от 11.02.2011 г. № 1
См. предыдущую редакцию.
(пункт 1 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 10 июня 2021 года № 23)
См. предыдущую редакцию.
2. Разъяснить судам, что предметом преступления, предусмотренного статьей 243 УК, являются денежные средства или иное имущество, добытое в результате преступной деятельности. По смыслу закона эти денежные средства или иное имущество, добываются посредством совершения умышленного общественно-опасного деяния, предшествовавшего их легализации (далее – основное преступление).
(пункт 2 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 10 июня 2021 года № 23)
См. предыдущую редакцию.
2.1. Термин «доходы, полученные от преступной деятельности» в соответствии со статьей 3 Закона Республики Узбекистан «О противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространению оружия массового уничтожения», включает, в том числе:
(пункт 2.1 введен постановлением Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 10 июня 2021 года № 23)
См. предыдущую редакцию.
3. По смыслу статьи 243 УК под легализацией доходов следует понимать придание виновным правомерного вида происхождению денежных средств или другого имущества, полученных в результате преступной деятельности, путем перевода, превращения или обмена, а также сокрытия либо утаивания подлинного характера, источника, местонахождения, способа распоряжения, перемещения, подлинных прав в отношении денежных средств или иного имущества либо его принадлежности.
(пункт 3 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 10 июня 2021 года № 23)
См. предыдущую редакцию.
(пункт 3.1 введен постановлением Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 10 июня 2021 года № 23)
См. предыдущую редакцию.
(пункт 3.2 введен постановлением Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 10 июня 2021 года № 23)
См. предыдущую редакцию.
постановлении органа предварительного следствия или определении суда о прекращении дела по основному преступлению по основаниям, предусмотренным статьей 84 УПК, если материалы уголовного дела содержат доказательства, свидетельствующие о наличии события и состава основного преступления.
(пункт 4 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 10 июня 2021 года № 23)
5. Судам следует различать легализацию доходов от преступления в виде приобретения или сбыта имущества, добытого преступным путем. В частности, не образует состава легализации доходов (статья 243 УК), приобретение или сбыт имущества, которое было получено в результате совершения преступления (например, хищения чужого имущества) иными лицами, если такому имуществу не придается видимость правомерно приобретенного (например, подделан технический паспорт либо доверенность на продажу украденного автомобиля).
6. Обратить внимание судов, что при решении вопроса о квалификации действий лица, участвовавшего в совершении действий, направленных на установление, изменение или прекращение имущественных прав и обязанностей в отношении денежных средств или иного имущества, в каждом случае необходимо выяснять, было ли этому лицу достоверно известно о получении имущества в результате преступной деятельности. Например, если лицо, желая легализовать имущество, полученное в результате преступной деятельности, заключило договор купли-продажи, и покупатель, осознавая, что продавцом ставится цель придания правомерного вида данному имуществу, приобрел это имущество, то действия покупателя надлежит квалифицировать как пособничество в легализации доходов по статьям 28, 243 УК. Такой приговор в дальнейшем может служить основанием для признания недействительным договора купли-продажи имущества в порядке гражданского судопроизводства.
Использование нотариусом служебных полномочий для удостоверения сделки, заведомо для него направленной на легализацию денежных средств или иного имущества, квалифицируются как пособничество в легализации доходов (статьи 28, 243 УК) а при наличии к тому оснований, и по другим статьям Уголовного кодекса, предусматривающим ответственность за преступления против порядка управления.
См. предыдущую редакцию.
7. Судам следует иметь в виду, что собственность, полученная от легализации доходов, в соответствии с пунктом 5 статьи 211 УПК является предметом преступления, предусмотренного статьей 243 УК, и на основании статьи 204 Гражданского кодекса подлежит конфискации после возмещения материального ущерба, причиненного основным преступлением физическому либо юридическому лицу.
(абзац первый пункта 7 постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 10 июня 2021 года № 23)
Если при рассмотрении уголовного дела по обвинению лица в совершении преступления, предусмотренного статьей 243 УК, будет установлено, что часть денежных средств или имущества не нажита преступным путем, они на основании пункта 4 статьи 211 УПК подлежат возвращению законному владельцу.
8. При назначении наказаний лицам, признанным виновными в совершении легализации доходов, судам необходимо строго руководствоваться разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 3 февраля 2006 года № 1 «О практике назначения судами уголовного наказания».
Вместе с тем, учитывая, что в диспозиции статьи 243 УК не определен размер, с которого наступает уголовная ответственность за легализацию доходов, а санкция данной статьи предусматривает лишь наказание в виде лишения свободы, суды, соблюдая принципы гуманизма и справедливости, соразмерность наказания должны определять, руководствуясь понятиями о размерах (значительный, крупный, особо крупный), установленными в разделе восьмом УК.
См. предыдущую редакцию.
(пункт 10 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 10 июня 2021 года № 23)