Во исполнение Указа Президента Республики Узбекистан от 6 мая 2003 года № УП-3240 «Об основных направлениях дальнейшего углубления экономических реформ в капитальном строительстве» и в целях развития рыночных отношений, совершенствования механизма ценообразования в строительстве, повышения ответственности всех участников инвестиционного процесса за конечные результаты и эффективность реализации инвестиционных проектов Кабинет Министров постановляет:
Временное положение о порядке определения стоимости строительства объектов в договорных текущих ценах согласно приложению № 1;
Временное положение о порядке уточнения договорной стоимости строительства объектов в договорных текущих ценах на второй и последующие годы согласно приложению № 2.
Министерству финансов, Министерству экономики, Госархитектстрою Республики Узбекистан по итогам 2003 года внести в Кабинет Министров предложения о необходимых изменениях и дополнениях в указанные положения.
См. предыдущую редакцию.
2. Министерству финансов, Министерству экономики, Госархитектстрою установить постоянный контроль за формированием цен на строительство объектов, финансируемых за счет централизованных капитальных вложений, не допуская их искусственного завышения.
(пункт 2 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 16 августа 2017 года № 638 — СЗ РУ, 2017 г., № 33, ст. 863)
составляется на весь период строительства, с указанием объемов капитальных вложений и направлений их расходов на первый финансовый год, подлежащих уточнению на второй и последующие годы строительства, с отражением основных технико-экономических показателей инвестиционного проекта;
составляется и утверждается инвестором (заказчиком) в разрезе каждого индивидуального объекта строительства на основании согласованного с Министерством экономики и Министерством финансов Республики Узбекистан адресного списка строек, проведенных конкурсных торгов (тендеров) и условий заключенных договоров;
4. Для обеспечения обоснованного определения текущих цен на строительство объектов Государственному комитету по статистике Республики Узбекистан и Министерству труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан, начиная с III квартала 2003 года, предоставлять региональным центрам по ценообразованию Госархитектстроя Республики Узбекистан по их запросам сведения о сложившихся размерах среднемесячной заработной платы в отрасли «строительство» в разрезе регионов.
5. Госархитектстрою Республики Узбекистан в трехмесячный срок разработать и внести на утверждение в Кабинет Министров программу мер по совершенствованию и обновлению сметно-нормативной базы ценообразования в капитальном строительстве.
6. Признать утратившими силу, а также внести изменения и дополнения в некоторые решения Правительства Республики Узбекистан согласно приложению № 3.
7. Министерству юстиции Республики Узбекистан совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в месячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в законодательство Республики Узбекистан, вытекающих из настоящего постановления.
8. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Первого заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан К.Н. Туляганова и заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Р.С. Азимова.
1. Настоящее Положение устанавливает порядок определения стоимости строительства объектов в договорных текущих ценах, строящихся за счет централизованных источников (государственных капитальных вложений).
2. Договорная стоимость работ и услуг по строительству объекта в текущих ценах формируется по результатам конкурсных торгов (тендера).
3. В целях организации и проведения конкурсных торгов (тендера) стоимость строительства объекта рассчитывается заказчиком по ресурсному методу, основанному на калькулировании затрат в прогнозируемых текущих ценах и тарифах на ресурсы.
При этом по вновь начинаемым объектам строительства, финансируемым за счет централизованных источников (государственных капитальных вложений), сметная документация в базисных ценах не составляется при сохранении порядка выпуска ресурсных смет.
4. Определенная заказчиком в соответствии с настоящим Положением стартовая стоимость строительства объекта является ориентиром при проведении конкурсных торгов (тендеров) и не может служить основанием для заключения договора подряда (контракта).
5. В случае проведения конкурсных торгов без разглашения стартовой стоимости она является конфиденциальной информацией до второго тура конкурсных торгов (тендера).
6. Подрядные организации (претенденты), участвующие в конкурсных торгах (тендерах), самостоятельно определяют цену конкурсного предложения в порядке, предусмотренном в пункте 10 настоящего Положения, и исходя из конъюнктуры рынка подрядных работ, включая возможность определения затрат на заработную плату, условий и формы оплаты труда, сложившихся на предприятии.
7. Цена претендента, указанная в его конкурсном предложении (оферте), является конфиденциальной информацией и до второго тура конкурсных торгов (тендера) разглашению не подлежит.
8. Лица, виновные в разглашении стартовой стоимости строительства объекта и цены претендента до установленного периода, несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Узбекистан.
9. Договорная текущая цена строительства объекта определяется на основе выбора оптимальной цены из конкурсных ценовых предложений претендентов (оферт), с учетом стартовой цены заказчика и условий конкурсной документации.
Кр — коэффициент риска, определяемый исходя из прогнозируемого индекса роста цен в строительстве на очередной год.
12. Затраты на оборудование, мебель и инвентарь определяются на основании спецификаций с применением цен предприятий-производителей (поставщиков) с учетом транспортных расходов или по банку данных, формируемому на основе мониторинга цен.
13. Затраты на строительные материалы, изделия и конструкции определяются на основе фактических показателей согласно сводному ресурсному расчету, разрабатываемому в составе тендерной документации с применением средних цен на единицу, сложившихся в данном регионе, по формуле:
N — количество отдельного вида строительного материала (изделия, конструкции), требуемого для строительства объекта;
Средняя стоимость различных строительных материалов (изделий, конструкций) может определяться на основе оптово-отпускных цен заводов-изготовителей, цен на биржах и ярмарках строительных материалов, каталога текущих цен на строительные материалы, выпускаемого Госархитектстроем, данных региональных центров по ценообразованию Госархитектстроя.
Цены на строительные материалы (изделия, конструкции), определенные в соответствии с законодательными нормами, включают в себя оптовые цены заводов-изготовителей, затраты на тару, транспортные расходы, наценки снабженческо-сбытовых организаций.
Расчет транспортных расходов рекомендуется производить на основе методических рекомендаций по определению расчетных текущих цен на перевозку грузов для строительства, разработанных Госархитектстроем.
14. Затраты на заработную плату определяются путем умножения нормативной трудоемкости объекта на текущую стоимость одного человека-часа (в сумах) и на коэффициент, учитывающий размер отчисления на социальное страхование, по формуле:
Т — нормативная трудоемкость строительства объекта, определяемая в составе тендерной документации или по аналогии с введенными объектами в чел.-часах;
Сч — среднечасовая заработная плата рабочих, при определении стоимости строительства объекта исчисляется исходя из уровня среднестатистической месячной заработной платы строителей по региону;
Змс — среднегодовая заработная плата строителей по региону в расчете на месяц, определенная на основе статистических данных за предыдущие 12 месяцев, сум./месяц;
Ф — среднемесячный фонд рабочего времени в часах по данным Министерства труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан.
15. Стоимость затрат на эксплуатацию машин и механизмов при определении стоимости строительства объекта принимается по текущим ценам по формуле:
Текущие цены на эксплуатацию машин и механизмов рекомендуется определять на основе методических рекомендаций Госархитектстроя.
16. Прочие затраты подрядчика (Пп) состоят из необходимой прибыли, включая обязательные платежи и отчисления, складывающейся исходя из конъюнктуры рынка подрядных работ (услуг).
См. предыдущую редакцию.
(абзац второй пункта 16 утратил силу в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 12 мая 2004 г. № 226 — Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2004 г., № 19, ст. 222)
17. Прочие затраты и расходы заказчика (Пз) состоят из затрат на проектно-изыскательские работы, экспертизу, проведение конкурсных торгов (тендера), осуществление технического надзора, других расходов, связанных со строительством объекта.
См. предыдущую редакцию.
18. Заказчик в составе стоимости строительства объекта должен учитывать и другие расходы, связанные с организацией, обслуживанием, сопровождением, приемкой в эксплуатацию завершенного строительством объекта.
(пункт 18 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 12 мая 2004 г. № 226 — Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2004 г., № 19, ст. 222)
19. Прочие затраты заказчика включаются в договорную стоимость объекта в размерах, определенных при формировании стоимости строительства объекта.
См. предыдущую редакцию.
20. Министерство финансов, Министерство экономики, Госархитектстрой осуществляют постоянный мониторинг за формированием стартовых цен на строительство объектов, финансируемых за счет централизованных источников (государственных капитальных вложений).
(пункт 20 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 16 августа 2017 года № 638 — СЗ РУ, 2017 г., № 33, ст. 863)
21. При сроке строительства объекта более одного календарного года договорная цена на второй и последующие годы определяется в соответствии с Временным положением о порядке уточнения договорной стоимости строительства объектов в договорных текущих ценах на второй и последующие годы.
1. Настоящее Положение предусматривает порядок уточнения договорных текущих цен на второй и последующие годы строительства объектов, строящихся за счет централизованных источников (государственных капитальных вложений) по договорам подряда (контрактам), заключенным по результатам конкурсных торгов (тендеров) в текущих ценах.
2. К договору подряда (контракту) на осуществление строительства объекта, заключенного по результатам конкурсных торгов (тендера), прикладывается график производства работ с разбивкой объемов работ по этапам и срокам выполнения.
Ежегодно, по истечении отчетного года, заказчиком совместно с подрядной организацией определяется остаточная контрактная стоимость выполняемых работ (услуг) на прогнозируемый год и последующие годы.
Формирование титульных списков строек и пообъектное определение лимитов капитальных вложений должны строго соответствовать установленным в договорах срокам продолжительности и стоимости строительства объекта, определяемой в соответствии с настоящим Положением.
Изменения в титульные списки строек на второй и последующие годы вносятся на основе договора подряда (контракта).
3. Стоимость подрядных работ (услуг) на второй год, подлежащая индексации по ценовым факторам, определяется заказчиками и подрядными организациями по следующей формуле:
О1 — стоимость объема подрядных работ первого года строительства в текущих ценах согласно графику производства работ;
К1 — коэффициент, учитывающий изменение договорной цены на второй год строительства объекта, рассчитываемый по сравнению со стоимостью объекта, определенной на момент заключения договора подряда (контракта).
Стоимость подрядных работ (услуг) на третий год, подлежащая индексации по ценовым факторам, определяется заказчиками и подрядными организациями по следующей формуле:
О1 и О2 — стоимость объемаподрядных работ первого и второго годов строительства в текущих ценах согласно графику производства работ;
К2 — коэффициент, учитывающий изменение договорной цены на третий год строительства объекта, рассчитываемый по сравнению со стоимостью объекта, определенной на момент заключения договора подряда (контракта).
4. Определение коэффициента К — изменения договорной цены строительства на второй (и последующие) год производится совместно заказчиком и подрядчиком на основании цен на следующие основные ценообразующие компоненты:
Комментарий LexUz
В подпункт «а» пункта 4 внесено изменение постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 28 декабря 2019 года № 1046. См. текст на узбекском языке.
При этом номенклатура компонентов и основных строительных материалов по каждому конкретному объекту подбирается с учетом основных ценообразующих компонентов, составляющих не менее 70% стоимости строительства объекта на момент заключения договора подряда (контракта).
5. Определенная в соответствии с настоящим Положением стоимость подрядных работ (услуг) рассматривается и утверждается конкурсной комиссией, проводившей конкурсные торги (тендер) по данному объекту строительства.
См. предыдущую редакцию.
6. Министерство финансов, Министерство экономики и Госархитектстрой Республики Узбекистан осуществляют постоянный мониторинг за уточнением договорной текущей цены строительства на второй (и последующие) год при строительстве объектов за счет централизованных источников (государственных капитальных вложений).
(пункт 6 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 16 августа 2017 года № 638 — СЗ РУ, 2017 г., № 33, ст. 863)
7. Ответственность за соблюдение настоящего Положения и правильное определение договорных цен на последующие годы строительства объекта возлагается на заказчика и подрядную организацию, заключивших договор подряда (контракт), в соответствии с законодательством.
При выявлении во взаиморасчетах фактов завышения стоимости строительства объектов на второй и последующие годы в результате необоснованного применения основных ценообразующих факторов и других расчетных показателей сумма завышения восстанавливается в республиканский бюджет в установленном законодательством порядке.
См. предыдущую редакцию.
(пункт 1 утратил силу постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 22 февраля 2021 года № 87)
2. Приложение № 8 к постановлению Кабинета Министров от 3 сентября 1998 г. № 375 «О мерах по углублению экономических реформ в капитальном строительстве».
II. Изменения и дополнения, которые вносятся в некоторые решения Правительства Республики Узбекистан
1. В Положении о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, утвержденном постановлением Кабинета Министров от 5 февраля 1999 г. № 54 (СП Республики Узбекистан, 1999 г., № 2, ст. 9), подраздел 1.5 «Прочие затраты производственного характера» дополнить пунктом 1.5.10 следующего содержания:
«1.5.10. Расходы, связанные со страхованием строительных рисков при возведении объектов за счет государственных капитальных вложений».
2. Раздел I Положения об обязательном страховании строительных рисков при возведении объектов за счет государственных средств и кредитов под правительственную гарантию, утвержденного постановлением Кабинета Министров от 20 декабря 1999 г. № 532 (СП Республики Узбекистан, 1999 г., № 12, ст. 70), дополнить пунктом 6-1 следующего содержания:
«6-1. Страхование строительных рисков при возведении объектов за счет государственных капитальных вложений осуществляется с отнесением затрат по обязательному страхованию строительных рисков на общую стоимость строительства объекта».
3. В постановлении Кабинета Министров от 5 августа 2000 г. № 305 «О дополнительных мерах по углублению экономических реформ в капитальном строительстве» (СП Республики Узбекистан, 2000 г., № 8, ст. 48):
«Действие абзаца первого настоящего пункта не распространяется на объекты строительства, договоры (контракты) по которым заключены по результатам конкурсных торгов (тендеров)»;
в приложении № 4 к постановлению (Положение о порядке осуществления строительства объектов с одновременной разработкой проектной документации) пункт 15 считать утратившим силу.