученых степеней доктора философии (PhD) и доктора наук (DSc) по специальности «судебная экспертиза». | Организационные меры | Апрель 2022 года | Министерство юстиции, ВАК, МВД, Министерство здравоохранения, ЦРЭТ |
19. | Дальнейшее совершенствование научных основ решения судебно-экспертных задач и разработка единых научно-методических подходов. | Организационные меры | 2021-2022 годы на основе программы | Министерство юстиции, ВАК, МВД, Министерство здравоохранения |
20. | Совершенствование системы оказания методической помощи судам и правоохранительным органам государственными учреждениями судебной экспертизы, в том числе издание практических пособий и другой литературы по вопросам назначения для них судебных экспертиз и использование их. | Организационные меры | 2021-2022 годы на основе программы | Министерство юстиции, МВД, Министерство здравоохранения, СГБ, ЦРЭТ |
21. | Принятие мер по разработке органами юстиции конкретных, глубоких и научно обоснованных предложений и действенных механизмов по комплексному изучению и системному решению проблем в судебно-экспертной сфере на основе конкретного плана работы. | Организационные меры | 2021-2022 годы на основе программы | Министерство юстиции |
22. | Приведение имеющейся методологии в судебно-экспертной сфере в соответствие с международными стандартами и требованиями путем их критического рассмотрения. | Программа мер | 2021-2022 годы на основе программы | Министерство юстиции, МВД, Министерство здравоохранения, СГБ, ЦРЭТ, Узбекское агентство по техническому регулированию |
23. | Реализация фундаментальных, прикладных и инновационных исследований, программ и проектов по исследованию актуальных проблем судебно-экспертной деятельности на основе конкретного плана-графика. | Программа мер | 2021 — 2023 годы на основе программы | Министерство юстиции, МВД, Министерство здравоохранения, Академия наук, Министерство инновационного развития |
24. | Подготовка учебников нового поколения в сфере судебной экспертизы и криминалистики с привлечением ученых и специалистов, в том числе зарубежных ученых. | Организационные меры | 2021-2022 годы на основе программы | ТГЮУ, Академия МВД, Академия Генеральной прокуратуры |
25. | Создание словаря терминов в сфере судебной экспертизы и криминалистики. | Организационные меры | Декабрь 2021 года | ТГЮУ, Академия МВД, Академия Генеральной прокуратуры |
26. | Создание электронного научного журнала «Судебная экспертиза Узбекистана». | Организационные меры | Октябрь 2021 года | РЦСЭ, ТГЮУ, Академия МВД, Академия Генеральной прокуратуры |
27. | Реализация комплекса организационно-правовых мер по созданию единой базы данных о геномной информации по лицам, осужденным за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, биологическим следам, оставленным преступниками, неопознанным трупам, лицам, без вести пропавшим. | Организационные меры | 2021 — 2023 годы на основе программы | МВД, Министерство юстиции, Министерство здравоохранения, Верховный суд, Генеральная прокуратура, СГБ |
IV. Повышение потенциала кадров судебно-экспертной деятельности и создание эффективной системы подготовки судебных экспертов | ||||
28. | Налаживание осуществления подготовки кадров в сфере судебной экспертизы на курсах по подготовке экспертов по соответствующим видам экспертизы, продолжительностью не менее шести месяцев, в период обучения в бакалавриате или магистратуре по принципу дуального образования на договорной основе. | Организационные меры | Август 2021 года | Министерство юстиции, Министерство высшего и среднего специального образования, Верховный суд, Генеральная прокуратура, МВД, СГБ, ЦРЭТ |
29. | Повышение качества переподготовки и повышения квалификации экспертов путем создания учебных кафедр в РЦСЭ, в которых постоянную деятельность осуществляют профессора-преподаватели. | Организационные меры | Июль 2022 года | Министерство юстиции, Министерство высшего и среднего специального образования, Верховный суд, Генеральная прокуратура, МВД |
30. | Улучшение качества переподготовки и повышения квалификации государственных и негосударственных судебных экспертов путем широкого внедрения в сферу инновационных методов и форм обучения, а также повышение квалификации судебных экспертов на основе кредитно-модульной системы. | Организационные меры | Июль 2022 года | Министерство юстиции, Министерство высшего и среднего специального образования, Верховный суд, Генеральная прокуратура, МВД |
31. | Внедрение системы повышения профессиональной квалификации судебных экспертов на рабочем месте без отрыва от производства. | Организационные меры | Июль 2022 года | Министерство юстиции, Министерство высшего и среднего специального образования, Верховный суд, Генеральная прокуратура, МВД, ЦРЭТ |
32. | Расширение сотрудничества с зарубежными судебно-экспертными организациями в области повышения профессиональных знаний и квалификации судебных экспертов, при этом налаживание ежегодного повышения квалификации и стажировки не менее 10 судебных экспертов в год в зарубежных государствах за счет грантовых средств. | Программа мер | На основе программы | Министерство юстиции, МВД, Министерство здравоохранения, Министерство инновационного развития, ЦРЭТ |
33. | Организация на постоянной основе для сотрудников органов дознания, следствия, предварительного следствия и судов адресных учебных семинаров (вебинаров) о методах сбора, хранения и представления объектов исследования, необходимых для проведения судебной экспертизы. | Программа мер | На основе программы | Министерство юстиции, Верховный суд, Генеральная прокуратура, МВД, СГБ, Палата адвокатов, ЦРЭТ |
34. | Широкое привлечение к процессам повышения квалификации специалистов судебно-экспертной сферы зарубежных государств в качестве лекторов и преподавателей. | Организационные меры | 2021 — 2023 годы | Министерство юстиции, Министерство высшего и среднего специального образования, Верховный суд, МВД |
35. | Создание в учреждениях экспертизы соответствующих условий и финансовых возможностей для кадров с ученой степенью в целях повышения научного потенциала кадров, поддержки повышения работниками профессионального и научного потенциала на постоянной основе. | Организационные меры | Август 2022 года | Министерство юстиции, Министерство здравоохранения, МВД |
V. Развитие института негосударственной судебной экспертизы | ||||
36. | Создание Объединения негосударственных организаций судебной экспертизы и частных экспертов. | Организационные меры | Сентябрь 2022 года | Министерство юстиции, МВД, Министерство здравоохранения |
37. | Проведение мониторинга профессиональной дееспособности негосударственных судебных экспертов и качества проведенной судебной экспертизы. | Организационные меры | Сентябрь 2022 года | Министерство юстиции |
38. | Внедрение института частных экспертов, занимающихся индивидуальной негосударственной судебно-экспертной деятельностью. | Проект нормативно-правового акта | Май 2022 года | Министерство юстиции |
VI. Развитие международного сотрудничества в сфере судебно-экспертной деятельности | ||||
39. | Вступление в членство Азиатской сети учреждений судебной экспертизы (Asian Forensic Sciences Network — AFSN). | Организационные меры | 2021 — 2023 годы | Министерство юстиции, МВД, Министерство здравоохранения, Министерство иностранных дел |
40. | Разработка на основе анализа наиболее актуальных проблем судебно-экспертной деятельности программы реализации фундаментальных, прикладных и инновационных исследований, программ и проектов, в том числе с привлечением национальных, зарубежных и международных грантов. | Организационные меры | 2021 — 2023 годы | Министерство юстиции, МВД, Министерство здравоохранения, Министерство инвестиций и внешней торговли, Министерство инновационного развития, Министерство иностранных дел |
41. | Заключение международных документов, реализация совместных программ с ведущими зарубежными судебно-экспертными, научно-исследовательскими и другими организациями. | Организационные меры | 2021 — 2023 годы | Министерство юстиции, МВД, Министерство здравоохранения, Министерство иностранных дел, Министерство финансов, СГБ, ЦРЭТ |
42. | Усиление работ по организации для судебных экспертов нашей страны зарубежных стажировок, семинаров и учебных курсов с участием международных экспертов. | Организационные меры | 2021 — 2023 годы | Министерство юстиции, МВД, Министерство здравоохранения, Министерство иностранных дел, Министерство финансов, СГБ, ЦРЭТ |
43. | Разработка порядка оказания услуг учреждениями и организациями судебной экспертизы Республики Узбекистан зарубежным организациям и иностранным гражданам с целью широкого использования ими возможностей судебной экспертизы. | Проекты нормативно-правовых актов | Сентябрь 2022 года | Министерство юстиции, МВД, Министерство здравоохранения, Верховный суд, Генеральная прокуратура, РЦСЭ |
44. | Организация участия на регулярной основе судебных экспертов в международных научно-практических конференциях, в том числе международных мероприятиях, проводимых под эгидой Всемирной ассоциации судебных экспертов (IAFS). | Организационные меры | 2021 — 2023 годы | Министерство юстиции, МВД, Министерство здравоохранения, Министерство иностранных дел |
45. | Создание в соответствии с действующим законодательством технического комитета в целях внедрения в деятельность учреждений судебной экспертизы межгосударственных и международных стандартов, вступление в членство и обеспечение участия в деятельности межгосударственных и международных технических комитетов. | Программа мер | 2021-2022 годы на основе программы | Министерство юстиции, МВД, Министерство здравоохранения, Министерство иностранных дел, СГБ, ЦРЭТ, Узбекское агентство по техническому регулированию |
VII. Укрепление материально-технической базы судебно-экспертной деятельности | ||||
46. | Обеспечение государственных учреждений судебной экспертизы зданиями и сооружениями, соответствующими требованиям международного стандарта ISO/IEC 17025. | Организационные меры | Август 2022 года | Министерство юстиции, МВД, Министерство здравоохранения, СГБ, ЦРЭТ, Министерство финансов, заинтересованные министерства и ведомства |
47. | Реализация годовой программы по закупке программного обеспечения, реактивов, реагентов, расходных материалов, а также оборудования и инвентаря. | Организационные меры | 2022-2023 годы на основе программы | Министерство финансов, Министерство юстиции, МВД, Министерство здравоохранения, СГБ, ЦРЭТ, Министерство иностранных дел |
48. | Обеспечение подключения государственных организаций судебной экспертизы к высокоскоростной сети Интернет в установленном порядке. | Организационные меры | Декабрь 2021 года | Министерство юстиции, МВД, Министерство здравоохранения, СГБ, ЦРЭТ, заинтересованные министерства и ведомства |
49. | Усиление социальной защиты работников государственных судебно-экспертных учреждений. | Организационные меры | 2022-2023 годы на основе программы | Министерство юстиции, МВД, Министерство здравоохранения, заинтересованные министерства и ведомства |
50. | В целях качественного проведения в установленные сроки исследований экспертизы — оснащение выездных лабораторий. | Организационные меры | 2022-2023 годы | МВД, Министерство юстиции, СГБ, ЦРЭТ, Министерство здравоохранения, заинтересованные министерства и ведомства |
51. | Улучшение жилищных условий работников государственных учреждений судебной экспертизы путем выделения им земельных участков в установленном порядке на основе государственно-частного партнерства. | Организационные меры | 2021-2022 годы | Министерство юстиции, Министерство строительства, Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента |
Р.К. Давлетов | — | министр юстиции, председатель Совета |
по должности | — | первый заместитель министра юстиции, заместитель председателя Совета |
И.А. Кутбиддинов | — | ответственный работник Администрации Президента Республики Узбекистан |
А.Ю. Мавланов | — | заместитель Генерального прокурора |
И.Т. Муслимов | — | заместитель председателя Верховного суда |
Я.А. Абдулхаков | — | заместитель министра внутренних дел |
Х.А. Каршиев | — | заместитель министра обороны |
У.Ю. Сабиров | — | заместитель министра здравоохранения |
С.М. Бузрукхонов | — | заместитель министра высшего и среднего специального образования |
Ш.У. Турдикулова | — | заместитель министра инновационного развития |
Ж.Н. Шукуров | — | заместитель генерального директора Агентства по техническому регулированию |
по должности | — | начальник Управления юридического образования и судебной экспертизы, секретарь Совета |
№ | Виды экспертизы и исследования | Наименование ответственных организаций и учреждений | Сроки реализации |
1. | Судебно-налоговая экспертиза | РЦСЭ, Банковско-финансовая академия | 2021 годна основе программы |
2. | Экспертиза оценки пищевых продуктов | РЦСЭ, Ташкентский государственный аграрный университет, Ташкентский государственный экономический университет | |
3. | Экспертиза радиотехники | РЦСЭ, Ташкентский университет информационных технологий | 2022-2023 годына основе программы |
4. | Криминалистическая экспертиза холодного оружия | РЦСЭ, Академия МВД | |
5. | Исследование по определению упущенной прибыли в банковской сфере | РЦСЭ, Ташкентский государственный экономический университет, Банковско-финансовая академия | |
6. | Исследование судебной психолого-филологической экспертизы | РЦСЭ, Ассоциация психологов Узбекистана, Национальный университет Узбекистана, Ташкентский государственный университет узбекского языка и литературы имени Алишера Навои | |
7. | Судебно-экономическая экспертиза в сфере интеллектуальной собственности | РЦСЭ | 2023-2024 годына основе программы |
8. | Судебно-товароведческая экспертиза аудиовизуального и программного продукта | РЦСЭ, Ташкентский университет информационных технологий | |
9. | Дендрологическая экспертиза | РЦСЭ, Ташкентский ботанический сад имени Ф.Н. Русанова Академии наук Республики Узбекистан, Научно-исследовательский институт лесного хозяйства | |
10. | Взрывотехническая экспертиза газовых и электротехнических объектов | РЦСЭ, ГЭКЦ МВД, Академия МЧС | 2023-2024 годына основе программы |
11. | Определение технического состояния зданий и сооружений | РЦСЭ, Ташкентский архитектурно-строительный институт | |
12. | Психофизиологическая экспертиза | РЦСЭ, Ассоциация психологов Узбекистана, Национальный университет Узбекистана | |
13. | Видеотехническая экспертиза | РЦСЭ, Ташкентский университет информационных технологий | |
14. | Фототехническая экспертиза | РЦСЭ, Ташкентский университет информационных технологий, Узбекский государственный институт искусства и культуры | |
15. | Исследование по определению химического состава продукции парфюмерной промышленности | РЦСЭ, Ташкентский химико-технологический институт | 2024-2025 годы на основе программы |
16. | Исследование строительных материалов | РЦСЭ, Ташкентский архитектурно-строительный институт |