См. последующую редакцию.
Комментарий LexUz
Настоящий приказ утратил силу в соответствии с приказом министра юстиции Республики Узбекистан от 24 февраля 2021 года № 2-мх «Об утверждении Положения о порядке проведения антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов» (рег. № 3287 от 24.02.2021 г.).
В соответствии с Законом Республики Узбекистан «О нормативно-правовых актах» и Положением о Министерстве юстиции Республики Узбекистан, утвержденным постановлением Президента Республики Узбекистан от 23 августа 2011 года № ПП-1602, приказываю:
1. Утвердить Методику проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативно-правовых актов согласно приложению.
См. последующую редакцию.
2. Произвести государственную регистрацию настоящего приказа и Управлению государственной регистрации ведомственных нормативно-правовых актов внести соответствующую запись в Государственный реестр ведомственных нормативно-правовых актов.
3. Управлению уголовного, административного и социального законодательства и Управлению систематизации законодательства и правовой информации обеспечить доведение до сведения всех заинтересованных лиц и опубликование в «Ўзбекистон Республикаси қонун ҳужжатлари тўплами» — «Собрании законодательства Республики Узбекистан» настоящего ведомственного нормативно-правового акта.
4. Управлению уголовного, административного и социального законодательства, Управлению экономического законодательства, Управлению государственной регистрации ведомственных нормативно-правовых актов и Управлению систематизации законодательства и правовой информации совместно с Пресс-службой, Министерством юстиции Республики Каракалпакстан, управлениями юстиции областей и города Ташкента:
в месячный срок организовать семинары с участием представителей юридических служб соответствующих органов государственного и хозяйственного управления, их территориальных подразделений, а также органов государственной власти на местах;
обеспечить систематическое освещение в средствах массовой информации обобщенных сведений о деятельности органов юстиции в сфере проведения антикоррупционной экспертизы.
ПРИЛОЖЕНИЕ
к приказу министра юстиции Республики Узбекистан от 25 декабря 2015 года № 384-мх
к приказу министра юстиции Республики Узбекистан от 25 декабря 2015 года № 384-мх
См. последующую редакцию.
Настоящая Методика в соответствии со статьей 22 Закона Республики Узбекистан «О нормативно-правовых актах» и постановлением Президента Республики Узбекистан от 23 августа 2011 года № ПП-1602 «О мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности Министерства юстиции Республики Узбекистан» определяет порядок проведения антикоррупционной экспертизы проектов законов Республики Узбекистан, постановлений палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, указов, постановлений и распоряжений Президента Республики Узбекистан, постановлений Кабинета Министров Республики Узбекистан, решений органов государственной власти на местах, а также нормативно-правовых актов министерств, государственных комитетов и ведомств (далее — проекты) на предмет выявления в их содержании коррупциогенных факторов, которые могут способствовать коррупционным проявлениям в процессе правоприменения.
См. последующую редакцию.
нормативно-правовой акт — официальный документ, принятый в соответствии с Законом «О нормативно-правовых актах», направленный на установление, изменение или отмену правовых норм как общеобязательных государственных предписаний;
правовая экспертиза — осуществление проверки соответствия проектов Конституции и законам Республики Узбекистан, иным актам законодательства, имеющим по сравнению с ними более высокую юридическую силу, целям и задачам проводимых в стране реформ, правилам законодательной техники, а также обоснованности и целесообразности применения отсылочных норм;
коррупциогенные факторы — нормы проектов, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к физическим и юридическим лицам, а также пробелы в правовом регулировании;
См. последующую редакцию.
органы юстиции — Министерство юстиции Республики Узбекистан, Министерство юстиции Республики Каракалпакстан, управления юстиции областей и города Ташкента.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
выявление в проектах коррупциогенных факторов, создающих возможность совершения коррупционных правонарушений;
общая оценка последствий принятия проекта в части возможности совершения коррупционных правонарушений;
прогнозирование возможности возникновения рисков коррупционного характера в процессе применения нормативно-правовых актов;
разработка рекомендаций и принятие мер, направленных на устранение выявленных в проектах коррупциогенных факторов.
законность — соответствие содержания норм проектов нормативно-правовым актам более высокой юридической силы;
правоприменяемость — исключение норм, которые могут вызвать противоречивое толкование и применение положений нормативно-правовых актов;
прозрачность и устойчивость норм — изложение текста проекта лаконичным, простым и ясным языком. Используемые в проекте понятия и термины применяются единообразно в соответствии с их значением, принятым в законодательстве, исключающим возможность различного толкования. Не допускается употребление форм разговорной речи, терминов иностранных языков при наличии равнозначных слов и понятий на государственном языке, устаревших и многозначных слов и выражений, образных сравнений, эпитетов, метафор;
объективность — проведение антикоррупционной экспертизы объективно и беспристрастно, на строго законодательной, теоретической и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме;
независимость — проведение антикоррупционной экспертизы независимым лицом. Не допускается воздействие на лицо, проводящее антикоррупционную экспертизу, в целях получения заключения в пользу заинтересованных лиц.
5. Коррупциогенными факторами, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, являются:
а) широта дискреционных полномочий (полномочия, из содержания которых невозможно определить их пределы), заключающаяся в основном:
в отсутствии или неопределенности сроков и предусмотрении возможности продлить или сократить установленный срок без мотивированных причин;
в отсутствии условий или оснований принятия решения, а также в предоставлении государственным и иным органам или их работникам (далее — органы) возможности по своему усмотрению издавать решения, принимать несколько видов решений и определять способ их исполнения;
в позволении органам по своему усмотрению оценивать юридический факт и самостоятельно определять порядок совершения физическими и юридическими лицами соответствующих действий;
в предоставлении возможности органу по своему усмотрению инициировать возникновение правоотношений с физическими и юридическими лицами, их изменение или прекращение без соответствующей мотивировки;
б) наличие норм, создающих возможность их различного и неоднозначного толкования правоприменителями;
в) необоснованное определение компетенции, выраженное в диспозитивном установлении возможности совершения органами действий в отношении физических и юридических лиц;
г) возможность выборочного изменения объема прав, то есть необоснованное установление исключений из общего порядка для физических и юридических лиц по усмотрению органов;
д) чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества, характеризуемая наличием бланкетных и отсылочных норм, приводящих к принятию подзаконных актов, относимых к компетенции другого органа;
з) установление в проектах подзаконных актов норм, которые согласно законодательству должны быть регламентированы законодательным актом;
и) отказ от конкурсных процедур предоставления соответствующих прав или полномочий с закреплением внеконкурсного порядка их предоставления;
к) несоответствие норм проектов предписаниям нормативно-правовых актов, обладающим более высокой юридической силой.
6. Коррупциогенными факторами, содержащими неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к физическим и юридическим лицам, являются:
а) наличие завышенных требований, предъявляемых к правоприменителю для реализации принадлежащего ему права, заключающихся в основном:
в установлении требований, направленных на ограничение прав и свобод физических и юридических лиц и (или) предъявление которых не обосновано нормами законодательства;
в возложении на физических и юридических лиц обязанности представлять документы, информацию, не предусмотренные законодательством;
в наличии обязанностей соответствовать признакам (профессиональным, имущественным, социальным), которые не соответствуют приобретаемому праву;
б) отсутствие четкой регламентации осуществления физическими и юридическими лицами, принадлежащих им прав;
в) употребление неустоявшихся, двусмысленных понятий либо отсутствие понятия, научной обоснованности и достоверности применяемых терминов;
г) установление преимуществ для одной группы субъектов правоотношений, ставящих других в неравное, дискриминационное положение.
См. последующую редакцию.
7. Коррупциогенными факторами, которые связаны с наличием пробелов в правовом регулировании, являются:
а) отсутствие или неполнота административных процедур, то есть отсутствие порядка совершения органами определенных действий, в том числе:
г) отсутствие норм, предусматривающих раскрытие информации (за исключением информации, составляющей охраняемую законом тайну) о деятельности органов и о порядке предоставления ими сведений по запросам физических и юридических лиц;
д) отсутствие возможности из содержания проекта установить орган, ответственный за выполнение соответствующих действий;
ж) отсутствие у правоприменителей обязанностей при наличии прав, либо наличие обязанностей при отсутствии прав;
з) заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие соответствующего делегирования.
См. последующую редакцию.
8. При проведении антикоррупционной экспертизы используется как официальная, так и неофициальная информация.
в установленном законодательством порядке знакомиться с документами, относящимися к предмету проектов, по которым проводится антикоррупционная экспертиза;
уточнять нормы проектов, по которым проводится антикоррупционная экспертиза, и получать по ним соответствующие разъяснения.
соблюдать установленные законодательством требования по организации и проведению антикоррупционной экспертизы;
не разглашать сведения, которые стали ему известны в связи с проведением антикоррупционной экспертизы;
Антикоррупционная экспертиза может проводиться юридической службой разработчика или органа, принимающего нормативно-правовой акт, а также органов, с которыми проекты должны быть согласованы.
См. последующую редакцию.
14. При проведении антикоррупционной экспертизы осуществляется анализ каждой нормы или положения проекта, а также уровня соответствия положений проекта другим нормативно-правовым актам в данной области.
15. В случае выявления в проекте коррупциогенных факторов, результаты антикоррупционной экспертизы органа юстиции отражаются в заключении, подготавливаемом по итогам проведенной правовой экспертизы.
См. последующую редакцию.
16. В заключении должны быть указаны выявленные при проведении антикоррупционной экспертизы коррупциогенные факторы с отражением структурных единиц проекта, в которых они выявлены.
См. последующую редакцию.
17. Замечания и предложения по результатам проведенной антикоррупционной экспертизы проектов, за исключением ведомственных нормативно-правовых актов, носят рекомендательный характер.
См. последующую редакцию.
18. В случае выявления в ведомственных нормативно-правовых актах норм, содержащих коррупциогенные факторы, Министерство юстиции Республики Узбекистан отказывает в их государственной регистрации в соответствии с Правилами подготовки и принятия ведомственных нормативно-правовых актов (рег. № 2565 от 28 февраля 2014 года).
19. Антикоррупционная экспертиза действующих нормативно-правовых актов, международных договоров Республики Узбекистан и их проектов проводится в соответствии с настоящей Методикой.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
20. По итогам антикоррупционной экспертизы действующих нормативно-правовых актов органами юстиции в соответствии с пунктом 10 Положения о Министерстве юстиции Республики Узбекистан, утвержденного постановлением Президента Республики Узбекистан от 23 августа 2011 года № ПП-1602, в органы государственного управления, органы государственной власти на местах, правоохранительные и контролирующие структуры могут быть внесены соответствующие представления.
См. последующую редакцию.