Производство, заготовка, обработка, хранение и реализация семян сельскохозяйственных и других культур, а также сортовой и семенной контроль являются ключевым фактором обеспечения продовольственной безопасности.
Вместе с тем остаются нерешенными вопросы организации деятельности элитно-семеноводческих хозяйств, научно-исследовательских учреждений, занятых первичным семеноводством и испытанием новых, перспективных сортов.
Отсутствие раздельного сбора семян различных сортов и репродукций, а также должного контроля за соблюдением условий их хранения и переработки приводит к низкому качеству посевного материала и снижению урожайности.
При данных обстоятельствах неэффективная система маркетинга и правового регулирования не позволяет на должном уровне осуществлять экспорт семян сельскохозяйственных культур, а недостаточный уровень селекции и первичного семеноводства приводит к высокой доле их импорта.
В целях кардинального совершенствования семеноводческой отрасли, расширения производства качественной и конкурентоспособной продукции, ее дальнейшего продвижения на международные рынки сбыта:
не допускается размещение в одной области более десяти, в одном районе — более пяти районированных сортов зерновых колосовых, а также в одной области более пяти, в одном районе — более двух районированных сортов хлопчатника (за исключением новых сортов, размещаемых для проведения испытаний);
срок сортоиспытания для сортов зерновых колосовых культур и хлопчатника не должен превышать двух лет, для других сельскохозяйственных культур — одного года;
отменяется требование об обязательной регистрации и внесении в Государственный реестр сельскохозяйственных культур, рекомендованных к посеву на территории Республики Узбекистан, сортов семян сельскохозяйственных культур (за исключением семян зерновых колосовых культур, хлопчатника и картофеля);
См. предыдущую редакцию.
экспорт семян зерновых колосовых культур и хлопчатника осуществляется на основании решения Министерства сельского хозяйства Республики Узбекистан, для экспорта семян других сельскохозяйственных культур не требуется специальное разрешение;
(абзац пятый пункта 1 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 1 апреля 2021 года № УП-6198 — Национальная база данных законодательства, 02.04.2021 г., № 06/21/6198/0269)
при импорте семян сельскохозяйственных культур (за исключением семян зерновых колосовых культур, хлопчатника и картофеля) признаются результаты испытаний сельскохозяйственных культур, проведенных зарубежными лабораториями, аккредитованными международными организациями по аккредитации, в случаях, когда примененные при испытании требования, не уступают аналогичным требованиям, действующим в Республике Узбекистан.
См. предыдущую редакцию.
2. Принять к сведению, что в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 17 апреля 2019 года № УП-5708 «О мерах по совершенствованию системы государственного управления в сфере сельского хозяйства» Центр развития семеноводства при Министерстве инновационного развития Республики Узбекистан и его подразделения преобразованы в Центр развития семеноводства при Министерстве сельского хозяйства Республики Узбекистан.
(пункт 2 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 1 апреля 2021 года № УП-6198 — Национальная база данных законодательства, 02.04.2021 г., № 06/21/6198/0269)
формирование современной системы подготовки, использования и экспорта семян сельскохозяйственных культур, в том числе хлопчатника и зерновых колосовых культур;
организацию и развитие первичного семеноводства сортов отечественной и зарубежной селекции, включая биотехнологические сорта;
разработку в соответствии с международными стандартами и техническими регламентами нормативных требований по заготовке, переработке и хранению посевных семян сельскохозяйственных культур предприятиями отрасли;
содействие в проведении научных и опытно-экспериментальных исследований в области семеноводства, укреплении научного потенциала и материально-технической базы предприятий отрасли;
активное взаимодействие с международными и национальными органами по семеноводству, внедрение инновационных технологий предпосевной обработки и переработки семян, ноу-хау в данной сфере.
См. предыдущую редакцию.
(пункты 4 — 6 утратили силу Указом Президента Республики Узбекистан от 1 апреля 2021 года № УП-6198 — Национальная база данных законодательства, 02.04.2021 г., № 06/21/6198/0269)
экспорт семян сельскохозяйственных культур осуществляется Центром на основе договоров комиссий, заключенных с семеноводческими хозяйствами и предприятиями;
при экспорте семян сельскохозяйственных культур по договорам комиссии размер комиссии не должен превышать одного процента;
См. предыдущую редакцию.
(абзац пятый пункта 7 исключен Указом Президента Республики Узбекистан от 1 апреля 2021 года № УП-6198 — Национальная база данных законодательства, 02.04.2021 г., № 06/21/6198/0269)
См. предыдущую редакцию.
(пункт 8 утратил силу Указом Президента Республики Узбекистан от 1 апреля 2021 года № УП-6198 — Национальная база данных законодательства, 02.04.2021 г., № 06/21/6198/0269)
9. Министерству инновационного развития Республики Узбекистан совместно с другими заинтересованными ведомствами в месячный срок:
укомплектовать Центр квалифицированными кадрами, способными на высоком и профессиональном уровне обеспечить эффективную организацию деятельности Центра;
внести в Кабинет Министров предложения по размещению Центра, обеспечению средствами связи, в том числе правительственной, компьютерной техникой и иными необходимыми материально-техническими ресурсами для эффективного выполнения возложенных задач.
10. Возложить функции и ответственность по заготовке и размещению семян сельскохозяйственных культур урожая 2018-2019 годов в рамках государственного заказа на Министерство сельского хозяйства Республики Узбекистан и Центр.
11. Министерству инновационного развития, Министерству сельского хозяйства совместно с Академией наук, Агентством по интеллектуальной собственности, Инспекцией по контролю за агропромышленным комплексом и обеспечением продовольственной безопасности при Генеральной прокуратуре, другими заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок обеспечить внесение в Кабинет Министров Республики Узбекистан плана мероприятий, предусматривающего:
создание семенных компаний, в том числе с участием иностранного капитала и на основе государственно-частного партнерства, занимающихся производством, переработкой и подготовкой семенного материала брендовых и коммерческих, а также гибридных и лицензированных сортов;
внедрение на заготовительных и семеноводческих предприятиях системы внутреннего контроля качества и передовых инновационных технологий, а также создание современных, аккредитованных согласно международным требованиям лабораторий;
создание на основе имеющихся коллекций сортов местной и зарубежной селекции системы производства гибридов приоритетных сельскохозяйственных культур, обладающих повышенной урожайностью, высоким качеством и устойчивостью к болезням;
внедрение механизмов лицензирования сортов сельскохозяйственных культур, схем и размеров роялти, получаемых оригинаторами по лицензии от предприятий и кластеров;
проведение полной инвентаризации существующих в стране сортов сельскохозяйственных культур, их молекулярно-генетическую паспортизацию (ДНК бар-кодинг), а также проведение их регистрации в Международном союзе по охране новых сортов растений (UPOV), позволяющей защищать селекционные достижения страны;
проведение инвентаризации семеноводческих хозяйств и цехов по переработке семенного материала на соответствие установленным нормам, требованиям, регламентам и техническим учетам;
проведение оценки патентов и авторских свидетельств (оригинаторских прав) на селекционные сорта хлопчатника и их переподтверждение каждые три года.
См. предыдущую редакцию.
12. Министерству сельского хозяйства совместно с Министерством иностранных дел Республики Узбекистан проработать вопросы установления контактов с международными организациями, занимающимися вопросами семеноводства, а также возможности присоединения Узбекистана к данным организациям.
(пункт 12 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 1 апреля 2021 года № УП-6198 — Национальная база данных законодательства, 02.04.2021 г., № 06/21/6198/0269)
13. Министерству инновационного развития совместно с Министерством юстиции и другими заинтересованными ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.
14. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан А.Н. Арипова, заместителей Премьер-министра Республики Узбекистан С.Р. Холмурадова и З.Т. Мирзаева.
См. предыдущую редакцию.
(приложение № 1 утратило силу Указом Президента Республики Узбекистан от 1 апреля 2021 года № УП-6198 — Национальная база данных законодательства, 02.04.2021 г., № 06/21/6198/0269)
См. предыдущую редакцию.
(приложение № 2 утратило силу Указом Президента Республики Узбекистан от 1 апреля 2021 года № УП-6198 — Национальная база данных законодательства, 02.04.2021 г., № 06/21/6198/0269)