1. Одобрить отчет о деятельности Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан в 2010 году с учетом высказанных предложений (прилагается).
В целях реализации задач, поставленных Главой государства перед парламентом, Кенгаш Сената утвердил план законодательной и контрольной деятельности комитетов Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан на 2010 год, план мероприятий комитетов Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан на 2010 год, вопросы, рекомендуемые для рассмотрения на заседаниях Кенгаша Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан в 2010 году, а также план контрольной деятельности и мероприятий комитетов Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан по реализации Государственной программы «Год гармонично развитого поколения» и основных положений, определенных в докладе Президента Республики Узбекистан И. Каримова на заседании Кабинета Министров Республики Узбекистан 29 января 2010 года, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2009 году и важнейшим приоритетам экономической программы на 2010 год.
Принимая во внимание необходимость дальнейшего совершенствования механизма взаимодействия Сената с местными Кенгашами народных депутатов в решении задач социально-экономического развития регионов, оказания практической и методической помощи постоянным комиссиям местных Кенгашей народных депутатов в реализации их полномочий, а также повышения ответственности руководителей местных Кенгашей народных депутатов, их постоянных комиссий за эффективную организацию деятельности местных Кенгашей народных депутатов, постановлениями Кенгаша Сената от 31 марта и 20 мая 2010 года утверждены Программа действий по активизации деятельности представительных органов власти на местах на 2010 — 2014 гг. и план работы Комиссии Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан по содействию активизации деятельности представительных органов власти на местах на 2010 год по обеспечению реализации Программы действий по активизации деятельности представительных органов власти на местах на 2010 — 2014 гг.
На четвертом пленарном заседании Сената (3-4 декабря 2010 года) сенаторы, принимая Программу действий Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан по реализации основных положений и выводов доклада Президента Республики Узбекистан И.А. Каримова «Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране» на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан 12 ноября 2010 года на 2010 и последующие годы, подчеркнули, что претворение в жизнь поставленных Главой государства задач требует от Сената, местных Кенгашей народных депутатов, каждого сенатора и депутатов всех уровней высокой инициативы и ответственности, повышения эффективности законотворческой деятельности и действенности парламентского контроля, обеспечения в своей деятельности гармоничного сочетания общегосударственных и региональных интересов.
Так, сенаторами одобрен Закон Республики Узбекистан «О судебной экспертизе», который регламентирует принципиальные вопросы, связанные с институтом судебной экспертизы, и является единым нормативно-правовым актом, содержащим основанные на демократических принципах общие нормы, обеспечивающие независимость судебного эксперта, объективность его заключения.
Вместе с тем, одобрен ряд социально значимых законов, как Закон Республики Узбекистан «О профилактике микронутриентной недостаточности среди населения», в котором регламентирован порядок осуществления работ по обогащению пищевой продукции жизненно важными для организма человека элементами — микронутриентами. Данный Закон разработан в рамках Государственной программы «Год гармонично развитого поколения», предусматривает проведение соответствующих профилактических работ среди населения, наиболее подверженного развитию микронутриентной недостаточности, а также осуществление просветительской работы по вопросам здорового питания.
Кроме того, в рамках Государственной программы «Год гармонично развитого поколения» в целях защиты прав и интересов несовершеннолетних и дальнейшего совершенствования законодательства в этой сфере одобрен Закон Республики Узбекистан «О внесении дополнений в Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности». В соответствии с которым в целях предупреждения совершения антисоциального поведения несовершеннолетних установлена административная ответственность руководителей или других ответственных лиц ресторанов, кафе, баров, клубов, дискотек, кинотеатров, компьютерных залов, помещений, оборудованных для предоставления услуг доступа к сети Интернет, либо иных мест развлечений (досуга) за допущение ими нахождения несовершеннолетнего в указанных местах в ночное время без сопровождения одного из родителей или лица, заменяющего его.
А также одобрен Закон Республики Узбекистан «Об архивном деле», который усовершенствовал систему комплектования, учета, хранения и использования архивных документов на основе современных требований и стандартов, обеспечивающую сохранность уникальных документов, представляющих особую ценность и составляющих национальное достояние страны.
Учитывая, что защита прав и интересов детей является одним из приоритетных направлений государственной политики, в целях дальнейшего совершенствования законодательства в этой сфере одобрен Закон Республики Узбекистан «О профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних», разработанный на основе Государственной программы «Год гармонично развитого поколения», который направлен на дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы воспитания здорового и гармонично развитого поколения, обеспечение защиты прав детей и законных интересов, повышение ответственности органов и учреждений, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, а также родителей, органов опеки и попечительства за совершение правонарушений несовершеннолетними, обеспечение имущественных прав несовершеннолетних, лишившихся родителей или кормильцев, трудоустройство несовершеннолетних.
Вместе с тем, одобрен Закон Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «О рекламе» и статью 1781 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности», направленный на совершенствование механизмов выявления и пресечения случаев осуществления недобросовестной и скрытой рекламы, укрепление нормативно-правовых мер по защите общественных и государственных интересов, обеспечение соблюдения общепринятых норм морали и нравственности при распространении рекламных материалов.
Сенаторами одобрен Закон Республики Узбекистан «О внесении изменения и дополнения в Уголовно-процессуальный кодекс Республики Узбекистан в связи с совершенствованием порядка взаимодействия судов, прокуроров, следователей и органов дознания с компетентными органами иностранных государств», призванный способствовать совершенствованию правового механизма сотрудничества между компетентными органами Узбекистана и зарубежных государств по оказанию взаимной правовой помощи по уголовным делам, в том числе по выдаче и уголовному преследованию обвиняемых, защите прав граждан, потерпевших от преступлений.
В частности, одобрен Закон Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с принятием основных направлений налоговой и бюджетной политики на 2011 год», который предусматривает усовершенствование налогового администрирования, дальнейшую поддержку предпринимательства, усиление административной ответственности должностных лиц за уклонение от обязанности по выплате пособий временной нетрудоспособности, беременности и родам, а также граждан и должностных лиц за сокрытие численности работников.
Вместе с тем, одобрен Закон Республики Узбекистан «О погребении и похоронном деле», направленный на формирование правовых основ погребения и похоронного дела, установление гарантий осуществления погребения и организацию мест погребения, а также упорядочение правоотношений в этой сфере.
В соответствии со статьей 8 Конституционного Закона Республики Узбекистан «О Сенате Олий Мажлиса Республики Узбекистан» на пленарных заседаниях Сената были рассмотрены отчет Счетной палаты Республики Узбекистан за 2009 год, отчет о деятельности Уполномоченного Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсмана) за 2009 год, а также вопросы об утверждении Премьер-министра Республики Узбекистан, об одобрении кандидатуры С. Рашидовой на должность Уполномоченного Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсмана), о внесении изменений в состав Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан, об утверждении границы города Шахрисабза Кашкадарьинской области, об объединении Зангиатинского и Ташкентского районов Ташкентской области и частичном изменении территорий Зангиатинского, Кибрайского районов Ташкентской области и Хамзинского района города Ташкента, о переименовании Ахунбабаевского района Ферганской области, о переименовании Сабир Рахимовского района города Ташкента, об объединении территорий города Янгийул и Янгийульского района Ташкентской области и отнесении города Янгийул к категории городов районного подчинения, об объединении территорий города Асака и Асакинского района Андижанской области и отнесении города Асака к категории городов районного подчинения, об объединении территорий города Ахангаран и Ахангаранского района Ташкентской области и отнесении города Ахангаран к категории городов районного подчинения, об упразднении Бандыханского района с присоединением его территории к Кызркскому району Сурхандарьинской области.
Кенгаш Сената и Кенгаш Законодательной палаты приняли Совместное постановление «О внесении изменений в приложение № 3 Совместного постановления Кенгаша Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан и Кенгаша Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 10 июля 2008 года № 843-I /515-I «Об утверждении нормативно-правовых актов, необходимых для реализации задач Общественного Фонда по поддержке негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества при Олий Мажлисе Республики Узбекистан, и состава Парламентской комиссии по управлению средствами Общественного Фонда по поддержке негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества при Олий Мажлисе Республики Узбекистан».
В ходе заслушивания отчета председателя Государственного комитета Республики Узбекистан по охране природы о деятельности Государственного комитета Республики Узбекистан по охране природы в 2009 году анализировалась деятельность данного Комитета по обеспечению соблюдения законодательства в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, направленная на оздоровление экологической обстановки и обеспечение экологической безопасности в стране. По итогам заслушивания данного отчета отмечено, что Государственный комитет Республики Узбекистан по охране природы не полностью использует свои полномочия по координации деятельности специально уполномоченных государственных органов, осуществляющих государственный контроль по охране природы и рационального использования природных ресурсов, не принимает достаточно эффективных мер по дальнейшему совершенствованию экономического механизма управления природопользованием, не уделяет должного внимания снижению уровня загрязнения по отдельным ингредиентам загрязняющих веществ до санитарно-гигиенических норм в таких городах, как Ангрен, Фергана, Ташкент, Навои, Нукус, Чирчик, Бухара и Сариасия, не повышает уровень эффективности работы по внедрению экологически чистых и ресурсосберегающих технологий, в том числе технологий по использованию возобновляемых источников энергии.
В отчете Генерального прокурора Республики Узбекистан о деятельности органов прокуратуры Республики Узбекистан в 2009 году анализировалась деятельность органов прокуратуры Республики Узбекистан по укреплению законности, защите прав и свобод граждан, предупреждению и профилактике правонарушений. Была отмечена необходимость обращения особого внимания на усиление государственного надзора за соблюдением и исполнением законодательства об обеспечении занятости населения и о труде. Также указано, что в 2009 году рост общей преступности, увеличение количества преступлений, связанных с умышленным причинением тяжких телесных повреждений, вымогательством, хулиганством, мошенничеством требует принятия решительных мер, направленных на совершенствование работы по координации деятельности органов, осуществляющих борьбу с преступностью.
По итогам рассмотрения отчета Генерального прокурора Республики Узбекистан о деятельности органов прокуратуры Республики Узбекистан в 2009 году органам прокуратуры поручено провести глубокий анализ причин и условий, способствовавших росту в 2009 году общей преступности и отдельных видов преступлений, принять дополнительные меры, направленные на совершенствование работы по координации деятельности органов, осуществляющих борьбу с преступностью, усилить надзор за реализацией Антикризисной программы на 2009 — 2012 годы, всего комплекса предусмотренных в ней мероприятий по обеспечению устойчивого развития социально-экономической сферы и стабильности в стране, организовать осуществление системного надзора за исполнением в разрезе отраслей и по территории страны Программы создания рабочих мест и обеспечения занятости населения на 2010 год, утвержденной палатами Олий Мажлиса Республики Узбекистан.
Обсудив информацию министра юстиции Республики Узбекистан о состоянии исполнения законов органами государственного управления, правоохранительными и контролирующими структурами в 2009 году, отмечено, что Министерством юстиции Республики Узбекистан была проделана определенная работа в сфере обеспечения проведения единой государственной политики в области законотворчества и правоприменительной практики. Констатировалось, что систематически проводится анализ состояния дел в области соблюдения правил ведения систематизированного учета законодательства в государственных органах, а также ведется работа по обеспечению юридической экспертизы проектов нормативно-правовых актов органов государственной власти на местах. Вместе с тем в ходе мониторинга правоприменительной практики, проведенного Министерством юстиции Республики Узбекистан, были выявлены отдельные недостатки и упущения в деятельности государственных органов. В частности, за истекший год отменены и отозваны с исполнения 23 незаконных акта министерств, государственных комитетов и ведомств в связи с отсутствием государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Узбекистан. В результате проведенного Министерством юстиции Республики Узбекистан мониторинга деятельности Государственного налогового комитета Республики Узбекистан было выявлено, что не на должном уровне налажена практика формирования годовых планов-графиков проверок субъектов предпринимательства, не сформированы единые подходы и практика рассмотрения материалов налоговых проверок, не отвечает требованиям законодательства практика применения к субъектам предпринимательства финансовых санкций, сопровождаемая нарушениями судебного порядка их применения, в отдельных регионах резко увеличилось количество краткосрочных проверок.
По представлению Президента Республики Узбекистан на третьем пленарном заседании были приняты постановления Сената «Об амнистии в связи с девятнадцатой годовщиной провозглашения независимости Республики Узбекистан» и «О порядке применения Постановления Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан «Об амнистии в связи с девятнадцатой годовщиной провозглашения независимости Республики Узбекистан».
Вместе с тем рассматривались вопросы о ходе выполнения Постановления Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 4 декабря 2009 года № 694-I «О Программе создания рабочих мест и обеспечения занятости населения на 2010 год», о ходе исполнения Постановления Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 5 декабря 2009 года № 709-I «О ходе исполнения Постановления Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 27 марта 2009 года № 624-I «О роли и ответственности местных органов власти за безусловное выполнение Антикризисной программы на 2009 — 2012 гг.», об образовании межпарламентской группы «Олий Мажлис Республики Узбекистан — Парламент Японии», о составах делегации Узбекистана в Комитете парламентского сотрудничества «Узбекистан — ЕС» и Группы Олий Мажлиса Республики Узбекистан по сотрудничеству с Парламентом Великобритании.
Также в соответствии Программы действий Сената разработаны и утверждены Комплексная программа действий Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан по дальнейшему совершенствованию механизма взаимодействия Сената с институтами гражданского общества, в частности с органами самоуправления граждан, на 2011 и последующие годы, Правила юридико-технического оформления законопроектов, вносимых в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан, и законов, вносимых в Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, Положение о порядке осуществления контроля за исполнением законов Республики Узбекистан, постановлений Сената, Кенгаша Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан и решений комитетов (комиссий) Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан органами государственной власти и управления, Порядок рассмотрения Сенатом Олий Мажлиса Республики Узбекистан вопросов об избрании председателей, заместителей председателей и судей Конституционного, Верховного и Высшего хозяйственного судов Республики Узбекистан или их освобождении от должности, Порядок рассмотрения Сенатом Олий Мажлиса Республики Узбекистан ежегодного отчета Генерального прокурора Республики Узбекистан и информации министра юстиции Республики Узбекистан о состоянии исполнения законов органами государственного управления, правоохранительными органами и контролирующими структурами, Примерный регламент областного, районного, городского Кенгаша народных депутатов и Примерного положения о постоянных комиссиях областного, районного, городского Кенгаша народных депутатов.
6 августа 2010 года в хокимияте Кашкадарьинской области проведено совместное заседание Комитета Сената по вопросам обороны и безопасности с Кашкадарьинским областным Кенгашем народных депутатов по изучению и обсуждению исполнения Закона Республики Узбекистан «О безопасности дорожного движения» в Кашкадарьинской области, в ходе которого участники отметили, что состояние обеспеченности материально-техническими средствами дорожно-патрульных служб, осуществляющих контроль за безопасностью дорожного движения на дорогах, не отвечает современным требованиям, не на должном уровне обустроены и оборудованы автомобильные дороги средствами регулирования дорожного движения, дорожными знаками, разделительными полосами, подготовка водителей транспортных средств не отвечает требованиям и др.
В соответствии с подпунктом 2.2.2 Программы действий Сената заседание Комитета по вопросам бюджета и экономическим реформам по вопросам изучения и обсуждения хода реализации Андижанским и Хорезмским областными Кенгашами народных депутатов постановления Сената от 4 декабря 2009 года «О Программе создания рабочих мест и обеспечения занятости населения на 2010 год», программ по ускоренному развитию и строительству жилья и социальной инфраструктуры на селе проведено, 9 сентября 2010 года в Андижанской области и 14 сентября в Хорезмской области, в ходе которых подвергнуты критике за недостаточную и пассивную деятельность Кенгаши народных депутатов Булакбашинского, Избасканского, Пахтаабадского, Кургантепинского и Бозского районов, Кенгаши народных депутатов Багатского и Хазараспского районов, а также соответствующие подразделения областного и районного уровня, отвечающие за реализацию намеченных мер по данным вопросам. Депутаты не проявляли инициативы в решении проблем социально-экономического развития своих регионов, не заслушивались отчеты должностных лиц по данному вопросу, практически не использовалась такая форма контроля, как направление депутатского запроса.
20 ноября 2010 года в Национальном пресс-центре Узбекистана проведено парламентское слушание комитетов Сената по законодательству и судебно-правовым вопросам и по вопросам бюджета и экономическим реформам, посвященное изучению и обсуждению вопроса о повышении роли институтов гражданского общества в решении важнейших социально-экономических проблем на местах, углублении демократических преобразований в Ферганской и Навоийской областях. В заседании отмечено, что в процессе демократического обновления страны принято более 200 законодательных актов, направленных на усиление роли и значения институтов гражданского общества и решение насущных социально-экономических проблем граждан. Сенаторы отметили, что в Ферганской и Навоийской областях недостаточно уделяется внимания вопросам укрепления совместной деятельности отдельных органов государственной власти с негосударственными некоммерческими организациями и другими институтами гражданского общества, на низком уровне находится материально-техническая база некоторых негосударственных некоммерческих организаций, слабо осуществляется работа по повышению правовых знаний руководителей организаций системы институтов гражданского общества.
20 ноября 2010 года в хокимияте города Ташкента проведено совместное заседание Комитета Сената по законодательству и судебно-правовым вопросам с Ташкентским городским Кенгашем народных депутатов по изучению и обсуждению исполнения Закона Республики Узбекистан «Об органах самоуправления граждан» в городе Ташкенте, в ходе которого сенаторами отмечено, что отдельными органами самоуправления граждан недостаточно проводится работа по рассмотрению обращений граждан, допускаются случаи превышения своих полномочий. Участники данного мероприятия высказали ряд предложений по дальнейшему совершенствованию деятельности органов самоуправления граждан и механизма исполнения Закона Республики Узбекистан «Об органах самоуправления граждан», повышению эффективности их взаимодействия с органами государственной власти и управления, превращению махалли в центр адресной социальной поддержки, развития частного предпринимательства и семейного бизнеса, а также расширению функций махалли в системе общественного контроля за деятельностью государственных органов управления.
3 августа 2010 года Комитетом Сената по вопросам науки, образования, культуры и спорта совместно с Ташкентским областным Кенгашем народных депутатов в Бостанлыкском районе проведен семинар на тему: «Роль органов государственной власти на местах в решении проблем обеспечения занятости населения», в ходе которого участники отметили необходимость использования всех возможностей депутатского корпуса на местах для усиления системного мониторинга и контроля за выполнением программ по обеспечению занятости населения, дальнейшему усилению деятельности коммерческих банков по выделению кредитов для финансирования перспективных проектов, разработанных с целью организации рабочих мест, особенно для представителей нуждающихся слоев населения, испытывающих затруднения в трудоустройстве, молодых людей — выпускников профессиональных колледжей.
По результатам проведенных мероприятий были приняты и направлены в Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и г. Ташкента, заинтересованные министерства, ведомства и организации соответствующие решения и рекомендации комитетов, нацеленные на обеспечение качественного и полноценного исполнения законов Республики Узбекистан и государственных программ и устранение недостатков, допущенных в ходе их исполнения, безусловному выполнению норм законов и государственных программ, улучшению социально-экономической ситуации в регионах, повышению эффективности разъяснительной работы среди населения с привлечением органов самоуправления граждан, негосударственных некоммерческих организаций, средств массовой информации, а также на дальнейшее совершенствование законодательства в различных сферах. Кроме того, налажена работа по привлечению депутатов местных Кенгашей народных депутатов к мероприятиям, проводимым комитетами Сената.
28 апреля 2010 года в хокимияте Бухарской области проведено совместное заседание Комитета Сената по вопросам науки, образования, культуры и спорта с Бухарским областным Кенгашем народных депутатов по изучению и обсуждению исполнения Закона Республики Узбекистан «Об охране здоровья граждан» в части охраны здоровья матери и ребенка в Бухарской области, в ходе которого подчеркнута необходимость полного обеспечения лечебно-профилактических учреждений высококвалифицированными специалистами, уменьшения заболеваний среди женщин фертильного возраста, совершенствования деятельности соответствующих медицинских учреждений, ответственных за охрану здоровья матери и ребенка, усиления разъяснительной работы среди населения о сущности и значении законодательных актов и государственной политики в сфере охраны здоровья матери и ребенка.
9 сентября 2010 года в хокимияте Джизакской области проведено совместное заседание Комитета Сената по аграрным, водохозяйственным вопросам и экологии с Джизакским областным Кенгашем народных депутатов по изучению и обсуждению исполнения актов законодательства по содействию молодым семьям в строительстве или приобретении жилья на селе в Джизакской области, в ходе которого отмечено, что Кенгаши народных депутатов Арнасайского и Янгиабадского районов недостаточное внимание уделяют вопросам выделения земельных участков для строительства жилья молодым семьям, не на должном уровне ведется мониторинг состояния выделения земельных участков молодым семьям на селе областным управлением по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру, организация аукционных торгов по выделению молодым семьям земельных участков на аукционных торгах не отвечает требованиям сегодняшнего дня.
5 октября 2010 года проведено совместное заседание Комитета Сената по внешнеполитическим вопросам с Сурхандарьинским областным Кенгашем народных депутатов по изучению и обсуждению вопроса исполнения местными Кенгашами народных депутатов Сурхандарьинской области положений Конвенции Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (Вена, 19 декабря 1988 года), искоренению наркомании среди молодежи, в ходе которого отмечено, что в стране, в том числе в Сурхандарьинской области проведена значительная работа по имплементации указанной международной конвенции в национальное законодательство, что позволило создать действенные рычаги сдерживания роста преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, искоренения факторов, порождающих это зло.
19 ноября 2010 года в Министерстве народного образования Республики Узбекистан проведено заседание Комитета Сената по вопросам бюджета и экономическим реформам по изучению и обсуждению исполнения Закона Республики Узбекистан «О бюджетной системе» Министерством народного образования Республики Узбекистан, в ходе которого отмечено, что за девять месяцев 2010 года Контрольно-ревизионным управлением Министерства финансов Республики Узбекистан выявлено более тысячи финансовых правонарушений в общеобразовательных и дошкольных учреждениях. Участники заседания отметили необходимость принятия Министерством народного образования Республики Узбекистан дополнительных мер по безусловному исполнению требований Закона Республики Узбекистан «О бюджетной системе», устанавливающего порядок целевого и эффективного использования бюджетных средств, строгого соблюдения сроков подачи бюджетных заявок и нормативных стандартов, а также повышения ответственности руководителей образовательных учреждений за использование бюджетных средств в строгом соответствии с законом.
В целях реализации приоритетных задач, дальнейшего совершенствования механизма взаимодействия Сената с местными Кенгашами народных депутатов в решении вопросов социально-экономического развития регионов, а также оказания практической и методической помощи местным Кенгашам народных депутатов в реализации их полномочий Постановлением Кенгаша Сената от 31 марта 2010 года образована Комиссия Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан по содействию активизации деятельности представительных органов власти на местах (далее — Комиссия) и утверждена Программа действий по активизации деятельности представительных органов власти на местах на 2010 — 2014 гг., а также Постановлением Кенгаша Сената от 20 мая 2010 года утвержден план работы Комиссии на 2010 год по обеспечению реализации Программы действий по активизации деятельности представительных органов власти на местах на 2010 — 2014 гг.
29 июля 2010 года на заседании Комиссии, были обсуждены вопросы об исполнении Постановления Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 5 декабря 2009 года № 709-I «О ходе исполнения Постановления Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 27 марта 2009 года № 624-I «О роли и ответственности местных органов власти за безусловное выполнение Антикризисной программы на 2009 — 2012 гг.», о ходе реализации плана работы Комиссии Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан по содействию активизации деятельности представительных органов власти на местах на 2010 год по обеспечению реализации Программы действий по активизации деятельности представительных органов власти на местах на 2010 — 2014 гг., о деятельности рабочей группы Бухарской области по обеспечению взаимодействия органов представительской власти различного уровня, а также заслушан отчет о деятельности Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, Кенгашей народных депутатов областей и г. Ташкента за первое полугодие 2010 года и работе руководителей рабочих групп по оказанию содействия Комиссии по содействию активизации деятельности представительных органов власти на местах.
7 сентября 2010 года в Сенате проведен «круглый стол» с участием руководителей соответствующих постоянных комиссий областных Кенгашей народных депутатов по вопросам взаимодействия с негосударственными некоммерческими организациями и другими институтами гражданского общества (совместно с Общественным Фондом по поддержке негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества). В ходе мероприятия его участниками отмечалась необходимость усиления взаимодействия негосударственных некоммерческих организаций с государственными структурами власти и управления, местными органами представительной власти, а также дальнейшего совершенствования организационно-правовой и практической деятельности негосударственных некоммерческих организаций и местных Кенгашей народных депутатов.
В результате изучения деятельности органов представительной власти на местах по выполнению Антикризисной программы на 2009 — 2012 гг. за девять месяцев т. г. было отмечено, что в Республике Каракалпакстан, Бухарской и Сурхандарьинской областях проведена работа по активизации деятельности депутатов местных Кенгашей народных депутатов и их постоянных комиссий по выполнению Антикризисной программы на 2009 — 2012 гг., усилению роли депутатского корпуса в повышении ответственности руководителей органов государственного управления на местах за реализацию утвержденных программ, совершенствованию контроля за органами исполнительной власти. Введено в практику ежемесячное и ежеквартальное заслушивание на сессиях местных Кенгашей народных депутатов и заседаниях их постоянных комиссий отчетов руководителей органов государственного управления на местах, а также отчетов депутатов местных Кенгашей народных депутатов об их участии в деле реализации Антикризисной программы на 2009 — 2012 гг.
В работе местных Кенгашей народных депутатов Самаркандской, Ташкентской и Хорезмской областей также был обнаружен ряд недочетов. В частности, при подготовке сессий Кенгашей народных депутатов указанных областей и заседаний их постоянных комиссий не проводится глубокий анализ положения дел, в отдельных случаях такие заседания проходят формально, принятые решения носят поверхностный, декларативный характер, регулярно не рассматривается ход исполнения территориальных и отраслевых антикризисных программ и своевременно не проводится заслушивание отчетов ответственных руководителей по данному вопросу, депутаты не проявляют инициативы в решении проблем социально-экономического развития своих регионов, практически не используется такая форма контроля за положением дел, как направление депутатского запроса.
В целях доведения до широкой общественности информации о сути и содержании одобренных законов и рассмотренных других вопросов на пленарных заседаниях Сената, о встречах сенаторов с избирателями в регионах, их взаимодействии с депутатами местных Кенгашей, путях улучшения законотворческой, контрольно-аналитической деятельности, а также о ходе реализации задач, вытекающих из докладов Президента Республики Узбекистан И.А. Каримова на совместных заседаниях обеих палат парламента 27 января 2010 года «Модернизация страны и построение сильного гражданского общества — наш главный приоритет» и 12 ноября 2010 года «Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране», сенаторами (Х. Алимова, А. Алтиев, С. Артикова, С. Баратова, Е. Борисова, А. Бурханов, У. Исмаилов, И. Каратаев, Х. Каримов, П. Маткаримов, И. Мирзаалиев, Г. Мухамедов, М. Раджабова, Х. Раззаков, А. Рамбергенов, Э. Рузметов, Н. Садритдинов, К. Санакулов, С. Сафоев, Д. Сидиков, Ш. Собиров, М. Тоиров, Ю. Турсунбаев, В. Тян, А. Усманов, А. Фарманов, С. Хамроев, М. Хужамбердиев, Х. Шодиева и другие) были опубликованы статьи и интервью на страницах газет «Халқ сўзи» и «Народное слово» под рубриками «Сўз — қўшма мажлис қатнашчиларига», «Слово — участникам совместного заседания», «Мушоҳада», «Размышление», «Сенатор сўз сўрайди», «Сенатор просит слово», «Сенатор минбари», «Трибуна сенатора», «Сенатор соати», «Час сенатора», «Қонун кучга кирди», «Закон вступил в силу» «Халқ депутатлари маҳаллий Кенгашларида», «В местных Кенгашах народных депутатов» и в постоянной рубрике «Парламент» газеты «Uzbekistan Today», а также по каналам республиканского телевидения и радио.
В средствах массовой информации подробно освещены отчеты о деятельности Уполномоченного Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсмана) за 2009 год, о деятельности Государственного комитета Республики Узбекистан по охране природы за 2009 год и информация министра юстиции Республики Узбекистан о состоянии исполнения законов органами государственного управления, правоохранительными и контролирующими структурами в 2009 году, а также об исполнении законов Республики Узбекистан «О микрофинансировании» в Джизакской области, «Об охране и использовании объектов археологического наследия» в Сурхандарьинской области, «Об охране здоровья граждан» в части охраны здоровья матери и ребенка в Бухарской области, «О бюджетной системе» Министерством народного образования, «О безопасности дорожного движения» в Кашкадарьинской области, а также об исполнении в Республике Узбекистан Конвенции о международной гражданской авиации (Чикаго, США, 7 декабря 1944 года) в части внедрения международных стандартов обслуживания авиапассажиров и др. Всесторонне освещены такие вопросы, как исполнение Государственной программы «Год гармонично развитого поколения» в Бухарской и Сырдарьинской областях, министерствами народного образования, высшего и среднего специального образования, по делам культуры и спорта Республики Узбекистан, повышение роли институтов гражданского общества в решении важнейших социально-экономических проблем на местах, углублении демократических преобразований в Ферганской и Навоийской областях, исполнение законодательных актов о несовершеннолетних комиссией по делам несовершеннолетних при хокимияте Андижанской области и правоохранительными органами и др.
Особое внимание уделялось освещению в средствах массовой информации вопросов активизации деятельности местных Кенгашей народных депутатов и хокимиятов в решении проблем социально-экономического развития регионов, а также усиления взаимодействия членов Сената с местными Кенгашами народных депутатов. В средствах массовой информации широко освещались проведенные в период с 27 февраля по 13 марта т. г. в Республике Каракалпакстан, областях и г. Ташкенте учебные семинары по обучению депутатов местных Кенгашей народных депутатов на тему: «Основные направления повышения активности депутатов местных Кенгашей народных депутатов». Также в средствах массовой информации освещались организованные в июне 2010 года региональные семинары-тренинги по вопросам изучения правовых основ функционирования органов представительной власти и определения основных задач по повышению эффективности их деятельности. В газетах «Халқ сўзи», «Народное слово» и других центральных периодических изданиях создана рубрика «В местных Кенгашах народных депутатов», где публикуются материалы о ходе выполнения Антикризисной программы на 2009 — 2012 гг. и осуществления депутатского контроля за деятельностью органов исполнительной власти.