от 26.06.2015 г. № 10
Воздушным кодексом Республики Узбекистан;
Законом Республики Узбекистан от 29 августа 1998 года «Об автомобильном транспорте»;
Законом Республики Узбекистан от 15 апреля 1999 года «О железнодорожном транспорте»;
Законом Республики Узбекистан от 10 апреля 2013 года «О безопасности дорожного движения»;
См. предыдущую редакцию.
Правилами дорожного движения, утвержденными постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 12 апреля 2022 года № 172;
(абзац шестой пункта 2 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 20 ноября 2023 года № 31)
Правилами перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом, утвержденными постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 4 ноября 2003 года № 482, и иными актами законодательства.
«Уставом железной дороги Республики Узбекистан», утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 23 октября 2008 года № 232;
См. предыдущую редакцию.
(пункт3 дополнен абзацем шестым постановлением Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 14 мая 2022 года № 9)
См. предыдущую редакцию.
4. Судам необходимо учитывать, что в главе XVIII Уголовного кодекса Республики Узбекистан (далее по тексту — УК) предусмотрена ответственность за нарушение правил движения и эксплуатации всех видов транспортных средств. К транспортным средствам следует относить, в частности, средства железнодорожного, морского, речного, воздушного, автомобильного транспорта, а также мотоцикл, мопед, велосипед, гужевое транспортное средство и т. п.
(пункт 4 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 14 мая 2022 года № 9)
См. предыдущую редакцию.
6. Субъектом преступлений, предусмотренных статьями 263, 267 УК, является лицо, достигшее четырнадцатилетнего возраста, а преступлений, предусмотренных статьями 260 — 262, 2631, 264 — 266, 268, 269 УК — лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста.
(абзац первый пункта 6 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 29 июля 2016 года № 13)
Разъяснить, что субъектом преступления, предусмотренного статьей 266 УК, может быть признан водитель, управлявший транспортным средством, т. е. лицо:
См. предыдущую редакцию.
7. В силу раздела I Правил дорожного движения не может быть субъектом преступления, предусмотренного статьей 266 УК, лицо, управлявшее транспортным средством, приводимым в движение двигателем с рабочим объемом не более 50 кубических сантиметров и имеющим максимальную конструктивную скорость не более 50 километров в час, а также мопеды (велосипеды с подвесным двигателем) и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками. Лицо, управлявшее указанными транспортными средствами или гужевым транспортом, а также велосипедисты, лица, везущие тележки, сани, детские и инвалидные коляски и допустившее нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение средней тяжести или тяжкого телесного повреждения либо смерть человека, при наличии к тому оснований несет ответственность по статье 268 УК.
(абзац первый пункта 7 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 29 июля 2016 года № 13)
См. предыдущую редакцию.
8. Обязательным признаком преступлений, предусмотренных статьями 260, 261 — 263, 266, 268, 269 УК, является наличие причинной связи между допущенными нарушениями правил движения или эксплуатаций транспортных средств или иных правил, указанных в уголовном законе, и наступившими последствиями. Нарушение правил движения или эксплуатации транспортных средств может выражаться как в действии, так и в бездействии.
(абзац первый пункта 8 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 14 мая 2022 года № 9)
См. предыдущую редакцию.
(абзац второй пункта 8 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 29 июля 2016 года № 13)
Действия водителя транспортного средства, повлекшие указанные в статье 266 УК последствия не в результате нарушения правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, а при загрузке-разгрузке, ремонте транспортных средств, производстве строительных, дорожных, сельскохозяйственных и других работ должны квалифицироваться в зависимости от наступивших последствий и формы вины по соответствующим статьям УК, предусматривающим ответственность за преступления против личности либо за нарушение правил при производстве работ.
В тех случаях, когда нарушения правил дорожного движения были допущены двумя или более участниками дорожного движения, уголовная ответственность по статье 266 УК наступает лишь у того водителя, чьи действия по управлению транспортным средством находились в причинной связи с последствиями, указанными в данной статье. Водитель же другого транспортного средства, действия которого не находились в причинной связи с наступившими последствиями, за нарушения правил дорожного движения привлекается к административной ответственности.
См. предыдущую редакцию.
10. Независимо от характера допущенных нарушений правил движения или эксплуатации транспортных средств или иных правил, преступления, предусмотренные статьями 260, 261, 262, 266, 268, 269 УК, признаются совершенными по неосторожности, поскольку при этом виновный во всех случаях действует по самонадеянности или небрежности. Если же виновный нарушил правила движения или эксплуатации транспортных средств умышленно, его деяния подлежат квалификации по статьям Уголовного кодекса, предусматривающим ответственность за соответствующие умышленные преступления.
(абзац первый пункта 10 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 14 мая 2022 года № 9)
См. предыдущую редакцию.
11. Разъяснить судам, что под «человеческими жертвами», предусмотренными в диспозициях статьей 260, 2601, 262, 263, 2631, 266, 268, 269 УК, следует понимать смерть двух или более людей в результате нарушения правил движения или эксплуатации транспортных средств или иных правил, указанных в уголовном законе.
(абзац первый пункта 11 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 14 мая 2022 года № 9)
См. предыдущую редакцию.
13. Решая вопрос о виновности либо невиновности водителя в совершении дорожно-транспортного происшествия, в частности, вследствие превышения скорости движения, следует исходить из требований раздела XI Правил дорожного движения, в соответствии с которыми водитель должен вести его со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения.
(абзац первый пункта 13 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 29 июля 2016 года № 13)
Исходя из этого требования при возникновении опасности для движения, если водитель в состоянии ее обнаружить, он должен принять меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства. Уголовная ответственность по статье 266 УК наступает лишь в случае, если у водителя имелась техническая возможность избежать дорожно-транспортного происшествия и между его неправомерными действиями и наступившими последствиями установлена причинная связь.
15. Для выяснения вопросов, требующих специальных знаний, в зависимости от особенностей дорожно-транспортного происшествия (о скорости движения транспортных средств технической возможности у водителя предотвратить дорожно-транспортное происшествие, соответствии действий участников дорожно-транспортного происшествия требованиям Правил дорожного движения, техническом состоянии транспортных средств, их агрегатов, узлов и т. п.) следует назначать судебную автотехническую экспертизу. Для установления иных обстоятельств дорожно-транспортного происшествия могут назначаться комплексные экспертизы, которые наряду с вопросами, разрешаемыми автотехнической экспертизой, включают вопросы, относящиеся к ведению судебно-трассологических и иных экспертиз.
См. предыдущую редакцию.
(абзац второй пункта 17 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 29 июля 2016 года № 13)
18. Ответственность по статье 117 УК у водителя, виновного в дорожно-транспортном происшествии, не наступает в случаях:
19. При рассмотрении дел о преступлениях, предусмотренных статьей 266 УК, судам следует указывать в приговоре, нарушение каких конкретно пунктов правил дорожного движения или эксплуатации транспортного средства повлекло наступление последствий, указанных в данной статье и в чем конкретно выразилось это нарушение (например, управление технически неисправным транспортным средством, управление транспортом в нетрезвом состоянии, превышение скорости и т. д.).
См. предыдущую редакцию.
(абзац второй пункта 19 исключен постановлением Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 16)
20. Необходимо отличать нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств от нарушения правил вождения и эксплуатации военных машин. В случае нарушения правил вождения и эксплуатации боевой, специальной или транспортной машины военнослужащим, деяние квалифицируется по статье 298 УК. Если дорожно-транспортное происшествие возникло по вине военнослужащего, управлявшего невоенизированным транспортным средством, или дорожно-транспортное происшествие возникло по вине гражданского лица, управлявшего военной машиной, деяние подлежит квалификации по статье 266 УК.
См. предыдущую редакцию.
21. Разъяснить что лица, ответственные за эксплуатацию железнодорожного, морского, речного, воздушного, автомобильного или иного транспортного средства могут быть привлечены к уголовной ответственности по статье 261 УК, если ими допущены к управлению указанными транспортными средствами лица, находящихся в состоянии алкогольного опьянения или под воздействием наркотических средств, их аналогов, психотропных или других веществ, влияющих на интеллектуально-волевую деятельность. Такая ответственность наступает лишь в случае, если:
(абзац первый пункта 21 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 14 мая 2022 года № 9)
См. предыдущую редакцию.
(абзац второй пункта 21 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 14 мая 2022 года № 9)
Субъектом преступления, предусмотренного статей 261 УК, является лицо, на которое по приказу руководителя организации, предприятия, учреждения возложена обязанность по выдаче допуска на управление транспортным средством, а также владелец индивидуального транспортного средства.
См. предыдущую редакцию.
(абзац пятый пункта 21 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 14 мая 2022 года № 9)
Следует иметь в виду, что лица, передавшие управление транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии алкогольного, наркотического или иного опьянения, подлежат ответственности по части третьей статьи 131 Кодекса об административной ответственности, если в результате дорожно-транспортного происшествия, допущенного по вине лица, которому передано транспортное средство, не наступили последствия, предусмотренные статьей 261 УК.
См. предыдущую редакцию.
(абзац первый пункта 22 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 14 мая 2022 года № 9)
Субъектом преступления, предусмотренного статьей 260 УК являются работники, чья деятельность связана с организацией безопасности движения железнодорожного, морского, речного или воздушного транспорта (например, работники службы движения, центра управления воздушным сообщением, диспетчерской службы, старший штурман, руководитель полетов), а также работники, непосредственно эксплуатирующие транспортное средство (командир (капитан) и штурман судна, машинист и его помощник и другие).
23. Ответственность по статье 262 УК наступает в случаях недоброкачественного ремонта железнодорожного, морского, речного, воздушного, автомобильного или иного транспортного средства, путей сообщения, средств сигнализации, связи или другого транспортного оборудования, а равно в случаях выпуска в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств, совершенных лицом, выполняющим ремонт, либо ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортного средства. При этом лицо, ответственное за техническое состояние транспортных средств, путей сообщения, сигнализации, средств связи или другого транспортного оборудования, должно быть осведомлено о технической неисправности.
Под нарушением правил дорожного движения или эксплуатации транспорта (статья 266 УК) понимается совершение таких действий в процессе движения транспортного средства на дорогах. Если в процессе использования транспортного средства, в частности при загрузке-разгрузке транспорта, ремонте транспортного средства, выполнении строительных, сельскохозяйственных и других видов работ в результате нарушения правил техники безопасности или охраны труда причиняется средней тяжести или тяжкое телесное повреждение, смерть человека либо иные тяжкие последствия, то действия лица, ответственного за соблюдение этих правил, подлежат квалификации по статье 257 УК.
См. предыдущую редакцию.
26. При рассмотрении дел о преступлениях, предусмотренных статьями 260, 2601, 262, 265 УК, суды должны обсудить вопрос о применении к подсудимому дополнительной меры наказания в виде лишения определенного права. Данный вопрос подлежит обсуждению независимо от того, обладает ли лицо таким правом на момент рассмотрения дела (например, оно было лишено права на управление транспортным средством до совершения преступления либо в ходе следствия в административном порядке или на основании приговора суда).
(абзац первый пункта 26 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 14 мая 2022 года № 9)
Поскольку санкции статьи 261, частей второй и третьей статьи 266 УК предусматривают обязательность применения дополнительного наказания в виде лишения определенного права, суд при наличии исключительных обстоятельств, предусмотренных статьей 57 УК (например, основная профессия подсудимого — водитель и он другой специальности не имеет), может не применить дополнительное наказание, обосновав свое решение в описательной части приговора.
См. предыдущую редакцию.
(пункт 27 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 16)
В случаях установления по делу грубого нарушения правил содержания автомобильных дорог, улиц, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений (обвал дорог, оставление открытыми люков подземных коммуникаций, не установление предупредительных знаков и т. п.), способствовавшего совершению дорожно-транспортного происшествия, повлекшего последствия, предусмотренные статьей 266 УК, судам необходимо направлять прокурору соответствующие материалы для дачи правовой оценки действиям лиц, ответственных за соблюдение указанных правил (работников ремонтно-строительных или эксплуатационных организаций, сотрудников службы безопасности дорожного движения органов внутренних дел и т. п.).
29. В связи с принятием данного постановления признать утратившим силу Постановление Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 22 декабря 2000 года № 32 «О судебной практике по делам, связанным с преступлениями против безопасности движения и эксплуатации транспорта».