от 24.08.2018 г. № 24
Постановление Пленума Верховного суда Республики Узбекистан, от 24.08.2018 г. № 24
Дата вступления в силу
24.08.2018
1. Обратить внимание судов на необходимость соблюдения закрепленной в Конституции Республики Узбекистан презумпции невиновности, согласно которой лицо считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в установленном законом порядке.
Важное значение в связи с этим имеет неукоснительное соблюдение органами дознания, предварительного следствия и судом установленной статьей 11 Уголовно-процессуального кодекса Республики Узбекистан (далее — УПК) требований об обязанности осуществления производства по каждому делу в строгом соответствии с нормами уголовно-процессуального закона, в том числе при собирании, проверке и оценке доказательств.
3. В соответствии со статьей 951 УПК фактические данные признаются недопустимыми в качестве доказательств, если они получены незаконными методами или путем лишения или ограничения гарантированных законом прав участников уголовного процесса либо с нарушением требований УПК, в том числе полученные:
4. В соответствии со статьей 235 УК и статьей 1 «Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания» от 10 декабря 1984 года под пытками и другими жестокими, бесчеловечными или унижающими достоинство видами обращения и наказания понимается совершение должностным или другим официальным лицом либо иным лицом по подстрекательству официального лица либо с его ведома либо молчаливого согласия любого действия, в результате которого лицу умышленно причиняется сильная боль, физическое, психическое либо психологическое страдание с целью:
Судам следует иметь в виду, что более подробные разъяснения по вопросу нарушения права подозреваемого, обвиняемого, подсудимого на защиту даны в постановлении Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 декабря 2003 года № 17 «О практике применения судами законов, обеспечивающих подозреваемому, обвиняемому право на защиту».
г) близкие родственники подозреваемого, обвиняемого, подсудимого в нарушение требований статьи 116 УПК допрошены без их согласия в качестве свидетелей или потерпевших об обстоятельствах, касающихся подозреваемого, обвиняемого, подсудимого;
См. предыдущую редакцию.
не выполнены другие требования, предусмотренные статьями 90 — 93 УПК, в частности о необходимости фиксации процессуальных действий в виде осмотра места происшествия по особо тяжким преступлениям, обыска, проверки показаний на месте события, следственного эксперимента, задержания лица, отказа от защитника, личный обыск и выемка, проводимые при задержании лица с использованием средств видеозаписи;
(абзац шестой подпункта «к» пункта 9 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 14 мая 2022 года № 9)
м) собраны с нарушением требований, предусмотренных Законом Республики Узбекистан «Об оперативно-розыскной деятельности»;
10. Разъяснить, что представленные вместе с заявлением, сообщением о преступлении документы, предметы (вещи), фотоснимки, аудио-, видеозаписи могут использоваться в качестве допустимых доказательств только тогда, если после возбуждения дела лица, представившие эти материалы, были допрошены и установлено, кем, когда, где, при каких обстоятельствах были обнаружены представленные документы, предметы (вещи) или произведена фотоснимки, аудио-, видеозапись и т.п. Обязательным условием признания представленных предметов (вещей) в качестве допустимых доказательств является постановление (определение) о приобщении их к делу в качестве вещественных доказательств, которое выносится после составления протокола осмотра предметов (вещей). В необходимых случаях для решения вопроса о приобщении к делу в качестве вещественных доказательств документов, предметов (вещей), фотоснимков, аудио-, видеозаписей может быть назначена соответствующая экспертиза.
11. В соответствии со статьей 26 УПК при рассмотрении уголовного дела по существу суд первой инстанции обязан непосредственно исследовать доказательства: допросить подозреваемых, обвиняемых, подсудимых, потерпевших и свидетелей и основывать приговор лишь на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Исходя из этого, недопустимо использовать в качестве доказательств оглашенные в суде показания свидетеля, потерпевшего, если причина их неявки в суд не установлена или они не явились в суд без уважительной причины, если суд не принял предусмотренные законом меры к обеспечению их явки в суд, а заинтересованная сторона возражает против оглашения их показания (статьи 261, 262 УПК). Данное правило не распространяется на случаи отсутствия возможности обеспечить явку свидетеля, потерпевшего в суд по объективным причинам (например, тяжелое заболевание, препятствующее допросу в судебном заседании, невозможность установления местонахождения, выезд за пределы страны на постоянное местожительства, на длительные или неопределенные сроки и т.д.).
См. предыдущую редакцию.
(абзац второй пункта 14 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 14 мая 2022 года № 9)
См. предыдущую редакцию.
16. Признавая доказательство, полученное с нарушением закона недопустимым, дознаватель, следователь, прокурор в стадии досудебного производства (глава 46 УПК), а суд первой инстанции в ходе предварительного слушания либо судебного следствия должен вынести постановление (определение) об исключении его из совокупности доказательств, с указанием мотивов такого решения. При возникновении вопроса о допустимости доказательства в совещательной (отдельной) комнате суд, признавая доказательство недопустимым, в описательной части определения, приговора указывает об исключении его из совокупности доказательств с приведением мотивов принятия такого решения. Решение суда апелляционной, кассационной инстанции по данному вопросу излагается в описательной части его определения.
(пункт 16 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 14 мая 2022 года № 9)
19. В связи с принятием настоящего постановления признать утратившим силу постановление Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 24 сентября 2004 года № 12 «О некоторых вопросах применения норм уголовно-процессуального закона о допустимости доказательств».