от 19.09.2018 г. № ПП-3946
См. предыдущую редакцию.
(абзац первый пункта 5 в редакции постановления Президента Республики Узбекистан от 24 февраля 2020 года № ПП-4611 — Национальная база данных законодательства, 25.02.2020 г., № 07/20/4611/0209)
См. предыдущую редакцию.
(абзац первый подпункта «а» пункта 5 в редакции постановления Президента Республики Узбекистан от 24 февраля 2020 года № ПП-4611 — Национальная база данных законодательства, 25.02.2020 г., № 07/20/4611/0209)
См. предыдущую редакцию.
(абзац второй подпункта «а» пункта 5 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 13 декабря 2019 года № УП-5894 — Национальная база данных законодательства, 14.12.2019 г., № 06/19/5894/4161)
См. предыдущую редакцию.
(абзац третий подпункта «а» пункта 5 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 13 декабря 2019 года № УП-5894 — Национальная база данных законодательства, 14.12.2019 г., № 06/19/5894/4161)
См. предыдущую редакцию.
б) со дня вступления в силу соответствующих изменений в Закон Республики Узбекистан «Об аудиторской деятельности» аудиторские организации осуществляют аудиторскую деятельность исключительно на основе международных стандартов аудита, издаваемых Международной федерацией бухгалтеров;
(подпункт «б» пункта 5 в редакции постановления Президента Республики Узбекистан от 24 февраля 2020 года № ПП-4611 — Национальная база данных законодательства, 25.02.2020 г., № 07/20/4611/0209)
См. предыдущую редакцию.
(подпункт «а» пункта 10 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 20 апреля 2022 года № УП-113 — Национальная база данных законодательства, 21.04.2022 г., № 06/22/113/0330)
ПРИЛОЖЕНИЕ
к
постановлению Президента Республики Узбекистан от 19 сентября 2018 года № ПП-3946

Наименование мероприятия

Механизмы реализации

Сроки

реализации

Ответственные

исполнители

I. Дальнейшее совершенствование организационной и нормативно-правовой базы функционирования рынка аудиторских услуг

1.

Определение приоритетных направлений дальнейшего развития аудиторской деятельности, обеспечивающих устойчивое функционирование рынка аудиторских услуг и повышение уровня востребованности ее результатов.

1. Изучение законодательства и передового опыта зарубежных стран в сфере регулирования аудиторской деятельности.

2. Разработка проекта закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «Об аудиторской деятельности», предусматривающего нормы прямого действия, направленные на:

упрощение процесса лицензирования аудиторской деятельности;

совершенствование системы сертификации и повышения квалификации аудиторов с учетом международной практики;

развитие современной и эффективной системы мониторинга по осуществлению внешнего контроля качества работы аудиторских организаций;

применение международных стандартов аудита;

определение перечня общественно-значимых предприятий, подлежащих ежегодной аудиторской проверке.

до 1 декабря

2018 года

Минфин (В. Пак),

Минюст (Н. Жураев),

Минэкономики (М. Мирзаев),
ТПП (И. Жасимов),
республиканские общественные объединения аудиторов

2.

Недопущение осуществления деятельности аудиторских организаций, не отвечающих требованиям, установленным законодательством.

1. Организация обмена информацией о зарегистрированных аудиторских организациях между Агентством государственных услуг при Министерстве юстиции и Министерством финансов.

2. Внедрение механизма, предусматривающего:

сопоставление данных реестра аудиторских организаций, имеющих лицензию на осуществление аудиторской деятельности, с информацией об аудиторских организациях, зарегистрированных в центрах государственных услуг;

направление в Агентство государственных услуг при Министерстве юстиции сведений об аудиторских организациях, не имеющих лицензию на осуществление аудиторской деятельности, для принятия мер по их перерегистрации в соответствии с законодательством;

прекращение в установленном порядке действия лицензий аудиторских организаций, не отвечающих установленным требованиям.

до 30 ноября

2018 года


с 1 января

2019 года

Минфин (В. Пак),

Агентство государственных услуг

при Минюсте (Х. Турахужаев)

3.

Совершенствование нормативно-правового обеспечения аудиторской деятельности в соответствии с Международными стандартами аудита.

1. Изучение практики внедрения международных стандартов аудита (МСА) в зарубежных странах.

2. Внесение в Кабинет Министров предложений о порядке применения в республике международных стандартов аудита, предусматривающих признание МСА и официальное опубликование на веб-сайтах Министерства финансов и республиканских общественных объединений аудиторов.

3. Организация перевода МСА на государственный язык и их официальное опубликование на веб-сайтах Министерства финансов и республиканских общественных объединений аудиторов.

4. Размещение на веб-сайте Министерства финансов сведений об аудиторских организациях, являющихся членами международной аудиторской сети и международных ассоциаций.

5. Организация и проведение практических семинаров и «круглых столов» по актуальным вопросам развития аудита.

до 30 марта

2019 года

до 30 июля

2019 года



до 1 января

2020 года


каждое полугодие



постоянно

Минфин (В. Пак),

республиканские общественные объединения аудиторов

4.

Меры по обеспечению прозрачности деятельности аудиторских организаций и внедрение информационно-коммуникационных технологий в сферу их взаимодействия с государственными органами.

1. Разработка и внедрение программного комплекса «Аудит», предусматривающего создание веб-сервиса «Личный кабинет аудиторской организации» и «Личный кабинет общественного объединения аудиторов».

2. Реализация комплекса мер, предусматривающего:

а) размещение на веб-сайте Государственного налогового комитета, ежегодно до 1 июля, следующей информации о хозяйствующих субъектах, прошедших обязательную аудиторскую проверку:

идентифицирующие данные хозяйствующего субъекта (наименование и идентификационный номер налогоплательщика);

идентифицирующие данные аудиторской организации (наименование, дата и номер лицензии на осуществление аудиторской деятельности);

копия аудиторского заключения;

б) своевременное принятие мер в отношении хозяйствующего субъекта, не проводившего обязательную аудиторскую проверку;

в) формирование базы данных по:

хозяйствующим субъектам, подлежащим обязательной аудиторской проверке;

штрафным санкциям, примененным к хозяйствующим субъектам, уклонившимся от проведения обязательной аудиторской проверки, и их должностным лицам.

до 15 марта

2019 года


ежегодно

Минфин (В. Пак),

Мининфоком (О. Умаров)

ГНК (Б. Мусаев),

Минфин (В. Пак)

5.

Усиление контроля за проведением обязательной аудиторской проверки хозяйствующих субъектов.

Реализация комплекса мероприятий по выявлению субъектов, уклоняющихся от проведения обязательной аудиторской проверки, и принятию в отношении виновных лиц установленных мер ответственности.

Постоянно

ГНК (Б. Мусаев),

Минфин (В. Пак)

6.

Обеспечение здоровой конкурентной среды на рынке аудиторских услуг и создание равных условий для активного развития аудиторской деятельности.

Упразднение процедуры отбора аудиторских организаций для проведения аудиторской проверки на предприятиях с пакетом акций (долей) с государственной долей в уставном капитале свыше 50 процентов.

с 1 января

2019 года

Госкомконкуренции (Н. Шарипов),

Минфин (В. Пак)

II. Дальнейшее совершенствование деятельности республиканских общественных объединений аудиторов

7.

Совершенствование механизма оценки деятельности аудиторских организаций путем проведения рэнкинга по интересующим р�нжирующим показателям, обеспечивающим объективность, и независимость результата оценки.

1. Критическое изучение действующей практики рейтинговой оценки деятельности аудиторских организаций, а также анализ международного опыта в данной сфере.

2. Разработка Методики рэнкинга аудиторских организаций, включающей ранжирование показателей, обеспечивающей прозрачный механизм оценки и порядка использования результатов оценки.

3. Обеспечение:

размещения на веб-сайтах республиканских общественных объединений аудиторов результатов рэнкинга аудиторских организаций и публикация их в средствах массовой информации;

постоянной актуализации ранжирующих показателей при оценке деятельности аудиторских организаций.

до 15 октября

2018 года


до 1 января 2019 года



по мере проведения рэнкинга

Республиканские общественные объединения аудиторов,

Минфин (В. Пак)

8.

Совершенствование деятельности республиканских профессиональных общественных объединений бухгалтеров и аудиторов с учетом международной практики.

Внесение в Кабинет Министров предложений по внедрению порядка аккредитации общественных объединений бухгалтеров и аудиторов в Министерстве финансов и введению обязательного членства аудиторских организаций в аккредитованных общественных объединениях с отменой лицензирования аудиторской деятельности.

до 15 июня

2019 года

введение нового порядка
с 2020 года

Минфин (В. Пак),

республиканские общественные объединения аудиторов

9.

Дальнейшее развитие сотрудничества республиканских общественных объединений аудиторов с Международной федерацией бухгалтеров по обобщению и внедрению передового мирового опыта применения МСА и регулирования аудиторской деятельности.

Принятие мер по усилению взаимодействия республиканских общественных объединений аудиторов с Международной федерацией бухгалтеров, включая активную методическую поддержку аудиторских организаций в вопросах применения документов МСА, организацию распространения передового международного опыта применения указанных стандартов.

постоянно

Республиканские общественные объединения аудиторов,

Минфин (В. Пак)

III. Внедрение передовых методов подготовки специалистов в области бухгалтерского учета и аудита, а также повышения квалификации аудиторов

10.

Внедрение в систему образования методов и технологий, необходимых для расширения возможностей применения инновационных научных достижений, современных педагогических и информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих организацию дистанционного и самостоятельного обучения в области бухгалтерского учета и аудита.

1. Проведение в течение 2018/2019 учебного года комплексного анализа и мониторинга реализации учебных планов и программ высших образовательных учреждений
по бухгалтерскому учету и аудиту.

По итогам внесение предложений
по их улучшению.

2. Включение в учебные планы и программы специализированных высших образовательных учреждений дисциплины по международным стандартам аудита и международным стандартам финансовой отчетности.

3. Повышение профессиональных знаний, навыков и квалификации педагогических и других кадров на основе внедрения инновационных форм и методов обучения, современных информационно-коммуникационных технологий в процесс переподготовки и повышения квалификации.

2018-2019 гг.






2018-2019 гг.



постоянно

Минвуз (И. Маджидов),

Ташкентский финансовый

институт (У. Азизов),

Минфин (В. Пак),

республиканские общественные объединения аудиторов

11.

Создание современной системы профессиональной сертификации и повышения квалификации аудиторов на основе международных стандартов.

1. Анализ законодательства и изучение передового опыта зарубежных стран в сфере сертификации и повышения квалификации бухгалтеров и аудиторов.

2. Пересмотр порядка выдачи квалификационного сертификата, предусмотрев выдачу квалификационного сертификата аудитора на первоначальный пятилетний срок, продление на очередной десятилетний срок и последующий бессрочный период.

3. Внедрение современной системы мониторинга системы повышения квалификации аудиторов.

до 1 ноября

2018 года






Постоянно

Минфин (В. Пак),

республиканские общественные объединения аудиторов

12.

Повышение престижа и заинтересованности молодых специалистов в получении профессии аудитора.

Пересмотр квалификационных требований для получения квалификационного сертификата аудитора для претендентов, имеющих диплом магистра по специальностям «бухгалтерский учет» и «аудит».

до 1 ноября

2018 года

Минфин (В. Пак),

Минюст (Н. Жураев),

республиканские общественные объединения аудиторов

IV. Внедрение современных форм контроля и повышение ответственности за нарушение законодательства об аудиторской деятельности

13.

Усиление ответственности аудиторских организаций за качество услуг и достоверность представляемых ими заключений, в том числе введение административной ответственности за злоупотребление полномочиями аудиторов и руководителя аудиторской организации за допущенные нарушения лицензионных требований и условий при осуществлении аудиторской деятельности.

1. Анализ законодательства и изучение передового опыта зарубежных стран в сфере административной и другой ответственности за нарушение законодательства
об аудиторской деятельности.

2. Разработка проекта закона по внесению изменений и дополнений в Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности и другие законодательные акты.

до 1 января 2019 года

Минфин (В. Пак),

Минюст (Н. Жураев),

ТПП (И. Жасимов),

Генеральная прокуратура

(С. Саидкаримов), заинтересованные министерства и ведомства, республиканские общественные объединения аудиторов

14.

Создание современной, эффективной системы внешнего контроля качества деятельности аудиторских организаций.

1. Анализ и обобщение международной практики системы контроля за аудиторской деятельностью, в том числе внешнего контроля качества.

2. Разработка методики внешнего контроля качества работы аудиторской организации, проводящей обязательную аудиторскую проверку, а также выработка мер реагирования по нарушениям и недостаткам, выявляемым в ходе осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, с последующим размещением результатов внешнего контроля качества
на веб-сайте Министерства финансов.

до 1 января

2019 года

Минфин (В. Пак),

республиканские общественные объединения аудиторов,

ТПП (И. Жасимов),

Генеральная прокуратура

(С. Саидкаримов)

V. Разъяснение значимости и необходимости внедрения международных стандартов аудита

15.

Широкое обсуждение актуальных вопросов практического применения международных стандартов аудита, а также освещение в средствах массовой информации сути и содержания международных стандартов аудита, особенно в части повышения ответственности аудитора за качество оказанных услуг в современных условиях экономики.

Организация и проведение семинаров, круглых столов, теле- и радиопередач, издание методических пособий, размещение в печатных изданиях циклов статей, посвященных вопросам внедрения и практического применения международных стандартов аудита, в том числе с привлечением международных экспертов.

2019-
2020 гг.

Республиканские общественные объединения аудиторов,

Минфин (В. Пак),

ТПП (И. Жасимов)