В целях дальнейшего углубления экономических реформ в сельском хозяйстве, совершенствования производственных отношений на селе, внедрения соответствующей рыночным принципам организационной структуры управления сельскохозяйственным производством, расширения самостоятельности производителей сельскохозяйственной продукции и обеспечения их надежной правовой защиты:
1. Определить важнейшими направлениями изменения форм собственности и совершенствования производственных отношений в сельском хозяйстве:
развитие в условиях орошаемого земледелия и ограниченности поливной пашни арендных форм собственности и системы хозяйствования, базирующейся на договорных отношениях;
создание экономических и правовых условий, направленных на надежное обеспечение интересов сельскохозяйственного товаропроизводителя — основного производственного звена на селе, подчинив этой цели деятельность заготовительных, перерабатывающих предприятий, поставщиков материально-технических ресурсов, финансово-банковских учреждений и других обслуживающих организаций;
сохранение организационно-правовых форм хозяйствования за ширкатными, фермерскими и дехканскими хозяйствами, определив в качестве приоритета развитие фермерских хозяйств, которые в перспективе должны стать основным субъектом — производителем сельскохозяйственной продукции.
а) прогнозные объемы производства хлопка-сырца и зерна на текущий год устанавливаются в целом по республике и в разрезе регионов в соответствии с предложениями Совета Министров Республики Каракалпакстан и хокимиятов областей, составленными на основе обобщения договоров контрактации, заключенных между сельскохозяйственными производителями и заготовительными организациями;
б) сельскохозяйственные товаропроизводители с учетом специализации хозяйств и на основе заключенных договоров контрактации самостоятельно осуществляют размещение сельскохозяйственных культур;
в) хозяйства по своему усмотрению распоряжаются результатами своего труда, включая произведенную продукцию, принадлежащее им имущество, финансовые и материальные ресурсы.
Министерству сельского и водного хозяйства, Министерству экономики, Министерству юстиции Республики Узбекистан в месячный срок пересмотреть все действующие положения и нормы, исходя из настоящего пункта Указа.
3. Министерству сельского и водного хозяйства, Министерству экономики, Министерству финансов, Министерству юстиции Республики Узбекистан, Государственному комитету по земельным ресурсам, Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей обеспечить широкое развитие арендных отношений как основной формы производственных отношений в сельском хозяйстве. В месячный срок внести в Кабинет Министров предложения по осуществлению комплекса мер по переводу, начиная с 2004 года, всех ширкатных и фермерских хозяйств на арендную форму использования сельскохозяйственных угодий.
4. Министерству сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан, Государственному комитету по земельным ресурсам, Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей в процессе создания и организации деятельности фермерских хозяйств исходить из следующих принципиальных положений:
фермерские хозяйства, как правило, создаются на базе упраздняемых убыточных, низкорентабельных и бесперспективных ширкатов;
фермерское хозяйство создается как юридическое лицо, преимущественно в форме частного предприятия, с правом их последующего объединения в различные формы кооперации;
земельные участки предоставляются фермерам на конкурсной основе в долгосрочное, до пятидесяти лет, арендное пользование с правом наследования в течение срока аренды;
порядок предоставления земельных участков для формирования фермерских хозяйств определяется отдельным Положением, утверждаемым Кабинетом Министров Республики Узбекистан;
Комментарий LexUz
См. Положение о порядке предоставления земельных участков в долгосрочную аренду фермерским хозяйствам, утвержденное постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 30 октября 2003 года № 476.
договоры на поставку производимой сельскохозяйственной продукции и на получение материально-технических ресурсов и услуг заключаются исключительно самими фермерскими хозяйствами напрямую с заготовительными, перерабатывающими и обслуживающими предприятиями и организациями;
трудовые отношения между фермером и наемными работниками, включая членов семьи, основываются на трудовых договорах в соответствии с действующим трудовым законодательством.
5. Кабинету Министров Республики Узбекистан совместно с Советом Министров Республики Каракалпакстан и хокимиятами областей в двухмесячный срок разработать и утвердить:
Концепцию развития фермерские хозяйств на ближайшие годы в разрезе областей и районов, исходя из глубокого анализа местных особенностей, наличия сельскохозяйственных земель, трудовых ресурсов и перспектив трудоустройства высвобождающихся в результате реорганизации ширкатов работников;
Комментарий LexUz
См. Указ Президента Республики Узбекистан от 27 октября 2003 года № УП-3342 «О Концепции развития фермерских хозяйств на 2004—2006 годы», а также Программу мер по реализации Концепции развития фермерских хозяйств на 2004—2006 гг., утвержденную постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 30 октября 2003 года № 476.
Комментарий LexUz
См. Программу развития производственной и рыночной инфраструктуры на селе на период 2004—2006 годы, утвержденную постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 30 октября 2003 года № 476.
См. предыдущую редакцию.
(пункт 6 утратил силу Указом Президента Республики Узбекистан от 4 августа 2017 года № УП-5134 — СЗ РУ, 2017 г., № 32, ст. 793)
См. предыдущую редакцию.
(пункт 7 утратил силу Указом Президента Республики Узбекистан от 4 августа 2017 года № УП-5134 — СЗ РУ, 2017 г., № 32, ст. 793)
8. Министерству сельского и водного хозяйства, Министерству юстиции и Министерству экономики Республики Узбекистан совместно с заинтересованными организациями в месячный срок разработать и внести на утверждение в Кабинет Министров:
новые положения о Министерстве сельского и водного хозяйства, его областных и районных подразделениях;
Комментарий LexUz
См. постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 28 июня 2003 года № 290 «О совершенствовании организации деятельности Министерства сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан».
Комментарий LexUz
См. Примерный устав фермерского хозяйства, утвержденный постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 30 октября 2003 года № 476, а также Примерный устав сельскохозяйственного кооператива (ширката), утвержденный постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 5 ноября 2003 года № 486.
При подготовке указанных положений предусмотреть расширение самостоятельности сельскохозяйственных предприятий, конкретное разграничение функций и обязанностей каждого субъекта управления и хозяйствования, демократические формы решения кадровых вопросов в ширкатных хозяйствах, исключение административного вмешательства в текущую деятельность сельскохозяйственных товаропроизводителей.
9. Министерству сельского и водного хозяйства, Министерству экономики, Министерству финансов Республики Узбекистан совместно с заинтересованными ведомствами в месячный срок переработать и, по согласованию с Министерством юстиции Республики Узбекистан, утвердить в установленном порядке новые типовые договоры на поставку сельскохозяйственной продукции, материально-технических ресурсов и оказание услуг.
приоритетное положение основного производителя сельскохозяйственной продукции в его производственных отношениях с заготовительными, перерабатывающими и обслуживающими организациями;
установление порядка и конкретных сроков поставки продукции, выполнения работ, оказания услуг и взаиморасчетов по договорам;
соподчинение содержания и сути договорных отношений достижению главной задачи — производству с минимальными издержками основного продукта — хлопка-волокна, зерна и другой продукции;
Комментарий LexUz
См. Типовой договор контрактации, Типовой договор на поставку материально-технических ресурсов, утвержденные постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 30 октября 2003 года № 476.
Определить, что указанные договоры должны заключаться не позднее, чем за 1 месяц до начала реализации агротехнических мероприятий.
установить системный контроль за соблюдением хозяйствующими субъектами установленных норм и требований при заключении и исполнении договоров в сельском хозяйстве;
в месячный срок, совместно с Верховным судом и Высшим хозяйственным судом внести в Кабинет Министров предложения по формированию в регионах республики развитой системы правовых институтов, обеспечивающих надежную защиту интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей, вытекающих из договорных взаимоотношений.
10. Министерству экономики, Государственному комитету по статистике, Министерству финансов, Министерству сельского и водного хозяйства, Государственному налоговому комитету Республики Узбекистан в месячный срок изучить действующую систему статистических и финансовых показателей оценки деятельности сельскохозяйственных предприятий и на этой основе внести предложения по их коренному пересмотру, имея в виду их сокращение и создание единой системы отчетности в соответствии с требованиями рыночной экономики.
При этом, не допускать введения министерствами и ведомствами дополнительных форм отчетности на всех уровнях управления.
11. Министерству юстиции совместно с Министерством сельского и водного хозяйства, Министерством финансов, Министерством экономики Республики Узбекистан, другими заинтересованными министерствами и ведомствами в месячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в действующее законодательство, вытекающих из настоящего Указа.
12. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на государственного советника Президента Республики Узбекистан И.Х. Джурабекова, заместителей Премьер-министра Республики Узбекистан Р.С. Азимова и Н.С. Юсупова.