Комментарий LexUz
Настоящее постановление утратит силу 1 января 2020 года в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 21 августа 2019 года № 704 «Об утверждении Положения о порядке добровольной ликвидации и прекращения их деятельности субъектов предпринимательства и исключения из государственного реестра лиц, не осуществляющих финансово-хозяйственную деятельности».
В целях реализации Указа Президента Республики Узбекистан от 28 июня 1999 года № УП-2331 «О мерах по упрощению порядка ликвидации предприятий, не осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность и не сформировавших свои уставные фонды в установленные законодательством сроки» Кабинет Министров постановляет:
1. Утвердить Положение о ликвидации предприятий, не осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность и не сформировавших свои уставные фонды в установленные законодательством сроки, согласно приложению.
2. Установить, что в случае недостаточности средств и имущества ликвидируемых предприятий, не осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность и не сформировавших свои уставные фонды в установленные законодательством сроки, числящаяся за ними непогашенная задолженность по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды списывается по решению Правительственной комиссии по совершенствованию механизма расчетов и укреплению дисциплины платежей в бюджет, по представлению Государственного налогового комитета Республики Узбекистан.
См. последующую редакцию.
Государственному налоговому комитету Республики Узбекистан и внебюджетным фондам обеспечить ведение обособленного учета по суммам списанной ими задолженности;
В случаях, предусмотренных законодательством, материалы на должностных лиц ликвидируемых предприятий, допустивших образование не погашаемой задолженности по налогам и другим обязательным платежам, передаются в установленном порядке органами государственной налоговой службы и внебюджетными фондами в правоохранительные органы для привлечения виновных лиц к установленной законом ответственности и возмещения материального ущерба, нанесенного государству.
3. Принять к сведению, что предприятия, не сформировавшие свой уставный фонд в установленный законодательством срок в размерах, предусмотренных учредительными документами, могут уменьшить его до фактический сформированного, но не менее установленного законодательством минимального размера или преобразоваться в другие организационно-правовые формы в установленном порядке.
При невыполнении предприятиями данных требований их ликвидация осуществляется в порядке, установленном законодательством.
4. Министерству макроэкономики и статистики Республики Узбекистан, начиная со второго полугодия 1999 года, ввести специальный учет предприятий, не осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность и (или) не сформировавших свои уставные фонды, в установленные законодательством сроки.
См. последующую редакцию.
5. Пункт 7 Положения о Правительственной комиссии по совершенствованию механизма расчетов и укреплению дисциплины платежей в бюджет, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 10 июня 1999 года № 298, дополнить абзацем четвертым следующего содержания:
«по представлению Государственного налогового комитета Республики Узбекистан принимать решения о списании задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами ликвидируемых предприятий, не осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность и не сформировавших свои уставные фонды в установленные законодательством сроки».
6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Хамидова Б.С.
1.1. Настоящее Положение определяет порядок ликвидации предприятий, не осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность в течение шести месяцев (торговых, торгово-посреднических предприятий с проведением операций по банковским счетам — в течение трех месяцев), а также предприятий не сформировавших свои уставные фонды в установленный законодательством срок.
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
1.2. В настоящем Положении под термином «финансово-хозяйственная деятельность» понимается деятельность предприятий по выпуску продукции, выполнению работ и оказанию услуг со связанным с ними ведением бухгалтерско-финансовой, расчетной и товаросопроводительной документации.
(пункт 1.2 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 10 ноября 2006 года № 235 — СЗ РУ, 2006 г., № 46-47, ст. 458)
решение учредителей (участников), либо уполномоченного учредительными документами органа предприятия;
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
1.4. Решение вопроса о целесообразности дальнейшего продолжения деятельности предприятий, не осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность и (или) не сформировавших свои уставные фонды в установленные законодательством сроки, а также осуществление по решениям хозяйственных судов ликвидационного процесса предприятий (в случаях несогласия на ликвидацию их учредителей, участников или уполномоченных учредительными документами органов, а также при невозможности установления местонахождения и обеспечения привлечения в процесс ликвидации указанных лиц и органов) осуществляется:
специальными комиссиями при Совете Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятах областей и г. Ташкента — по предприятиям, государственная регистрация которых осуществляется органами юстиции;
специальными комиссиями при хокимиятах городов, районов — по предприятиям, государственная регистрация которых осуществлена указанными хокимиятами.
См. последующую редакцию.
1.5. Действие раздела III настоящего Положения распространяется на предприятия, не осуществляющие финансово-хозяйственную деятельность с момента государственной регистрации и предприятия, у которых невозможно установить местонахождение учредителей (участников) или уполномоченных ими органов с учетом особенностей предусмотренных в разделах IV и V.
См. предыдущую редакцию.
2.1. В случаях неосуществления финансово-хозяйственной деятельности с проведением денежных операций по банковским счетам торговыми и торгово-посредническими предприятиями в течение трех месяцев, а другими хозяйствующими субъектами — юридическими лицами — в течение шести месяцев, коммерческие банки в трехдневный срок представляют информацию в орган налоговой службы по месту постановки его на учет, в которой указываются:
имеющаяся дебиторская и кредиторская задолженность, наличие картотеки № 2, с расшифровкой кредиторов;
При представлении соответствующего решения суда о приостановлении операций по банковским счетам банки не позднее следующего рабочего дня закрывают счета хозяйствующих субъектов.
При этом остатки средств на закрываемых счетах хозяйствующих субъектов зачисляются коммерческими банками на специальные счета без права пользования, а кредиторская задолженность хозяйствующего субъекта, предъявленная банку к оплате, переводится на отдельный счет непредвиденных обстоятельств.
Средства, поступающие на имя хозяйствующих субъектов после закрытия их банковских счетов, зачисляются на специальные счета без права пользования.
Средства, аккумулированные на специальных счетах без права пользования, направляются коммерческими банками в первоочередном порядке на погашение задолженности хозяйствующих субъектов перед бюджетом и внебюджетными фондами, а оставшиеся суммы — на погашение их кредиторской задолженности в календарной очередности платежей.
(пункт 2.1 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 10 ноября 2006 года № 235 — СЗ РУ, 2006 г., № 46-47, ст. 458)
2.2. Налоговый орган в двухнедельный срок со дня получения с банковского учреждения сведений, указанных в пункте 2.1 настоящего Положения выявляет предприятия, не осуществляющие финансово-хозяйственную деятельности в течение последних шести месяцев (торговые и торгово-посреднические предприятия с проведением банковских операций в течение трех месяцев), в том числе:
См. последующую редакцию.
не имеющие имущества и (или) имущество которых невозможно установить (далее — предприятия, имущество которых отсутствует);
в которых не представляется возможным установление местонахождения учредителей (участников), обеспечения привлечение данных лиц в процесс ликвидации (далее — предприятия, учредители которых отсутствуют).
2.3. Выявление предприятий, не сформировавших свои уставные фонды в установленный законодательством срок, осуществляется регистрирующим органам.
2.4. Налоговыми органами, по мере выявления предприятий, не осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность в установленные законодательством сроки, направляют в регистрирующий орган представления о ликвидации предприятий, имущество и (или) учредители которых отсутствуют.
По остальным предприятиям направляются запросы в соответствующую территориальную специальную комиссию по ликвидации предприятий о целесообразности дальнейшего продолжения деятельности предприятий.
2.5. Регистрирующий орган направляет в специальную комиссию запросы о целесообразности дальнейшего продолжения деятельности предприятий, не сформировавших свои уставные фонды в установленный законодательством сроки.
2.6. Специальная комиссия обязана в недельный срок направить заключение (решение) о целесообразности либо о нецелесообразности дальнейшего продолжения деятельности предприятия:
в налоговый орган — по предприятиям, не осуществляющим финансово-хозяйственную деятельность в установленный законодательством срок;
в регистрирующий орган — по предприятиям, не сформировавшим свой уставный фонд в установленный законодательством срок.
По предприятиям, создание которых осуществлено в соответствии со специальными постановлениями Кабинета Министров Республики Узбекистан, заключение специальной комиссией принимается по согласованию с Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
2.7. В случае принятия решения о целесообразности дальнейшего продолжения деятельности предприятия специальной комиссией:
См. предыдущую редакцию.
по предприятиям, не осуществляющим финансово-хозяйственную деятельность, протокольным решением устанавливается срок и осуществляется контроль за возобновлением финансово-хозяйственной деятельности;
(абзац второй пункта 2.7 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 10 ноября 2006 года № 235 — СЗ РУ, 2006 г., № 46-47, ст. 458)
по предприятиям, не сформировавшим свои уставные фонды в установленные законодательством сроки, устанавливается срок и осуществляется контроль за формированием уставного фонда.
2.8. Налоговый орган, в случае получения заключения специальной комиссии о нецелесообразности дальнейшего продолжения деятельности предприятия, в трехдневный срок направляет его в регистрирующий орган вместе с представлением о ликвидации предприятия.
См. последующую редакцию.
2.9. Регистрирующий орган ведет реестр предприятий, подлежащих ликвидации, как не осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность (бездействующие предприятия) и не сформировавших свои уставные фонды в установленный законодательством срок.
2.10. Регистрирующие органы ежемесячно представляют сведения о предприятиях, внесенных в реестр бездействующих предприятий и не сформировавших в течение установленного законодательством срока уставные фонды, в соответствующие органы статистики, которые ведут по ним отдельный учет.
См. последующую редакцию.
3.1. Регистрирующий орган в недельный срок со дня получения представления налогового органа или заключения специальной комиссии о нецелесообразности дальнейшего продолжения деятельности предприятия, не осуществляющего финансово-хозяйственную деятельность и (или) не сформировавшего свой уставный фонд в установленный законодательством срок, письменно с указанием оснований предлагает учредителям (участникам) или органам, уполномоченным учредительными документами, осуществить добровольную ликвидацию предприятия.
В случае, если предприятие в двухнедельный срок (акционерное общество — в месячный срок) не приступило к добровольной ликвидации, либо отказа учредителей (участников) или уполномоченного учредительными документами органа предприятия от осуществления добровольной ликвидации, регистрирующий орган в недельный срок направляет в установленном порядке в хозяйственный суд исковое заявление о ликвидации предприятия.
При принятии хозяйственным судом решения о ликвидации предприятия ликвидационное производство по его поручению осуществляется учредителями (участниками) или уполномоченным учредительными документами органом предприятия, либо специальной комиссией.
См. последующую редакцию.
3.2. Учредители (участники) или уполномоченный учредительными документами орган предприятия, либо хозяйственный суд, принявшие решение о ликвидации предприятия, обязаны письменно сообщить об этом органу, осуществившему государственную регистрацию предприятия. На основании этого регистрирующий орган вносит в государственный реестр юридических лиц сведения о том, что предприятие находится в процессе ликвидации.
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
3.3. Учредители (участники) или уполномоченный учредительными документами орган предприятия, принявшие решение о его добровольной ликвидации, или при возложении на них решением суда обязанностей по осуществлению ликвидации предприятия представляют в регистрирующий орган решение о ликвидации с указанием порядка и срока ее осуществления. При возложении решением суда на учредителей (участников) или уполномоченный учредительными документами орган предприятия обязанностей по осуществлению ликвидации предприятия они представляют в регистрирующий орган также сведения о членах ликвидационной комиссии.
(абзац первый пункта 3.3 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 22 мая 2006 года № 92 — СЗ РУ, 2006 г., № 20-21, ст. 181)
В случае, когда учредителем (участником) предприятия является государство, в состав ликвидационной комиссии включается представитель органа, уполномоченного распоряжаться государственным имуществом.
Регистрирующий орган в течение трех дней с момента получения указанных документов обязан дать письменное уведомление о согласовании либо об отказе в согласовании состава ликвидационной комиссии, с указанием конкретных причин отказа.
См. последующую редакцию.
3.4. В случае несогласия учредителей (участников) или уполномоченных учредительными документами органов предприятия на ликвидацию в добровольном порядке, а также невозможности установления и обеспечения привлечения указанных лиц в процесс ликвидации выполнение функции ликвидационной комиссии возлагается на территориальную специальную комиссию.
См. последующую редакцию.
3.5. С момента назначения ликвидационной комиссии, к ней переходят все полномочия по управлению делами предприятия.
См. последующую редакцию.
3.6. Ликвидационная комиссия сосредотачивает денежные средства предприятия на едином сумовом и едином валютном счетах в одном банке (ликвидационный счет).
Ликвидационная комиссия в течение трех дней размещает в органах печати объявление о ликвидации предприятия. В объявлении о ликвидации указываются сведения о государственной регистрации юридического лица, срок для приема заявлений с требованиями кредиторов, который не может быть менее двух месяцев с момента опубликования указанного объявления.
После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет и направляет в регистрирующий орган на согласование промежуточный ликвидационный баланс, в котором должны содержаться сведения о составе имущества ликвидируемого предприятия, перечень предъявленных кредиторами требований, а также результаты их рассмотрения с приложением:
справки обслуживающего банка о наличии средств на ликвидационном счете и сведений по имеющейся кредиторской задолженности;
Регистрирующий орган в течение трех дней с момента получения документов обязан дать письменное уведомление о согласовании промежуточного ликвидационного баланса либо об отказе в согласовании, с указанием конкретных причин отказа.
Промежуточный ликвидационный баланс после согласования с регистрирующим органом представляется ликвидационной комиссией (ликвидатором) для утверждения учредителям (участникам) или уполномоченному учредительными документами органу предприятия. В случае осуществления ликвидации предприятия специальной комиссией, промежуточный ликвидационный баланс утверждается ею.
См. предыдущую редакцию.
При добровольной ликвидации предприятия согласования промежуточного ликвидационного баланса с регистрирующим органом не требуется.
(пункт 3.6 дополнен абзацем тринадцатым постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 22 мая 2006 года № 92 — СЗ РУ, 2006 г., № 20-21, ст. 181)
См. последующую редакцию.
3.7. Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого предприятия производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 56 Гражданского кодекса Республики Узбекистан, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения.
Если имеющиеся у ликвидируемого предприятия денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества предприятия в установленном законодательством порядке.
В случае недостаточности средств и имущества ликвидируемых предприятий, не осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность и не сформировавших свои уставные фонды в установленный законодательством срок, числящаяся за ними непогашенная задолженность по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды списывается по решению Правительственной комиссии по совершенствованию механизма расчетов и укреплению дисциплины платежей в бюджет по представлению Государственного налогового комитета Республики Узбекистан.
Государственный налоговый комитет Республики Узбекистан и внебюджетные фонды ведут обособленный учет по суммам списанной ими задолженности.
В случаях, предусмотренных законодательством, материалы на должностных лиц ликвидируемых предприятий, допустивших образование задолженностей по налогам и другим обязательным платежам, передаются органами государственной налоговой службы и внебюджетными фондами в правоохранительные органы для привлечения виновных лиц к установленной законом ответственности и возмещения материального ущерба, нанесенного государству.
См. последующую редакцию.
3.8. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет и направляет для согласования в регистрирующий орган ликвидационный баланс с приложением копий банковских платежных документов, подтверждающих расчеты с кредиторами.
Регистрирующий орган в течение трех дней с момента получения документов обязан дать письменное уведомление о согласовании ликвидационного баланса либо об отказе в согласовании, с указанием конкретных причин отказа.
После согласования регистрирующим органом ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) или уполномоченным учредительными документами органом предприятия либо территориальной специальной комиссией.
См. предыдущую редакцию.
При добровольной ликвидации предприятия согласования ликвидационного баланса с регистрирующим органом не требуется.
(пункт 3.8 дополнен абзацем четвертым постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 22 мая 2006 года № 92 — СЗ РУ, 2006 г., № 20-21, ст. 181)
См. последующую редакцию.
3.9. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов и утверждения ликвидационного баланса имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательные права в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законодательством.
3.10. Ликвидационная комиссия закрывает ликвидационный счет в банке, сдает в органы внутренних дел на уничтожение печать, угловой и другие штампы, получая при этом соответствующие справки.
При наличии у предприятия товарного знака ликвидационная комиссия направляет письмо в соответствующие органы об аннулировании свидетельства о регистрации товарного знака в связи с ликвидацией предприятия.
Завершение ликвидационного производства ликвидационная комиссия оформляет протокольным решением (с учетом раздела оставшегося имущества), которое утверждается учредителями (участниками) или уполномоченным учредительными документами органом предприятия. В случае осуществления ликвидации предприятия территориальной специальной комиссией протокольное решение утверждается ею.
См. последующую редакцию.
3.11. После формирования полного пакета ликвидационных документов учредители (участники) или уполномоченный учредительными документами орган предприятия либо специальная комиссия обращаются в регистрирующий орган с заявлением об исключении ликвидируемого предприятия из государственного реестра юридических лиц с приложением:
оригиналов зарегистрированных учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации;
решения учредителей (участников) или уполномоченного учредительными документами органа предприятия либо специальной комиссии об утверждении ликвидационного баланса, с приложением заверенного налоговой инспекцией ликвидационного баланса;
справки налогового органа об отсутствии или о списании задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами;
См. последующую редакцию.
3.12. Регистрирующий орган на основании перечисленных документов в трехдневный срок выносит решение об исключении предприятия из государственного реестра юридических лиц в связи с его ликвидацией и вносит об этом запись в государственный реестр юридических лиц и рассылает уведомление в Пенсионный фонд, Фонд занятости, органы статистики, налоговый орган, которые в трехдневный срок обязаны снять предприятие с учета.
См. последующую редакцию.
Ликвидация предприятия считается завершенной, а предприятие — прекратившим существование после внесения об этом записи в государственный реестр юридических лиц.
4.1. При принятии решения о ликвидации предприятия, не осуществляющего финансово-хозяйственную деятельность с момента государственной регистрации, учредители (участники) или уполномоченный учредительными документами орган предприятия либо специальная комиссия выполняют следующие действия:
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
обращаются в регистрирующий орган с заявлением об исключении предприятия из государственного реестра.
См. последующую редакцию.
4.2. Исключение из государственного реестра может быть осуществлено регистрирующим органом не ранее, чем через месяц после публикации в печати объявления о ликвидации предприятия представляются следующих документов:
заявления об исключении предприятия из государственного реестра юридических лиц в связи с его ликвидацией;
См. последующую редакцию.
решения учредителей (участников) или уполномоченного учредительными документами органа предприятия либо хозяйственного суда о ликвидации предприятия;
См. последующую редакцию.
документа банковского учреждения, подтверждающего закрытие специального счета без права пользования и отдельного счета непредвиденных обстоятельств;
документа соответствующего органа внутренних дел, подтверждающий сдачу печатей и штампов предприятия на уничтожение;
См. последующую редакцию.
справки налогового органа о неосуществлении предприятием финансово-хозяйственной деятельности с момента государственной регистрации;
документа, подтверждающего опубликование в средствах массовой информации объявления о ликвидации предприятия;
См. последующую редакцию.
5.1. По предприятиям, учредители которых отсутствуют, регистрирующие органы публикуют объявления в печати об инициировании ими начала процесса ликвидации предприятий и одновременно направляют соответствующую информацию:
в банковские учреждения, обслуживающие данные предприятия, для закрытия их банковских счетов в установленном порядке.
5.2. Если через три месяца учредители (участники) не объявятся или не будут найдены, регистрирующий орган в недельный срок обращается в хозяйственный суд с исковым заявлением о ликвидации предприятия.
См. последующую редакцию.
5.3. При принятии хозяйственным судом решения о ликвидации предприятия ликвидационное производство по его поручению осуществляется территориальной специальной комиссией. Ликвидация предприятия осуществляется в соответствии с пунктами 3.5 — 3.12 или 4.1-4.2 настоящего Положения.
См. последующую редакцию.
5.4. Имущество, оставшееся после завершения процесса ликвидации предприятия, берется на учет соответствующим органом как бесхозяйное имущество. При наличии денежных средств, оставшихся после завершения ликвидационного процесса, за счет них специальная комиссия организует хранение имущества. Срок хранения не должен превышать трех лет после завершения процесса ликвидации. В случае отсутствия денежных средств или после их расхода за хранение в течение трехлетнего срока, имущество снимается с хранения и распродается. Вырученные средства, за исключением операционных расходов, перечисляются в банк на специально открываемый для этих целей счет. Указанные средства являются собственностью отсутствующих учредителей (участников) и подлежат зачислению в местный бюджет не ранее, чем через три года с момента ликвидации предприятия.