За текущий год во внешнеэкономической сфере страны на системной основе реализованы структурные преобразования, направленные на обеспечение поступательного роста объемов внешней торговли и экспорта, в частности, проведена либерализация валютной политики, устранены административные барьеры, установлен рыночный механизм ценообразования и оплаты за экспортируемую плодоовощную продукцию.
Юридическим лицам, имеющим долю экспорта в общей выручке от реализации товаров (работ, услуг) более 15 процентов, в том числе через комиссионера (поверенного), предоставлена возможность уменьшать налогооблагаемую базу по налогу на прибыль юридических лиц и единому налоговому платежу.
Вместе с тем проводимый на постоянной основе мониторинг эффективности принимаемых мер показывает, что, несмотря на общую положительную динамику показателей внешней торговли и экспорта, темпы фактического прироста его объемов не соответствуют темпам модернизации экономики.
Обеспечению значительного прироста объемов экспорта в первую очередь в отраслях, где имеются конкурентные преимущества, препятствует наличие ряда системных проблем и недостатков. В частности:
во-первых, не используются в полном объеме имеющиеся производственные мощности и преимущества, связанные с наличием широкого спектра сырьевых, а также трудовых ресурсов и обеспечивающие выпуск конкурентоспособной на внешних рынках продукции с высокой добавленной стоимостью;
во-вторых, не развиваются инструменты финансовой поддержки деятельности экспортеров, отсутствуют механизмы предэкспортного и экспортного финансирования;
в-третьих, не уделяется должное внимание проведению глубоких маркетинговых исследований, формированию долгосрочных стабильных рынков сбыта, созданию внешнеторговой инфраструктуры, в том числе за рубежом;
в-четвертых, отсутствует системная работа по организации и продвижению экспорта различных видов услуг, не развита необходимая инфраструктура для их оказания.
В целях кардинального увеличения объемов экспорта товаров и услуг, расширения номенклатуры экспортоориентированной продукции, обеспечения сбалансированности внешней торговли и увеличения валютных поступлений:
См. предыдущую редакцию.
1. Считать важнейшими задачами руководителей комплексов Кабинета Министров, Министерства инвестиций и внешней торговли, Министерства экономического развития и сокращения бедности, министерств, ведомств, органов хозяйственного управления, иных организаций, а также Председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и города Ташкента оказание всестороннего содействия субъектам предпринимательства:
(абзац первый пункта 1 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 27 сентября 2020 года № УП-6075 — Национальная база данных законодательства, 28.09.2020 г., № 06/20/6075/1330)
в увеличении производства конкурентоспособной экспортоориентированной продукции с высокой добавленной стоимостью, кардинальном повышении объемов экспорта услуг (туристских, медицинских, образовательных, транспортных, строительных и др.), ускоренном создании сопутствующей инфраструктуры для их оказания;
в поиске партнеров и заключении договоров с организациями и предприятиями на поставку продукции собственного производства.
2. Принять предложение Министерства внешней торговли, Министерства финансов, Министерства экономики и Центрального банка о создании Национальной системы поддержки экспорта, определив ее основными задачами:
совершенствование государственной политики в области развития и поддержки экспорта, содействие в реализации государственных программ развития экспортного потенциала;
осуществление информационной и консультационной поддержки экспортеров и их иностранных контрагентов по вопросам маркетинга, ценообразования, транспортной логистики, сертификации, стандартизации и контроля качества, налогового и таможенного администрирования, в том числе за рубежом, условиям доступа на зарубежные рынки по принципу «одно окно»;
содействие в поиске иностранного покупателя и сопровождение переговорного процесса до этапа заключения экспортного контракта, включая его подготовку;
обеспечение системного взаимодействия с министерствами и ведомствами республики, хокимиятами областей и районов по продвижению национальной экспортной продукции за рубежом, доступа экспортеров к информации о мерах поддержки экспорта, имеющихся льготах и преференциях, задачах и функциях уполномоченных органов государственной власти;
сопровождение электронной внешнеторговой площадки с ведением базы данных об отечественных экспортерах, производимой продукции и услугах, содействие субъектам предпринимательства, осуществляющим производственную и экспортную деятельность, в выходе на ведущие международные площадки электронной торговли;
реализацию программы «Made in Uzbekistan» по продвижению узбекских брендов и товаров за рубежом для подтверждения добросовестности отечественных производителей как надежных поставщиков качественной продукции, в том числе посредством ежегодного проведения национальной выставки «Made in Uzbekistan», отраслевых и региональных выставок и ярмарок товаров, а также участия в международных выставках и презентациях;
организацию и проведение образовательных семинаров и тренингов для начинающих экспортеров, торговых миссий для предпринимателей в зарубежные страны по вопросам внешнеторговой деятельности;
обеспечение доступа к финансовым ресурсам для предприятий-экспортеров, содействие росту объемов несырьевого экспорта, числа национальных экспортеров и стран, закупающих их продукцию;
См. предыдущую редакцию.
оказание финансового содействия в регистрации национальных продуктов и брендов (товарных знаков) в иностранных уполномоченных органах, участии республиканских организаций в международных выставках-ярмарках, международных тендерах и конкурсах, проведении презентаций и рекламных кампаний при продвижении традиционных национальных продуктов и брендов (товарных знаков) на потенциальных рынках сбыта, а также направлении в зарубежные страны с целью ознакомления с образцами продуктов;
(абзац третий подпункта «б» пункта 2 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 21 ноября 2023 года № УП-198 — Национальная база данных законодательства, 21.11.2023 г., № 06/23/198/0868)
оказание целевого финансового содействия предприятиям-экспортерам в целях покрытия расходов, связанных с внедрением международных систем стандартизации и сертификации как в республике, так и за рубежом, регистрацией национальной продукции в зарубежных уполномоченных органах;
См. предыдущую редакцию.
компенсация 50 процентов расходов за рубежом, связанных с открытием и содержанием торговых домов, арендой офисных, торговых и складских помещений, а также организацией рекламных кампаний, 50 процентов расходов, связанных с обучением членов сельскохозяйственных объединений экспортеров плодоовощной продукции новым технологиям, проведением мониторинга агротехнических мероприятий и маркетинговых исследований, а также расходов, связанных с оформлением разрешения и сертификата уполномоченных органов, необходимых для экспорта продукции;
компенсация расходов, связанных с проведением аккредитации органов по оценке соответствия органом аккредитации, который является членом международных организаций ILAC/IAF;
частичная компенсация расходов по внедрению ведения финансовой отчетности текстильным и швейно-трикотажным предприятиям на основе международных стандартов;
(подпункт «б» пункта 2 дополнен абзацами пятым — седьмым Указом Президента Республики Узбекистан от 21 ноября 2023 года № УП-198 — Национальная база данных законодательства, 21.11.2023 г., № 06/23/198/0868)
внедрение механизмов предэкспортного и экспортного финансирования, страхования экспортных кредитов и рисков с учетом опыта зарубежных стран, успешно внедривших современные механизмы финансовой поддержки и страхования отечественного экспорта, в том числе с привлечением международных финансовых институтов;
привлечение займов и льготных кредитов международных и зарубежных финансовых институтов для торгового финансирования;
3. Установить, что функционирование Национальной системы поддержки экспорта координируется Министерством внешней торговли Республики Узбекистан.
4. Одобрить предложения Министерства внешней торговли, Министерства финансов, Министерства экономики, Центрального банка, Государственного комитета по инвестициям и Государственного комитета Республики Узбекистан по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции о:
создании Агентства продвижения экспорта при Министерстве внешней торговли Республики Узбекистан на базе Фонда поддержки экспорта субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства при Национальном банке внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан;
возложении на Национальную компанию экспортно-импортного страхования «Узбекинвест» функций по страхованию экспортных кредитов и операций с ее передачей Министерству внешней торговли;
избрании министра внешней торговли Республики Узбекистан председателем Наблюдательного совета Акционерного коммерческого банка «Узагроэкспортбанк»;
См. предыдущую редакцию.
5. Министерству финансов Республики Узбекистан ежегодно, начиная с 2019 года, при формировании параметров Государственного бюджета Республики Узбекистан предусматривать средства в размере не менее 15 млн долларов США для выделения Агентству продвижения экспорта при Министерстве инвестиций и внешней торговли Республики Узбекистан.
(пункт 5 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 27 сентября 2020 года № УП-6075 — Национальная база данных законодательства, 28.09.2020 г., № 06/20/6075/1330)
6. Министерству внешней торговли совместно с Министерством финансов, Государственным комитетом по инвестициям и Центральным банком Республики Узбекистан:
в месячный срок внести в Кабинет Министров предложения по организации функционирования Национальной системы поддержки экспорта, предусмотрев источники финансирования мероприятий в рамках ее эффективного функционирования, а также механизмы финансовой поддержки экспортеров и страхования рисков при экспорте, защиты от дискриминационных мер, тарифных и нетарифных барьеров;
в недельный срок внести предложения по повышению уставного капитала Акционерного коммерческого банка «Узагроэкспортбанк» до минимально требуемого уровня.
17. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан А.Н. Арипова, руководителя Администрации Президента Республики Узбекистан З.Ш. Низомиддинова и заместителя советника Президента Республики Узбекистан Э.М. Ганиева.