Обеспечение граждан необходимыми лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения по доступным ценам является важным условием эффективной реализации государственной политики в сфере здравоохранения и социальной защиты населения.
В этой связи в ходе проводимых реформ в области здравоохранения особое внимание уделяется вопросам обеспечения населения доступными лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, а также предупреждения фактов искусственного завышения цен на них.
В частности, установлены предельные торговые надбавки для оптовой реализации — в размерах не более 15 процентов от покупной стоимости, для розничной реализации — не более 20 процентов от оптовой цены.
Введена система установления фиксированных цен на наиболее социально значимые лекарственные средства и изделия медицинского назначения иностранного и отечественного производства.
В целях развития фармацевтической промышленности проведены структурные преобразования, отечественным производителям лекарственных средств и изделий медицинского назначения предоставлены налоговые и таможенные льготы для модернизации предприятий и расширения локализации производства продукции.
В то же время отмечается ряд существенных упущений и недостатков, которые крайне негативно сказываются на обеспечении доступа населения к необходимым лекарственным средствам и изделиям медицинского назначения, в частности:
действующие излишние процедуры при осуществлении импорта социально значимых лекарственных средств и изделий медицинского назначения приводят к искусственному затягиванию сроков их поставки и образованию дефицита на внутреннем рынке;
отсутствие конкретных механизмов определения потребностей в лекарственных средствах и изделиях медицинского назначения не позволяет обеспечить сбалансированный импорт и прогнозирование выпуска фармацевтической продукции отечественными предприятиями;
отмечается несовершенство порядка определения предельных цен как на ввозимые по импорту, так и производимые в республике социально значимые лекарственные средства и изделия медицинского назначения;
недостаточный уровень локализации производства фармацевтической продукции вызывает высокую зависимость отечественных фармацевтических предприятий от импортных сырья и материалов, что в результате приводит к резкому повышению цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения;
не должным образом налажена деятельность территориальных комиссий по лицензированию розничной торговли лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, что негативно влияет на осуществление контроля за соблюдением лицензионных требований и условий.
Исходя из вышеизложенного, а также в соответствии со Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017 — 2021 годах Президентом страны принято настоящее постановление, предусматривающее реализацию комплексных мер по дальнейшему совершенствованию системы обеспечения населения социально значимыми лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, недопущению образования их дефицита.
В частности, данным постановлением с 1 августа 2017 года вводится порядок, согласно которому импортные поставки социально значимых лекарственных средств и изделий медицинского назначения осуществляются исключительно Республиканским внешнеэкономическим государственным предприятием «Узмедэкспорт». Данному предприятию также поручено обеспечивать поставку социально значимых лекарственных средств и изделий медицинского назначения по сформировавшейся во втором полугодии текущего года дополнительной потребности в них.
Кроме того, в целях дальнейшего повышения качества сертификации медицинской продукции предусматривается ее осуществление только государственными органами сертификации.
С учетом новых требований к организации деятельности аптек предусматривается обязательное переоформление в срок до 1 января 2018 года действующих лицензий на осуществление розничной реализации лекарственных средств и изделий медицинского назначения. При этом переоформление будет проведено новым лицензирующим органом – Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента.
В этих целях в структурах Министерства здравоохранения Республики Каракалпакстан, управлений здравоохранения областей и Главного управления здравоохранения города Ташкента образовываются сектора по контролю за соблюдением лицензионных требований и условий в сфере розничной реализации лекарственных средств и изделий медицинского назначения.
Наряду с этим Министерству здравоохранения Республики Узбекистан совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами поручено:
пересмотреть Перечень социально значимых лекарственных средств и изделий медицинского назначения и по итогам внести предложения по его оптимизации;
разработать Положение о порядке определения потребностей в социально значимых лекарственных средствах и изделиях медицинского назначения;
внести предложения по совершенствованию порядка ценообразования на торговые наименования лекарственных средств и изделия медицинского назначения, включенные в Перечень социально значимых;
разработать комплекс мер по оснащению аптек и их филиалов оборудованием и программными комплексами по выдаче товарных чеков, а также утвердить книжку товарного чека для использования в случае отсутствия или неисправности оборудования по выдаче товарного чека либо отключения электроэнергии.
Особо следует отметить, что в целях повышения уровня обеспечения населения социально значимыми лекарствами и медицинскими изделиями предусмотрено создание собственной сети социальных аптек Министерства здравоохранения, основной задачей которых является реализация населению лекарственных средств и изделий медицинского назначения по фиксированным ценам.
В целом принятое постановление позволит обеспечить дальнейшее усиление социальной защиты граждан, устранение причин и условий, оказывающих негативное влияние на обеспечение населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения по доступным ценам.